Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физическая культура как фактор социального развития человека




Культуры

Тема 2.Социально-биологические основы физической

Облик современного человека окончательно сформировался около 30 тысяч лет назад, и с тех пор Homo sapiens (человек разумный) сделал гигантский шаг в своем развитии. Причина тому - особое положение человека в природе. Среди всех ныне живущих на земле живых существ (а по своей биологической характеристике человек относится к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов и семейству гоминид) только он является социальным существом. В отличие от всех других живых существ человек живет не в естественной, а в искусственной среде, которую он сам создает и постоянно изменяет.

Развитие человечества шло не только по пути изменения строения его тела и поведения, но и по пути развития культуры, т.е. создания запаса знаний, которым оно пользовалось сообща и который увеличивает из поколения в поколение. Первоначально знания передавались в форме изготовленных орудий труда, простых видов одежды, жилья и пр., а затем, много позднее, с помощью рисунков, письма. Поэтому особое положение человека в природе связано не только с биологическими особенностями строения его тела, но и с его социальной сущностью благодаря различным видам деятельности.

Но человеку присущи и все те процессы, которые характеризуют любое живое существо: постоянный обмен веществ с внешней средой; рост и развитие; размножение; наследственность и изменчивость; активное перемещение в пространстве.

Весь путь развития человечества сопровождается познанием самого себя и себе подобных. Необходимость таких знаний обусловила становление и развитие многих естественных и гуманитарных наук, где предметом изучения является человек во всех своих проявлениях: биологии, анатомии, физиологии, биохимии, медицине, психологии, педагогике, философии, социологии и др. Все эти науки являются базовыми для специальных научных дисциплин, изучающих закономерности процесса физического воспитания и дающих знания эффективных средств и методов направленного воздействия на формирование физической культуры личности. Таких, как теория и методика, история, социология физической культуры, лечебная физическая культура, спортивная медицина, биомеханика спорта, спортивная психология и многих других.

Уровень развития физической культуры, ее место в жизни людей всегда зависели и зависят от конкретных форм производства, общественных отношений, политики, состояния науки и культуры в целом. В наше время физическая культура может обеспечить правильно организованную физкультурно-спортивную деятельность человека, прямо или косвенно влияющую на его социальный статус в обществе.

Общеизвестно, что социальный статус чрезвычайно важен для каждого из нас, поскольку та или иная позиция в обществе связана с престижем, материальным вознаграждением и способствует созданию комфортных условий жизни. К факторам благополучия жизнедеятельности человека можно отнести:

социальные (культура личности, уровень образованности,
творчества, профессиональная дееспособность, семейные
отношения, жизненный опыт, уровень жизни, содержательный
досуг, информированность, общение);

психические (психическое и нравственное здоровье);

физические (физическое здоровье, устойчивость к факторам риска,
физическая привлекательность, гармоничность телосложения,
уровень физической подготовленности).

Безусловно, кроме влияния на самого человека физическая культура способствует совершенствованию его общественной деятельности, а следовательно, оказывает влияние на социальный прогресс общества в целом. В этом качестве физическая культура выполняет целый ряд социальных функций:

1. Образовательная функция состоит в возможности овладевать
новыми знаниями, умениями, навыками; стимулировать процесс
самовоспитания; творчески реализовывать полученные знания.

2. Воспитательная функция проявляется в неограниченных
возможностях формирования и совершенствования таких
социально значимых качеств и свойств личности, как
прогрессивное мировоззрение, нравственная устойчивость,
трудолюбие, умение сотрудничать с людьми, правильно
ориентироваться в сложных и непредвиденных ситуациях.

3. Оздоровительная функция проявляется через укрепление здоровья
людей, занятых в сфере труда; повышение работоспособности и
устойчивости организма к неблагоприятным факторам среды;
улучшение самочувствия и настроения; продление творческого
долголетия, повышение производительности труда.

4. Социально-политическая функция заключается в формировании,
регулировании и совершенствовании общественных отношений

через выполнение определенных обязанностей, например,

спортивного судьи, капитана команды, физорга и т.п. Выполняя

данные обязанности человек развивает чувство личной

ответственности за порученное дело, способность подчинять своп

интересы коллективным, умение прислушиваться к критике и т.д.

Таким образом, физическая культура, с одной стороны, является

результатом развития общества, а с другой - сама существенный фактор

социального прогресса. Причем, чем большая часть общества сделает

физическую культуру сферой своих жизненно важных потребностей и

интересов, тем весомее будет фактор социального прогресса.

Чтобы четко представлять механизм воздействия двигательной активности на человека в том, как и при каких условиях происходит развитие его организма и его самого как личности, необходимо разобраться в многоуровневой системе регуляции деятельности человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.