Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свойства географических объектов и соответствующие им способы картографического изображения




Содержание лекций.

Тема 1: «Методология научного познания»

Цель лекции: 1.Дать понятие о методологии научного познания

Ключевые слова и основные вопросы лекции:

1. Понятие о методе научного познания.

2. Классификация методов научного познания

3. Идеи А.Гумбольдта, Г.В.Ф.Гегеля, И.Канта о методологии научного познания.

4. Вклад современных географов Р.Хартшорна, Ф. Шеффера, Д. Харвея в развитие методов географического исследования.

Методология – это учение о методе, это совокупность исследовательских методов, или способов получения научного знания.

За основу классификации методов научного познания можно принять их деление на главные иерархические уровни.

К высшему уровню относятся мировоззренческие методы (принципы, подходы) познания, разрабатываемые философией, например натурфилософский, диалектико-материалистический, метафизический, позитивистский и т.д.

От философских методов следует отличать собственно научные, которые, в свою очередь, могут быть разделены на два уровня – общенаучный и специализированный.

К общенаучным относятся методы, часто называемые подходами, которые нашли широкое, нередко подлинно универсальное применение в различных науках: системный, генетический, экологический, математический и др.

Специализированные научные методы имеют преимущественное применение в отдельных системах наук или их отраслях.

Физико-географические дисциплины в значительной степени опираются на методологию, разработанную другими естественными науками, особо важное специфическое значение имеют полевые методы исследования.

Общественная география опирается на методологию, присущую гуманитарным наукам. Полевые методы играют в ней подчинённую роль.

Для всех географических наук характерны некоторые типичные общие исследовательские методы, среди которых главный – картографический.

Методы теоретического уровня называют методологическими принципами или подходами, в них научное начало часто неразделимо связано с философским методом.

Под методами эмпирического уровня исследований подразумеваются конкретные способы или приёмы опытного изучения объекта, начиная от получения первичной информации и включая её обработку и установление эмпирических зависимостей. Обычно всю совокупность исследовательских способов и приёмов этого уровня принято называть методикой научного исследования.

В понятии методология на первый план выдвигаются теоретический уровень познания, направленность на построение научной теории, хотя при этом нельзя избежать проблемы соотношения теории и эмпирии.

Методология научного познания – это не просто набор исследовательских методов, она охватывает мировоззренческую позицию учёного или коллектива, подход к объекту исследования, систему принципов и методов, направленных на создание научной теории, логический аппарат научной деятельности.

Парадигма – это совокупность неявно задаваемых регулятивных принципов, используемых в качестве своего рода шаблона при постановке задач и их решении. Парадигма, таким образом, держит исследователя в некоторых рамках, в известной степени сковывает его, задаёт одностороннюю ориентацию. (Системная, экологическая, хорологическая парадигмы).

Гумбольдт А. в первой половине XIX века заложил основы научной методологии географии. В основе его мировоззрения лежит представление о 1. целостности материального мира,

2. историзм,

3. необходимость сочетать эмпирический метод с рационалистическим.

4. сравнительный метод.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что называется методом научного познания?

2. Чем методы теоретического уровня отличаются от методов эмпирического уровня?

3. Какой вклад в развитие научной методологии географии внёс А.Гумбольд.

Литература:

1. Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки: Учеб. для студ. Вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004, с.55-62.

2. Максаковский В.П. Географическая культура: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998, с. 201-232.

3. Основы конструктивной географии. / И.П.Герасимов, В.С.Преображенский и др.. – М.: Просвещение, 1986, с. 252-257.

Тема 2: Русская классическая география: естественно-исторический метод и научная школа В.В. Докучаева. Материалистическая диалектика и методология советской географии.

Цель лекции: показать значение научной школы В.В.Докучаева в развитии естественно-исторического метода в географии.

Ключевые слова и основные вопросы лекции:

районирование, метод территориального физико-географического синтеза, природно-территориальный комплекс, естественно-исторический метод, историзм или эволюционно-генетический подход, ландшафт.

1.Значение В.Н. Татищева, М.В.Ломоносова в развитии естественно-исторического метода.

2. Естественно-исторический метод В.В. Докучаева.

3.Вклад Н.Н. Баранского и Ю.Г. Саушкина в формировании методологии советской географии.

Классификация (лат. - разряд) - система соподчинённых понятий (классов объектов, явлений) в какой-либо отрасли знания, составленная на основе учёта общих признаков объектов и закономерных связей между ними; классификация позволяет ориентироваться в многообразии объектов и является источником знания о них.

Метод научного познания (гр. -путь исследования, теория, учение) способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности; способ построения и обоснования системы философского знания.

Географическое пространство данного объекта - это собственное физическое пространство вместе с его географическим полем.

Местоположение или физико-географическое микроположение объединяет геометрические и топологические характеристики, определяющие как однородность участка, так и его место в системе локальных пространственных связей. Этим термином обозначается однородный участок территории, занимающий определённое место в сопряжённом ряду местоположений, характерных для данного ландшафта (например, вершина моренного холма, днище балки и т.д.).

Пространственные связи географических объектов выражаются в обмене веществом, энергией, информацией. Людьми и др. Характер и интенсивность пространственных отношений зависят как от природы взаимодействующих объектов, так и от их взаимного расположения в широком смысле слова (степени близости и доступности).

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что называется районированием?

2. В чём суть естественно-исторического метода в географических исследованиях?

3. Раскрыть вклад В.Н.Татищева и М.В.Ломоносова в развитии естественно-исторического метода.

Литература:

1.Жекулин В.С. Введение в географию: учеб. пособие. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1989, 76-103.

2.Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки: Учеб. для студ. Вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004, с. 62-71.

 

Тема 3: «Система методов географии. Методологические принципы и общенаучные подходы».

Цель лекции: Изучить основные принципы и подходы в географических исследованиях.

Ключевые слова и основные вопросы лекции:

иерархия методов, рациональная система методов, диалектический подход, диалектическое единство противоположностей,

формы существования материи, хронологический (временной) подход, хорологический подход, системный подход, исторический подход.

1. Этапы истории географического познания.

2. Принцип единства противоположностей.

3. Хорологический подход.

4. Хронологический подход.

5. Исторический подход.

Время - форма последовательной смены явлений и состояний материи; продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами, годами.

Идеализация - (от гр.) мысленный акт, связанный с образованием понятий об объектах, не имеющих своего аналога в действительности, а также сами эти понятия; представление чего-либо лучшим, чем оно есть в действительности, приукрашивание действительности; представление чего-либо в качестве идеала.

Метод научного познания (гр. -путь исследования, теория, учение) способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности; способ построения и обоснования системы философского знания.

Пространство и время - всеобщие формы существования материи; пространство - форма существования материальных объектов и процессов (характеризует структурность и протяжённость материальных систем); время - форма последовательной смены явлений и состояний материи (характеризует длительность их бытия). Пространство и время имеют объективный характер, неотделимы от материи, неразрывно связаны с её движением и друг с другом, обладают количественной и качественной бесконечностью. Универсальные свойства времени - длительность, неповторяемость, необратимость; всеобщие свойства пространства - протяжённость, единство прерывности и непрерывности.

Пространство – общая философская и физическая категория. Для географии универсальное практическое значение имеет представление о трёхмерном математическом (эвклидовом) пространстве. Для решения многих географических задач широко используется понятие об условном двумерном пространстве, проецируемом на физическую поверхность суши (территория) или водоёма (акватория).

Географическое пространство (геопространство) понимается как пространство, занятое географической оболочкой (эпигеосферой).

Собственное (физическое) пространство характеризуется размерами, формой, ориентацией, а также положением относительно других объектов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислить и охарактеризовать этапы истории географического познания.

2. Привести конкретные примеры проявления принципа единства и борьбы противоположностей.

3. Перечислить отличительные черты хорологического подхода.

Литература:

1. Жекулин В.С. Введение в географию: учеб. пособие. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1989, с. 103-123, 133-142.

2. Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки: Учеб. для студ. Вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004, с. 71-76.

3. Максаковский В.П. Географическая культура: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998, с. 182-201.

4. Основы конструктивной географии. / И.П.Герасимов, В.С.Преображенский и др. – М.: Просвещение, 1986, 252-257.

 

Тема 4: «Хорологическая концепция и хорологический подход».

Цель лекции: изучить историю формирования и развития хорологической концепции в географических исследованиях.

Ключевые слова и основные вопросы лекции:

Хорологический подход, идиографическая наука, индивидуальные наполненные пространства, критерии отбора факторов, причинно-следственные связи, районирование, теоретическая география – это наука о «логике пространства», о его изучении и картографировании, занимается идеальными объектами, которые создаются учёными путём отбора некоторых черт объективной действительности (речь идёт об изоморфных пространственных хорологических чертах, т.е. сходстве рисунка). Другое направление связано с социальной физикой и сводится к поиску математических моделей, основанных на изоморфизме между социально-экономическими пространственными потоками и теми или иными физико-географическими процессами.

Развитие хорологической концепции в трудах географов:

1. А. Геттнера,

2. Р. Хартшорна,

3. Бунге,

4. В.М. Гохмана, Ю.Г.Саушкина, Б.Б.Родомана

5. А.Н.Ласточкина.

Теоретическая география – это наука о «логике пространства», о его изучении и картографировании, занимается идеальными объектами, которые создаются учёными путём отбора некоторых черт объективной действительности (речь идёт об изоморфных пространственных хорологических чертах, т.е. сходстве рисунка). Другое направление связано с социальной физикой и сводится к поиску математических моделей, основанных на изоморфизме между социально-экономическими пространственными потоками и теми или иными физико-географическими процессами.

Географическое пространство (геопространство) понимается как пространство, занятое географической оболочкой (эпигеосферой).

Собственное (физическое) пространство характеризуется размерами, формой, ориентацией, а также положением относительно других объектов.

Географическое поле – это ареал, в пределах которого проявляется воздействие данного географического объекта на другие объекты и явления. Географическое пространство данного объекта - это собственное физическое пространство вместе с его географическим полем.

Позиционный принцип составляет дин из важнейших элементов хорологического подхода, так как каждое явление на поверхности Земли становится понятным только путём установления его положения относительно других частей Земли.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризовать индивидуальные наполненные пространства.

2. Какая наука изучает «логику пространства»?

3. Какие мысли о хорологической концепции высказали в своих трудах Ю.Г. Саушкин и Б.Б.Родоман?

Литература:

1. Жекулин В.С. Введение в географию: учеб. пособие. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1989, с. 37-103.

2. Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки: Учеб. для студ. Вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004, с. 76-85.

3. Максаковский В.П. Географическая культура: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998, с.54-182

 

Тема 5: «Основные пространственные географические категории».

Цель лекции: раскрыть основные пространственные категории в географии.

Ключевые слова и основные вопросы лекции:

Пространство – общая философская и физическая категория. Для географии универсальное практическое значение имеет представление о трёхмерном математическом (эвклидовом) пространстве. Для решения многих географических задач широко используется понятие об условном двумерном пространстве, проецируемом на физическую поверхность суши (территория) или водоёма (акватория). Географическое пространство (геопространство) понимается как пространство, занятое географической оболочкой (эпигеосферой). Собственное (физическое) пространство характеризуется размерами, формой, ориентацией, а также положением относительно других объектов. Географическое поле – это ареал, в пределах которого проявляется воздействие данного географического объекта на другие объекты и явления. Географическое пространство данного объекта - это собственное физическое пространство вместе с его географическим полем. Размеры геосистемы влияют на её устойчивость. Географические следствия формы, т.е. внешних очертаний или конфигураций объекта. Позиционный принцип составляет дин из важнейших элементов хорологического подхода, так как каждое явление на поверхности Земли становится понятным только путём установления его положения относительно других частей Земли. Географическое положение – это совокупность пространственных отношений данного объекта ко всем другим объектам, имеющим для него значение. Географическое положение характеризует место данного объекта в системе пространственных связей и потоков (вещественных, энергетических, информационных) и определяет его отношения с внешней средой. Физико-географическое положение, экономико-географическое положение, политико-географическое положение. Местоположение или физико-географическое микроположение объединяет геометрические и топологические характеристики, определяющие как однородность участка, так и его место в системе локальных пространственных связей. Этим термином обозначается однородный участок территории, занимающий определённое место в сопряжённом ряду местоположений, характерных для данного ландшафта (например, вершина моренного холма, днище балки и т.д.). Пространственные связи географических объектов выражаются в обмене веществом, энергией, информацией. Людьми и др. Характер и интенсивность пространственных отношений зависят как от природы взаимодействующих объектов, так и от их взаимного расположения в широком смысле слова (степени близости и доступности). Расстояния – это существенный ограничительный фактор, преодолевая который реализуются территориальные связи. Территориальные сочетания – это сопряжённое сочетание взаимосвязанных географических объектов, как природных, так и социально-экономических (например, горно-долинные, холмисто-котловинные, различного рода комбинации населённых пунктов, соединяющих их дорог и расположенных между ними сельскохозяйственных, рекреационных и других угодий). Пространственная структура это специфическая упорядоченность расположения составных частей территориальных сочетаний. Многообразные типы пространственных структур различают по их рисунку. Территориальные системы выражают хорологический аспект географической системы, имеют структурную упорядоченность и определённую целостность территориальных сочетаний тех или иных географических объектов. Географическая система предполагает учёт взаимодействий между её составными частями в широком смысле слова и прежде всего межкомпонентных («вертикальных»), а не только территориальных («горизонтальных»). Пространственная географическая дифференциация (территориальная дифференциация) -это весь комплекс проблем, относящихся к размещению и пространственной изменчивости географических объектов и их систем, а также к их пространственным отношениям. Размещение – это термин, который относится как к состоянию (например, фактическая локализация населённых пунктов), так и к процессу, так как современное размещение географических объектов и явлений является результатом более или менее длительных исторических процессов, протекающих по определённым законам. Размещение может иметь как дискретный (прерывистый), так и континуальный (непрерывный) характер. С рассмотренным вопросом непосредственно связана проблема географических границ. Границы дискретных объектов практически рассматриваются как линейные. Границы в континууме, особенно в подвижной среде, а также между взаимопроникающими растительными сообществами или ландшафтами, обычно выражены в виде переходных полос (экотоны). Изменчивость географических границ во времени можно считать их всеобщим свойством. Ареал – это площадь (территория, акватория) распространения какого-либо явления, объекта или группы однородных объектов (например, чернозёмных почв, отдельной отрасли промышленности, этноса), т.е. самое общее понятие, относящееся к размещению. В более строгом значении, принятом в картографии, термин ареал относится к явлениям, имеющим не сплошное, а дисперсное распространение. Классические примеры – ареалы растений и животных, точнее их видов или высших таксономических единиц. Район – это компактная территория, характеризуемая каким-либо общим признаком или совокупностью признаков.

1. Пространство;

2. Территория, акватория;

3. Географическое пространство, географическое поле;

4. Позиционный принцип, географическое положение, местоположение;

5. Пространственная структура;

6. Размещение, границы, район.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что называют географическим полем?

2. Раскрыть понятие «местоположение».

3. Что такое «экотоны»?

Литература:

1. Большаков П.Н., Калашникова Т.М.,.Крючков В.Г. и др. Пути использования интегрального экономического районирования при решении целевых комплексных программ. // Вестн. Моск. Ун-та им. М.В.Ломоносова, Сер. География, 1983, с. 22-26.

2.Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки: Учеб. для студ. Вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004, с. 85-93.

3.Максаковский В.П. Географическая культура: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998, с. 54-182.

 

Тема 6: «Время в географии и исторический подход».

Цель лекции: Показать значение исторического подхода в географическом исследовании.

Ключевые слова и основные вопросы лекции:

фактор времени, исторический подход

Фактор времени, историко-географический анализ, исторический подход в географии: от генезиса через развитие к прогнозу, собственное время, характерное время, фоновое время, минимальное время, полное время, квазипериодические (ритмические) колебания, два типа изменений, происходящих в геосистемах: динамика и эволюция, палеогеографический подход.

1. Вклад Л.С. Берга в развитии исторического подхода

2. Собственное время; Характерное время.

3. Фоновое время: минимальное и полное время. Идеи В.Н.Солнцева.

4. Ритм А.В. Шнитникова.

5. История геосистем.

6. Палеогеографический и исторический подходы.

Время - форма последовательной смены явлений и состояний материи; продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами, годами.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каким образом в географии конкретизируется исторический подход?

2. Что понимают под термином «фоновое время»?

Литература:

1. Жекулин В.С. Введение в географию: учеб. пособие. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1989, с. 133-160.

2. Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки: Учеб. для студ. Вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004, 93-99.

3. Максаковский В.П. Географическая культура: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998, с. 54-182.

 

Тема 7: «Системный подход. Географические системы и комплексы».

Цель лекции: рассмотреть суть и значение системного подхода в географических исследованиях.

Ключевые слова и основные вопросы лекции:

Система есть комплекс элементов, находящихся во взаимодействии. Системный подход, геосистема., концепция хорионов, концепция нуклеарных систем.

1. Вклад географов в развитии системного подхода:

А). Л. Берталанфи;

Б). Л.С. Берг, Н.А. Солнцев, В.Б. Сочава.

2. Геосистема.

3. Идея о нуклеарных системах А.Ю. Ретеюма.

4. Комплекс: ПТК, ТПК.

5. Ландшафтный подход.

Классификация (лат. - разряд) - система соподчинённых понятий (классов объектов, явлений) в какой-либо отрасли знания, составленная на основе учёта общих признаков объектов и закономерных связей между ними; классификация позволяет ориентироваться в многообразии объектов и является источником знания о них.

Метод научного познания (гр. -путь исследования, теория, учение) способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности; способ построения и обоснования системы философского знания.

Теоретическая география – это наука о «логике пространства», о его изучении и картографировании, занимается идеальными объектами, которые создаются учёными путём отбора некоторых черт объективной действительности (речь идёт об изоморфных пространственных хорологических чертах, т.е. сходстве рисунка). Другое направление связано с социальной физикой и сводится к поиску математических моделей, основанных на изоморфизме между социально-экономическими пространственными потоками и теми или иными физико-географическими процессами.

Пространственные связи географических объектов выражаются в обмене веществом, энергией, информацией. Людьми и др. Характер и интенсивность пространственных отношений зависят как от природы взаимодействующих объектов, так и от их взаимного расположения в широком смысле слова (степени близости и доступности).

Территориальные сочетания – это сопряжённое сочетание взаимосвязанных географических объектов, как природных, так и социально-экономических (например, горно-долинные, холмисто-котловинные, различного рода комбинации населённых пунктов, соединяющих их дорог и расположенных между ними сельскохозяйственных, рекреационных и других угодий).

Пространственная структура это специфическая упорядоченность расположения составных частей территориальных сочетаний. Многообразные типы пространственных структур различают по их рисунку. Территориальные системы выражают хорологический аспект географической системы, имеют структурную упорядоченность и определённую целостность территориальных сочетаний тех или иных географических объектов.

28. Географическая система предполагает учёт взаимодействий между её составными частями в широком смысле слова и прежде всего межкомпонентных («вертикальных»), а не только территориальных («горизонтальных»).

 

Вопросы для самоконтроля:

1..Что называют геосистемой?

2. В чём суть ландшафтного подхода?

3. Дать сравнительный анализ ПТК и ТПК.

Литература:

1. Жекулин В.С. Введение в география: учеб. пособие. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1989, с. 95, 122.

2.Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки: Учеб. для студ. Вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004, с. 99-108.

3.Максаковский В.П. Географическая культура: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998, с.54-182.

 

Тема 8: «Методы наблюдений и информационное обеспечение географических исследований».

Цель лекции: изучить методы наблюдений в географии.

Ключевые слова и основные вопросы лекции:

Методы непосредственных полевых наблюдений, традиционный тип полевых исследований, экспедиция, выборочные профили (катены), ключевые (модельные) участки, стационарные исследования, дистанционные методы, информационное обеспечение, геоинформатика.

1. Полевые наблюдения:

А). Экспедиция,

Б). Стационарные исследования.

2. дистанционные методы.

3. Геоинформатика (ГИС).

Абстрагировать - (лат. - отвлекать) мысленно отвлекаясь от ряда свойств предметов и отношений между ними с целью выделения существенных их признаков.

Анализ - (гр. - разложение, расчленение) метод научного исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части.

Аналогия - (гр.) сходство в каком-либо отношении между предметами, явлениями или понятиями. Форма умозаключения, когда на основании сходства двух предметов, явлений в каком-либо отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях.

Идеализация - (от гр.) мысленный акт, связанный с образованием понятий об объектах, не имеющих своего аналога в действительности, а также сами эти понятия; представление чего-либо лучшим, чем оно есть в действительности, приукрашивание действительности; представление чего-либо в качестве идеала. Индукция (лат. - выведение, возбуждение) - логическое умозаключение от частных единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщению; способ математических доказательств и определений, основанный на переходе от заключения, верного или некоторого целого числа n, к заключению, верному для числа n + 1;

электростатическая индукция - наведение электрических зарядов на проводниках и диэлектриках статическим электрическим полем;

электромагнитная индукция - возбуждение переменным магнитным полем электродвижущей силы в проводниках;

магнитная индукция - векторная величина, характеризующая силовое действие магнитного поля на проводниках с током;

электрическая индукция (электрическое смещение) - векторная величина, характеризующая электрическое поле в веществе (учитывает электрическую поляризацию диэлектриков);

индукция в физиологии - это закономерные взаимоотношения между двумя основными нервными процессами - возбуждением и торможением, выражающиеся в том. Что возникновение одного из них вызывает развитие противоположного.

Классификация (лат. - разряд) - система соподчинённых понятий (классов объектов, явлений) в какой-либо отрасли знания, составленная на основе учёта общих признаков объектов и закономерных связей между ними; классификация позволяет ориентироваться в многообразии объектов и является источником знания о них.

Метод научного познания (гр. -путь исследования, теория, учение) способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности; способ построения и обоснования системы философского знания.

Вопросы для самопроверки:

1. Перечислить виды полевых наблюдений.

2. Дать сравнительную характеристику дистанционным методам.

Литература:

1. Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки: Учеб. для студ. Вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004, с. 108-111.

2. Максаковский В.П. Географическая культура: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998, с. 201-229.

 

Тема 9: «Картографический метод».

Цель лекции: рассмотреть значение картографического метода

Ключевые слова и основные вопросы лекции:

картографический метод, размытая локализация в пространстве.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каким образом соотносятся свойства географических объектов и способы их картографического изображения?

2. Почему картографический метод исследования имеет в географии универсальное значение?

3. Что называется размытой локализацией в пространстве?

Литература:

1. Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки: Учеб. для студ. Вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004, с. 111-120.

2. Максаковский В.П. Географическая культура: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998, с. 201-209.

 

Тема 10: «Единство традиционных и новейших методов в географических исследованиях».

Цель лекции: дать сравнительный анализ традиционных и новейших методов в географических исследованиях.

Ключевые слова и основные вопросы лекции:

традиционные методы, новейшие методы географических исследований, космический метод, сравнительный метод, метод географических аналогов, математические методы, экспериментальные методы, моделирование, метод балансов.

Методы географических исследований:

1. Космический метод.

2. Сравнительный метод.

3. Метод географических аналогов.

4. Математические методы.

5. Экспериментальные методы.

6. Моделирование.

7. Физические и химические методы исследования.

8. Метод балансов.

Моделирование -исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путём построения и изучения их моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов. Моделирование - одна из основных категорий теории познания: на идее моделирования по существу базируется любой метод научного исследования - как теоретический (при котором используются различного рода знаковые, абстрактные модели), так и экспериментальный (использующий предметные модели).

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие методы относятся к традиционным методам исследования?

2. В каких географических исследованиях используют моделирование?

Литература:

1. Жекулин В.С. Введение в географию: учеб. пособие. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1989, с. 133-160.

2. Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки: Учеб. для студ. Вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004, с. 121-128.

3. Максаковский В.П. Географическая культура: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998, с. 201-224.

 

Тема 11: «Районирование, как метод географического синтеза».

Цель лекции: изучить метод районирования, его значение в географических исследованиях.

Ключевые слова и основные вопросы лекции:

районирование - это мысленное деление территории на части по каким-либо признакам. Таксонирование, ареалирование, зонирование.

1. Районирование.

2. Ареалирование и зонирование.

3. Иерархичность системы районирования.

4. Ареал и регион.

Географическое поле – это ареал, в пределах которого проявляется воздействие данного географического объекта на другие объекты и явления. Географическое пространство данного объекта - это собственное физическое пространство вместе с его географическим полем.

Географическое положение – это совокупность пространственных отношений данного объекта ко всем другим объектам, имеющим для него значение. Географическое положение характеризует место данного объекта в системе пространственных связей и потоков (вещественных, энергетических, информационных) и определяет его отношения с внешней средой.

Пространственные связи географических объектов выражаются в обмене веществом, энергией, информацией. Людьми и др. Характер и интенсивность пространственных отношений зависят как от природы взаимодействующих объектов, так и от их взаимного расположения в широком смысле слова (степени близости и доступности).

Территориальные сочетания – это сопряжённое сочетание взаимосвязанных географических объектов, как природных, так и социально-экономических (например, горно-долинные, холмисто-котловинные, различного рода комбинации населённых пунктов, соединяющих их дорог и расположенных между ними сельскохозяйственных, рекреационных и других угодий).

Географическая система предполагает учёт взаимодействий между её составными частями в широком смысле слова и прежде всего межкомпонентных («вертикальных»), а не только территориальных («горизонтальных»).

Пространственная географическая дифференциация (территориальная дифференциация) -это весь комплекс проблем, относящихся к размещению и пространственной изменчивости географических объектов и их систем, а также к их пространственным отношениям.

Географические границы дискретных объектов практически рассматриваются как линейные. Границы в континууме, особенно в подвижной среде, а также между взаимопроникающими растительными сообществами или ландшафтами, обычно выражены в виде переходных полос (экотоны). Изменчивость географических границ во времени можно считать их всеобщим свойством.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что называется районированием?

2. Чем ареалирование отличается от зонирования?

Литература:

1. Жекулин В.С. Введение в география: учеб. пособие. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1989, с. 244-247.

2. Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки: Учеб. для студ. Вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004, с. 128-133.

 

Тема 12: «Теоретические обобщения в географии».

Цель лекции: развить навыки теоретического обобщения в георафии.

Ключевые слова и основные вопросы лекции:

теория, абстрагирование, идеализация, гипотеза в географии, анализ, синтез.

1. Теория.

2. Абстрагирование, идеализация.

3. Гипотезы в географии.

4. Анализ и синтез.

5. «Теоретические основы ландшафтоведения» Э. Неефу.

Абстрагировать - (лат. - отвлекать) мысленно отвлекаясь от ряда свойств предметов и отношений между ними с целью выделения существенных их признаков.

Анализ - (гр. - разложение, расчленение) метод научного исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части.

Аналогия - (гр.) сходство в каком-либо отношении между предметами, явлениями или понятиями. Форма умозаключения, когда на основании сходства двух предметов, явлений в каком-либо отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях.

Теоретическая география – это наука о «логике пространства», о его изучении и картографировании, занимается идеальными объектами, которые создаются учёными путём отбора некоторых черт объективной действительности (речь идёт об изоморфных пространственных хорологических чертах, т.е. сходстве рисунка). Другое направление связано с социальной физикой и сводится к поиску математических моделей, основанных на изоморфизме между социально-экономическими пространственными потоками и теми или иными физико-географическими процессами.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что называется теорией?

2. В чём суть абстрагирования?

3. Чем абстрагирование отличается от идеализации?

4. В каких случаях используется анализ, а в каких – синтез?

Литература:

1. Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки: Учеб. для студ. Вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004, с. 133-138.

2. Максаковский В.П. Географическая культура: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998, с. 109-181.

 

Тема 13: «Географические законы».

Цель лекции: обобщить основные законы, изученные студентами ранее.

Ключевые слова и основные вопросы лекции:

Закон – это некоторое утверждение, выражающее существенные, необходимые отношения явлений или их отдельных свойств. Закономерность.

1. Закон (определение).

2. Закономерность.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислить основные географические законы.

Литература:

1. Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки: Учеб. для студ. Вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004, с. 138-144.

2. Максаковский В.П. Географическая культура: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998, с. 51-53.

 

Тема 14: «География и искусство».

Цель лекции: Показать значение географии в формировании эстетического потенциала.

Ключевые слова и основные вопросы лекции:

Образ места, художественный образ ландшафта.

1. В.П. Семёнов-Тян-Шанский о взаимосвязи географии и искусства.

2. Образ места.

3. Художественный образ ландшафта.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как формируется образ места?

2. Из каких элементов складывается художественный образ ландшафта?

3. Какие ландшафты, по вашему мнению, обладают наибольшей художественной ценностью?

Литература:

1. Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки: Учеб. для студ. Вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. с. 144-151.

2. Максаковский В.П. Географическая культура: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998, с.245-259.

 

Тема 15: «Проблемы интеграции географии».

Цель лекции: выяснить значение и пути интеграции в географии.

Ключевые слова и основные вопросы лекции:

хорологический антропоцентризм, интеграция географии, внутренний интеграционный потенциал географии.

Идеи интеграции географии в трудах:

1. А.Геттнера,

2. Р. Хартшорна,

3. В.А. Анучина,

4. Ю.Г.Саушкина.

5. С.В. Калесника, И.П Герасимова,

6. Н.Н. Баранского.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чём суть хорологического антропоцентризма?

2. Из чего формируется внутренний потенциал географии?

Топология (от гр. – местность, место) – раздел математики, изучающий наиболее общие свойства геометрических фигур (свойства, не изменяющиеся при любых непрерывных преобразованиях фигур).

Теоретическая география – это наука о «логике пространства», о его изучении и картографировании, занимается идеальными объектами, которые создаются учёными путём отбора некоторых черт объективной действительности (речь идёт об изоморфных пространственных хорологических чертах, т.е. сходстве рисунка). Другое направление связано с социальной физикой и сводится к поиску математических моделей, основанных на изоморфизме между социально-экономическими пространственными потоками и теми или иными физико-географическими процессами.

Географическое поле – это ареал, в пределах которого проявляется воздействие данного географического объекта на другие объекты и явления.

24. Пространственные связи географических объектов выражаются в обмене веществом, энергией, информацией. Людьми и др. Характер и интенсивность пространственных отношений зависят как от природы взаимодействующих объектов, так и от их взаимного расположения в широком смысле слова (степени близости и доступности).

25. Территориальные сочетания – это сопряжённое сочетание взаимосвязанных географических объектов, как природных, так и социально-экономических (например, горно-долинные, холмисто-котловинные, различного рода комбинации населённых пунктов, соединяющих их дорог и расположенных между ними сельскохозяйственных, рекреационных и других угодий).

Пространственная структура это специфическая упорядоченность расположения составных частей территориальных сочетаний. Многообразные типы пространственных структур различают по их рисунку. Территориальные системы выражают хорологический аспект географической системы, имеют структурную упорядоченность и определённую целостность территориальных сочетаний тех или иных географических объектов.

Географическая система предполагает учёт взаимодействий между её составными частями в широком смысле слова и прежде всего межкомпонентных («вертикальных»), а не только территориальных («горизонтальных»).

Пространственная географическая дифференциация (территориальная дифференциация) -это весь комплекс проблем, относящихся к размещению и пространственной изменчивости географических объектов и их систем, а также к их пространственным отношениям.

 

Литература:

1. Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки: Учеб. для студ. Вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004, с. 151-158.

2. Максаковский В.П. Географическая культура: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998, 14-24.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2180; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.278 сек.