Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ориентационные установки и материалы по теме




Цель. Понять суть этнополитологии как учение о теории и политической практике развития этносов-наций в полиэтническом государстве. Провести сравнительный анализ различных теоретических подходов к научному исследованию данной проблематики через призму их практической ценности.

 

Ход занятий. Осознать в полной мере специфику предмета этнополитологии, ее методов и функций.

 

Изучить соотношение, уровень взаимодействия и особенности этнографии, этнологии, нациологии и этнополитологии через призму научного интереса и практики политологии. (Объект — как бы один, а научные направления его познания — разные.)

 

Дать различия между понятиями «нация-этнос», «нация-государство».

 

Какие определения этноса, нации вы знаете?

 

Природа и последствия для различных национальностей строительства этнократического государства.

 

Школы и направления этнологии, этнографии. Какие из них и по каким признакам близко подходили к этнополитологии?

 

Этнонациональные и политические процессы: взаимосвязь и взаимообусловленность.

 

В чем различия определений этносов-наций у Ю. В. Бромлея, Л. Н. Гумилева и В. А. Тишкова?

 

Дайте свое обоснование перспектив наций как этносов. Многонациональный народ Российской Федерации как предмет этнополитологии. Является ли многонациональный народ России новой нацией? Аргументы за и против. Этнонациональная и гражданская идентичность россиян.

 

Этнонациональность и политика в современную эпоху. Стоят ли нации-этносы вне политики? Или над политикой? Или они обладают лишь этнокультурным статусом?

 

На таблицах приведите классификацию народов России по основным признакам.

 

Этнонациональная и политическая солидарность людей. Их объединение в нации-государства.

 

Конституция Российской Федерации (выдержки)

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, с общей судьбой на своей земле.

Статья 3

1. Носителями суверенитета и единственным источником власти в федерации является ее многонациональный народ.

Статья 13

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 19

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Статья 26

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

Статья 29

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Статья 71

В ведении Российской Федерации находятся:

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

Статья 72

1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

 

б) защита прав и свобод человека и гражданина; зашита прав национальных меньшинств.

Величие нации — в каждом ее представителе.

 

Выдержки из Доклада Президента Чувашской Республики Н. В. Федорова на торжественном собрании, посвященном 80-летию Чувашской Республики.

 

Можно сказать, что со дня 24 июня 1920 г., когда Совнарком и ВЦИК РСФСР приняли декрет «Об Автономной Чувашской области», и до сегодняшнего дня, когда мы отмечаем 80-летие Чувашской Республики, прошла не просто эпоха. Это был поистине мощный взлет чувашского народа от сохи до космоса, в самом буквальном смысле этих слов. Получив автономную национальную государственность в составе Российской Федерации, чувашский народ добился впечатляющих успехов. Чувашия, которая была одной из отсталых окраин царской России, где не было промышленности, примитивным способом велось земледелие, при помощи братского русского и других народов превратилась в республику с высокоразвитой промышленностью, механизированным сельским хозяйством, передовой культурой. За 80 лет Чувашия не только стала индустриально-аграрной республикой, она укрепилась духовно: сложилась многочисленная интеллигенция, высококвалифицированный рабочий класс. Расцвели чувашская художественная литература, профессиональные музыкальное, театральное и изобразительное искусства, наука. Улучшилось благосостояние народа.

 

Действительно, лучшее, что дает нам история, — это возбуждаемый ею энтузиазм. Как сказал философ, идея нации есть не то, что она думает сама о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности. Величие нации вовсе не измеряется ее численностью, как величие человека не измеряется его ростом. Величие нации должно уместиться в каждом ее представителе. Думаю, что именно этот последний фактор является, с точки зрения исторической, самым важным в процессе сохранения и развития нации.

 

Дело ученых — ломать копья в дискуссиях о том, кто были настоящими предками чувашей — булгары или сувары или наш народ имел еще более древние и самостоятельные корни. За пылью времен сегодня никто не даст однозначно верного ответа на этот вопрос. Ясно одно: в результате сложнейших этноконсолидационных и миграционных процессов в начале XVI в. сформировалось ядро чувашской народности.

 

В 1551 г. Чувашский край добровольно вошел в состав Московского государства. Исторические, политические и культурные последствия этого события с учетом последовавшего за ним обращения чувашского народа в православие оказались для него эпохальными. Они определили весь ход его новой этнической истории, не допустив, в частности, исламизации и реальной перспективы исчезновения как этноса в результате интенсивных интеграционных и ассимиляционных процессов, происходивших на протяжении нескольких столетий в других зонах Среднего Поволжья

 

Дело у нас шло к депопуляции этноса. У молодых поколений чувашей наблюдалось неверие в будущность нации.

 

Тенденции эти еще не преодолены, они далеко не безобидны. Как показывает реальная практика, национальный нигилизм, низкая самооценка, провинциальная психология оказывали и продолжают оказывать деформирующее влияние на личность. В современный период реформирования общества эти негативные явления тормозят ее свободное развитие и самореализацию, мешают раскрытию духовного потенциала народа и сдерживают его социальную мобильность и активность.

 

Справедливым будет сказать, что нахождение Чувашской Республики в составе мощной демократической мировой державы объективно предоставляет чувашскому народу несоизмеримо больше возможностей и перспектив для национально-государственного самоопределения и сохранения своей этнической самобытности, т. е. для достижения стратегических целей народа Чувашии.

 

Как человек, понимающий иррациональность национального фактора, собственными глазами не раз видевший поистине страшные результаты недопустимого пренебрежения им, считаю, что недооценка многонациональной специфики страны может создать на территории России немало новых проблем, в сравнении с которыми поблекнет даже чеченская трагедия. Хочу выразить надежду, что начатая руководством страны реформагосударственного управления будет основываться как на неукоснительном соблюдении Конституции, так и на уроках и хорошем знании исторического опыта (а также без сакраментально известных российских граблей).

 

Человек во всем богатстве его духовного мира — основа нашей истинной национальности. Национальное возрождение мне видится только в тесном соединении национальной идеи с общечеловеческими интересами и демократическими ориентирами.

 

Поэтому я провозглашаю:

 

Да здравствует трудолюбивый народ Чувашии!

 

Да здравствуют народы Российской Федерации, с которыми Чувашию связывают многовековая дружба, взаимная поддержка!

 

Да здравствует многонациональный народ великой России!

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.