Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Европейская идея в новое время




Первая Испанская революция 1808-14. Началась в условиях оккупации Испании Наполеоном I в период проведения им захватнических войн в Европе. Особенностью этой революции было сочетание антифеодальной борьбы с борьбой народных масс против французских оккупантов. Вторая Испанская революция 1820-23. Третья: манифест о сохранении абсолютистских порядков в Испании вызвал широкое недовольство в 1834-43 гг. Четвёртая 1854-56 восстановило конституцию 1845 и другие законы. 5я в 1868 году в Испании происходит «Славная революция». Она представляла собой государственный переворот, приведший к отстранению от власти королевы Изабеллы II.

 

 

«Европейская идея» - стремление к объединению европейских народов либо посредством силы, либо путем убеждения, появилась уже в раннем Средневековье в Западной Европе.

Первым «объединителем» Европы можно считать короля франков Карла Великого, (800 г.) – границы его империи приблизительно совпадали с границами Европейского сообщества в составе первых шести государств.

Вторую попытку предпринял один из германских королей ОттонI, создавший спустя полтора столетия Священную Римскую империю, которая просуществовала почти тысячу лет. Основная идея – объединение всех католиков, живущих в Европе.

Таким образом, первенство в провозглашении идеи уникальности, единства всей Европы принадлежало католической церкви.

С развитием процесса секуляризации общества, роль церкви как идеолога тенденции объединения Европы постепенно падала, однако именно христианство явилось одним из основных истоков гуманистического и пацифистского толкования «европейского единства».

Первые дошедшие до нас письменные проекты «единой Европы» относятся к началу 14 в.

Итальянский поэт и мыслитель Данте Алигьери (трактат «Монархия») мечтал о создании идеального государства, основанного на добровольном подчинении людей воле правителя, источником власти которого является воля Господа Бога.

В первой половине 17 века немец ЭмирикКрюсе видел основу мирового порядка в экономике. Главную роль в поддержании мира должно было играть купечество. Важная роль в объединительном процессе отводилась и единой валюте.

Поздний период эпохи Возрождения – рождение еще одного направления европеизма, основной чертой которого был политический прагматизм.

Прагматик того времени герцог де Сюлли в своем «Великом плане» считал, что объединение Европы может быть достигнуто лишь при помощи военной силы. Франция должна была играть главенствующую роль в Европе после окончания «войны за объединение». Ключевым понятием новой карты Европы было понятие равновесие сил

Одна была очевидна утопичность проектов европейской конфедерации, так как реальные национальные интересы подталкивали государства к соперничеству и конфликтам.

В эпоху Просвещения, англичанин Уильям Пенн являлся «первым европейским федералистом». Его «Очерк о настоящем и будущем мире в Европе» - попытка учитывать реальную политическую структуру Европы, разделенной на множество государств. Главный принцип, на котором должен базироваться мир, это справедливость. В соответствии с идеей Пенна, ни одно государство не осмелилось бы нарушить мир, зная, что оно неизбежно столкнется с объединенной мощью всех других держав.

Французский философ и дипломат Шарль де Сен-Пьер – «Записка о сохранении вечного мира в Европе», обосновывал необходимость объединения европейских государств их сильнейшей взаимозависимостью. В поддержании равновесия между государствами важную роль отводил дипломатии. Все державы Европы получали равные права по отношению друг к другу, что помогло бы предотвращать или устранять конфликты.

 

В дополнение к данному проекту, великий французский просветитель Жан-Жак Руссо написал добавление под названием «Суждение о вечном мире». Он не верил в возможность исключения войны из жизни Европы, по его мнению, Европейская федерация могла возникнуть лишь как итог совместной революционной борьбы европейских народов за свободу и справедливость.

Наибольший вклад в развитие идеи мира, основанной на международном праве, внес великий немецкий философ Иммануил Кант. Трактат «К вечному миру»: мир необходимо «устанавливать», необходимо правовое соглашение, гарантирующее состояние мира. Для этого во всех странах Европы необходимо ввести республиканское правление, основанное на принципах свободы и равенства всех граждан перед законом.

18 век – век просветительства – эволюция европеизма:

1) формирование европейской цивилизации как особого типа духовной и политической культуры;

2) интенсивное осмысление роли Европы в мире, ее особой миссии;

3) напряженные размышления об устройстве самой Европы.

Четко выявляются два противоположных течения в европеизме:

- европоцентризм - космополитизм (универсализм)

19-й век начался с амбициозной попытки Наполеона «унифицировать» Европу под французским господством.

Наполеон имел вполне конкретные планы переустройства Европы: создать Европейскую федерацию, подчиненную своей личной власти (единое общее законодательство, европейский кассационный суд, единая армия, денежная система, система мер и весов и т.п.) Во главе этой Европы - император.

В 19 веке происходит резкое размежевание между консервативными и революционно-демократическими приверженцами «европейской идеи».

Волна консервативного европеизма: воссоздание священной Римской империи во главе с папой, восхваление войны и героев войны.

Демократическая тенденция в развитии европеизма: Европейская федерация как мирная ассоциация европейских народов.

40-60-е годы 19 в. – пацифистское движение (проявлялось в созываемых мирных конгрессах)

Но: очень слабое влияние на «реальную политику», вместе с тем пацифистское движение оживило европейские идеи и проекты.

С пацифистским движением связано рождение идеи, являвшейся центральной в европеизме на протяжении всего ХХ в. – это идея Соединенных Штатов Европы. Впервые громко этот лозунг был провозглашен выдающимся французским писателем Виктором Гюго. Его знаменитая речь стала своеобразным манифестом европеизма.

Во второй половине 19 в. началось падение интереса к идее «единой Европы». Международная обстановка обострялась, мир шел к Первой мировой войне.

Вывод:

1) от века к веку «европейская идея» становилась все более содержательной

2) при наличии общей основы «европейская идея» постоянно принимала разные толкования: гуманистическое, пацифистское, консервативное, либеральное, националистическое, социал-демократическое, утопическое;

3) к началу 20 века сложилась евроцентристская концепция – представления об изначальном превосходстве европейской цивилизации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.