Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины




Тема 25. Соотношение права и нравственности в психологической теории права Л.И. Петражицкого

Литература:

1. Альбов, А.П. Проблемы права и нравственности в классической немецкой и русской философии права конца XIX начала XX века. СПб.: Гардарика, 1999.

2. Головина Л.Ю. Развитие положений психологической теории понимания права в XX веке // Юридические науки. 2007. № 1.

3. Головина Л.Ю. Реализация «интуитивного права» в правоприменительной деятельности // Современное право. 2006. № 10(1).

4. Головина Л.Ю. Справедливость как «интуитивное право» в теории Л.И. Петражицкого // Сб. научн. трудов «Государственное строительство и право Вып. XII». / Под общ. ред. Г.В. Мальцева. М.: Изд-во МосГУ, 2005. С. 43-49.

5. Головина Л.Ю. Теория понимания Л.И. Петражицкого: история и современность: автореф. … канд. юрид. наук. М., 2007;

6. Грищенко Н. П. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого // Юридическая психология. 2008. №1.

7. Ерошкина М.А., Тимошина Е.В. Антрополого-онтологическое обоснование прав человека в психологической теории права Л.И. Петражицкого: методологический аспект // Права человека: вопросы истории и теории. Материалы межвузовской научно-теоретической конференции 24.04.2004г. СПбГУ., 2004.

8. Золотарева Л.С. Право с точки зрения Л. И. Петражицкого // Проблемы юридической науки в исследованиях сотрудников прокуратуры Нижегородской области. Сборник научных трудов. Вып. 4. Н.Новгород, 2005.

9. Золотарева Л.С. Правореализация с точки зрения психологической теории права Л.И. Петражицкого // Закон и право. М., 2008. № 1.

10. Машкович К.В. Правосознание и нравственность в психологической теории права Л.И. Петражицкого // История государства и права. 2007. №12.

11. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2002.

12. Поснов И.В. Соотношение права и нравственности в психологической теории права Л.И. Петражицкого // Вестник МГТУ. Т. 9. № 1. 2006.

13. Пяткина С.А. Л.И. Петражицкий и его эмоционалистская школа в системе правовых идей отечественной юриспруденции. М., 2000.

14. Ракитская И.Ф., Кузнецов Э.В. Онтология права в русской научной традиции (Л.И.Петражицкий). СПб., 2002;

15. Ракитская И.Ф., Кузнецов Э.В. Онтология права в русской научной традиции (Л.И. Петражицкий). СПб., 2002.

16. Толочко О.Н. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого. Минск, 1992.

Идеи и достижения прошлого существенно влияют не только на современные политические и правовые теории, но и на юридическую практику наших дней, – потому сложно переоценить значение изучения курса Истории политических и правовых учений для формирования, с одной стороны, всесторонне развитой личности, образованного и активного гражданина своей страны, а с другой – и гражданской позиции законодателя. Оно тем более возрастает в свете активизации в современной России разноплановой деятельности по закреплению демократических принципов функционирования государства и построению развитого гражданского общества.

Именно исходя из этого в учебные планы и включен курс «История политических и правовых учений», направленный на то, чтобы оказать помощь будущим юристам в формировании знаний об истории развития государственно-правовых идей на всём протяжении известной истории человечества.

Предлагаемый курс в значительной мере сориентирован на самостоятельную познавательную деятельность студентов – на их умение работать с нормативно-правовыми актами, литературой, накапливать и систематизировать информацию на бумажных носителях и в электронном виде.

Состав настоящего учебно-методического комплекса включает тематический план, программу курса, планы семинарских занятий, тематику контрольных работ и литературу к ним, а также контрольные вопросы для подготовки к зачёту.

Предлагается следующая структура изложения материала. В первой части студент знакомится с политико-правовыми теориями в зарубежных государствах, последовательно осваивая этапы их развития и выявляя приращение знаний по основным политико-юридическим вопросам. Во второй части – изучает процессы возникновения и эволюции политико-правовой мысли в России.

Такая методика позволяет представить общую ли­нию развития политико-правовых учений и провести историко-сравнительный анализ с выявлением особенностей, характеризующих отечественную политическую теорию на всех этапах ее развития, опираясь при этом на общий уровень развития политического и правового мышления в зарубежных государствах.

Расположение тем подчинено историко-хронологической, логической и сравнительной методикам изложения материала, апробированным в высших юридических заведениях в России и за рубежом.

Историко-сравнительные методики сочетаются с проблемным освещением узловых тем курса. Каждая тема содержит соответствующие учения мыслителей, основные направления политической мысли, разрабатываю­щие политико-правовую проблематику.

Учебная литература, источники (произведения мыслителей) и монографии (тематические исследования русских и зарубежных авторов) ко всему курсу даны общим списком.

Опыт преподавания данной дисциплины показал, что для получения глубоких знаний недостаточным является только овладение учебной литературой, необходимо также обращение к источникам. При подготовке к семинарским занятиям непосредственное знакомство с произведениями мыслителей обязательно.

Изучение курса завершается зачетом, подготовиться к которому помогут контрольные вопросы, расположенные в хронологическом порядке.

 

 

8. Методические рекомендации по организации

самостоятельной работы студентов

 

Самостоятельная работа способствует углубленному усвоению предмета, умению обобщать полученные знания. Одним из видов такой работы является подготовка к семинарскому занятию. Ценность такого вида занятий состоит в том, что студент имеет возможность не просто слушать, но и выступать, дискутировать, обмениваться знаниями, анализировать, сопоставлять, оперировать необходимой терминологией. Углублению знаний способствует рассмотрение вопросов через их проблемную постановку и на более высоком методологическом уровне.

Подготовка к семинарскому занятию предусматривает повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с соответствующим разделом учебника, проработку дополнительной литературы и источников, необходимых для расширения кругозора по определенной теме, подбор и анализ материала для докладов и рефератов, предложенных преподавателем. История политических и правовых учений представляет собой весьма объемный материал и требует значительных усилий.

Базовым источником для получения знаний является учебник. Работа с учебником должна происходить в течение всего семестра, а его материал – распределяться равномерно по неделям, в соответствии с темами лекций и семинарских занятий. Неплохой эффект дает чтение учебника не после лекции, а наоборот, перед ней. Основные положения лекции воспринимаются и запоминаются намного легче, если предварительно ознакомиться с темой по учебнику.

При ознакомлении с каким-либо разделом рекомендуется прочитать его целиком, стараясь уловить логику и основную мысль автора. При вторичном чтении лучше акцентировать внимание на основных, ключевых вопросах темы. Можно составить их краткий конспект, что позволит изученный материал быстро освежить в памяти перед экзаменом. Необходимо также отметить сложные и непонятные места, чтобы обсудить их на занятиях с преподавателем.

Поскольку даже объемный учебник является лишь сжатым, концентрированным выражением всего материала, большое внимание следует уделить изучению источников. Непосредственное знакомство с произведениями политико-правовых мыслителей (хотя бы в сокращенном хрестоматийном варианте) позволит более глубоко усвоить изучаемый материал и сделать самостоятельные выводы.

Особой формой самостоятельной работы является написание контрольной работы. Рекомендуемые темы опубликованы в настоящем учебно-методическом комплексе. Студент вправе самостоятельно избрать тему контрольной работы, разумеется, по согласованию с научным руководителем. Контрольная работа представляет собой не только научно-информационное назначение и краткое изложение чужих научных выводов, но и должна явить собой отражение самостоятельных научных изысканий студента.

Контрольная работа по истории политических и правовых учений оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным статьям: необходимо изложить суть рассматриваемой проблемы, сделать выводы и обобщения; обязательны ссылки на первоисточники и используемую литературу. Объем контрольной работы не должен превышать 10-12 страниц (или 20 000 знаков с пробелами); верхнее и нижнее поля – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см; шрифт – Time New Roman; кегль – 14; интервал полуторный; нумерация страниц указывается в правом верхнем углу (номер на первой странице не ставится); сноски подстрочные (нумерация сквозная). На первой странице должны быть указаны Ф.И.О. студента, наименование магистерской программы обучения, номер группы, а также указана избранная тема контрольной работы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.