Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуальные ценности физической культуры и процессы, связанные с их приобретением




Общество через свою культуру, превращая заложенные в человеке природные психофизические задатки, потребности в социально значимые свойства и привычки поведения, формирует культуру личности. Эти социально значимые свойства и привычки поведения, сформированные при непосредственном участии самого человека, служат основой для занятия того или иного положения в обществе (социального статуса), для выполнения в жизни большего количества социальных ролей (студента, сына или дочери, друга, игрока в футбольной команде, потребителя общественного продукта и т.д.).

Регуляторным фактором социального поведения личности является ценностная ориентация, которая выражает личную значимость предлагаемых обществом культурных ценностей. Образование ценностных ориентации связано с приобретением индивидуального опыта и знаний о тех или иных культурных ценностях, а затем и отношения к ним в виде эмоциональных переживаний. Все это в большинстве случаев приводит к совершению конкретных поступков. М.С. Комаров (1994) подчеркивает, что ценностная ориентация координирует такие психические свойства личности, как потребности, интересы, убеждения, идеалы, стремления, желания, а также другие психические процессы и свойства: память, мышление, эмоции, волю, способности и т.д. Такой механизм приобретения культурных ценностей и формирует физическую культуру личности. Она является одним из важных показателей развития личности, составной частью ее общей культуры.

В сфере физической культуры и спорта существует широкий спектр ценностных ориентаций. Так, это могут быть ориентации, связанные с желаниями приятно проводить время, со стремлениями быть не хуже других, получить обязательный зачет, постоять за себя, стать сильным, с потребностью общения, с потребностью реализовать себя в спорте и др. Вполне естественно, что с течением времени в зависимости от пола, возраста •1 других факторов некоторые ориентации могут утратить приоритетный характер.

Проведенные социологические исследования выявили, что в настоящее время юноши в большей степени заинтересованы в физической подготовке силовой направленности; коррекции физического развития с целью формирования атлетичной фигуры; в укреплении здоровья с помощью спортивных игр; спортивной деятельности. Для девушек приоритетными являются желания иметь стройную, красивую фигуру; укрепить здоровье, улучшить самочувствие и работоспособность; повысить двигательную активность посредством игр, развлечений, спортивных состязаний.

Необходимо отметить, что многообразие привлекательных ценностей, изложенных выше, не выходит за рамки общепризнанной системы ценностей физической культуры личности, куда входят:

1. Научно-теоретические знания в виде представлений, понятий, раскрывающие суть явлений в сфере физической культуры; учебно-методические умения и навыки, в т.ч. контролирование и корректирование собственных двигательных действий, руководство подобными действиями в коллективе сверстников и т.п.

2. Психофизическая подготовленность.

3. Стиль жизни. Его компонентами являются: режим труда, отдыха и
питания; личная гигиена; двигательная активность, закаливание, учет
неблагоприятных условий внешней среды; культура межличностного
общения.

Для физкультурно-спортивной деятельности характерен широкий спектр воздействий на личность. Данная деятельность включает ряд системно упорядоченных процессов направленного использования факторов физической культуры. Важнейший и наиболее распространенный из таких процессов - процесс физического воспитания. Под физическим воспитанием подразумевается «педагогически упорядоченный процесс направленного использования факторов физической культуры, включающий обучение двигательным действиям в результате которого формируются двигательные умения и навыки, а также связанные с ними знания, воспитание физических качеств и сопряженных с ними двигательных способностей, содействие на этой основе становлению и развитию свойств личности» (Л.П. Матвеев,. 2004). Важно, что при определенных условиях физическое воспитание может развертываться не только под прямым руководством специалиста-педагога, но и в силу самоактивности индивида, если он способен самостоятельно реализовать выработанные закономерности этого процесса. В этом случае необходимо говорить о физическом самовоспитании.

Физическое воспитание осуществляется в семье, в сфере образования, в сферах труда, отдыха, реабилитации, которые служат специальными каналами передачи ценностей физической культуры от общества к личности. Усвоенные в процессе физического воспитания ценности физической культуры в рамках образовательной (формирование знаний, двигательных умений и навыков), оздоровительной (воспитание физических качеств и сопряженных с ними способностей) и воспитательной (воспитание психических качеств и свойств) сторон этого процесса будут составлять индивидуальные личностные ценности.

В физической культуре данные ценности и ряд специфических процессов по их приобретению отражены терминами «физическая подготовка», «физическая подготовленность». «психофизическая подготовленность», «спорт», «спортивная тренировка», «физкультурно-кондиционная тренировка», «физическое развитие».

Физическая подготовка - это процесс физического воспитания, имеющий выраженную прикладную ориентацию к тем или иным видам деятельности (трудовой, военной и др.). Принято различать общую и специальную физические подготовки. Общая физическая подготовка (ОФП) способствует созданию широкой предварительной подготовленности, отвечающей требованиям самых различных видов деятельности, с которыми может встретится индивид в жизненной практике, путем формирования у него возможно более широкого фонда двигательных умений, навыков и воспитания основных физических способностей (скоростных, силовых, координационных, различных видов выносливости, гибкости). ОФП - основа базового физического воспитания подрастающего поколения. Специальная физическая подготовка (СФП) способствует созданию специальной подготовленности в избранном виде деятельности, которая занимает или основное, или весьма существенное место в жизнедеятельности человека. Здесь избирательно используются те средства и методы физического воспитания, с помощью которых можно достичь необходимого уровня совершенства, двигательные умения и навыки, требующиеся в избранной деятельности и обеспечивающие развитие физических способностей, гарантирующих эффективную физическую подготовленность к данной деятельности.

Физическая подготовленность - это результат физической подготовки. Она характеризуется показателями физического развития, уровнем развития физических качеств, а также степенью владения разнообразными двигательными умениями и навыками.

Психофизическая подготовленность - это более широкое понятие, которое включает в себя физическую подготовленность, а также характеризует качественные изменения психических свойств личности, ее нравственного, интеллектуального и эстетического уровней.

Физическая подготовка входит в содержание многих видов профессионально-прикладной подготовки (производственно-прикладной, военно-прикладной и др.), а также спортивной подготовки. В последнем случае она составляет один из разделов спортивной тренировки.

Спортивная тренировка - это системное использование средств и методов физического воспитания, имеющих выраженную спортивную направленность в рамках физической, технической, тактической, психической подготовок, являющихся ее отдельными разделами.

Физкультурно-кондиционная тренировка - это разновидность физического воспитания и самовоспитания, которая в процессе онтогенеза следует за базовым физическим воспитанием, опирается на его результаты, закрепляя и развивая их, и, тем самым, обеспечивает качественное, отвечающее определенным нормам, физическое состояние индивида, благоприятное для его дееспособности, необходимой в жизни.

Физическое развитие - это естественный процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни. Этот процесс, разворачиваясь на природной основе, подчинен многим биологическим законам и одновременно социально обусловлен, т.е. действие биологических законов проявляются в зависимости от условий воспитания, быта, труда и т.д. В силу этого физическое развитие в известной мере управляемо и в зависимости от суммы факторов, влияющих на физическое развитие может быть всесторонним, гармоничным или ограниченным, дисгармоничным. Внешними количественными характеристиками физического развития являются показатели роста, массы, экскурсии грудной клетки, жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и др.

Понятие «спорт» охватывает собственно соревновательную деятельность, процесс подготовки к ней, а также специфические межчеловеческие отношения, возникающие на основе этой деятельности. Он является специфическим средством воспитания, позволяющим в максимальной степени выявить функциональные возможности организма индивида и значительно увеличить их; остро действующим фактором формирования личности, постоянно стимулирующим стремление индивида к самоопределению и самоутверждению; популярнейшим средством удовлетворения потребностей в эмоциональном общении и доходчивым «языком» межчеловеческого взаимопонимания, позволяющим устанавливать ■ и расширять международные контакты. ' Другими словами, это многофункциональное и многообразное явление социальной реальности. Подробно о спорте и спортивной подготовке будет рассмотрено в главе 7.

Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и целостного развития личности

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования физическая культура представлена в вузах как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. В течение всего периода обучения физическая культура входит обязательной дисциплиной в гуманитарный образовательный цикл.

Системная и целенаправленная гуманитарная подготовка способствует формированию личностной культуры студента, определяет степень его самостоятельности, самообучаемости как будущего специалиста,. обеспечивая основы его высокого профессионализма.

Физическая культура как образовательная дисциплина призвана

развивать целостную личность, ее духовные и физические начала в рамках. здорового стиля жизни, воспитывать готовность полноценно использовать свои возможности в профессиональной деятельности, в создании неотъемлемого элемента образовательного пространства вуза - необходимой социокультурной комфортной среды.

Физическая культура прямо или косвенно формирует такие ориентации личности, которые позволяют ей достигать гармонии физической и духовной, труда и отдыха в единстве с культурой общества, что создает определенный психический комфорт и социальную устойчивость.

Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном процессе физического воспитания, где в его рамках рассматривается развитие физических способностей студентов как развитие элементов культуры, особых личностных качеств.

Чтобы глубже понять значимость учебной дисциплины «Физическая культура» в вузе, важно правильно разобраться с содержанием Примерной государственной программы по физическому воспитанию, разработанной на основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, в которой определяется обязательный для студентов всех вузов объем физкультурных знаний, двигательных умений, навыков и уровень развития физических качеств. Примерной программа называется потому, что отражает только требования Стандарта, но может быть расширена и дополнена в каждом вузе с учетом регионально-территориальных, социокультурных, климатических факторов, особенностей подготовки профессиональных кадров, материально-технической базы.

Программа по физическому воспитанию студентов определяет цель - формирование физической культуры личности и задачи воспитательно-образовательного процесса:

понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовки ее к профессиональной деятельности;

знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;

приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Программа дисциплины «Физическая культура»' содержит три основных раздела: теоретический, практический и контрольный, тематика материала которых предусматривает освоение следующих дидактических единиц:

физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке

студентов;

социально-биологические основы физической культуры; основы здорового образа жизни;

оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика); профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Материал теоретического раздела формирует отношение студентов к физической культуре, а также мировоззренческую систему научно-практических и специальных знаний, сообщаемых в форме поточных лекций. Содержание лекционного материала представлено в настоящем пособии.

Учебный материал практического раздела реализуется на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях.

Методико-практические занятия предусматривают освоение студентами основных способов формирования учебных и жизненно важных умений и навыков средствами физической культуры. Причем каждое такое занятие должно согласоваться с соответствующей теоретической темой.

Учебно-тренировочные занятия направлены на приобретения студентами опыта творческой практической деятельности, развитие самодеятельности в целях повышения уровня физических способностей и совершенствования двигательных навыков с помощью различных средств: беговых и прыжковых легкоатлетических упражнений, плавания, спортивных игр, атлетической и ритмической гимнастик и др.

Материал контрольного раздела направлен на дифференцированный и объективный учет эффективности учебно-воспитательного процесса. Контрольные занятия должны обеспечивать получение информации оперативного, текущего и итогового характера об освоении теоретических знаний, о динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента. В качестве критериев результативности учебно-воспитательного процесса выступают зачетные требования, включающие практические двигательные нормативы и тестовые задания для оценки уровня теоретических знаний в рамках текущих и итоговой (за семестр) аттестаций. При итоговой аттестации в окончательной оценке прерогативой считается уровень выполнения двигательных тестов.

Для освоения содержания дисциплины «Физическая культура» учебным планом выделяется 408 часов, в т.ч. на теоретический раздел - 26 часов, практический раздел - 246 часов. Проведение практических занятий предусматривает распределение студентов с учетом результатов медицинского обследования, показателей физической подготовленности и развития, пола, уровня спортивного мастерства, а также интересов по учебным отделениям: основному, специальному и спортивному.

В основное отделение зачисляются студенты, отнесенные к основной и подготовительной медицинским группам. В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные к специальной медицинской группе или освобожденные от практических занятий по состоянию здоровья на длительный срок. Последние осваивают лишь доступные разделы программы. В спортивное отделение зачисляются студенты основной медицинской группы, имеющие высокую физическую и спортивную подготовленность и изъявившие желание углубленно заниматься одним из видов спорта, культивирующихся в вузе.

Физическое воспитание студентов в режиме учебного дня осуществляется в следующих формах:

1. Учебные занятия, предусмотренные учебным планом и расписанием вуза.

2. Факультативные занятия, являющиеся продолжением и добавлением к основным учебным занятиям.

3. Физические упражнения в режиме учебного дня: вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки и т.п.

 

Физическое воспитание студентов во внеучебное время проводится в следующих формах:

1.Учебно-тренировочные занятия в спортивных секциях, в группах ОФП,

аэробики, шейпинга, атлетической гимнастики и т.д.

2.Самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями: а) на добровольной основе; б) по заданию преподавателя (домашние задания).

3.Массовые физкультурно-спортивные мероприятия в течение учебного года и каникулярное время.

4.Занятия в спортивно-оздоровительных лагерях в период зимних и летних каникул.

Контрольные вопросы

1. Почему физическое воспитание является важным направлением социальной политики государства?

2. Что такое культура и ее характерные особенности?

3. Что представляют собой материальная и духовная разновидности
культуры?

4. Каков состав ценностей физической культуры и способы их передачи от
общества к личности?

5. Чем объясняется тесная взаимосвязь физической и духовной культур?

6. Каковы личностные ценности физической культуры?

7. Дайте краткую характеристику понятий, отражающих ценности
физической культуры.

8. Какие факторы позволяют называть физическую культуру социальным
феноменом?

9. Каков механизм приобретения индивидуальных ценностей физической
культуры?

10. Каковы цель и задачи физического воспитания студентов?

П. Дайте характеристику каждого из разделов программы по физическому воспитанию студентов.

12.Охарактеризуйте контингент студентов в каждом из трех учебных
отделений.

13.Каковы формы занятий физическими упражнениями в режиме учебного
дня и во внеучебное время?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.