Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока




Тема 1. История политических и правовых учений в системе научного знания. Предмет и метод исследования

Часть I. История политических и правовых учений зарубежных стран

Программа курса

Политические и правовые учения в системе правового и политического сознания. Соотношение политико-правового учения (теории), конкретно-исторических взглядов, массового сознания, политической и правовой психологии. Взаимосвязь политических и правовых теорий с экономическими, философскими, этическими и другими формами и сферами общественного сознания.

Общечеловеческое и классовое в истории политических и правовых учений. Социальная ценность Истории политических и правовых учений в решении задач реформации общества и государства, поиска путей продвижения по пути формирования правового государства. Актуальность изучения данного курса. Альтернативность решения государственно-правовых проблем в прошлом и настоящем.

История политических и правовых учений в системе исторических и юридических наук, в системе юридических дисциплин. Предмет и объект исследования Истории политических и правовых учений. Возникновение, развитие и сущность теоретических знаний человечества о государстве, праве и законодательстве в определенные периоды как предмет дисциплины. Концепции, идеи, теории, доктрины, отображающие исторический процесс познания государственно-правовых явлений. Критерии оценки государственно-правовых учений. Уровень отображения общечеловеческих ценностей в истории государственно-правовых и политических учений.

Методологические проблемы Истории политических и правовых учений. Функции методов Истории политических и правовых учений. Методология и методы Истории политических и правовых учений. Принцип преемственности и историзма в Истории политических и правовых учений. Соотношение исторического и логического. Общенаучные, междисциплинарные и специальные методы.

Способы и приёмы изложения учебного материала.

Развитие истории политических и правовых учений как диалектический процесс единства и борьбы противоположностей. Борьба идей в истории политико-правовой мысли. Связь мировоззренческой основы политико-правового учения, его теоретического содержания, программных положений.

Периодизация Истории политических и правовых учений. Политико-правовые проблемы разных исторических эпох.

Значение истории политических и правовых учений для повышения уровня политико-правового сознания и правовой культуры.

 

Особенности древневосточной политико-правовой мысли. Религиозно-мифологическое мировоззрение. Патерналистские представления о власти. Первичные представления об общественных отношениях, законе и порядке, легенды о сверхъестественном происхождении государственной власти, о божественной природе земных порядков – основа религиозно-мифологического мировоззрения. Жестокая регламентация всех сторон социальной жизни. Теологическое понимание сущности государства, общественного порядка, справедливости, закона. Взаимосвязь мифа и религии в сфере политико-правовых взглядов.

Политико-правовые учения Древнего Египта. «Поучение Птахотепа». Целесообразность сословно-классового неравенства. «Поучения Гераклеопольского царя своему сыну». Советы политического поведения правителя. Трактовка государственной власти. Правовое неравенство бедных. «Речения Ипусера» – уникальное описание древнеегипетской революции, масштабного политического переворота.

Политико-правовые идеи Древней Индии. Религиозный характер политической идеологии. Варново-кастовый строй. Социально-политические идеи различных школ брахманизма. Источники брахманизма (Веды, Упанишады). Понятие «дхармы». Оправдание кастового строя в Ведах, Упанишадах, Законах Ману. «Законы Ману» – учение о «семичленном царстве» – одна из первых в истории попыток создать обобщенный образ государства. Единоличное правление государя. Идея наказания как всеобъемлющий принцип государственной власти. Метод принуждения как главный метод осуществления власти. Политико-правовой принцип полезности в трактате Каутильи «Артхашастра» («Наставление о пользе»). Развитие идеологии брахманизма в дхармасутрах и дхармашастрах.

Политические идеи и основные политико-правовые категории буддизма. Рационалистическая теория права и государства в буддизме. Моральные принципы раннего буддизма, представления о природе наказания, законности. Ранний буддизм как один из вариантов естественного права.

Политико-правовые учения Древнего Китая. Политико-правовая идеология даосизма и теория недеяния во взглядах китайского мудреца VI в. до н.э. Лао-цзы. Политико-правовые аспекты определения принципа «дао». Общество и человек как элементы космического миропорядка. Отрицание достижений цивилизации, осуждение гордыни, проповедь среднего достатка, умеренность во всём.

Конфуций, его политическое учение и концепция государства. Патриархально-патерналистская концепция государства. Моральные основы государственного правления. Основные категории конфуцианства: понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала. Соблюдение законов и традиций предков как путь к гармонизации общества.

Моизм. Политико-правовые идеи Мо-цзы. Идея договорного происхождения государства и права. Идея социального равенства. «Критика правления наследственной аристократии. Идея централизации власти. Управление государством методом «кнута и пряника».

Легизм (Шан Ян). Критика легистами конфуцианства, традиционного морального правопонимания. Роль законов в государстве. Идея единого, унифицированного писаного права. Законы и наказания как главный инструмент государственного управления, способ регулирования общественных отношений. Учение легизма о морали, политике и власти; предлагаемые им экономические и политические реформы. Закон не как общесоциальная норма, а как репрессивная мера (уголовное наказание) и административные распоряжения. Концепция деспотической власти.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.