Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность присоединения




322.

Краткая история вопроса

321.

Присоединительные конструкции

В трудах A.M. Пешковского, Л.В. Щербы, В.В. Виноградова выделяется особое значение некоторых союзов - присоединительное (у А.М. Пешковского говорится о сочинении и подчинении после разделительной паузы).

Существенная особенность присоединительных конструкций вскрыта Л.В. Щербой: «при присоединении 'второй' элемент появляется в сознании лишь после первого или во время его высказывания», в отличие от сочинения, при котором «оба члена присутствуют в сознании, хотя бы в смутном виде, уже при самом начале высказывания».

Присоединительные конструкции обычно упоминаются в связи с характеристикой союзов. Бессоюзное же присоединение рассматривается в связи с парцелляцией (см. ниже).

Это отчасти объясняется тем, что еще в недавнем прошлом грамматистов интересовали в основном конструкции письменного языка, а своеобразие разговорной речи оставалось вне их внимания. Именно поэтому, видимо, большему изучению было подвергнуто союзное присоединение, более распространенное в письменном языке прошлого, нежели присоединение бессоюзное, пришедшее в письменный язык из языка разговорного.

В современном литературном языке эти конструкции получили широкое распространение. Поскольку в письменный литературный язык они проникли из языка разговорного, естественно, что наиболее употребительны присоединительные связи в художественной литературе, особенно при передаче диалогической речи.

Присоединение - как своеобразная разновидность синтаксической связи - отличается и от сочинения и от подчинения. При сочинении элементы высказывания выступают как равноправные в синтаксическом отношении единицы, при подчинении - как зависимые. Но и в том и в другом случае они, как пишет В.В. Виноградов, «умещаются в одну смысловую плоскость». Сущность присоединения заключается в том, что последующие элементы высказывания возникают в сознании не сразу, а лишь после того, как высказана основная мысль. «Присоединительными, или сдвинутыми, называются такие конструкции, в которых фразы часто не умещаются сразу в одну смысловую плоскость, но образуют ассоциативную цепь присоединения».

Характерная особенность присоединительных конструкций - разрыв между ними и основным высказыванием. Поэтому они стоят после длительной паузы и выделяются логически и интонационно.

Присоединительные конструкции, несмотря на многообразие структурно-грамматических типов и отсутствие определенных лексико-грамматических средств выражения (за исключением специальных союзов и союзных сочетаний: да и, потом, причем, а потому и некоторых других), объединяются единством функционального употребления в речи (при помощи их передается мысль, возникшая после основного высказывания), прерывистым характером синтаксической связи, которая создается особой интонацией после длительной паузы.

Функция дополнительно возникшего высказывания определяет основные значения присоединительных конструкций: они имеют характер добавочных сообщений, уточняющих, поясняющих и развивающих основное высказывание. Все эти качества позволяют считать присоединительные конструкции особым синтаксическим явлением. Цель использования присоединения - придать речи особые смысловые и экспрессивно-стилистические оттенки, сообщить отдельным членам высказывания большую смысловую и эмоциональную нагрузку.

На письме степень длительности паузы передается разными знаками препинания.

При союзном присоединении обычно употребляется запятая: Перед вами люди, имеющие в городе власть, и немалую (Н. И.). Иногда ставится тире: Дело мы делаем великое и сделали уже немало, а недостатки есть - и серьезные (Чак.).

При союзном присоединении возможна также постановка многоточия в том случае, если необходимо передать некоторую незавершенность основного высказывания и, кроме того, паузу большой длительности: Страшно признаться, но я хочу, чтоб этот человек знал, что она мне как песня... И, должно быть, последняя (Н. Пог.).

Чаще, однако, постановка точки: Города, начинающиеся с вокзалов... Есть у каждого города возраст и голос. Есть одежда своя. И особенный запах. И лицо. И не сразу понятная гордость (Р. Рожд.).

При бессоюзном присоединении характерна постановка точки. В письменной речи фактически только она и служит формальным показателем присоединения, обозначая паузу большой длительности: Действовать, действовать надо... Плакать потом. Ночью. Когда-нибудь (Н. И.).

Постановка запятой качественно изменила бы конструкцию, присоединение уступило бы место обособлению: Плакать потом, ночью, когда-нибудь.

Однако в некоторых случаях при бессоюзном присоединении возможны факультативно запятая и тире. Например: Это мой отец. Он умер, в Томске (М. Г.); Было даже страшно, иногда (М. Г.); Я поклялся не говорить ни слова - из любопытства (Л. Т.); Вот мазурка началась, и мы расстались - до свидания (Л.).

Широкое употребление присоединительных конструкций в современной художественной литературе - свидетельство сближения письменного литературного языка с разговорным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.