КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Континентальное распределение природных катастроф и ущерба о них за 2003-2004 годы
Выброс углекислого газа в год по странам мира
По данным World Resource Institute
Таблица 7.2 Среднегодовой расчетный ущерб от стихийных бедствий [Осипов В.И., 2001],
Таблица 7.3
Рис.7.1. Наиболее распространенные природные катастрофы в мире за 1965— 1999 гг. Источник: CRED. Рис. 7.2.Рост количества крупных природных катастроф в мире за 1965—1999 гг. (среднегодовое значение за 5 лет) Источник: CRED.
Рис.7.3. Число погибших на Земле от различных природных катастроф с 1965 по 1999 г. (среднегодовое значение за 5 лет) Источник: CRED
Рис.7. 4. Число людей, пострадавших от различных природных катастроф за период с 1965 по 1999 г. (среднегодовое значение за 5 лет). [Осипов В.И., 2001]
Рис.7.5.Экономический ущерб на Земле от природных катастроф за период с 1965 по 1999 г. (среднегодовое значение за 5 лет) [Осипов В.И., 2001]
Рис.7.6. Рост численности населения мира и числа жертв землетрясений в течение последних 2000 лет [Reductio and Predictability of Natural Disaster, 1996] Рис.7.7. Динамика количества крупнейших катастроф и их последствий 7. Подготовиться к вопросам, выносимым для обсуждения на аудиторном занятии. При подготовке по первому вопросу студенты уясняют роль антропогенного фактора в биосфере через: – изменение границ оптимальных и лимитирующих факторов; – сокращение численности популяций; – воздействие на характер функционирования экосистем (изменение цепей питания и нарушение правил экологических пирамид, изменение границ экологических ниш организмов, динамики экосистем, обеднение генофонда, сокращение территорий, занимаемых естественными экосистемами); – влияние человека на функции живого вещества в биосфере (усиление транспортной и рассеивающей, деструктивной и концентрационной функции живого вещества, изменение временного фактора развития биосферных процессов). Необходимо разобраться с понятиями «экологический кризис», «экологическая катастрофа», «экологическая проблема». При рассмотрении этого вопроса целесообразно также проанализировать историю экологических кризисов в развитии природы, человечества и дать их характеристику. Готовясь к ответу на второй вопрос, необходимо разобраться с типами глобальных катастроф (космические, природно-циклические, антропогенные или искусственные), угрожающих цивилизации ее уничтожением, а также рассмотреть основополагающие причины экологического кризиса и катастрофы (природные и антропогенные). Самым детальным образом разобраться с вкладом человеческого фактора в развитие современного экологического кризиса и катастрофы.При этом необходимо уяснить два противоположных взгляда (неомальтузианцы и корнуконианцы) на то, какова роль человека в мире, насколько в действительности серьезны существующие и ожидаемые проблемы с окружающей средой и ресурсами и что с этими проблемами делать. Каково влияние этих проблем на Вашу жизнь сейчас и в будущем? Ваши собственные взгляды на развитие и последствия экологического кризиса больше совпадают с взглядами неомальтузианцев или корнуконианцев? Сравните Ваши взгляды с взглядами Ваших товарищей (коллег). Выскажите свою точку зрения на поведение тех, кто пытается игнорировать природоохранные и природоресурсные проблемы, утверждая, что «люди всегда загрязняли и разоряли нашу планету и весь этот шум по поводу загрязнения среды и охраны ресурсов ни к чему. Мы пока еще живы, и у многих людей дела идут лучше, а не хуже». Выявите рациональное зерно в этом рассуждении, а затем обсудите его слабые стороны.
Выскажите свое суждение на точку зрения французского зоолога – эволюциониста Поля Грассе: «Жить – значит реагировать, а отнюдь не быть жертвой». При подготовке к третьему вопросу необходимо раскрыть содержание проблем, возникающих в результате экологических кризисов в различных сферах человеческой деятельности, их региональные особенности и общества в целом. Проанализировать взаимосвязь процессов глобализации и охраны окружающей среды. Рассмотреть содержание следующих экологических стратегий: нулевого роста, экотопии, устойчивого развития, ноосферы, коэволюции, и детально раскройте пути (политические, правовые, экономические, нравственные, религиозные и др.) выхода из экологического кризиса. При анализе путей выхода из экологического кризиса особое внимание обратить на принципы экоразвития (принцип «мыслить глобально – действовать локально», принцип превентивности, принцип экологического императива, принцип эколого-экономической сбалансированности, принцип экологизации и гуманизации производства). При подготовке к ответу на четвертый вопрос студент отмечает, что принесла человечеству аграрная революция и дал человеку переход на западную модель экономики (индустриальная революция). Высказывает суждения, о тех переменах (реструктуризация) которые должны произойти в основных отраслях экономики (энергетическом, продовольственном, сырьевом секторах, транспортной системе, демографической политике), чтобы нынешний тип экономического развития перерос в экоэкономику. Раскрыть в чем заключается смысл экологической революции? Привести примеры экоэкономической перестройки (Дания, Япония, Исландия, и др. государства). Отвечая на вторую часть вопроса необходимо обратить внимание на такие альтернативные источники, как: солнечная энергия, энергия ветра, геотермальная энергетика, производство энергии биомассы, получаемой в результате переработки органических отходов. На конкретных примерах показать положительные стороны их применения и недостатки.
Готовясь к ответу на пятый вопрос, необходимо уяснить, чем объясняется экологическая безнравственность. Раскрыть роль экологического воспитания в утверждении принципов экоразвития. Следует также характеризовать главный принцип поведения людей – принцип взаимности, который записан в законах царя Хаммурапи, Ману, Ветхом и Новом заветах, нашел отражение в учении других философов, и показать его возможную роль в стабилизации экологической обстановки. II. Аудиторная работа студентов Вопросы для обсуждения: 1. Антропогенный фактор в биосфере. Понятие экологической проблемы, экологического кризиса. 2. Анализ причин экологического кризиса. Региональная специфика экологических кризисов. Экологические риски. Принципы управления риском. 3. Проблемы, создаваемые экологическим кризисом, и пути выхода из него. Глобализация и охрана окружающей среды. Экологические стратегии. 4. Экоэкономика. Экологическая характеристика альтернативных источников энергии. 5. Основы экологической нравственности.
ТЕСТ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Основная литература:
1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1998. – с. 325-355. 2. Браун Л.Экоэкономика.М.: Изд-во «Весь мир».2003.-с.392. 3. Бринчук М.М. Экологическое право. М.: Юристь, 2000. – с. 20-26. 4. Горелов А.А. Экология. - М.: Центр, 2000. С.246 5. Коробкин В.И., Передельский Л.В.Экология, Учебник для вузов.– Ростов н/Д. Феникс, 2000. – 576 с. 6. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. 1: Пер. с англ. / Под ред. Г.А. Ягодина. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Пангея», 1993. – с. 48-62. 7. Реймерс Н.Ф. Экологический манифест // Экологическая Россия. Хрестоматия /сост. В.Н. Кузнецов – М.: АО «МДС», 1995. – с. 261. 8.Маврищев В.В. Общая экология. Курс лекций. Изд-во Инфо- М.2011.-299 с. Дополнительная литература: 8. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1998 – с. 42-47. 9. Моисеев Н.Н. Быть или не быть человечеству? М.,1999. – с.30-36. 10. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание: Учебное пособие. – М.: Логос, 2001. – с. 359. 11. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 275 с. 12. Трубецкой К.Н., Гоченко Ю. Человек и природа: противоречия и пути их решения. Вестник РАН. – 2002. – 72. – №5. – с. 405-409. 13. Хотунцев Ю.Л. Человек, технологии, окружающая среда. - М. Устойчивый мир, 2001. – С. 73-78. 14. Экологическая доктрина Российской Федерации // Российская газета 18 сентября 2002 года. 15. Россия в окружающем мире: 1998 (Аналитический ежегодник). Отв. ред Н.Н. Марфени. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. с. 53-67. 16. Государственная программ РФ «Охрана окружающей среды» 17. Приказ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25 октября 2004 года, № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Российская газета от 2 декабря 2004 года».
ТЕМА 8. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 1. Отходы производства и потребления. Понятие. Классификация. Накопление их в РФ и Брянской области. Возможные пути утилизации 2. Биотехнологии. Понятие. Применение в области охраны окружающей среды (утилизация отходов, очистка воды, воздуха). Наихудшие сценарии развития их применения. 3. Нанотехнологии. Понятие. Применение в области охраны окружающей среды. Проблемы применения. 4. Зеленая экономика. Необходимость и перспективные направления развития зеленой экономики. Принципы зеленой экономики. Развитие зеленой экономики в РФ и зарубежном Рекомендуемая литература: 1. ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» 2. Государственный доклад «О состоянии и охране окружающей среды в РФ в 2011 году». 3. Государственный доклад «О состоянии окружающей среды Брянской области в 2011 году». Брянск 2010. 204 с. 4. Уолкер Ш. Биотехнология без тайн.-М.: Эксмо, 2008.-С.266-275 5. Уильямс Л. Нанотехнологии без тайн.-М.: Эксмо, 2009.-С.139-158
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |