Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности кроя русской народной одежды




В настоящее время одежда, создаваемая по источникам народного костюма, включена в направление моды как одежда фольклорного стиля. Это определение подтверждает участие одежды фольклорного стиля как полноправного компонента современной культуры в современном развитии моды.

Народное творчество 60-70-х годов послужило источником и стимулятором обновления и развития профессиональной высокой моды, что явилось реальной связью поколений, памятью, которая формирует культуру, высокие чувства человека, чувство Родины. В настоящее время акцентируется внимание на том, что традиции и каноны народного искусства постепенно обновляются. Традиционные приемы как система начинают распадаться на отдельные элементы. Примером может явиться свободная интерпретация в современном костюме многих элементов народной одежды, а именно: ее линий, силуэта, кроя, цвета, орнамента и художественного образа костюма в целом.

Предметы материальной народной культуры в своем классическом варианте в наше время невозможны. Какие-то черты уходят, а какие-то уступают места новым современным закономерностям и приемам. Однако остается традиционность, романтика, целесообразность изделий и их актуальность, т. е. Их соответствие материальным и духовным потребностям современного общества, органическое вхождение в существующую культуру.

По сути, создаются изделия не традиционные, а в традициях народного искусства.

Рассмотрим взаимосвязь между кроем русского народного костюма и широкими возможностями создания на его основе самых разнообразных современных видов одежды.

Понятие народного кроя определилось в процессе современного профессионального моделирования и конструирования одежды. Характерным признаком форм кроя русской народной одежды является преобладание в них прямоугольных и прямых линий всех конструктивных деталей. Прямолинейность бывает присуща также декоративным стежкам, вышивкам, прямоугольным формам декоративных площадей на деталях изделий. В формах этого кроя применен основной принцип геометрической четкости покроя крестьянской рубахи, созданной скупыми средствами при малой расчлененности ее деталями. Форма русской народной рубахи возникла в результате длительного социального отбора, она определилась практической потребностью своей среды, ее стилевые особенности можно отнести к классическим формам прямого кроя.

Конструктивный принцип кроя народной одежды определен его традиционной формой, предусматривающей логику построения всех узлов, их внутреннюю простоту, элегантность, подвижность по отношению к фигуре.

Существовали общие правила и традиции по конструированию народной одежды. Каждое изделие было не только красивым, но и целесообразным, функциональным. Мастера всегда сочетали функциональность предмета с творческими поисками его создания, работая по принципу "как мера и краса скажут".

Из многообразия типов и форм многослойной крестьянской одежды созданы изделия, богато украшенные, с уникальными сочетаниями в отделке всего ансамбля, а также более простые, повседневные. В народном костюме всегда соблюдалось деление одежды на повседневную, рабочую, праздничную и обрядовую. В использовании декоративных материалов в народной одежде присутствовал и социальный элемент. В зажиточных семьях крестьян использовали дорогие фабричные ткани, меха, украшения. В бедных семьях использовали разнообразные домотканые материалы, а в качестве отделки - декоративное ткачество, вышивку, речной жемчуг, бисер, перья, пух и др.

Основным и наиболее стабильным видом крестьянской одежды считалась рубаха, которая входила в состав каждого ансамбля и была прямого кроя независимо от ее назначения.

Конструктивное членение рубахи в основном зависело от ширины холста. Ширина холста и экономичность кроя определяли линию притачивания рукава и длину плечевых срезов. При применении более широкой ткани плечевой срез удлинялся довольно значительно, и линия притачивания рукава иногда принимала горизонтальное положение. При использовании узкой ткани плечевой срез удлинялся незначительно, а линия проймы принимала вертикальное положение и прямоугольную форму.

Вместе с тем, несмотря на общие правила создания народного костюма, в зависимости от локальных условий допускались всевозможные варианты. Бытовавшие каноны и традиции по крою и шитью одежды были мало подвержены изменениям. Однако ширина ткани, ее структура, отделка, применение разнообразных приемов декорирования, введение отдельных фрагментов в стан рубахи в соответствии вновыми условиями жизни изменяли вид рубах, отличая одну то другой и придавая им актуальность и современность.

Декоративный образ южнорусских рубах динамичен. Соединение в одной рубахе всевозможных по цвету, пропорциям и материалам, вышивок, применение блесток, стеклярусов, пуговиц, бисера, тесьмы усиливали игру цветовых тональных и фактурных соотношений.

Другой эмоциональный строй присущ рубахам из сел Воронежской губернии, украшенным вышивкой нитями черного цвета. Контрастное сочетание черного и белого цветов создавало изысканность стиля и своеобразную красоту.

Русская народная одежда, это не только часть материальной культуры, но и явление, связанное с духовной жизнью народа, с важнейшими семейными событиями, а также с сельским хозяйством и календарными датами.

В соответствии с видом используемого домотканого холста шила не только рубахи, но и постельное белье, занавески, скатерти, полотенца, надкроватные пологи повседневные и праздничные; вязала подзоры, прошвы, кружева. Домотканые ткани из белых и крашеных шерстяных ниток употреблялись для шитья понев, шушпанов, верхней женской и мужской одежды.

В каждой российской губернии существовали свои приемы ношения и украшения одежды, места расположения и способы выполнения узоров, определенная цветовая гамма.

В мудрости народного кроя емкие функции. Каждая основная деталь с прямыми линиями кроя, а также и полики, клинья, ластовицы рукавов не только несут конструктивные и эстетические функции, но и способствуют экономичности кроя. Прямой крой крестьянской народной рубахи дает основание считать ее единой конструктивной основой. В южных областях прямой крой рубах усложнился введением деталей поликов.

Полик - это прямоугольная или трапециевидная деталь кроя, соединяющая перед и спинку по линии плеча. Поликипрямоугольной формы соединяют четыре полотнища холста, образуя плечевой пояс в изделии. Косые полики (трапециевидные детали, полученные из прямоугольных) соединяются широким основанием с вертикальным разрезом, узким - с горловиной.


 

 

Функциональность народной одежды в первую очередь обязана полику. Применение полика в рубахах прямого кроя определено высоким мастерством ремесленника прошлого века, стремившегося к максимальной практичности, превращенной в искусство (не выкроенная пройма и рукав без оката). Полик способствует утверждению утилитарности, конструктивности и эстетичности народной одежды.

Конструктивная функция полика играет важную роль в одежде: он помогает сбалансировать прямой крой рубахи на любую фигуру независимо от размера; размеры полика способствуют увеличению или уменьшению объема рубахи; полик помогает обрисовать стан фигуры и тем самым отделить объем одежды от фигуры; создает направление рукаву, обеспечивает его поворот и динамичность.

Эстетическая сторона полика проявляется в определении места его положения и величины отделки, взаимосвязанной с ним.

В рубахах с прямыми поликами характерной отделкой являлся сам полик, выполненный из кумача, набивных ситца, сатина либо из вставок узорного ткачества.Полики по швам украшались вышивкой, кружевом, тесьмой и т. п.

В рубахах с косыми поликами украшались места соединения полика со станом, зрительно отделяя полик от рукава. Вышивка и цветные вставки располагались на рукавах низко, почти на линии локтя.

 


 

 

Отделкой являлись и притачные клинья в нижней части рукавов. Притачные клинья располагались по обе стороны основной части рукава. Клин со стороны локтевой части рукава, как правило, был небольшим. Клин со стороны переднего переката рукава был значительно больше и кроился из более тонкой ткани, а чаще был другого цвета. Притачная линия клина со стороны переднего переката рукава была значительно короче другой стороны этого клина, чем способствовала направлению рукава вперед. Кроме того, она удлинялась против локтевого среза на величину цельнокроеной ластовицы.

 


 

СЛОВАРЬ РЕДКИХ СЛОВ, ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В ТЕКСТЕ

 

АРМЯНИНА - сукно из неокрашенной верблюжьей шерсти. В XVIII-XIX веках армянина вырабатывалась казахами, кочевавшими в астраханских степях и за Уралом, татарами и уральскими казаками.

АТЛАС - шелковая или шелковая с введением шерстяного" льняного или хлопчатобумажного утка ткань, выполненная на восьми ремизках. Атласные ткани в XVI-XVII веках поступали в Россию из Ирана. В XVIII - начале XX века производились на русских мануфактурах и фабриках. В крестьянском костюме XVIII - первой четверти XX века не получили большого распространения.

БАРХАТ - шелковая ткань с коротким густым шелковым ворсом. Разновидность бархата - рыхлый бархат, в котором ворс покрывает только фон или только узор; ткань при этом выглядит рельефной. В XVIII-XIX веках бархат изготавливался на русских мануфактурах и фабриках. В крестьянских костюмах бархат встречался редко из-за его высокой стоимости. Наличие у женщины бархатного сарафана рассматривалось как признак зажиточности семьи.

БИТЬ - медная, серебряная, позолоченная расплющенная (плоская) нить, использовавшаяся для вышивания и тканья позумента.

ВЕЛЬВЕРЁТ (ВЕЛЬВЕТ, ВЕЛЬВЕРТЙН, ВЕЛЬВЕТИН, ВЕРВЕРЁТ) -хлопчатобумажная ткань с ворсом типа бархата. Ворс большей высоты, чем у бархата. В XIX веке изготавливалась на русских фабриках. В крестьянском костюме использовалась для головных уборов, безрукавок, как отделка верхней одежды.

ГАЛУН - тесьма, вытканная из металлической нити (бити): золотой, серебряной, медной - с хлопчатобумажной или льняной нитью. В XVIII-XIX веках изготавливалась на русских мануфактурах и фабриках, использовалась для отделки одежды.

ГАРУС - шерстяная сученая пряжа, использовавшаяся для вязания, вышивания, изготовления бахромы, помпонов, украшавших одежду и головные уборы. Гарус очень ценился русскими крестьянками, которые употребляли его только при орнаментации праздничной одежды.

ДАБА - плотная хлопчатобумажная ткань белого цвета или окрашенная в кубовый цвет. Среди русских крестьян ценилась как ткань прочная, красивая и недорогая.

ДРАДЕДАМ - сукно, шерстяная ткань простого полотняного переплетения со слабо выраженным ворсом, окрашенная обычно в светлые тона. Это сукно -одно из самых дешевых в России XIX века.

ДЫМКА - тонкая прозрачная ткань, обычно шелковая или льняная. В XIX веке использовалась для изготовления головных покрывал.

ЗОЛОТНАЯ НИТЬ - тонкая медная или серебряная позолоченная нить, спряденная с шелковой или хлопчатобумажной ниткой. Золотная нить использовалась для вышивания и плетения кружев.

КАЗИНЕТ (КОЗИНЁТ) - хлопчатобумажная, шерстяная, полушерстяная ткань саржевого переплетения, обычно одноцветная. В XIX веке изготавливалась на русских фабриках. В русской деревне использовалась в основном для шитья верхней праздничной одежды.

КАМКА - тонкая шелковая, льняная, шерстяная одноцветная ткань. Характерной особенностью камки было сочетание блестящего фона (узора) с матовым узором (фоном). В XIX веке термин "камка" применительно к таким тканям употреблялся редко. Камчатые ткани изготавливались в XVIII - XIX веках на русских мануфактурах и фабриках.

КАМЛОТ - шерстяная и хлопчатобумажная ткань темного цвета. Дорогие сорта камлота изготавливались из верблюжьей или ангорской шерсти с добавлением шелковой нитки. Камлотом называлась также плотная, но тонкая полосатая хлопчатобумажная ткань. В русской деревне использовалась для шитья верхней одежды и сарафанов.

КАНАВАТ - шелковая полосатая или клетчатая ткань коричнево-оранжевого цвета, часто с узором (букеты цветов, ромбы), вытканным золотной, серебряной или медной нитью. В XVIII - начале XIX века изготавливалась на русских мануфактурах в подражание восточным тканям. В русской деревне использовалась для изготовления головных покрывал.

КАШЕМИР - тонкая шерстяная ткань, вытканная из лучших сортов шерсти. Кашемиром называлась также плотная двусторонняя хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения. В русской деревне кашемир очень ценился, использовался для изготовления праздничной одежды и как отделочный материал. В XIX веке кашемир ткался на русских фабриках, а также привозился из-за границы.

КИСЕЯ - хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, очень тонкая, прозрачная. В XIX веке изготавливалась на русских фабриках. В крестьянском костюме использовалась для рубах и покрывал.

КИТАЙКА - хлопчатобумажная плотная ткань полотняного переплетения, как правило синего цвета. Во второй половине XIX века китайкой изредка называли и такую же ткань красного цвета. В XVII - начале XX века китайкой называли шелковую однотонную ткань, привозившуюся из Китая, а также хлопчатобумажную желтоватого цвета.

КОЛЕНКОР - хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, хорошо прокрахмаленная в процессе изготовления. Коленкоры были, как правило, белого цвета или окрашенные в один цвет. В русской деревне белый коленкор использовался для изготовления рубах или на подкладку сарафанов, безрукавок, верхней одежды.

КОСАРИК - деревянный нож для прибивания уточной нити при тканье на ниту.

КРАШЕНИНА - холщовая или шерстяная ткань домашнего изготовления, окрашенная преимущественно в черный, синий или красный цвет.

КУМАЧ - хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения красного цвета. В XVIII - первой половине XIX века изготавливался татарами Казанской губернии. Во второй половине XIX века делался и на фабриках других губерний России. Кумач в русской деревне применялся для шитья мужских и женских праздничных рубах, женских сарафанов, использовался для отделки одежды, головных уборов.

ЛАСТИК - полушерстяная подкладочная ткань фабричного производства.

ЛЮСТРИН - шерстяная, полушерстяная, легкая шелковая ткань с блестящей поверхностью; в XIX веке изготавливалась на русских фабриках.

МАДАПОЛАМ - хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения белого цвета. В XIX веке изготавливался на русских фабриках.

МАНЧЕСТЕР - хлопчатобумажная ткань с ворсом типа бархата, а также хлопчатобумажная ткань, изготовленная на восьми ремизках, имевшая благодаря начесу вид сукна. В XIX веке изготавливалась на русских фабриках по образцу тканей, выпускавшихся на фабриках города Манчестера.

МИТКАЛЬ - хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, тонкая или более плотная, сероватого цвета. После отбелки миткаль получал название мадаполам, после отбелки и прокрахмаливания - коленкор, после набивки узора - ситец. В XIX веке изготавливался на русских фабриках.

МОЛЕСКИН - хлопчатобумажная ткань, изготовленная на восьми ремизках, имевшая вид сукна благодаря легкому начесу. В XIX веке изготавливалась на русских фабриках.

НАБОЙКА - холщовая ткань домашнего изготовления с цветным узором, нанесенным на ткань с помощью специальных набойных досок. В XIX веке набойка, как правило, была синего цвета (кубовая) с белым или светло-желтым, светло-зеленым узором. На готовую набойку часто наносили штампами красной масляной краской дополнительный узор, обычно мелкие кружки - "денежки". Набивные ткани делались в кустарных мастерских в провинциальных русских городах, селах и слободах.

НАНКА - хлопчатобумажная ткань, изготовленная на трех ремизках, плотная, белая или гладкокрашеная, иногда с набивным узором. В XIX веке нанка была одной из самых дешевых тканей, выпускаемых русскими фабриками.

ПАРЧА - ткань с шелковой основой и утком из металлических нитей (золотных, серебряных, медных). Парча считалась дорогой тканью, предназначенной для праздничных костюмов. В XVI-XVII веках парчу привозили из Ирана, Турции, Италии, Франции. В начале XVIII века в России была открыта первая мануфактура по изготовлению парчи. В XIX веке русские фабрики выпускали большое количество парчи, предназначенной специально для шитья крестьянского костюма.

ПЕРЕТЫКА - прием украшения тканей домашнего изготовления: цветные полоски в одну уточную нить.

ПЕСТРЯДЬ - льняная, хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения домашнего изготовления из цветных нитей. Пестрядь была обычно полосатой или клетчатой. В русской деревне она широко использовалась для шитья женских и мужских рубах, сарафанов, портов, употреблялась для подкладки.

ПЛИС - хлопчатобумажная ткань с ворсом типа бархата. Ворс плиса обычно длиннее ворса бархата. В XIX - начале XX века изготавливался русскими фабриками в большом количестве и был сравнительно дешев. Использовался крестьянами для шитья шапок, жилетов, корсеток, для отделки одежды.

ПОДХОЛСТНИК - ткань из шерстяных нитей утка и льняных (конопляных) нитей основы домашнего изготовления.

ПОЗУМЕНТ - тесьма, тканная из золотных, серебряных, медных нитей на хлопчатобумажной основе, использовалась для отделки одежды, головных уборов.

ПОЛУБАРХАТ - бархат с добавлением шерстяной и хлопчатобумажной нити.

ПОЛУПАРЧА - ткань с хлопчатобумажной основой и утком из металлической нити. В XIX веке изготавливалась русскими фабриками специально для крестьянской одежды.

ПОНИТОЧИНА - ткань с шерстяной основой и льняным утком или с льняным утком и шерстяной основой, изготавливалась крестьянами для собственного употребления и на продажу. В XIX веке широко использовалась для шитья верхней одежды.

ПОСКОНЬ - конопляные нитки, конопляный холст домашнего изготовления. В XIX — первой четверти XX века использовалась для шитья верхней одежды.

РЯДНО - редкая холщовая ткань домашнего изготовления. В XIX веке использовалась в основном для шитья рабочей одежды, а также на мешки, подстилки и т.д.

САРЖА - шелковая, шерстяная, хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения. В XIX веке в крестьянском ткачестве саржей называлась также полушерстяная ткань, изготовленная на трех ремизках. Саржа домашнего изготовления использовалась для шитья верхней одежды, иногда сарафанов.

САРПИНКА (СЕРПЯНКА) - льняная, хлопчатобумажная или полульняная пестрая (клетчатая или полосатая) тонкая ткань. Сарпинка изготавливалась в XIX - начале XX века на фабриках и в кустарных мастерских.

СЕРМЯГА (СЕРМЯЖИНА) - толстое неокрашенное сукно домашней выработки. В XIX веке использовалось для шитья верхней одежды.

СИТЕЦ - хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с набивным орнаментом. В XVIII-XIX веках изготавливался на русских мануфактурах и фабриках, пользовался большим спросом у крестьян. Ситец употреблялся для шитья рубах, сарафанов, передников, отделки одежды. Особенной популярностью пользовался так называемый французский ситец, т. е. ситец синего или красного цвета с мелким синим или красным цветочным узором.

СИТЕЦ ФРАНЦУЗСКИЙ - синий или красный ситец с мелким цветочным узором, изготавливался на русских фабриках.

СУКМАНИНА - сукно домашнего изготовления, в котором уток льняной, а основа шерстяная. В XIX веке использовалась для шитья верхней одежды.

СУКНО - шерстяная ткань полотняного переплетения с ворсом, возникавшим в результате валяния и отделки сотканной шерсти. Сукно изготавливалось в XIX - первой четверти XX века на русских фабриках и в кустарных мастерских, использовалось для шитья верхней одежды.

ТАФТА - тонкая шелковая или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с блестящей, несколько жесткой поверхностью. Жесткость появлялась благодаря тугой скрутке нитей, из которых изготавливалась ткань. В XIX веке тафту вырабатывали русские фабрики. Она использовалась крестьянами для шитья сарафанов, душегреек, головных уборов.

ТИК - грубая льняная или хлопчатобумажная ткань, полосатая, домашнего изготовления или фабричного производства.

ТРИКО - шерстяная ткань, изготовленная на многоремизных или жаккардовых станках из пряжи высших сортов, иногда с ворсом, как у сукна. Ткань выпускалась русскими фабриками, использовалась крестьянами для шитья верхней одежды.

ТРИП - бархат из шерстяной нити, плюш. В XIX веке изготавливался на русских фабриках. В крестьянском костюме применялся редко.

ТЮЛЬ - хлопчатобумажная тонкая, ячеистая ткань, изготовлявшаяся на русских фабриках. В русской деревне использовалась для головных покрывал и иногда для отделки одежды.

ХОЛСТ - льняная или конопляная ткань полотняного переплетения домашней выработки. На праздничную одежду шел обычно тонкий холст (кужельный, новина, усчина), на будничную - более грубый (изгребный). Холст широко использовался в русском крестьянском костюме XIX - первой четверти XX века.

ХРЯЩ - толстый, грубый холст домашнего изготовления.

ШТОФ - шелковая плотная ткань с одноцветным узором. В XIX веке изготавливалась русскими фабриками. В крестьянском быту использовалась для шитья праздничных рубах, сарафанов, юбок, головных уборов.

ШЛЁНКА (ШЛЁНСКАЯ ШЕРСТЬ) - нитки и ткань из шерсти овцы шленской породы, появившейся в России в XVIII веке. Шленка (как сама ткань, так и пряжа) ценилась в русской деревне за мягкость, прочность. Использовалась для шитья праздничных сарафанов, изготовления бахромы, кистей, поясов.

ЮФТЬ - тонкая цветная кожа.

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература

1. Балашов М.Е. Костюм Киевской Руси. - СПб.: Детство-пресс, 2002.- 40с.

2. Бланк А.Ф., Фолина З.М. Практическая книга по моделированию женской одежды. – М.: Легпромбытиздат, 1992. – 236с.

3. Бредник Т.О., Неклюдова Т.П. Дизайн костюма. – Ростов-н/Д: Феникс, 2000. – 448с.

4. Брун В., Тильке М. История костюма от древности до нового времени. – М.: Легпромбытиздат, 1995. – 264с.

5. Дудникова Г.П.. История костюма. Ростов н/Д.: "Феникс", 2003. – 448с.

6. Ермилова В.В., Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево. – М.: "Изобразительное искусство", 1985. – 286с.

7. Ефимова Л.В. Русский народный костюм: Альбом. – М.: Искусство,1989.

8. Забозлаева Т.Б. Великая тайна одеваться к лицу. – СПб.: Лениздат,1992. – 224с.

9. Забылин М.М. Русский народ: Его обычаи, предания, обряды и суеверия. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 608с.

10. Исенко С.П. Русский народный костюм. – М.: ООО "Издательство АСТ", 1999. – 304с.

11. Кашинская Н.М. История костюма. – М.: Легпромбытиздат, 1986. – 168с.

12. Кирсанова Р.М.Розговаяксандрейка и драдедамовый платок. – М.: Легпромбытиздат,1989. – 243с.

13. Козлова Т.В. Основы теории проектирования костюма. – М.: Легпромбытиздат, 1989. – 657с.

14. Козлова Т.В. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды. – М.: Легпромбытиздат,1990. – 320с.

15. Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. – Мн.: Современ. литератор, 2000, - 496с.

16. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. – М.: Легбытиздат, 1992. – 138с.

17. Маслова Г.С. Народная одежда в восточно-славянских традиционных обрядах и обычаях XIX – начала XX века. – М.: Легпромбытиздат, 1984.

18. Налимов В.В. Вероятная модель языка. – М.: Легпромбытиздат, 1979. – 437с.

19. Ненарокомова И.С. Государственные музеи Московского Кремля. – М.: Искусство, 1992. – 206с.

20. Нерсесов Я.Н. Я познаю мир: история моды. – М.: ООО "Издательство АСТ"; ООО "Издательство Астраль", 2003, - 492с.

21. Парамонов Б. Конец стиля. – М.: СПб, 1997, - 187с.

22. Пармон Ф.М. Композиция костюма. – М.: Легбытиздат, 1985. – 264с.

23. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. – М.: Легбытиздат, 1994. - 348с.

24. Разина Т.М. О профессионализме народного искусства. – М.: Советский художник, 1985. – 192с.

25. Семенова М. Мы – славяне. – СПб: Азбука, 1998. – 560с.

26. Соснина Н., Шангина И. Русский традиционный костюм. – СПб.: Искусство, 2001. – 400с.

27. Фефилова Л.Н. Если вы любите шить. – М.: Легпромбытиздат, 1993. – 272с.

28. Чернова А.В. Все краски мира, кроме желтой. – М.: Изобразительное искусство, 1987. – 247с.

29. Шульгина А.Н., Томилина Л.П. Костюмы для художественной самодеятельности. – М.: Профиздат, 1976. – 168с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.