КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие менеджмента в прошлом
Характерные черты, стадии менеджмента Характерные черты менеджмента включают следующее аспекты
Содержание экономического аспекта составляет управление персоналом производства, в ходе которого достигается эффективная координация материальных и трудовых ресурсов. Социально-психологические аспекты характеризуют деятельность по организации и руководству усилиями всего персонала фирмы для достижения поставленных целей. Сюда относится система власти, регулирующая отношения между руководителем и подчиненным, а также социальная функция, в которой отражаются культура общества, его традиции, ценности и обычаи. Правовой аспект менеджмента отражает структуру государственных, политических и экономических институтов, проводимую ими политику и определяемое ими законодательство. Важнейшее значение имеют положения торгового права по вопросам создания фирм, заключения контрактов, промышленной собственности, а также государственное регулирование бизнеса. Организационно-технический аспект менеджмента включает рациональную оценку ситуации и систематический отбор целей и задач, последовательную разработку стратегии для решения различных задач, упорядочения требуемых ресурсов, рациональное проектирование, организацию, руководство И контроль действий, необходимых для достижения избранных целей, мотивацию и вознаграждение сотрудников. В зависимости от видов и последовательности деятельности менеджмент разделяют на три стадии Стратегическое управление включает: ♦ выработку цели менеджмента;
♦ прогнозирование как предвидение результатов развития,совершающегося под действием существующих факторов; ♦перспективное планирование как систему мер по преодолению отклонения прогнозируемых результатов от поставленной цели. Оперативное управление включает деятельность по реализации вышеуказанных мер: ♦ организацию нужной структуры и необходимых ресурсов; ♦ руководство как распорядительство (мотивацию) в условиях созданной структуры. Контроль включает анализ достигнутых результатов и выступает как исходный пункт нового цикла управления. Эффективный менеджмент предполагает единство всех черт и стадий процесса управления. Современный менеджмент – принципиально новая система управления, участвующая в построении нового (рыночного) общества. В России понятие менеджмента вместо понятия управления стало широко использоваться в 90-е годы 20 в., но зародилось как явление, мысль, область знаний примерно семь тысяч лет назад в оборонительной, политической и экономической сферах человеческой деятельности в древнем Египте, Греции, Риме и т.д. Фундаментом современного менеджмента являются: теория систем, теория хаоса, теория сложности. Особенность – в том, что организация рассматривается как живой организм («повышенная температура коллектива», «зрелый возраст», «жизненный цикл» организации, т.п.). Ведущим в современном менеджменте является системный подход. Он – не набор каких-то руководств или принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к организации и управлению. В отличие от менеджмента прежних эпох современный менеджмент предполагает постоянное обновление с ориентацией на конкретную ситуацию. Меняется ситуация – меняются и задачи, методы управления. Актуален, таким образом, ситуационный подход. Одна из главных проблем современного менеджмента – проблема нововведений (инноваций). Это не только новая техника и технологии, методы и принципы. Это новые типы мышления, темпы и виды переработки информации, интеграция подходов, моделей на основе новых систем ценностей.
Между историей развития менеджмента как науки и историей развития систем управления нельзя ставить знак равенства, но как прямая, так и обратная связь между ними существует. Основой появления управления явилось: а) развитие производства материальных благ в процессе жизнедеятельности человека; б) необходимость организации жизнедеятельности человеческого сообщества; в) необходимость кооперации в процессе жизнедеятельности. Выделяется в этом несколько исторических периодов: - древний; - индустриальный; - период систематизации идей, концепций, научных школ. Древний период (9-7 тыс. примерно до 18 в.). Один из первых ученых, раскрывающих смысл управления – древнегреческий философ 428-348 или 347 гг. до н.э. Сократ, провозгласивший принцип универсальности управления – считал, что главное в управлении это поставить нужного человека на нужное место и добиться от него выполнения поставленных перед ним задач. Платон – древнегреческий философ 428 или 427 – 438 или 437 гг. до н.э., ученик Сократа – рассматривал науку об управлении как науку об общем питании людей и доказывал, что управление – фактор обеспечения жизнедеятельности людей; он сформулировал принцип специализации. А.Македонский создал штаб как центр управления боевыми действиями. Аристотель – древнегреческий философ 382 – 322 гг. до н.э. заложил основы учения о домохозяйстве, обучающей рабовладельцев обращению с рабами, искусству управления ими. В древнем Риме систему управления фермой имел Катон Цезор – ок. 234 г. до н.э.; армией – Тускул 149 г. до н.э.; провозглашались задачи контроля проделанной работы, сравнения программы и результатов, выяснения причин невыполнения плана, рациональной организации работ. Отличия древних организаций от современных: - мелкая в древний период – крупная сейчас; - малое количество руководителей среднего звена в древности – большое их количество сейчас; - управление у древних не отделено от исполнения – сейчас отделено; - управление у древних – это результат захвата власти, а теперь – результат выдвижения, соблюдения при этом законности и порядка; - принимающих решение людей у древних мало – сегодня их много; - у древних в управлении очевиден упор на приказ и интуицию – сейчас на коллективную работу и рациональность.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |