Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование и употребление глагольных форм




НОРМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ГЛАГОЛА.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8.

(4 ЧАСА)

I. Подготовить ответы на вопросы:

1. Правописание личных окончаний глагола. Спряжение глагола.

2. Лексико-грамматические категории глагола (вид, переходность, наклонение).

3. Образование действительных причастий.

4. Образование страдательных причастий.

5. Правописание суффиксов причастий.

6. Образование деепричастий.

II. Выполнить письменно упражнения:

Упражнение 1. Укажите спряжение глаголов, их вид и переходность/непереходность.

Брезжить, видеть, написать, светиться, приставить, молоть, хотеть, стукнуть, ходить, строить, воротить, жалеть, стелить, судить, сеять, жалить, платить, носить, поискать, сыпать, слышать, дремать, сыскать, пожинать, обидеть, навеять, обезуметь, угаснуть.

 

Упражнение 2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, свой выбор мотивируйте.

Ты внемл..шь грохоту громов, и гласу бури и валов, и крику сельских пастухов – и шлешь ответ (П.). Ползут, как змеи, облака, игру бессвязную завод..т, в провалы душные заход..т (Л.). Я видел, как пол..т, как, беспрестанно нагибаясь, выдергивают сорные травы (Акс.). Горит алмазами пшеница, ковер душистый стел..т гречь (Фет). Смотри, как роща зелене..т, палящим солнцем облита, а в ней какою негой ве..т от каждой ветки и куста (Тютч.). Дождичек вымоч..т, солнышко высуш..т (Гонч.). Молодая зелень шепч..т, колыш..тся (М.Г.). Осень дыш..т чарой скошенных лугов (Брюс.). Ветер осенний навод..т печаль, по небу тучи осенние гон..т (Н.).

Упражнение 3. Перепишите, вставляя пропущенные буквы в глагольных формах будущего времени и повелительного наклонения.

Выйд..те из класса и пройдите в кабинет физики. – Когда вы выйд..те из комнаты, закройте за собой дверь.

Выпиш..те незнакомые слова в отдельную тетрадь. – Вы выпиш..те газету на следующий квартал?

Вышл..те заказанные книги наложенным платежом. – Когда вышл..те, сообщите об этом.

Думаю, что тему для сочинения вы выбер..те без затруднений. – Однако не торопитесь и выбер..те спокойно.

 

Упражнение 4. Раскройте скобки, употребляя глаголы в нужной форме.

Лодки не стоят неподвижно, они (колыхаться) на воде. Дует ветер, дождь (брызгать) в лицо. Собрание выбирает комиссию и (уполномочить) ее составить проект резолюции. Провожающие стоят на перроне, (махать) вслед уезжающему поезду. Наступила весна, текут ручьи, с крыш (капать). Во мраке засветилась яркая точка, вспыхнула и тут же (померкнуть). Несколько дней волк (рыскать) по лесу. В тот же день неприятельский отряд (вторгнуться) в район расположения наших войск. Женщины стоят у берега и (полоскать) белье. Жюри уже заканчивает свою работу и в данное время уже (подытоживать) её. Мы были довольны тем, что (избегнуть) неприятной встречи. Я (обессилеть), если дальше буду работать с таким напряжением. Врачи сказали, что я скоро (выздороветь). Я (колесить) по городу уже целый час. Купив «Комбат», я (победить) тараканов. Когда же я тебя (убедить)? Она так и (сыпать) деньгами на каждом углу, желая приобрести все безделушки мира. Сказав правду, я ему сразу (опротиветь) и прощай моя карьера. Единственный фонарь, освещавший дорогу к морю (погаснуть). Свет (померкнуть) в его глазах. В результате несчастного случая он (ослепнуть) и (оглохнуть). Как всегда он (влипнуть) в историю.

Упражнение 5. От приводимых глаголов образуйте все возможные причастия.

Спать, сидеть, погрузиться, ненавидеть, дышать, отбросить, затеять, заниматься, слышать, обидеть, отправлять, видеть, виднеться, подъехать.

 

Упражнение 6. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Колыш..щиеся знамена, завис..щие от нас обстоятельства, гон..щие зайца собаки, леч..щий больных врач, бор..щиеся за мир народы, бре..щий полет, мел..щая кофе машина, маш..щая крыльями мельница, недорого сто..щие книги, намасл..ный блин, навеш..ная дверь, навеш..ное белье, пристрел..ное оружие, подстрел..ный олень, замеш..ное тесто, замеш..ный в преступлении человек, крепко насто..ный чай, удосто..ный награды работник, застро..ные окраины, подвеш..ные флажки, листья, колебл..мые ветром, озаря..мый полной луной, добыва..мый уголь.

 

Упражнение 7. Перепишите, вставляя н или нн. Объясните написание.

Местность ограниче..а горами. – Гоголевская Коробочка была очень ограниче..а.

Девушка умна и воспита..а. – Она хорошо воспита..а родителями.

Манеры героя повести были изыска..ы. – Средства для новой экспедиции были изыска..ы.

Ответы ученицы неувере..ы. – Преподаватели не увере..ы в ее знаниях.

Тучи рассея..ы. – Многие люди очень рассея..ы.

 

Упражнение 8. 1) Образуйте и запишите деепричастия несовершенного вида. Укажите, от каких слов таких деепричастий образовать нельзя.

Свирепеть, кричать, бежать, грохотать, проповедовать, заведовать, тормозить, беречь, заглядывать, бить, быть, признавать, визжать, писать, метить, метать, роптать, стрекотать, мерзнуть, волноваться.

2) Образуйте и запишите деепричастия совершенного вида.

Вынести, развеять, развить, обессилеть, сберечь, прикоснуться, запрячь, запереть, отречься, встретить, увести, выгрести, запыхаться, присесть, сбежать, остаться, сплести.

Литература

1. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения: Учебное пособие. М.: Неолит, 2000. (http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook051/01/part-002.htm)

2. Водина Н.С., Иванова А.Ю. Культура устной и письменной речи. Справочник. Практикум. – М., 2001.

3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2003.

4. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М., 2005.

5. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина – М: АСТ, 2009.

6. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 2003 (и другие издания).

7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2008.

8. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. – М., 2002.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.