Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнительные исследования фирм (предприятий)




Рассмотрим сравнительные характеристики фирм (предприятий) в двух аспектах: во-первых, сравним предприятие советского типа (преимущественно государственное) и коммерческую фирму рыночной экономики; во-вторых, дадим сравнительный анализ современной корпоративной формы предприятия в России и за рубежом.

Характеристика предприятий и их поведения в административно-командной экономике подробно представлена в обширной литературе. Общая характеристика целей, собственности, процесса принятия решений, внутренней и внешней среды предприятия советского типа в отличие от фирмы рыночного типа приведена в табл. 3.

Таблица 3

(1) Различия предприятия советского типа и фирмы

Характеристика Советское предприятие Фирма
1. Инициатор создания Государственный орган или их совокупность Частное лицо или группа лиц
2. Цель Выполнение плана с нормальной интенсивностью Максимизация прибыли
3. Тип собственности Формально – государственная, реально – собственность властных структур Частная, акционерная
4. Самостоятельность Существенно ограничена властными структурами Полная
5. Принятие решений В рамках плана при заданном обеспечении и распределении продукции Самостоятельное, исходя из целей и возможностей
6. Организация управления Без учета предпринимательских функций С учетом предпринимательских функций
7. Бюджетные ограничения Мягкие Жесткие
8. Внешняя среда Стабильная Наличие риска
9. Взаимоотношения с государством Подчинение командам, исходящим от планового органа Полная независимость (с учетом закона)
10. Заработная плата Фиксированная, на основе единой тарифной сетки Гибкая, в зависимости от предельной производи­тель­ности труда
11. Координация деятельности работников Вертикальная, на основе выполнения команд дирекции Вертикальная, обеспечение координации
12. Факторы, определяющие систему хозяйственных связей Горизонтальные связи осу­ществляются через вер­тикальные (в рамках плана) Минимизация трансакционных издержек
13. Правовая основа Публичное и административное право Частное право

 

С началом реформ в России стали возникать частные предприятия (преимущественно в сфере малого бизнеса), а прежние социалистические предприятия начали акционироваться, превращаясь тем самым в корпорации. Юридически они являются акционерными обществами, но из-за большой концентрации акций в руках у немногочисленного слоя новых собственников, многие из которых являются руководителями предприятий, поведение таких корпораций во многом аналогично поведению классических предприятий эпо­хи свободного капитализма. Если не считать вновь созданные предприятия, то организационные преобразования состояли в том, что социалистические (непредпринимательские) предприятия превратились в капиталистические (предпринимательские) корпорации. Эволюция предприятий в развитых странах проходила другим путем: от частных предприятий (XIX в.) к «предпринимательским» корпорациям (первая половина XX в.), а затем к «общественным» корпорациям (вторая половина XX в.). Предпринимательские и общественные корпорации связаны с различными системами корпоративного управления: «инсайдеров» и «аутсайдеров». Если в первой модели корпоративного управления (континентальная Европа и Япония) максимальный объем контроля остается за «внутренними» владельцами, то во второй (США и Великобритания) функции владения и контроля осуществляются внешними инвесторами.

Обычно в институциональной литературе сравниваются американская фирма (фирма А) и японская фирма (фирма Я), подробное описание которой дал М. Аоки. Отметим, что с точки зрения корпоративного управления выделяются две базовые модели. Модель внутреннего управления используется в тех странах, где акции корпораций находятся в собственности одного лица или группы лиц (например, в ФРГ), а модель внешнего управления – в странах, где право управления размыто между значительным ко­личеством лиц и организаций (например, в США). В реальности модель корпорации представляет собой комбинацию моделей внутреннего и внешнего управления, в которой сочетаются черты как немецкой, так и американской моделей. Японская модель может оказаться полезной для развития корпоративных отношений на российских предприятиях.

К сильным сторонам американской модели относятся дисциплина и четкость, японской – снижение оппортунизма и прямое воздействие собственника, немецкой – распределение риска между многими участниками, совместная выгода. Например, устранение оппортунизма в японской фирме достигается следующими способами: пожизненный найм работников, вознаграждение за прошлые заслуги, широкая специализация работника, политика «законченных узлов». К слабым сторонам аме­риканской модели можно отнести ее относительную неэффективность, японской – сопротивление изменениям, немецкой – замед­ленную реакцию.

Сравнительная характеристика корпоративной формы предприятия может быть осуществлена по следующим признакам: 1) кто наделен властью; 2) в чьих интересах осуществляется контроль над менеджментом; 3) механизм воздействия на менеджмент; 4) характер связей между частями корпорации; 5) характер межотраслевых (финансово-промышленных) связей; 6) природа фирмы; 7) система корпоративных ценностей; 8) тип конкуренции; 9) важность фондовых рынков; 10) тип акционеров; 11) институциональная при­рода фирмы; 12) состав совета директоров; 13) тип контрактов. Характеристики оцениваются по трехбалльной системе (наличие доминирующего признака, умеренное наличие признака, отсутствие признака) и соответственно обозначаются «+», «(+)» и «–» (табл. 6.4)29.

Таблица 4

(a) Модели корпоративного управления в различных странах

Характеристики США, Англия ФРГ, Австрия, Швеция Франция Япония Россия Южная Корея
1. Высшая власть (суверенитет):            
• акционеров (монизм) +   +      
• акционеров и работников (дуализм)   +        
• всех соучастников (плюрализм)       +   +
• прочее         +  
2. Контроль над менеджментом:            
• в интересах акционеров +   +     +
• в интересах соучастников   +   +    
• прочее         +  
3. Менеджмент дисциплинируется с помощью:            
• ухода акционеров (продажа акций) +   +      
• враждебных захватов (рынок корпоративного контроля) +          
• прочее   +   + + +
4. Поощряются:            
• кросс-холдинги + + +   +
• переплетающиеся директораты   + + +   +
• прочее         +  
5. Поощряется тесная связь между промышленностью и финансами + + + +
6. Фирма:            
• классическая (капиталистическая, предпринимательская) + + +      
• прочее       + + +
7. Система ценностей:            
• индивидуалистическая +          
• сотрудничество и согласие   + +      
• коммунитарная       +   +
• прочее         +  
8. Конкуренция:            
• атомистическая + + +      
• межгрупповая   + + +   +
• прочее         +  
9. Фондовые рынки важны +
10. Акционеры:            
• индивидуальные +   +      
• институциональные +   +      
• банки (универсальные, как в ФРГ)   + +      
• прочее       + + +
11. Фирма:            
• как пучок контрактов + (+) (+) (+)   (+)
• как производственная функция (+) + + + + +
• прочее         (+)  
12. Совет директоров:            
• в основном из акционеров +          
• из акционеров и работников   (+)        
• из участников   (+)   +   +
• прочее         +  
13. Контракты:            
• классические +   +      
• реляционные («отношенческие»)   +   +   +
• прочие         +    
                         

 

Отличительные черты корпоративного управления ярко представлены в американской, немецкой и японской моделях. Корпоративные модели остальных стран приближаются в большей или меньшей степени к уже указанным. Российские корпорации обладают специфическими свойствами, многие из которых не сводятся к распространенным моделям корпоративного управления, что вызывает необходимость их дальнейшего изучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.