Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение слова и понятие




О понятии как форме человеческого мышления, его связи с образом и способах выражения в языке мы говорили в § 57. Здесь мы обратим внимание на место понятия в семантической структуре слова и отличие понятия от значения.

В истории языкознания значение слова нередко отождествлялось с понятием. Большое влияние на такое понимание семантики слова оказало логическое направление в языкознании, которое, по сути дела, отождествляло значения таких единиц, как слово и предложение, с логическими категориями — понятием и суждением.

Учитывая обобщающую и классифицирующую природу значения слова, мы, разумеется, не можем пройти мимо понятия; и языкознание не может обойтись без обращения к этой форме мысли, которая находит выражение в языке и имеет закономерные отношения с единицами языка и их значениями. Понятие формируется в языке, его образование невозможно без участия слов, т. е. без выражения и закрепления с помощью слов признаков и отношений отражаемого предмета или явления действительности, обнаруживаемых и познава­емых в процессе человеческой деятельности. «Слово,— писал Потеб­ня,—...есть средство образования понятия, и притом не внешнее, не такое, каковы изобретенные человеком средства писать, рубить дрова... и проч., а внушенное самою природою человека и незаменимое» (4, с. 165).

Понятие определяют как мысль о классе предметов, как совокуп­ность существенных, отличительных признаков, по которым вычленя­ется из действительности определенный класс предметов или явлений. Поскольку понятие представляет собой совокупность вычлененных и познанных признаков, оно не может быть одноактным. Поэтому слово само по себе не выражает содержания понятия, оно служит только указанием на него, его представителем, знаком. «Всякое суждение есть акт апперцепции, толкования, познания, так что совокупность сужде­ний, на которые разложился чувственный образ можем назвать анали­тическим познанием образа. Такая совокупность есть понятие» (9, с. 120). Поэтому истоки научного познания действительности восходят к общеупотребительному языку, начинаются с формирования в нем понятий: «...Единственный строительный материал науки есть поня­тие, составленное из объектированных уже в слове признаков образа» (4, с. 195).

И образ, и понятие, как определенные формы человеческой мысли, характеризуются единством и общностью; это единство и общность не являются исключительным созданием слова. Несмотря на субъектив­ность форм человеческой мысли, это единство и общность зависят от отражаемой действительности. «Понятие,— писал Потебня,— развива­ет только то, что дано уже до него» (4, с. 218). Одновременно понятие


характеризуется ясностью мысли, поскольку оно представляет собой совокупность вьщеленных и познанных признаков. Вьщеление призна­ков есть одновременно систематизация и классификация обозначае­мого предмета. Понятие — это классифицирующая и квалифи­цирующая мысль. В понятии по мере отвлечения отличительных, существенных признаков исключается все случайное и развивается определяющее, необходимое. Поэтому формирующиеся в течение весь­ма длительного времени в общеупотребительном языке понятия явля­ются предтечей, порогом, с которого начинается образование и развитие собственно специальных, научных понятий.

Из сказанного становится очевидным, что слово является необхо­димым средством формирования и обозначения понятия, иными сло­вами,— познания действительности и закрепления этого познания в языковом знаке. «Как без языка,— писал Гумбольдт,— невозможно образование понятия, так без посредства его недоступен нашей душе никакой предмет: даже внешние предметы получают для нее полную существенность только при посредстве понятия» (11, с. 56).

Многие ученые отождествляют значение слова и понятие. Однако в свете сказанного для такого отождествления нет достаточных осно­ваний. Приведем высказывания сторонников такого подхода.

Л.В. Щерба: «...В основе «значений» так или иначе лежат понятия» (12, с. 4).

Д.С. Кацнельсон: «...Значение слова в своем концептуальном содержании соответ­ствует формальному понятию» (13, с. 19).

Ю.Д. Апресян под значением понимает «наивное понятие» (14, с. 56, 69).

Л.С. Выготский: «Значение слова с психологической стороны... есть не что иное, как обобщение или понятие. Обобщение и значение суть синонимы» (15, с. 262).

С другой стороны, весьма распространено и противоположное мнение, что значение слова и понятие — явления разного порядка; они самостоятельны и не соотносительны, будучи категориями разных наук и обладая не тождественным содержанием. К тому же если значения слов, как элементы конкретных языков, национальны, то понятие — категория мышления, имеющая общечеловеческий характер. Понятие — единица логического, а не лингвистического анализа. Оно может быть выражено различного рода сочетаниями слов, в то время как речь идет о значении отдельного слова и т. д. Однако эти полярные точки зрения вызывают замечания.

Уже в силу сказанного о слове и образе мы не можем отождествить значение и понятие. Как и образ, значение слова формируется одно­временно с образованием слова, чего нельзя сказать о понятии, что подчеркивали как языковеды, так и логики. Потебня, например, писал: «Слово не одним присутствием звуковой формы, но и всем своим содержанием отлично от понятия и не может быть его эквивалентом или выражением уже потому, что в ходе развития мысли предшествует понятию» (16, с. 68). В некотором противоречии со своей приведенной


выше мыслью Л.С. Выготский утверждает: «Название никогда не бывает в начале своего возникновения понятием» (15, с. 144—145). Из контекста явствует, что автор имеет в виду первоначальное неравенство образа и значения понятию. Точка зрения на понятие, в сущности, тождественна пониманию Потебни.

Об известной самостоятельности понятия по отношению к слову и значению слова пишет современный исследователь понятия Е.К. Вой-швилло: «Понятие не может возникать и существовать вне слова, поскольку оно есть специфически словесная форма отражения пред­метов, но оно нередко возникает и существует вне того слова, значе­нием (смыслом) которого оно может стать. Последнее вводится как сокращение для выражения уже возникшего понятия... Таков естест­венный путь введения специальных терминов» (17, с. 125).

Решительным противником отождествления значения слова и по­нятия был А.Ф. Лосев: «Теория тождества гласит, что значение слова есть попросту выражаемое им понятие. Это совершенно неверно. Слово может выражать не только понятие, но и любые образы, представления, любые чувства и эмоции и любую внесубъектную предметность. Кроме того, если значение приравнивается к понятию, то язык оказывается излишним, то есть он попросту превращается в абстрактное мышление понятиями» (5, с. 75).

Понятие формируется по результатам человеческой деятельности, направленной на отражение и познание предметов и явлений опреде­ленного круга, попавших в сферу человеческих интересов и опыта. Результаты этой деятельности так или иначе отражаются в языке. Понятие как форма человеческого мышления, а следовательно, и форма человеческого знания о действительности, не может быть осуществлена, сформирована и закреплена вне языка. Но собственный знак этого понятия отнюдь не обязательно образуется в языке одно­временно с формированием понятия. Таким образом, возникновение нового слова происходит отнюдь не одновременно с образованием понятия; формирование нового понятия может происходить без уча­стия того слова, которое станет знаком этого понятия.

Представляется также не доказательным то мнение, что значение и понятие семантически совершенно самостоятельные, не пересекаю­щиеся в какой-либо части семантические явления.

Понятие может быть выражено как отдельным словом, так и тем или другим сочетанием слов. Однако такой характер обозначения и выражения понятия не может служить достаточным основанием для отказа от его использования при изучении значения слова, поскольку оптимальным знаком понятия в языке остается слово. И однословные и неоднословные обозначения понятия в речи и языке отражают определенные языковые и мыслительные процессы. Как замечал По­тебня, слово служит средством как «сгущения», «конденсации» мысли, так и ее расчленения. И возможность расчлененного обозначения

8 я-45 225


понятия (раскрытие его содержания, приведение его признаков) не может служить доводом исключения его исследования в языкознании в случае его неоднословного обозначения.

На замечание, что понятие — общечеловеческая категория, а зна­чение — национальная, а потому некорректно использовать эту кате­горию в лингвистических исследованиях, можно ответить следующее. Обобщение, классификация и квалификация отражаемых языком дей­ствительных фактов по их существенным, отличительным признакам происходит в форме мышления — понятии. Было бы совершенно неправомерным исключить из круга лингвистических исследований и научного аппарата эту общую сторону лексических единиц, сущест­венную и определяющую, только потому, что она названа термином, вышедшим из логики, но давно применяемым в языкознании. Именно понятие придает слову обобщающую силу.

Понятие, входящее в значение слова в качестве его семантического ядра, также национально, как и само значение — по своему содержа­нию и объему. Достаточно сравнить значения слов, обозначающих предметы одного порядка в разных языках, чтобы убедиться в своеоб­разии выражения обобщения. Такие слова различаются охватом обоз­начаемых предметов, фразеологическими связями, оттенками значений, коннотацией и др. Как форма человеческого мышления понятие (подобно другим абстрактным формам мышления) — обще­человеческая категория. Но в действительности оно формируется и выражается в определенном языке и потому не может быть свободным от тех или других национальных особенностей. Нет вненациональных понятий, когда речь заходит о национальных языках. Даже общенауч­ные понятия получают в национальных терминологиях определенные национальные особенности.

О выражении понятия словами различных частей речи см. § 57.

Детальная разработка теории образности и понятийности слова в русском языкознании принадлежит Потебне и его ученикам, предста­вителям Харьковской филологической школы, развившим основные положения своего учителя. Образ и понятие как формы содержания, связанные со словом, равно необходимы в языке и равно предполагают друг друга на протяжении всей доступной наблюдению истории языка и мышления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.