Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль мотивации в поведении. Закон результата




Функции социальной роли личности в коллективе.

Социальная роль –это определенное положение, которое занимает индивид в системе социальных (общественных) отношений.

Если более конкретно, то социальная роль, это функция, некий одобренный и общепринятый образец поведения,который ожидается от каждой личности занимающей определенную позицию. Это ожидание определяет общие контуры социальной роли личности, они не зависят от поведения и сознания определенного индивида и направлены в первую очередь на общество.

Социальная роль личности всегда оценивается со стороны общества, она может быть одобрена или не одобрена обществом, например такая роль как «преступник» не имеет общественного одобрения, иногда одобрение и неодобрение может дифференцироваться у различных социальных групп. При этом следует заметить, что получает оценку не само лицо, а тот вид деятельности, которым оно занимается. Исходя из этого в зависимости от того какую роль играет человек мы относим его к той или иной социальной группе. Каждый индивид на самом деле выполняет не одну роль, а несколько. Например один человек может быть и водителем и отцом и инженером.

Каждая конкретная социальная роль не определяет поведение ее носителя в деталях, она прямо зависит от степени усваивания или интернализации ее личностью. Процесс же интернализации определяется рядом психологических особенностей личности. Исходя из этого общественные отношения в определенном проявлении приобретают некую «личностную окраску», хотя сами являются по сути ролевыми безличными отношениями.

В рамках общественных отношений люди вступают во взаимодействие между собой, где проявляются их индивидуальные характеристики. Потому, социальная роль не означает абсолютной заданности шаблона поведения, она всегда имеет некий диапазон возможностей для своего исполнителя, что можно назвать стилем исполнения. Этот диапазон является основой для построения отношений второго ряда, отношений – межличностных (или психологических).

 

Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины».

Мотивация — это совокупность мотивов, побуждающих к активности и определяющих ее направленность.

Мотив — это побуждение к выполнению определенной деятельности, к совершению поступков, в основе которых лежат потребности человека. Мотивация — это совокупность факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждения к достижению необ­ходимых для индивида целей.

Стимулирование — вид управленческой деятельности, направлен­ной на управление трудовым поведением персонала организации для достижения ее целей посредством влияния на условия жизнедеятельности работника. В широком смысле слова стимулирование — сово­купность требований и соответствующая им система поощрений и наказаний.

Однако в научной литературе есть другие подходы к определению мотивации и стимулирования, например Б.М. Генкин понимает под мотивацией «воздействие на поведение человека для достижения лич­ных, групповых и общественных целей»

Мотивационный процесс начинается с физиологической или психологической потребности, которая активизирует поведение или создает побуждение (мотив), направленное на достижение определен­ной цели или вознаграждения (неудовлетворенная потребность). Все это сводится к более лаконичному определению: потребность — это внутренний побудитель активности.

Мотивы фактически формируются на основе потребностей. Так как потребности имеют сложную структуру, отличаются многообразием и различной степенью выраженности, то и формирующиеся на их основе мотивы тоже сложны по струк­туре. Любой поступок имеет в своей основе не один, а не­сколько мотивов. Поэтому само поведение иногда называют полимотивированным.

А. Маслоу разработал концепцию иерар­хии мотивов, в которой все потребности делятся на 5 классов (5 иерархических уровней). В. Мак-Дуггал предлагал набор потребностей довести до 18, а польский психолог К. Обуховский — до 120. Некоторые психологи сводят все по­требности к 7 основным видам: 1) физиологические (питание, сон, дыхание и т. д.), 2) продолжение рода (рождение, воспита­ние, защита), 3) добывание средств к существованию (жилище, пища, одежда), 4) духовные потребности (запросы), 5) обще­ние (обязанности, права, симпатии и т. д.), 6) самовыражение (в религии, спорте, искусстве, науке и пр.), 7) самоутверждение (уважение, призвание, власть и т. п.).

Мотивы, рассматриваемые в качестве диспозиций, можно разделить на виды, названия которых аналогичны названиям потребностей: органические, материальные, социальные и ду­ховные.

Закон результата заключается в том, что степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. В соответствии с этим законом люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности, и избегать такого поведения, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением. Если конкретные типы поведения оказываются каким-то образом вознагражденными, то люди запоминают, каким образом им удалось добиться этого. В следующий раз человек, встретившись с проблемой, пытается разрешить ее опробованным способом.

Чтобы эффективно двигаться навстречу цели, руководитель должен координировать

работу и заставлять или стимулировать людей выполнять ее.

Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные

принципы мотивации.

Самым первым приемом мотивации к труду был метод кнута и пряника или метод

вознаграждения и наказания, который применяется и сейчас. Люди, являющиеся

подчиненными в современных организациях, обычно гораздо более образованы и

обеспечены, чем в прошлом и их мотивы трудовой деятельности являются более

сложными и трудными для воздействия.

Современному руководителю для эффективного осуществления мотивации необходимо

глубоко понимать и различать весь спектр потребностей личности, их место в

процессе мотивации, их иерархию и взаимосвязь. Освещению этого вопроса и

посвящена данная работа. В рамках рассмотрения проблемы здесь отражены

основные принципы и сравнение содержательных теорий мотивации Абрахама

Маслоу, Клейтона Алдерфера, Дэвида МакКлелланда, Фредерика Герцберга.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 3165; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.