Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неохраняемые объекты 1 страница




I

Объекты авторского права

Субъекты авторского права

Эволюция авторского права России

I

Эволюция авторского права

Венецианское авторское право. Моральные или личные неимуществен­ные права авторов стали естественным образом признаваться с появлени­ем письменности и письменных литературных произведений. Что касается жономических или исключительных прав авторов, то они стали косвенным образом признаваться только после изобретения печатной технологии И. Гуттенбергом в 1440 г. и становления полиграфической промышленно­сти в ряде европейских стран.

Главная причина возникновения исключительных прав на произведе­ния связана с ущербом, наносимым издателям от того, что их книги пере­печатывали другие лица. Венецианская республика в 1476 г. приняла Указ о патентах или привилегиях, который распространялся на некоторые тво­рения человеческого разума, в частности на изобретения и книги.

Считается, что исключительное авторское право возникло 3 января 1491 г., когда была выдана первая привилегия на книгу «Phoenix», автором которой был юрисконсульт Петр из Равенны. Содержание этой привиле­гии свидетельствует о том, что она защищала не права автора, а интересы издателя, которому автор разрешал опубликовать свое произведение: «по­велевается, чтобы никто не осмеливался в городе Венеции и во всех под­властных нам славных владениях печатать или продавать напечатанные экземпляры сказаннаго сочинения»'.

Другими словами, автор обладал правом разрешать публикацию произ­ведения, но после такого разрешения право на публикацию произведения пе­реходило к издателю. В случае нарушения запрета на перепечатку книг к нарушителям применялись меры наказания: конфискация всех экземп­ляров книги и штраф за каждый экземпляр книги.

Такие меры охраны могли косвенно защитить интересы автора, если кроме суммы от продажи рукописи он мог получать долю выручки от прода-


 


1 См.: Oliver R. Communication and Culture in Ancient India and China. N.Y., 1971. P. 21; Bettig R. V. Copyright Culture: The Political Economy of Intellectual Property. Westview Press, 1996. P. 12.


Канторович Я. А. Авторское право. Пг., 1916. С. 10—11.


54 • Глава 2. Авторское право


§ 2.2. Эволюция авторского права • 55


 


жи книг. Если же эта доля не предусматривалась, то автор был даже заинте­ресован в перепечатке своих книг, поскольку она позволяла продавать ко­пии по более низким ценам и способствовать большим объемам продаж и рекламе автора.

Привилегии Венецианской республики предоставляли издателю право на один из видов использования произведения — право на воспроизведение. Сам же автор никакими правами не наделялся. Другими словами, с самого начала система исключительного авторского права служила интересам пра­вообладателей, а не авторов.

Привилегии содержали важный элемент, который впоследствии по­стоянно использовался для обоснования необходимости изменения зако­нодательства в интересах правообладателей. Речь идет о лицемерной заботе об интересах авторов. Обратим внимание на следующие слова: «знатный юрисконсульт по имени Петр из Равенны, читающий каноническое право, почтительно заявил, что в течение всей своей жизни употребил весьма много старания и труда... посему смиренно просил, дабы запрещено было другим со­бирать плоды его трудов и бессонных ночей». Однако, несмотря на все стара­ния и труды, не автор, а издатель получил право на издание книги. Труд и бессонные ночи автора убедили дожа наделить исключительными правами издателя.

Все последующие века при любом изменении законодательства тяже­лый творческий труд авторов всегда использовался для предоставления все больших и больших прав тем, кто смог получить права на авторские произ­ведения.

Еще одна важная особенность привилегий заключалась в том, что они преследовали политические и экономические цели. С одной стороны, госу­дарство выполняло цензурные функции, не допуская к изданию произве­дения, которые могли представлять опасность для государства и церкви. С другой стороны, государство и его доверенные лица были заинтересова­ны в издании произведений, поскольку полиграфическая промышлен­ность была высокоприбыльной отраслью производства.

Английское авторское право. Перепечатка книг затронула все страны, в которых полиграфическая промышленность получила широкое развитие. Модель защиты интересов издателей, выработанная Венецианской рес­публикой, получила развитие в Англии. В 1709 г. был принят, а в 1710 г. вступил в силу Статут Анны, который не вполне обоснованно считают первым в мире законом об авторском праве.

В преамбуле к Статуту отмечалось, что многие лица выпускают книги без разрешения авторов или собственников, вследствие чего последним наносится значительный ущерб вплоть до полного разорения. Используя уже известные лицемерные обоснования (поощрение просвещения и «по­буждения ученых мужей к писанию полезных книг»), закон устанавливал правовую охрану изданных книг от перепечатки. Нарушение закона влек­ло такие же меры, что и в Венецианской республике — конфискация неза­конной (контрафактной) продукции и большие штрафы.


Помимо сходства с моделью охраны Венецианской республики, Ста­тут Анны содержал новые нормы охраны.

Книги становились охраняемыми при условии их внесения в реестр гильдии книгоиздателей. Закон устанавливал право издателя на опублико­ванное произведение на 14 лет с момента его регистрации. По истечении 14 лет права на издание переходили к автору на 14 лет '. Другими словами, автор мог получить права на свое произведение только спустя 14 лет после его регистрации и опубликования. Эти права автор мог затем уступить любо­му иному лицу. Когда указанные выше сроки истекали, авторское право прекращалось и произведение становилось общественным достоянием, т. е. его можно было свободно использовать без каких-либо разрешений и огра­ничений.

Статут вводил ограничения цен на книги ради общественных интере­сов. Например, если издатель устанавливал слишком высокие цены, спе­циальная организация могла снизить цены для того, чтобы книги были доступны читателям.

Английская модель авторского права не признавала личные неиму­щественные права авторов до 1988 г.

Принципы Статута Анны положены в основу законов об авторском праве в Британском содружестве наций и в США, где Закон «Об авторском праве» вступил в силу в 1790 г.

Наибольшие изменения Закон США претерпел в 1909 г., в соответ­ствии с ним авторское право возникало с момента регистрации и депони­рования произведения. Обязательная регистрация и депонирование сдела­ли Библиотеку Конфесса США богатейшим собранием опубликованных и неопубликованных произведений.

После вступления США в 1989 г. в члены Бернского союза Закон «Об авторском праве» был изменен для его соответствия Бернской конвенции, запрещающей любые формальности (регистрацию и депонирование) для возникновения авторского права. Значительные дополнения в законода­тельство об авторском праве США введены в 1998 г.2

Французское авторское право. Новая модель авторского права сложи­лась во времена Великой французской революции3. В 1791 г. был принят Декрет о праве на постановку и исполнение драматических и музыкальных произведений, а в 1793 г. — Декрет о праве собственности авторов на лите­ратурные произведения, композиторов, живописцев и рисовальщиков. За­прещалась перепечатка или воспроизведение произведений литературы и искусства в течение жизни автора, а наследники и другие правопреемники

1 См.: Риверс Т. Справочник для вещателей о владении, приобретении, освобожде­
нии, взыскании и административном управлении. Лондон: ЕСВ-АКТ, 1998. С. 22.

2 См.: The Digital Millennium Copyright Act of 1998, Public Law No 105-304, 112 Stat.
2869 (Oct. 28, 1998).

3 См.: Дюма P. Литературная и художественная собственность: авторское право
Франции. М.: Международные отношения, 1989. С. 14.


56 • Глава 2. Авторское право


§ 2.2. Эволюция авторского права • 57


 


могли пользоваться авторским правом в течение 10 лет после смерти автора.

Французское авторское право ввело принцип автоматической охраны, который означал независимость правовой охраны от каких-либо формаль­ностей, т. е. авторское право возникает с момента создания произведения, а не с момента его регистрации и вне зависимости от того, было ли про­изведение опубликовано, обнародовано или доведено до всеобщего сведе­ния. Внешне демократичный принцип автоматической охраны породил трудности для автора, поскольку нужно было убедить суд в своих правах на произведение, которое было использовано без разрешения. Доказывание авторства оказывалось во многих случаях очень сложным, а иногда и не­возможным.

Французская модель авторского права признала личные неимущест­венные права, которым придан вечный и неотчуждаемый характер. Все ав­торское право признано естественным правом человека. Кроме того, фран­цузское законодательство впервые в мире признало принцип национального режима.

Французская доктрина авторского права оказала влияние на законода­тельное становление авторского права в других странах и нашла отражение в Бернской конвенции.

Бернская конвенция. В середине XIX в. были заключены двусторонние и многосторонние межгосударственные договоры о взаимной охране ав­торского права и возникла потребность в унификации системы охраны. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произве­дений, заключенная 9 сентября 1886 г. в Берне и вступившая в силу 5 де­кабря 1887 г., стала первым международным договором в области автор­ского права. Техническое совершенствование методов использования произведений требовало изменений Конвенции, которая пересмат­ривалась в 1896, 1908, 1914, 1928, 1948, 1967, 1971 и 1979 гг. Страны, участ­вующие в Конвенции, образуют Бернский союз. Административные функции в отношении Бернской конвенции выполняет ВОИС.

В 1979 г. в Бернскую конвенцию введен Дополнительный раздел для привлечения в ее члены развивающихся стран. Принципы конвенции под­тверждены в Соглашении ТРИ ПС. Российская Федерация является чле­ном Бернского союза с 13 марта 1995 г.

Всемирная конвенция об авторском праве. В 1928 г. Лига Наций предложила унифицировать законодательство об авторском праве в раз­личных странах, поручив разработку предложений Институту интеллекту­ального сотрудничества, правопреемником которого после Второй миро­вой войны стала ЮНЕСКО. В 1952 г. в Женеве Межправительственная конференция по авторскому праву приняла Всемирную конвенцию об ав­торском праве, которая вступила в силу 16 сентября 1955 г. В 1971 г. была принята и в 1974 г. вступила в силу новая редакция Всемирной конвенции об авторском праве.


Всемирная конвенция содержит положения, которые в большей мере соответствуют интересам развивающихся стран, чем положения Бернской конвенции. Тем не менее ВОИС сделала все возможное, чтобы ослабить влияние Всемирной конвенции об авторском праве.

Соглашение ТРИПС. Это Соглашение является приложением 1С Ма-ракешского соглашения, учредившего Всемирную торговую организа­цию. Соглашение подписано 15 апреля 1994 г. и вступило в силу 1 янва­ря 1995 г.

Создание ВТО инициировано США и другими экономически разви­тыми странами для достижения мирными средствами целей, которые ра­нее достигались военным путем. С этой целью используется принцип гло­бализации мировой торговли, якобы соответствующий интересам всех стран. Однако действительная цель глобализациизахват и контроль то­карных и ресурсных рынков развивающихся стран и стран с переходной эко-i номикой.

В сфере интеллектуальной собственности цель глобализации — расчист­ка рынков развивающихся стран и стран с переходной экономикой для Товаров, в которых воплощены объекты интеллектуальной собственности, I и обеспечение интересов своих правообладателей любыми средствами, в том числе «без суда и следствия». В ТРИПС под «обеспечением» понима­ются действия лиц ex officio (по должности), которые решают, что про-I изошло нарушение прав на интеллектуальную собственность, и принимают «эффективные и срочные меры» по их предотвращению. Однако в консти-[ туциях большинства стран такие действия «без суда и следствия» запреще-I ны. Тем не менее именно такие незаконные действия получают все большее Распространение.

Следует отметить то обстоятельство, что большинство разработчиков Соглашения ТРИПС, за исключением представителей развитых стран, не | являлись специалистами в области интеллектуальной собственности1 и по-ному неудивительно, что Соглашение ТРИПС оказалось созданным спе­циалистами США и их союзников.

Договор ВОИС по авторскому праву. Нормы Соглашения ТРИПС в отношении объектов авторского права не были новыми, поскольку они уже существовали в региональном и национальном законодательстве. Бо­лее того, Соглашение не смогло предвидеть последствий, связанных с цифровыми технологиями. Попытка решить некоторые из этих проблем предприняты Дипломатической конференцией ВОИС по некоторым во­просам авторского права и смежных прав (2—20 декабря 1996 г.), которая приняла Договор ВОИС по авторскому праву (ДАП)\ вступивший в силу в марте 2002 г. Договор предложил ряд новых норм авторского права и по-

1 См.: Gervais D. The TRIPS Agreement: Drafting History and Analysis. London:
Sweet&Maxwell, 1998. P. VII.

2 Договор ВОИС по авторскому праву и согласованные заявления в отношении до-
вора ВОИС по авторскому праву. Женева: ВОИС, № 226(R). 2000.



58 • Глава 2. Авторское право


§ 2.4. Субъекты авторского права • 59


 


вторил подход Соглашения ТРИ ПС к обеспечению прав. В отношении неко­торых статей договора принято девять согласованных заявлений. Несмотря на то что договор считается большим достижением, его эффективность невелика из-за противоречивости некоторых норм.

В эволюции авторского права России можно выделить имперский (1828—1917 гг.), советский (1917—1991 гг.) и современный периоды.

Имперский период. Первые положения об авторском праве в Россий­ской империи возникли в 1828 г. В 1830 г. появилось Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, в 1845 г. — Правила о музыкаль­ной собственности, а в 1846 г. — Положение о собственности художест­венной.

С 1887 г. нормы авторского права входили в Свод законов Российской империи в качестве приложения к ст. 420, которое включало постановле­ния о праве собственности наук и словесности, о праве художественной собственности, о праве музыкальной собственности '.

Последний Закон Российской империи «Об авторском праве» от 20 марта 1911 г.2 распространил авторское право на географические, то­пографические, астрономические и иного рода карты, глобусы, атласы, рисунки по естествознанию, строительные и другие технические планы, рисунки, чертежи, драматические, музыкально-драматические и фотогра­фические и подобные им произведения. Некоторые положения Закона не соответствовали Бернской конвенции — например, допускался свободный перевод произведений.

Советский период. После крушения Российской империи правоот­ношения в сфере авторского права регулировались декретами и постанов­лениями Совета народных комиссаров, которые ограничили права авто­ров. В соответствии с декретом СНК «О научных, литературных, музы­кальных и художественных произведениях» 1918 г.3 любое произведение могло быть признано достоянием республики. На основании декрета «О научных, литературных, музыкальных и художественных произведени­ях» в 1919 г. были признаны достоянием РСФСР произведения 17 русских авторов3.

1 См.: Свод законов Российской империи. Свод законов Гражданских. Т. X. Ч. I. СПб.: Государственная типография, 1990. С. 61, 291—297.

1 См.: Беляцкш С. Л. Новое авторское право в его основных принципах. СПб.: Пра­во, 1912. С. 142-143.

' См.: Декрет Совета народных комиссаров «О научных, литературных, музыкаль­ных и художественных произведениях», 26 ноября 1918 г. //Собрание Узаконений 1918. №86. Ст. 900.


Закон «Об авторском праве» 1928 г. просуществовал до начала 60-х годов, когда его измененное содержание было внесено в Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик.

После присоединения СССР в 1973 г. к Всемирной конвенции об ав­торском праве в Основы гражданского законодательства СССР и граждан­ские кодексы союзных республик были введены новые нормы, которые несколько расширили права авторов.

Современный период. Новым этапом в развитии законодательства об авторском праве явилось вступление в силу законов Российской Федера­ции «О правовой охране программ для электронных вычислительных ма­шин и баз данных» и «Об авторском праве и смежных правах», который был изменен и дополнен в 2004 г.

С 2008 г. правоотношения в сфере авторского права регулируются час­тью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации.

Первичными или первоначальными субъектами авторского права явля­ются авторы произведений литературы, науки и искусства. В отличие от раннего законодательства в ст. 1257 Гражданского кодекса Российской Федерации автор произведения определен следующим образом.

Авторэто гражданин, творческим трудом которого создано произ­ведение.

Несмотря на кажущуюся простоту, это определение нуждается в по­яснениях.

Во-первых, первичными субъектами авторского права являются авто­ры произведений. Субъектами авторского права могут быть создатели иных объектов интеллектуальной собственности, поскольку заявочная докумен­тация, которую они подают в патентное ведомство для получения охран­ных документов (патентов, свидетельств), является объектом авторского права.

Во-вторых, при создании произведений совместным творческим тру­дом нескольких лиц все они признаются соавторами. Однако соавторами не могут быть лица, оказывавшие автору материальное, организационное, техническое или иное содействие или помощь, которые не имели творчес­кого характера.

В-третьих, категория «гражданин» вместо категории «физическое ли­цо», использовавшейся в раннем законодательстве, представляется более узкой, поэтому использование категории «физическое лицо» представля­ется предпочтительным.

Поскольку личные неимущественные права автора признаются неот­чуждаемыми и непередаваемыми, то субъектами личных неимуществен-


60 • Глава 2. Авторское право


§ 2.5. Объекты авторского права • 61


 


ных прав могут быть только авторы произведений литературы, науки и ис­кусства.

Исключительное авторское право может принадлежать не только авто­ру произведения, но и иным лицам — правообладателям авторского права. Причем принадлежность исключительного права тому или иному лицу уста­навливается по закону или по договору.

По закону или по договору субъектами исключительного авторского права могут быть не только авторы произведений, но и иные лица:

• наследники авторов;

• работодатели авторов служебных произведений;

• издатели некоторых видов произведений;

• правопреемники юридических лиц;

• правообладатели объектов авторского права.

Наследники авторов — это физические или юридические лица, кото­рые по закону или завещанию наследуют исключительные права авторов на те или иные произведения.

Работодатели авторов — это физические или юридические лица, которые оплачивают работу авторов по созданию служебных произведе­ний.

Издатели некоторых видов произведений — это физические или юри­дические лица, выпускающие в свет энциклопедии, энциклопедические словари, газеты, журналы и иные периодические издания, в том числе сборники научных трудов.

Правопреемники юридических лиц это лица, к которым перешли исключительные права по закону, договору или в силу других юридичес­ких оснований, например при реорганизации юридических лиц.

Правообладатели объектов авторского права — любые физические и юридические лица, обладающие исключительными правами на объекты авторского права.

В Бернской конвенции сформулирован принцип презумпции обладателя авторского права, в соответствии с которым автор охраняемого произведе­ния рассматривается таковым при отсутствии доказательства иного, если имя автора обозначено на произведении обычным образом1. Признание авторства необходимо для того, чтобы автор имел право на возбуждение судебного преследования во всех странах Бернского союза в отношении любых лиц, допустивших незаконное использование его произведения.

Объектами авторского права являются произведения литературы, нау­ки и искусства. Перечни произведений имеются в ряде международных до-

1 См.: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведе­ний. Женева: ВОИС, № 287(R). 1996. С. 8.


говоров и в национальном законодательстве. В § 1.4 приведен один из воз­можных перечней объектов авторского права.

При рассмотрении подобных перечней объектов авторского права обычно подчеркивают, что перечень не является исчерпывающим, другими словами, считается, что к объектам авторского права могут относиться произведения, которые в этом перечне явно не представлены.

Однако такое расширение сферы действия законодательства нельзя считать правомерным. Бернская конвенция давно содержала довольно широкие критерии, которые позволили включить в число объектов автор­ского прав не только любые произведения, но и некоторые исполнения произ­ведений. Точно так же законодательство стран с переходной экономикой завершает перечень объектов авторского права словами «другие произве­дения». С этой точки зрения любой объект, который мог считаться объек­том авторского права, должен пользоваться правовой охраной. Однако это далеко не так.

Например, несмотря на то что компьютерные программы в законода­тельстве многих стран давно охраняются как объекты авторского права, лишь в Соглашении ТРИПС и Договоре ВОИС по авторскому праву они стали признанными объектами авторского права. Другими словами, любые заявления о неисчерпывающем характере перечня объектов авторского права не имеют правовых последствий. Для того чтобы конкретный объект авторского права охранялся, он должен быть явно указан в законодатель­стве. В противном случае его охрана может зависеть от аргументов истца, ответчика и позиции суда.

Рассмотрим кратко основные объекты авторского права, представлен­ные в приведенном в § 1.4 перечне.

Литературные произведения — это произведения художественного, публицистического и прикладного характера, воплощенные на матери­альном носителе.

Не следует считать, что литературные произведения включают только художественные литературные произведения. Понятие литературного про­изведения гораздо шире. К литературным произведениям относятся лите­ратурные сценарии, либретто, тексты и нотные записи, статьи в газетах и журналах, дневники, письма и т. д.

С конца XX в. к литературным произведениям стали относить и ком­пьютерные программы. Обычные базы данных в виде сборников также от­носят к литературным произведениям.

Часто к объектам авторского права относят музыкальные, драматиче­ские и музыкально-драматические и хореографические произведения, хо­тя в действительности эти «произведения» являются исполнениями тех или иных произведений (см. § 1.4). Эти объекты могут считаться произве­дениями только в том случае, если существуют ноты (текст музыкального произведения в нотной записи); партитура (нотная запись многоголосного и музыкального исполнения для оркестра, ансамбля, хора); либретто


62 • Глава 2. Авторское право


§ 2.5. Объекты авторского права • 63


 


(словесный текст музыкально-драматического исполнения — оперы, опе­ретты), сценарий (сюжетная схема постановки, пьесы, оперы, балета, фильма и т. д.).

Научные произведения — письменные произведения научной, научно-по­пулярной, учебной направленности, воплощенные на материальном но­сителе.

Произведения науки упоминаются в Бернской конвенции с момента ее принятия, хотя все время были попытки исключить их оттуда1.

Обычно под научными произведениями понимают любые оригиналь­ные письменные произведения научного, учебного, научно-популярного, научно-художественного и прикладного характера, выраженные в науч­ных монографиях, диссертациях, отчетах, учебниках, справочниках, статьях в научных журналах и т. д.

Научно-технические произведения — произведения научно-технической и прикладной направленности, воплощенные на материальном носителе.

Разновидностью научных произведений являются произведения науч­но-технического содержания, выраженные в книгах, брошюрах, статьях, технических руководствах, патентной документации, нормативно-техни­ческой документации, промышленных каталогах, конструкторской доку­ментации, отчетах по научно-исследовательским, опытно-конструктор­ским и опытно-технологическим работам, депонированных рукописях, переводах научно-технической литературы, других опубликованных и не­опубликованных научно-технических документах, в частности в заявках, подаваемых в патентные ведомства на получение охранных документов. Патентные ведомства иногда отказываются признавать заявочные мате­риалы объектами авторского права, считая, что эти материалы формализо­ваны. Однако даже диссертационные работы должны соответствовать не­которым формальным требованиям, но никогда никто не сомневался, что в них выражены объекты авторского права.

Произведения изобразительного искусства — это произведения живопи­си, графики, скульптуры, выраженные различными методами, на раз­личных предметах или из различных материалов.

Изобразительное искусство объединяет живопись, графику, скульпту­ру; оно отображает действительность в наглядных и зрительно восприни­маемых образах. Произведения изобразительного искусства эстетически выражают мысли, переживания и взаимоотношения людей, воплощают те или иные идеи и представления.

1 См.: Ricketson S. The Berne Convention forthe Protection of Literary and Artistic Works: 1886-1986. London, 1987. P. 232.


Изобразительное искусство предполагает не столько унифицирован­ное, сколько субъективное восприятие, другими словами, одно и то же произведение может вызывать возвышенные чувства и эмоции у одних фителей и полное неприятие у других. Особенно это относится к произве­дениям нереалистических школ. Субъективизм в восприятии живописи, i рафики и скульптуры может доходить до абсурда. Примеры здесь бесчисленны.

Охрана произведений изобразительного искусства авторским правом имеет особенности, вызванные уникальностью каждого произведения. Для произведений искусства как ни для какого-либо другого вида произве­дений различие между оригиналом и копией имеет существенное значе­ние. Уникальность художественного произведения ведет к дополнитель­ным формам охраны прав художника, поскольку после продажи художник может больше никогда не увидеть свое творение. Кроме того, он не сможет предотвратить его использование (создание репродукций, альбомов ре­продукций, тиражирование в промышленности открыток, созданных на основе оригинального произведения, и т. д.). Для того чтобы хотя бы час­тично помочь автору, в Бернской конвенции и в национальном законода­тельстве некоторых стран введено право следования (см. § 4.13).

Произведения прикладного искусства — это произведения изобрази­тельного искусства, выраженные в товарах прикладного назначения, произведенные промышленным, ремесленным или кустарным способом.

Другими словами, прикладное искусство — это искусство производ­ства бытовых предметов, обладающих художественно-эстетическими ка­чествами и предназначенных не только для удовлетворения практических потребностей, но и для украшения жилищ, архитектурных сооружений, парков, в качестве элементов оформления зданий и помещений, промыш­ленной и полиграфической продукции и т. д. Поэтому иногда прикладное искусство называют декоративно-прикладным искусством.

Произведения прикладного искусства могут охраняться патентным законодательством как промышленные образцы (см. § 5.12), если выпол­нены условия патентоспособности. При этом во многих странах установ­лено, что при патентной охране объект перестает охраняться авторским правом. Другие же страны допускают двойную охрану как патентным, так и авторским правом.

Произведения архитектуры — это объекты, воплощенные в зданиях, со­оружениях, их комплексах, спроектированных и построенных с исполь­зованием различных методов и технологий для создания удобной среды обитания и производства.

В архитектурном произведении взаимосвязаны функциональные (по­лезность), эстетические (красота) и технические (качество) функции. На-шачение архитектурного сооружения определяет его пространственную




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.092 сек.