Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственная поддержка и регулирование деятельности малых предприятий




Мер по развитию малого предпринимательства в РФ, осуществлятются в следующих направлениях:

¨ нормативно-правовое;

¨ финансово-кредитное;

¨ обеспечение безопасности;

¨ информационно-техническое;

¨ организационное;

¨ кадровое и консультационное обеспечение;

¨ внешнеэкономическая деятельность.

Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.

Субъекты малого бизнеса характеризуются меньшей устойчивостью и конкурентоспособностью по сравнению с крупными предприятиями, в связи с этим для поддержания рыночной конкуренции, обеспечения внутренней стабильности и саморазвития данного сектора государство должно оказывать ему содействие и поддержку. Содержание понятия «государственная поддержка малого бизнеса», как и любой научной категории, - многопланово. Вопросы роли государства в развитии малого бизнеса, формирования механизмов регулирования, опыта государственной поддержки малых предприятий в России и за рубежом изучаются учёными достаточно широко (и методологически, и эмпирически). При этом большинство научных подходов основывается на дескрипции «государственная поддержка как внешняя среда системы малого бизнеса».

Формулирование цели государственной поддержки малого бизнеса не отличается гносеологической сложностью и вариативным разнообразием научных подходов В связи с этим, следуя методологическому принципу «бритвы Оккама», определяясь семантическим содержанием термина «поддержка» с акцентуацией вектора направленности (малый бизнес) и субъекта реализации (государственные формы), а также на основе анализа работ многих отечественных исследователей и нормативных документов, касающихся поддержки малого бизнеса, можно сформулировать основную цель государственной поддержки - создание государственными органами социально-экономических и правовых условий повышения экономической жизнеспособности малого бизнеса.

Задачи государственной поддержки достаточно четко систематизированы новосибирскими учеными В.В. Генераловым и М.В. Лычагиным при анализе программ государственной поддержки предпринимательства и заключаются в следующем:

обеспечение организационно-право­вых и социально-экономических основ предпринимательской деятельности;

обеспечение правовых условий функционирования рыночного механизма хозяйствования и условий свободного предпринимательства;

установление и обеспечение этико-пра­вовых норм предпринимательства;

обеспечение развития предпринимательской инфраструктуры;

оказание содействия предпринимателям в их хозяйственной деятельности;

реализация политики охраны окружающей среды. [3, с. 4].

Целенаправленность воздействия системы предполагает следование определённым принципам разработки и реализации государственной поддержки. Анализ научных исследований и правовых документов в области государственной поддержки малого бизнеса позволяет сформулировать основные принципы формирования политики государственной поддержки:

приоритетность - данный принцип подразумевает то, что программы поддержки малого бизнеса должны быть первоочередными, так как даже при развитом рынке малые предприятия не способны конкурировать с крупными предприятиями без поддержки в той или иной форме государства; так, в США в законе о малом бизнесе (1953 г.) говорилось: «... в той мере, в какой это возможно, оказывать поддержку предпринимателям малого бизнеса, консультировать, помогать и защищать их интересы с тем, чтобы сохранить свободное конкурентное предпринимательство». В российских специфических условиях кризисных явлений и переходного периода формируется ситуация, тормозящая развитие малых предприятий и усиление их роли в становлении рыночной экономики;

прозрачность - государственная поддержка должна осуществляться на конкретных, юридически закрепленных, условиях; в договоре должны быть четко прописаны его объект и обязательства сторон (как государственного органа, так и субъекта малого бизнеса);

комплексность - субъектам малого бизнеса должна быть обеспечена возможность получения государственной поддержки одновременно в нескольких формах, предусмотренных законодательством;

избирательность - при оказании поддержки необходим избирательный подход с акцентом на социальном (молодежное предпринимательство, предпринимательство инвалидов и людей с ограниченными возможностями, предпринимательство в сфере социально значимых услуг) и функциональном (целевое сопровождение начинающих предпринимателей или инновационного предпринимательства) направлении;

программно-целевой - один из наиболее существенных принципов, подразумевает то, что нормативно-правовые акты должны сопровождаться не только федеральными программами или планами министерств, ведомств и других исполнительных органов, государственная поддержка должна реализовываться на основании планового инструмента, содержащего программу с определением целей различных уровней, перечень мероприятий по их достижению, исполнителей данных мероприятий и ожидаемые результаты, то есть программно-целевой принцип отражает целенаправленность и комплексность осуществления работ по решению поставленной задачи государственной поддержки.

Рассматривая строение системы государственной поддержки, необходимо отметить, что её элементами являются органы государственной власти, а также государственные некоммерческие организации, то есть институциональные образования, ответственные за развитие малых предприятий, формирующие государственную политику в этой сфере, осуществляющие регулирование сферы малого бизнеса и управление инфраструктурой его поддержки. Элементы системы обладают различной степенью сложности, находятся по отношению друг к другу в иерархической зависимости и являются производными целостности системы государственной поддержки. При этом взаимосвязь элементов опосредована эксплицитным следованием (при функционировании) вектору целеполагания системы, в контексте которого каждый элемент выполняет определённую функцию (при изменении характера целенаправленности элемент выпадает из системы, становится ненужным).

Структура системы государственной поддержки характеризуется вертикальной императивностью по уровням управляемости: федеральному, региональному, муниципальному.

На федеральном уровне в систему государственной поддержки малого бизнеса вовлечены все ключевые структуры: от Президента и Правительства до Совета Федерации и Государственной Думы. На данном уровне создаётся правовая основа, в рамках которой действует вся система государственной поддержки: разрабатываются законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность органов поддержки, рекомендательные и нормативно-методические материалы по организации и оптимизации деятельности малых субъектов рынка, то есть создаются условия (правовые, финансовые, организационно-методические) для реализации политики государственной поддержки малого бизнеса. При этом политика создания системы государственной поддержки должна быть увязана с задачами государства по развитию малого бизнеса и с государственной экономической политикой в целом. Функциональной направленностью управленческого воздействия данного уровня является реализация регулирующей, связующей и координирующей роли в осуществлении деятельности системы государственной поддержки субъектов малого бизнеса посредством:

разработки и принятия законодательных актов по малому бизнесу, регулирующих все стадии и процессы его жизненного цикла;

учёта специфики малых предприятий при разработке нормативно-правовых актов, не имеющих прямого отношения к малому бизнесу (например, специальные статьи о правах малых предприятий при проведении конкурсов по гос.заказу в законодательстве о государственном и муниципальном заказе, об особом режиме доступа субъектов малого бизнеса к технологической инфраструктуре в законодательстве о деятельности естественных и локальных монополий и т.д.);

оказание малым предприятиям орга­ни­зационно-финансовой помощи;

разработка нормативной базы по развитию инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

Элементами системы на данном уровне являются координационные и совещательные органы государственных структур - либо непосредственно ведающие вопросами государственной поддержки малого бизнеса, либо разрабатывающие меры государственной поддержки, сквозные по профилю деятельности ведомства. К ним относятся:

Государственная дума Федерального Собрания РФ - комитет Государственной думы по экономической политике и предпринимательству;

Совет Федерации Федерального Собрания РФ - Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности; Совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации;

Федеральные органы исполнительной власти - в отношении 12 федеральных министерств и 15 федеральных агентств закреплены полномочия в сфере развития малого бизнеса: Департамент развития малого и среднего предпринимательства при Минэкономразвития России, координационный Совет Минздравсоцразвития России по развитию малого и среднего предпринимательства, Совет при Минприроды России по вопросам малого и среднего предпринимательства, Совет при Минрегионразвития России по вопросам малого и среднего предпринимательства, отдел развития малых форм хозяйствования при Департаменте сельского развития и социальной политики Минсельхоз России, координационный Совет по развитию малого и среднего предпринимательства Минэнерго России и др.

Федеральные органы, действующие при конституционных структурах, - Совет по борьбе с коррупцией при Президенте РФ.

Таким образом, на федеральном уровне определяются основные направления, принципы и формы государственной поддержки малых предприятий, конкретизация которых осуществляется на следующих, региональном и муниципальном, уровнях системы.

На региональном уровне устанавливается единый для региона общий порядок оказания государственной поддержки малому бизнесу, учитывающий специфику региона и особенности местных поселений, текущие и перспективные социально-экономические потребности региона, обеспечивающий согласованность интересов населения, малых предприятий региона и государства в целом, при этом не противоречащий федеральному. Функцией региональных органов поддержки малого бизнеса является реализация мероприятий, разработанных на федеральном уровне, разработка правовых актов по поддержке в соответствии с потребностями региональных субъектов малого бизнеса, индикативное планирование в контексте форм и методов региональной государственной поддержки, прямое финансирование малых предприятий региона, обратившихся за поддержкой, сбор и анализ данных о развитии малого бизнеса региона, обеспечение обратной связи государственных органов с субъектами малого бизнеса, защита его интересов, консультативное обеспечение государственной политики в области поддержки малого бизнеса, создание условий для формирования субъектов инфраструктуры государственной поддержки и координация их деятельности.

Органы муниципального уровня, находящиеся на нижней ступени структуры анализируемой системы, оказывают непосредственное воздействие в рамках государственной поддержки малого бизнеса. Функции данного уровня - реализация региональных концепций в границах муниципального поселения. Однако необходимо отметить, что в настоящее время эффективность поддержки со стороны муниципальных органов - весьма низкая (а там, где оказывается поддержка, формы ее - достаточно скудны), это можно объяснить и несогласованностью региональных и местных программ, во многих случаях - декларативностью целевых программ, позицией глав муниципалитетов ввиду отсутствия возможностей и полномочий оказания реальной поддержки малым предприятиям. Хотя именно органы местного самоуправления (пусть и не входящие в систему государственной власти, но наравне с ней являющиеся частью публичной власти в государстве) имеют возможность в максимальной степени учитывать специфику местных условий и потребности как населения муниципального образования, так и его бизнес-сообщества. В целом, муниципальные органы осуществляют координацию деятельности органов по государственной поддержке, контроль за соблюдением норм и правил ее оказания в муниципальном образовании, а также взаимодействие с субъектами инфраструктуры государственной поддержки.

Элементами системы на данных уровнях являются как самостоятельные структурные подразделения (департаменты, управления, отделы, комитеты), так и координационные органы (советы, комиссии, рабочие группы) региональной и муниципальной власти, специализирующиеся на оказании поддержки малым предприятиям. Кроме того, элементами системы обозначенных уровней являются Фонды развития и поддержки малого предпринимательства субъектов РФ (в основном функционируют именно региональные и республиканские Фонды, на муниципальном уровне действуют только Фонды г. Москвы и г. Санкт-Петербурга). Фонды являются государственными некоммерческими организациями, осуществляющими финансовое обеспечение региональной политики в области государственной поддержки малого бизнеса.

Таким образом, рассмотренные элементы являются основными в структуре системы государственной поддержки малого бизнеса. В целом, четкое выявление задач, элементов структуры и их функций позволяет более предметно анализировать воздействие системы государственной поддержки, ее актуализацию и проявление посредством форм, методов, инструментов в соответствии с внутренней логикой следования основной цели.

 

 

88 Анализ безубыточности: сущность, экономическая значимость, область применения

Маржинальный анализ — метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли, а также деления затрат на постоянные и переменные.

Эта методика основана на делении производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использовании категории маржинальной прибыли.

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Он позволяет:

- более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе эффективнее управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины;

- определить критический уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;

- установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;

- исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;

- точнее оценить эффективность производства отдельных видов продукции (услуг) и отдельных сегментов предприятия;

- обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.

В маржинальном анализе можно выделить два основных этапа, рассматриваемых в процессе изучения темы:

Расчет порога рентабельности (точки безубыточности) предприятия;

Маржинальный анализ результативности операционной деятельности.

 

Безубыточность – такое состояние, когда деятельность предприятия не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.
Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж – это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия. Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятия, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.
Анализ безубыточности производства проводится в целях изучения зависимости между изменениями объема производства, издержками и прибылью.
Цель анализа сводится к определению точки безубыточности.
Точка безубыточности или порог рентабельности – это такая точка объема продаж, при которой предприятие имеет затраты равные выручке от реализации всей продукции. Эта точка, при которой нет ни прибыли, ни убытков.
Точка безубыточности является критерием эффективности организации. Организация, не достигающая точки безубыточности действует не эффективно.
Центральным моментом анализа безубыточности (равновесного ана­лиза) является определение точки безубыточности (точки равновесия), т. е. такого объема продаж, при котором выручка от реализации про­дукции (работ, услуг) равняется сумме всех затрат. Очевидным при этом является то, что превышение данного объема обеспечивает полу­чение прибыли во все возрастающих масштабах, а его уменьшение — убытка.
Для определения точки безубыточности могут применяться следующие методы:
- Метод маржинального дохода;
- Графический метод;
- Математический метод (метод уравнения).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 933; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.