Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В период с 1993-по 2000г. внешняя политика также потребовала сформирования новой международной политики




В деформации в системе планирования производства. Планы министерств и ведомств не учитывали реальных народно-хозяйственных задач, региональных особенностей, а порой несбалансированность планов, что вело к нестабильности в народном хозяйстве.

- В просчётах в экономической политике. Машиностроению, которое определяет темпы роста экономики страны и научно-технического прогресса (НТП) не было придано приоритетного значения.

- Отсутствовало самоуправление на производстве, что сдерживало активность трудящихся.

- Не был осуществлён курс в области демократизации общественной жизни.

- Снижение эффективности общественного труда, падение фонда отдачи, ухудшение качественных показателей в промышленности в целом.

- Просчёт в области НТР — слабое проявление в производстве наукоёмких отраслей, плохое использование вычислительной техники, низкая культура труда, значительное отставание от запада — всё это выразилось в одном понятии — “застой”.

К понятию “застой” нельзя подходить однозначно. И в годы застоя экономика развивалась: строились заводы (КамАЗ, тракторный завод в Елабуге, полностью модернизирован завод “Жигули”), построена БАМ, развивалась химическая, электронная промышленность, атомная энергетика, космонавтика; наметился прогресс в сельском хозяйстве. Были достигнуты огромные успехи в области науки (в 70-х -80-х годах СССР занимал 1-ое место в мире по количеству научных открытий).

С приходом к власти М.С.Горбачева в середине 80-х, начале 90-х г. в СССР, начались изменения. Они затронули все стороны социально-политического и экономического развития советского общества, жизни советских людей. Проходили они очень быстро, носили противоречивый характер, и имели серьёзные последствия для нашей страны. Решения горбачевской администрации очень часто не опережали объективные общественные процессы, а просто следовали за ними с нулевым эффектом. Средством было избрано осторожное реформирование экономики, но единого продуманного плана выработано не было. Эти изменения получили общее название «перестройка». Главной задачей «перестройки» было остановить распад системы «государственного социализма».

Началу перестроечных реформ послужило реформирование экономики. В апреле 1985г был провозглашен курс на ускоренное социально-экономическое развитие страны. Его рычагами были: научно-техническая революция, технологический прорыв в машиностроении и активизация сознания масс. Но ставка на энтузиазм потерпела неудачу, т.к. без технической поддержки и квалификации это привело не к ускорению, а к большому количеству аварий (пример – Чернобль в 1986г). Также потерпели неудачу и две компании – борьба с не трудовыми доходами и борьба с пьянством. Это привело к появлению «теневой экономики» и самогоноварению.

В сельскохозяйственной отрасли предполагалось развивать фермерские хозяйства. Это предусматривало передачу в аренду гражданам сельхоз угодий и техники для ведения фермерского хозяйства. Но реально колхозы не были заинтересованы в передаче частникам хороших пахотных земель и техники. К концу 1991г. фермерские хозяйства составили всего лишь 3% от общего пахотного клина.

В июне 1990г. Верховным Советом принимается концепция перехода народного хозяйства на рельсы рыночной экономики. Это предусматривало разгосударствление гос. Собственности, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и т.д. Однако механизм и сроки были сформулированы очень приблизительно, что в целом отличало политику горбачевской администрации и это приводило к тому, что кризис народного хозяйства еще больше усиливался. К тому же большинство принимаемых законов просто не работало. Как следствие не продуманности реформ продолжал падать уровень жизни населения, резко усилилась инфляция, началось общее сокращение производства в промышленности и сельском хозяйстве. Резко усилились темпы роста инфляции. Кроме этого предпринятое реформирование политической системы привело к тому, что в самой КПСС начались различные общественно-политические движения – социал-демократическое; центристское и ортодоксально-традиционное. Это привело к тому, что из рядов КПСС начался массовый отток ее членов. А в 1989-90гг. компартии стран Балтии (Литва, Эстония и Латвия) заявили о своем выходе из состава СССР. Начался процесс регионального дробления страны и складывания новой власти на местах в лице республиканских съездов, которые начали проведение своей национальной политики которая зачастую шла в разрез политики центра. Весной и летом 1990г. Латвия, Эстония, Литва, РСФСР и другие союзные республики СССР приняли декларацию о Гос. Суверенитете, что послужило началом распада СССР. Горбачев старался сохранить целостность СССР и с этой целью в марте 1991г. проводит первый общесоюзный референдум по вопросу сохранения СССР. Не смотря на волю народа (за сохранение СССР высказались 76.4% населения) представители лишь 9 республик согласились вести с Горбачевым переговоры по данному вопросу. Обсуждение было назначено на 22.08.91г. Но в ночь с 18 на 19.08.91г. власть в стране захватил Гос. Комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Путч удалось подавить президенту РСФСР Ельцину, т.к. Горбачев был блокирован в Крыму сторонниками ГКЧП. Сразу после путча Ельцин своим указом приостанавливает деятельность КПСС, фактически своей властью он ликвидировал КПСС как политическую структуру. После этого развал СССР стал не обратим. В конце августа Горбачев был вынужден подписать акт о признании выхода из состава СССР прибалтийских стран.

Последняя попытка центра, во главе с Горбачевым предотвратить развал СССР, была предпринята в сентябре 1991г. когда выдвигалась идея образования вместо СССР ряда суверенных государств которые бы представляли бы собой конфидерацию с единым институтом президентской власти. Но эта попытка не удалась. 08.12.91г. лидеры России (Ельцин), Белоруссии (Шушкевич) и Украины (Кравчук) объявили о роспуске СССР. И создании СНГ (содружества независимых государств) к которому в последствии присоединились Молдавия, Киргизия, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Армения, Азербайджан и Таджикистан. Это был конец СССР как единого государства. 25.12.91г. Горбачев ушел в отставку с поста Президента СССР.

Рассматривая политику Горбачева, мы видим его вялую реакцию на этнические конфликты, постоянное лавирование в решении острых вопросов которые имели важнейшее значение для СССР. Горбачев всем своим политическим существованием и сознательным бездействием обеспечил постепенный распад великой державы. В одном из западных изданий было его политика сформулирована так: - «Поглощенный политической борьбой Горбачев сделал фатальную ошибку, полагая, что экономические проблемы решатся сами собой. Результатом стало катастрофическое экономическое падение и развал, одной из самых могущественных держав». Горбачев фактически сдал СССР на милость США в октябре 1986г. в Рейкьявике, на свтрече с президентом США Рональдом Рейганом. Сам Горбачев похоже не испытывал угрызения совести за то, что за не долгие 6-ть лет своего правления стер с политической карты планеты великую державу мира, наследницу тысячелетней России.

Вопрос 52. Становление новой российской государственности (1993-начало XXI века).Россия на пути радикальной социально-политической и экономической модернизации

После трагических событий в Москве 3-4 октября 1993г., президент РФ Ельцин, возложил на себя полномочия по обеспечению прямого президентского правления в стране, вплоть до выборов в Федеральное собрание. Выборы должны были проходить по традиционной системе – одномандатным округам и партийным спискам. Выборы состоялись 12.12.93г.Одновременно был проведен референдум по проекту новой Конституции России. И если результаты выборов в Федеральное собрание получились запланированными (депутатский корпус Совета Федераций состоял в основном из работников органов власти и гос. управления), то результаты выборов в Думу были неожиданные. Большинство мест получило ЛДПР, Аграрная партия и КПРФ, а поддерживающая президента и правительство партия «Выбор России» получила всего 17% голосов. Эта оппозиционная Президенту по своему составу Дума, и определила ту политическую атмосферу в которой начался новый этап государственного строительства России. Референдум по Конституции окончился ее одобрением. Пятая в истории России Конституция подвела черту под советским периодом развития государственности нашей Родины. Основной закон провозглашал Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Вся полнота власти в стране осуществлялась Президентом с органами законодательной (двухпалатный парламент – Федеральное собрание), исполнительной (Правительство РФ), и судебной властями (Конституционный суд, Верховный суд и Высший арбитражный суд). Система органов гос. власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и автономных областей устанавливается субъектами Федерации самостоятельно, в соответствии с основами конституционного строя.

С целью нахождения компромисса с членами Гос. Думы, президент в феврале 1994г. выдвигает инициативу о достижении общественного согласия, первым шагом которого было проведении амнистии. Депутаты поддержали инициативу и расширили рамки амнистии, сделав ее политической. Амнистия касалась и освобождения от ответственности участников августовских событий 1991гю и октября 1993г. Следующим шагом к установлению диалога между ветвями исполнительной и законодательной власти стала подготовка и подписание 28.04.94г. «Договора об общественном согласии».

Вместе с тем происходящие в стране события, после принятия Новой конституции, со всей очевидностью показывали, созданная правовая основа российской государственности еще далеко не решила всех проблем. С конца 1994г. общественно-политическая жизнь в России все больше определяется борьбой ведущих политических партий. Выборы в новую гос. думу в декабре 1995г. сделали во властных структурах следующую расстановку: КПРФ-22%, ЛДПР-10.9%, правительственный блок «Наш дом Россия»-около 10% и «Яблоко»-свыше7%.

Итоги парламентских выборов 1995г. показали глубокое противоречие между жесткой политикой реформирования общества, проводимой администрацией Ельцина и нарастающим противодействием этим преобразованием в обществе. Применение правительством «шокотерапии» для оздоровления экономики привели к спаду промышленного производства, росту цен, катастрофическому падению уровня жизни, не выплате пенсий и зарплат. Но не смотря на непопулярность мер принимаемых правительством Ельцина, 03.0796г. Ельцин вновь переизбирается президентом и 09.08.96г. вступает в должность. Однако период с осени 1996 по зиму 1997г. ознаменовался периодом длительной паузы в жизни страны, в виду болезни президента.

Вернувшись к работе Ельцин, уже в марте 1997г производит перестановки в Правительстве, куда приходят молодые «реформаторы» (как Чубайс, Немцов). В след за этим проходит компания по борьбе с коррупцией. Весна 1998г. ознаменовалась новым резким поворотом в политической жизни страны. 23.03.98. Ельцин подписывает указ об отставке правительства во главе с Черномырдиным. К середине мая того же года было окончательно сформировано новое правительство РФ во главе с Кириенко. Главной целью этого правительства была выработка пакета законов обеспечивающих сбалансированность кредитно-денежной политики гос-тва. Однако курс нового правительства встретил противодействие со стороны левой части парламента и «финансовых олигархов», а также естественных монополистов. В итоге многочисленных попыток стабилизировать положение, получения кредита МВФ, правительственной авантюры с облигациями ГКО, 17.08.98г. грянул кризис всей валютно-финансовой системы России. В след за финансовым произошел и политический кризис. Отсутствие твердой полититической воли породили в обществе панические настроения. Для выравнивания ситуации формируется новое правительство РФ во главе с Примаковым. В течении 2-х месяцев вырабатывалась политика выхода из кризиса. Однако медлительность реформ привели и этот состав правительства к отставке. Так в ходе 4-х летнего правления Ельцина, в результате министерской чехарды которую он затеял, сменилось 5 председателей правительства и свыше 160 федеральных министров.

Важным политическим событием в стране – осенью 1999г. – были выборы в гос. думу третьего созыва. После изнурительной и ожесточенной парламентской борьбы 23.12,99г. избирком опубликовал официальные итоги выборов. Первыми было КПРФ, вторыми правительственный блок «Единство». Именно эти политические партии сформировали думское большинство. Эти выборы фактически определили новую политическую конфигурацию в стране. Финальным аккордом гос. развития России в 1993-2000гг. стало заявление о добровольной отставке Ельцина сделанное им в канун Нового 2000 года. На состоявшихся в марте 2000г. президентом стал исполняющий обязанности главы государства Путин.

В период с 1993 по 2000гг. в стране происходили глубинные социально-политические процессы трансформации некогда «великой страны». Наиболее важным дестабилизирующим фактором государственного строения России, являются растущие противоречия между федеральным центром и региональными авторитетными лидерами. В рассматриваемый период самыми страшными противоречиями было противостояние на Северном Кавказе (Чечня). Этот очаг напряженности с 1992г. до настоящего времени практически не затушен. Открытие прямых военных действий в декабре 1996г. только за первый период Чеченской войны унес жизни более 100 тыс. российских солдат и офицеров. Потери мирного населения до настоящего времени не подсчитаны.

- конец92-начало93гг. период поиска приоритетных направлений во внешней политике.

- 94-2000гг. стали этапом общего налаживания отношений с ведущими странами мира. Повышение уровня интеграции (внедрения) в мировую экономику. В этот период формируются два основных направления во внешней политике: - с развитыми странами мира и – со странами бывшего союза. (тут при необходимости вспомни ответы из вопроса 50).

В настоящее время обновленная демократическая Россия пройдя сложный и противоречивый курс социально-экономических и политических реформ, наконец то преодолела последствия «шокотерапии» и протеворечивый этап радикальных рыночных преобразований.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.