Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обогащение античного идеала воспитания в эпоху Возрождения и Реформации. 2 страница




Образование, являясь важнейшей социальной функцией и предметом пристальной заботы законодателей, должно, согласно Аристотелю, соответствовать существующему государственному строю и формировать у каждого гражданина свойства, которые бы в наибольшей степени обеспечивали государственную стабильность. Образование должно быть общим делом, регулируемым законом.

Образование, по мнению Аристотеля, следует начинать с формирования практических навыков и переходить к теоретическим знаниям. Преобладающее значение отдельных видов образования он определял в соответствии с ходом развития человека: вначале воспитание тела (до 7 лет), затем воспитание наклонностей (до 14 лет) и воспитание ума (до 21 года).

Аристотель выделил идеал общего образования, достойный свободного человека (не раба) и обращённый к формированию у него способностей и стремления к восприятию культурных ценностей, умения правильно судить «обо всём», а не воспитанию одностороннего профессионала в той или иной области знаний.

У Аристотеля так же, как и у Сократа и Платона, педагогический поиск был неразрывно связан со стремлением стабилизировать рушащийся полисный уклад жизни древних греков. Они пытались обосновать абстрактный идеал философского образования, ориентированного на воспитание добродетельного человека. Однако наступающая эллинистическая эпоха с присущими ей мощными государственными структурами, подчиняющими себе личность и отрицающими традиционными полисные ценности (единство, равенство всех перед законом, гражданскую активность, «всеобщее благоденствие» - всё это для полноправных граждан), делала это идеал бесперспективным для массовой педагогической практики.

В результате завоеваний А. Македонского в эллинистическую эпоху (конец IV - середин I в. до н.э.) греческая культура получила распространение на огромных пространствах от Сицилии до Индии. Эллини стическая культура отличалась ярко выраженным индивидуализмом, ростом противоречий между духовной жизнью личности и общественными установками. Главными носителями индивидуалистического начала в культуре эллинистической эпохи выступали философские учения, в которых нашёл отражение скачок к индивидуализму. Эти учения отрицали культурный идеал риторического образования, требовали сосредоточить внимание на воспитании воли, характера, умении общаться с людьми и стойко переносить невзгоды (эпикурейцы, киники, стоики). Идеальным героем эллинистической философии был мудрец, достигший внутренней независимости благодаря способности «жить согласно природе», т.е. довольствоваться немногим. Важнейшей педагогической задачей они считали развитие самостоятельности суждения и умения опираться на непосредственный чувственный и практический опыт.

Образование народных масс в эллинистическую эпоху претерпело существенные изменения. Широко распространялась грамотность среда низших слоёв городского населения. В то же время народная культура всё дальше уходила от традиционных полисных норм, всё больше увеличивался разрыв между ней и культурой верхов.

Во II-I в. до н.э. эллинистические царства Восточного Средиземноморья были завоёваны Римом. Традиции эллинистической эпохи продолжили существование в период римского господства, оказывая огромное влияние на развитие римского (латиноязычного) образования и культуры.

Древнейшее римское воспитание было семейным. Подростки и юноши из состоятельных семей становились спутниками выдающихся адвокатов и ораторов, присутствовали на разбирательствах судебных дел, изучали под руководством опытных юристов гражданское право и таким образом готовились к общественной деятельности. С 17-18 лет юноша начинал военную службу в легионах, принимал участие в каком-либо военном походе. После военной службы (1-3 года) для состоятельных граждан открывался доступ к государственным должностям. С проникновением в Рим эллинистической культуры в III-II вв. до н.э. происходит становление школьной системы. Кроме элементарных школ, которые существовали и раньше, в Риме по эллинистическому образцу начинают появляться школы грамматика.

Постепенно сложился образовательный идеал совершенного оратора, сформулированный Марком Туллием Цицероном (106-43 гг. до н.э.). Для обозначения своего образовательного идеала Цицерон выдвинул понятия «humanitas» - «гуманизм», «гуманность». Для Цицерона «humanitas» это и человеческое отношение к людям (человеколюбие), и человеческая природа, и культурность (воспитанность) и даже цивилизованное (гражданское) общество. Но прежде всего «humanitas» для него - это образование (древнегреческая пайдейя) то, что, в конечном счете, определяет самого человека. Гуманистическое образование есть образование, достойное свободного человека.

В конце I в. до н.э. Римская республика превратилась в Римскую империю. Возрастает роль государства в социальной и политической жизни общества, в судьбе каждой отдельной личности. Одновременно повышается значение школьного образования. Педагогические ценности Римской империи этого периода выразились в деятельности М.Ф. Квинтилиана (ок. 35 - ок. 100 гг. н.э.), который приобрёл широкую известность как преподаватель риторики. Его педагогический опыт был обобщён в труде «О воспитании оратора», где он рассмотрел основные этапы, методы и содержание учебного процесса. Ставя целью подготовки оратора широкую гуманитарную образованность, в программу обучения он включал не только грамматику и риторику, но и другие «свободные искусства» (геометрия, музыка, астрономия). В воспитании на первый план он выдвигает требование нравственного совершенства оратора. Наряду с сочинениями Цицерона, имевшими значение нормы для последующей культурной традиции, решающее влияние на становление образованности в Римской империи оказало творчество поэтов эпохи Августа (конец I в. до н.э. - начало I в. н.э.) - Вергилия, Горация и другие произведения, которые стали предметом изучения в римской школе. В этот период римская школьная система приобрела законченный вид, который она в основных чертах сохраняла вплоть до падения Западной Римской империи (476 г.) и гибели античного общества.

До 7 лет - ребёнок воспитывался дома; с 7 лет - обучался в начальной школе; с 11-12 лет - в школе грамматика, где изучали латинский и греческий языки и литературу. Небольшая часть учеников грамматика продолжала образование в школе ритора (риторами называли профессиональных ораторов, которые чаще всего выступали в суде как обвинители или адвокаты). Здесь занимались юноши 15-20 лет. Учащихся знакомили с детально разработанными правилами составления и произнесения речи. Много внимания уделялось практическим упражнениям. Считалось, что школа ритора дает подготовку к судебной деятельности. Другим предметам (арифметике, геометрии, музыке, астрономии, физическим упражнениям) уделялось очень мало внимания.

В Римской империи школьное образование приобрело государственный характер. Центральные и местные органы власти способствовали открытию школ, организовывали и контролировали их деятельность. Учителя получали государственное жалованье, освобождались от налогов, имели различные льготы.

Античность рассматривала общественное воспитание как основной способ формирования личности во имя сохранения и преобразования общества. Античная педагогика видела в развитии личности цель и смысл образования. Античной педагогике был присущ рационализм. В условиях отсутствия достаточно влиятельной религиозной традиции она обосновывалась преимущественно философами и риторами.

В I-II вв. н.э. среди народных масс Римской империи распространилось христианство - новая религия, возникшая в Палестине в I в. н.э. на основе иудейского монотеизма (единобожия). Античному идеалу соревнования и самоутверждения христианство противопоставляло сложившийся у народов Ближнего Востока идеал самоограничения, смирения, взаимопомощи и духовной независимости от «властей века сего».

Смысл христианского воспитания состоял в заботе о сохранении и развитии того, что в человеке заложил Бог. Целью христианского образования становилось не получение знаний о Боге, а знание Бога. Саму жизнь человека христианство объявляло путём познания Бога, слияния с ним, и религиозное образование становилось эффективным способом решения этой задачи.

В 395 г. Римская империя разделилась на Западную и Восточную - Византию, просуществовавшую до 1453 года. Византия во многом продолжила культурные и образовательные традиции античного общества, изначально синтезируя их с христианством. В Византии оформилось православие, оказавшее огромное влияние на особенности развития отечественной педагогической традиции.

Византийская православная традиция, как и христианская традиция в целом, видела смысл педагогических усилий в приобщении человека к Богу, в наставлении его на путь спасения. Обязательным условием спасения человека считалась его вера в Бога, принятие им религиозных догматов. Однако приобщиться к Богу человек мог путём познания (умопостижения) и путём дел (праведного образа жизни). Византийская педагогическая традиция осваивала оба эти пути. Западная католическая сосредоточилась на первом, встав на путь рационализации религиозного познания, что во многом определило характер и западной педагогики.

Элементарная, средняя и высшая школы составляли три ступени византийского образования.

В VII в. византийскими богословами была создана система религиозной педагогики. В начале столетия её основы изложил Авва Дорофей, пытавшийся сформулировать принципы монашеского воспитания, определить роль светского образования в духовном образовании. В произведениях Дорофея светское образование предстает как путь познания божественной истины.

В первой половине VIII в. Иоанн Дамаскин, оставаясь в рамках христианской религиозной традиции, пропагандировал культ знания.

Во второй половине IX века в Константинополе школу для элиты создал патриарх Фотий, наставник легендарных просветителей Кирилла и Мефодия. Для Фотия идеалом было энциклопедическое образование, основывающееся на общечеловеческих ценностях в их православно - христианской интерпретации.

Огромное образовательное значение наук обосновывал богослов и философ, ритор и историк Михаил Пселл.

В XIII-XIV вв. в Византии усилилась разработка монашеско-аскетической педагогики, отрицательно относившейся к светскому образованию и видевшей цель воспитания в мистическом слиянии с Богом. В середине XIV столетия солунский архиепископ Григорий Палама обосновывал необходимость приучения ума к сосредоточению на едином и на этой основе организации прямого общения между учеником - послушником и Богом. Палама весьма неодобрительно относился к светскому знанию и, особенно, к греко-римской образованности, хотя и не призывал к её полному запрету.

В последние десятилетия существования Византийской империи, столица которой пала под ударами турок в 1453 году, наибольший вклад в развитие педагогики внёс Георгий Гемист Плифон.Провозглашая главной целью воспитания достижение совершенства, он связывал это достижение с личными усилиями человека по развитию своих интеллектуальных способностей и душевных сил.

Восточному православию в христианском мире, укоренившемуся в Византии, а позднее и в Восточной Европе, противостоял католицизм, ставший религиозно-идеологической основой формирующегося западноевропейского средневековья. Официальный разрыв православной и католической церквей произошёл в 1054 году. В III-IV вв. на рубеже поздней античности и раннего средневековья был заложен фундамент новой педагогической традиции, опиравшейся как на утверждающееся христианское понимание способов воспитания человека, так и на достижение греко-римской образованности.

Огромную роль в формировании христианской педагогической традиции сыграл Блаженный Августин (354-430 гг. н.э.), получивший блестящее риторическое образование. Признавая практическую значимость наук, изучавшихся в системе традиционного риторического образования, он считал, что их освоение должно быть подчинено решению задач нравственного совершенствования личности в духе христианских идеалов и ценностей. Решение этой задачи он связывал, прежде всего, с постижением сердцем божественного откровения и основывающейся на этом любви к Богу.

Раннехристианских авторов прежде всего интересовала проблема воспитания человека. Его нравственное и религиозное становление стояло в центре педагогических размышлений одного из наиболее авторитетных «отцов церкви» - Иоанна Златоуста (354-407 гг. н.э.), ставшего в конце IV века константинопольским патриархом. Он сформулировал подходы, во многом определившие средневековое отношение к воспитанию. Критикуя светское мировоззрение, формирующее в человеке внешнее тщеславие, преклонение перед мирскими, материальными ценностями, он ориентирует человека на преодоление мирских соблазнов, собственных пороков, на стремление к высшим религиозно-нравственным ценностям. На этом пути велика роль родителей, которые должны формировать истинного христианина, заботиться, прежде всего, о воспитании их души, о подготовке их к жизни высшей: «Прошу вас и умоляю, возлюбленные, будем иметь большое попечение о наших детях и всячески заботиться о спасении их души. Родителям следует думать не о том, как бы сделать детей богатыми серебром и золотом, а о том, как бы они стали всех богаче благочестием, мудростью и стяжанием добродетели…»[2].

Падение Западной Римской империи в 476 г. привело к возникновению варварских государств, крушению рабовладельческих отношений, к кризису культуры. Упадок городов привёл к упадку школы: античное образование на Западе, за редким исключением, перестало существовать. Языком устной и письменной коммуникации католического духовенства была латынь. После падения Западной Римской империи примерно на пять столетий письменность исчезла из сколько-нибудь широкого обихода. Она систематически использовалась лишь в церковной среде и среде связанных с ней учёных для фиксации текстов религиозно-богословского содержания.

Проблемы содержания образования разрабатывал Северин Боэций (480-524 гг. н.э.), который создал учебники по всем «свободным искусствам». Они широко использовались вплоть до XIII века. Боэций объединил арифметику, геометрию, астрономию и музыку в учебный цикл «квадривиум» (четвёртый путь). Этот цикл вместе с «тривиумом» (третьим путём) - грамматикой, риторикой, диалектикой составил семь свободных искусств, впоследствии положенных в основу всего средневекового образования.

Вслед за Боэцием разработку проблемы содержания образования продолжил Кассиодор (480-574 гг. н.э.). В трактате «Наставления в науках божественных и светских» он обосновал необходимость синтеза теологического и светского знания, использования достижений античной науки, объединения духовного и светского образования.

К VI веку количество образованных людей в Европе резко сократилось; церковь стала испытывать потребность в священнослужителях, которые могли бы читать и толковать писание. В начале VI века на церковных соборах были приняты постановления о создании епископских школ для клириков и об обязанности священников готовить себе смену, а также учить мирян читать Библию. ВVI веке в Европе в условиях общего упадка школьного образования получает распространение педагогический идеал, никак не связанный с античным наследием, прямо противостоящий ему и базирующийся на христианском идеале монашеской аскезы.

Опыт монашеской педагогики старцев восточных египетских обителей был обобщён в первой трети V века Иоанном Кассианом (360-436 гг. н.э.) при создании монастыряна юге Западной Европы. Кассиан сосредоточил внимание на описании пути личного спасения христианина посредством самосовершенствования в аскетическом образе жизни. Он исходил из превосходства нравственного воспитания над учёностью.

В конце V века избранный римским папой идеолог монашеской педагогики Григорий Великий утверждал, что только искреннее покаяние и соблюдение христианских заповедей может обеспечить подлинное религиозное образование, результатом которого должно быть практическое исполнение усвоенного знания. В изучении светских наук, которые он требовал наполнить христианским содержанием, Григорий Великий видел средство для углубленного понимания смысла Священного Писания. Само же учение призвано воспитывать скромность и терпение.

В VII веке, когда в Европе единственным мировоззренческим ориентиром оказалось аскетическое монашеское самовоспитание, педагогические идеалы ориентировались на сакральный мессианизм христианского воспитания. Античный идеал образования рациональной автономной личности отошёл на второй план. Однако уже с начала VIII века в религию начинается проникновение знания. Указанная тенденция отчётливо проявилась в эпоху Каролингского Возрождения, культуру которой называют школьной культурой. «Капитулярий о науках» (787) Карла Великого предписывал создавать при каждом монастыре и епископской кафедре школы для монахов и клириков. Капитулярий 802 года обязывал всех мирян посылать детей в школы. Культурный подъём и пристальное внимание к педагогическим проблемам создавали благоприятные условия для осмысления коренных вопросов образования. Именно к их решению обратился выдающийся деятель Каролингского Возрождения Алкуин (730-804). В отличие от Григория Великого он считал, что мудрость есть не практическая добродетель, а знание, приобретенное в результате обучении. Причём мудрость включает в себя не только духовное знание, но и светские науки. Его сочинениями, в основном пособиями для обучения (учебник грамматики, учебник риторики, учебник диалектики, сборник задач по арифметике) пользовались в школах до конца средневековья.

В первой половине XI века образованность стала рассматриваться не только как средство укрепления государственного и церковного порядка, но и как самозначимая культурная ценность.

В конце IX века Западная Европа вновь погружается на два столетия в «темные века», характеризуемые феодальными междоусобицами и культурным упадком. Однако разработка педагогической проблематики продолжалась и в эту эпоху. В IX-X вв. на Западе окончательно складывается система рыцарского воспитания. Рыцари имели свой кодекс чести, ориентированный на идеалы верного служения своим сюзеренам, а также религиозным ценностям и прекрасным дамам сердца. Воспитание рыцаря часто происходило в семьях богатых феодалов, в которые отдавались дети их вассалов. Оно осуществлялось в форме индивидуального ученичества.

В средние века в общественном сознании утвердилось понимание ребенка как маленького взрослого. Переход из одной возрастной группы в другую воспринимался не как путь постепенной эволюции, а как одномоментный скачок. Христианство способствовало тому, что воспитанию ребенка до 6-7 лет уделялось мало внимания, так как этот возраст считался безгрешным. Затем воспитание становилось мелочным, приобретало жестокий характер, ибо господствовала точка зрения, что греховность ребенка и подростка резко возрастают, особенно с развитием плотских желаний.

В XII-XIII вв. в Западной Европе на фоне экономического подъёма, роста городов, развития товарно-денежных отношений наблюдается обмирщение образования, распространение грамотности среди мирян в городах. Именно в XII веке города, а не монастыри становятся центрами культуры и образования. В XIII веке школьное дело стало выделяться в самостоятельную отрасль; наметилась трехступенчатая система образования: начальная школа (церковные школы, городские школы, школы церковных сект), школа второй ступени (некоторые городские школы, монастырские школы, соборные школы, первые колледжи, факультеты «искусств» университетов), высшая школа («старшие» факультеты университетов - теологический, юридический, медицинский, а также «высшие» юридические и медицинские школы); стало формироваться университетское и систематическое школьное законодательство. В XIII веке в сфере образования национальный язык начинает постепенно теснить латынь.

К середине XIII века в Европе сложилась единая система университетов, зародившихся в предшествующем столетии. Некоторые известнейшие университеты возникли во второй половине XII-XIII вв. (Болонье, Оксфорде, Монпелье, Париже и других городах). Организация занятий в университетах, как правило, включала в себя чтение утренних лекций, в ходе которых преподаватели читали вслух тексты, формулировали проблему и разбивали её на подпроблемы. Вечером другие преподаватели в своих лекциях вновь обращались к тем же темам или к более узким проблемам. Еженедельно проводились диспуты, организуемые по особым правилам и имевшие важнейшей задачей формирование способности вести полемику.

В западноевропейской педагогической мысли в XII-XIII вв. происходят заметные сдвиги, отражающие общую динамику Западной цивилизации. Гуго Сен-Викторский (1096-1142) в «Дидаскалионе», одном из самых выдающихся памятников Средневековья, сформулировал и развил взгляд на учение, основывающееся на приобретении всеобъемлющего знания, как на способ совершенствования личности. У Петра Абеляра впервые нашла выражение идея противопоставления образования, основывающегося на знании, образованию, получаемому в результате собственных исследовательских усилий. Эта идея имела огромное значение в условиях появления университетов, дающих высшее образование и являющихся одновременно центрами средневековой науки. В сочинении Винсента из Бове (ок.1190-1264) «О наставлении детей знатных граждан» в тесном единстве рассматривались проблемы обучения и воспитания нравственности.

В XIII веке своего расцвета достигла схоластика. В третьей четверти XVII века Фома Аквинский обосновал понимание разума как сущностной потенции человек, самостоятельной, независимой от веры, отдельной от неё. Следуя за Аристотелем, Фома исходил из идеи целостного психофизического формирования человека. В его учении благо определялось как познание истины и утверждалось первенство разума.

При всех различиях во взглядах на воспитание и обучение человека в литературе того времени пристальное внимание уделялось духовной сущности человека, а знание рассматривалось как средство, предос терегающее от совершения грехов и осквернения души.

В XIV-XVI вв. в Западной Европе на смену средним векам пришла новая историческая эпоха - эпоха Возрождения и Реформации. Это было время развития экономической жизни, зарождения буржуазных отношений, небывалого расцвета культуры, мощного духовного подъёма. Новая эпоха выдвигала новые педагогические идеалы, искала адекватные им механизмы образования. Если средневековье выработало модель авторитарного, патриархального воспитания с опорой на традицию, авторитет и волю, то в эпоху Возрождения центр тяжести стал смещаться в сторону индивида с его способностями и потребностями, интересами. Развитию образования со второй половины XV века способствовало книгопечатание, изобретенное немецким ремесленником Иоганном Гутенбергом в 1445 году и предоставившее возможность печатать массовыми тиражами учебники, методические руководства, тексты, которые использовались в школах.

Идеологией Возрождения становится гуманизм. Гуманистическая педагогика Возрождения - это синтез педагогической традиции античности (идеал разносторонне развитого человека) и традиций Средних веков с религиозной трактовкой сущности человека и признанием равных прав человеческих индивидов перед Богом. Этот синтез стал основанием понимания индивидуальности, базирующейся на признании ценности и самобытной неповторимости человека, его права на независимость и свободу.

Гуманистический идеал человека включал обязательное интеллектуальное,нравственное и эстетическое развитие. Индивидуальность стала трактоваться как отличие человека от других людей; его право на индивидуальность было признано.

Гуманисты видели в образовании способ развития и восполнения природных задатков людей, ставили задачу и искали пути воспитания личности активной, разумной, преисполненной гражданского долга, следующей христианским ценностям, способной к служению обществу и достижению жизненного успеха.

Колыбелью Возрождения считают города Италии, расцвет которых в XIII-XIV вв. был связан с развитием торговли и ремесла, экономическим и культурным подъёмом. Именно здесь зародились и получили распространение гуманистические взгляды на человека, на цели, способы, пути и средства его образования.

Франческо Петрарка, которого называют «первым гуманистом Возрождения», провозгласил необходимость поворота от исследования теологических проблем, природы и окружающего мира к изучению человека, который, по его словам, сам себе остается неизвестным.

Гуманистами Возрождения (Пьера Паоло Верджерио, Гуарино Гуарини да Верона, Витторино де Фельтре, Эразм Роттердамский, Хуан Луис Вивес, Мишель Монтень и др.) были поставлены вопросы: о всеобщем образовании, об энциклопедизме содержания образования, обращенности знаний к миру, личному опыту ученика, а не только к книгам, о развитии сил и способностей ученика, о воспитании в соответствии с особенностями психического и физического развития ребенка. Предметом их внимания стал ребенок и его возрастные особенности. Они рассматривали мир детства как мир радости, игры, творчества, фантазии, чему резко противоречило традиционное авторитарное, схоластическое образование. Гуманисты выступали с новыми проектами, ориентированными на создание благоприятной педагогической среды в целях творческого развития обучающихся. Одним из таких был проект, воплощенный в художественной форме в произведении Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Король Грангузье поручил воспитание своего сына схоластикам и богословам сорбонского типа, людям старой культуры и старой науки, для которых буквоедство было главным содержанием всякого образования. Они заставляли его зубрить так, чтобы он, начиная от азбуки и кончая серьёзным трактатом, мог говорить всё без запинки наизусть, не интересуясь смыслом. Мальчик ничему не научился. Тогда королю посоветовали пригласить людей иного образа мыслей, другой выучки. Обучение Гаргантюа было отнято у схоластиков и поручено гуманистам. И в главах, посвящённых обучению Гаргантюа гуманистами, Рабле раскрывает в очень яркой форме свои идеалы.

Педагогика в культуре Ренессанса играла очень большую роль. Людям, создававшим новую культуру, было важно, чтобы эта культура получила в свои руки такое орудие, при помощи которого она могла бы подготовить человека с раннего детства к восприятию этой культуры. Итальянские гуманисты XV века теоретически обосновали этот принцип и практически осуществляли его. В трудах Леонардо Бруни, Верджерио, Дечембрио, Гуарини была разработана целая система новой педагогики, и плоды теоретической мысли оживили там педагогическую практику. Была основана школа в Мантуе, во главе которой стоял энтузиаст новой педагогики Витторино да Фельтре. Эту школу называли la casa gioiosa - «домом радости».

Основные положения педагогики, получившей завершено-художественное выражение в романе Рабле, вполне соответствовали тем принципам в этой области, которые создали итальянские гуманисты и которые следом за ними разрабатывал Эразм Роттердамский и другие представители европейского гуманизма.

Рабле положил в основу общественного воспитания два принципа. Во-первых, человек должен развивать не только интеллектуальные, но и физические силы: ум и тело должны развиваться одновременно, параллельно и гармонично. Во-вторых, любая система образования должна строиться так, чтобы в ней чередовались учение и отдых, которые воспринимаются воспитываемым с большой радостью. Эта точка зрения всей новой культуры, и этими принципами живет гуманистическая педагогика до сих пор. Однако гуманистическая педагогика была реализована как элитарная, аристократическая. Гуманистические идеалы Возрождения находились в вопиющем противоречии с характером реальной общественной жизни эпохи. Они были настолько устремлены в будущее, что оказались не только совершенно недоступными массовому сознанию, но и неприемлемыми для многих носителей «теоретического разума».

В XVI веке в Западной Европе широкое распространение получили идеи Реформации, которая приблизила христианство к человеку, в значительной степени прагматизировала его, признав выполнение долга мирской жизни и профессиональной деятельности высшей нравственной задачей человека. Деятели Реформации высоко оценивали роль воспитания и обучения в борьбе за «умы и души» людей.

Мартин Лютер (1483-1546), стоявший у истоков западноевропейской Реформации, подчёркивал, что именно «воспитанию детей и юношества» отдаёт предпочтение «перед всеми вещами земными и небесными». Лютер выдвинул программу широкого гуманитарного образования, в центре которого стояла задача воспитания мальчиков и девочек в духе христианских добродетелей, трактуемых с реформаторских позиций. Он перевёл Библию на немецкий язык, утвердил обучение чтению и катехизису основой складывающейся протестантской народной школы; большое значение придавал изучению древних языков; в преподавании немецкой истории видел важное средство развития национального самосознания. Школа, по его мнению, должна была готовить людей и для духовной, и для светской деятельности, помогать человеку становиться человеком посредством его систематического обучения и воспитания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.