КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эллинско-римская философия 2 страница
Номинализм. Представители номинализма отталкивались от Аристотеля, считавшего, что общее (форма) существует в вещах. Они обосновывали, что общее не существует самостоятельно, а лишь после вещей, в сознании людей. Носителем общего является имя — «номен», откуда и термин «номинализм»1. Отсюда вытекало, что нет ничего реального помимо чувственных (единичных) вещей: универсалии реально не существуют. Такой подход вступал в противоречие с христианской догматикой и в силу этого был объявлен еретическим. В частности, представитель номинализма Абеляр (1079—1142 гг.) по приговору церковного собора собственной рукой бросил в огонь написанный им трактат «О божественном единстве и троичности»2. Перевод арабских текстов, комментариев античного наследия, и особенно Аристотеля, способствовал расцвету схоластики в XII—XIV веках переориентации ее на рационально-научную аргументацию. Усиливаются собственно логические изыскания, обращение к диалектике как к науке гипотетических силлогизмах и вероятностных доказательствах. При этом логика как паука о правильном мышлении, обосновывающая выводы необходимости, дополняет диалектику (искусство искусств) логикой открытий, позволяющей достигать новых истин. Кроме того, социокультурное развитие, ремесленное производство и торговля продвигают вперед и «Физику» Аристотеля, придавая астрономии, механике, химии и др. естественным знаниям практическое назначение Поэтому в целом, ввиду слабой дифференциации научного знания, философия обретает энциклопедический характер, то есть знание обо всем: философия натуральная (практическая) и философия моральная (теоретическая). Таким образом, концепция аристотелизма стала средством проникновения в умозрительно-спекулятивную схоластику эмпирического фактора.
Центральной фигурой рассматриваемого периода является Фома Аквин ский (1225—1274 гг.) — монах доминиканского ордена, помимо графского получивший титул «ангельского доктора» за заслуги в переработке аристотелизма в христианско-католическом духе. В условиях нарастания конфликта между научно-философским знанием и религиозно-теологическо сферой он разрабатывает доктрину их синтеза, до сих пор действующую в 1 Некоторые представители номинализма носителем общего рассматривали по 2 Необходимо отметить фрагмент из учения о нравственности Абеляра, в кото католическом вероучении. Фома исходит из различия научно-филсофских истин и религиозно-теологических положений по методу их достижения: первые есть результат разума и опыта, а вторые черпаются в откровениях, в «Священном писании». Однако в предмете философии и теологии различия пет. Хотя есть научные истины, необходимые в человеческой жизни, но не имеющие отношения к религии и теологии, в последней имеются положения, нуждающиеся в философском обосновании. Тогда религиоз-ное вероучение становится ближе к человеку как мыслящему существу и укрепляет его веру (3, 1, (2)).
Фома исходит из того, что лишь некоторые догматы христианско-като-лической теологии поддаются рациональному обоснованию (о бытии бога, бессмертии человеческой души и др.). В результате этого образуется общее содержание философии и теологии. Вместе с тем, многие догматы (вера в троицу, первородный грех, воскресение из мертвых и др.) не поддаются рациональному доказательству. Но это вовсе не означает, что они иррациональны, то есть противоразумны и недоказуемы. Данные догмы сверхразумны, их доказательства не подвластны человеческому уму, но ясны для ума божественного. В силу этого Аквинат объявляет теологию наукой, которая стоит выше философии, точнее — метафизики, так как он равнодушен к вопросам природоведения и науки в обычном, человеческом понимании этих слов. Теология является «священным учением», основанным па «свете откровения», а не на «естественной познавательной способности» человека. Таким образом, в гармонии веры и разума, теологии и философии, последняя не только выступает служанкой теологии, но и образует преддверие к формированию христианско-католической церкви «Ангельский доктор» исходит из того, что философ с необходимостью приходит к заключению о бытии бога, и доказательства этого бытия могут быть не прямыми, а косвенными. Он насытил свои доказательства креаци-анистским содержанием, которое отсутствовало в теологии Аристотеля. При этом в самой небесной иерархии центральную роль играют ангелы (чистые интеллигенции), составляющие как бы посредующес звено между богом и людьми. Социально-политические учение. Фома Аквинский, следуя за Аристотелем, признает право человека на счастье, то есть ценность реальных, земных дел. Органистичсское понимание общества и государства обретает форму иерархических представителей как отражения божественного (небесного) порядка. Общество как целое состоит из различных сословий, а) большинство, занимающееся разновидностями физического труда; б) меньшинство, призванное к умственному труду и управлению большинством; в) духовные пастыри народа — служители римско-католической церкви. Обязанности всех установлены, в конечном счете, богом и служат благу и общественного целого, и каждого человека. Поэтому их беспрекословное и добросовестное выполнение является божественным предустановлением.
Человек занимает промежуточное положение: чувственная душа объединяет его с животными, а разумная приближает к бессмертному существу ангелов. Для организации реальной, телесно-чувственной жизни лю- дей, наполненной страстями, необходимо государство. Во главе его стоят светские власти, но как вторичный институт. Церковь, призванная обеспечить потустороннее блаженство, является первичным институтом власти, осуществляя ее со стороны верховного творца Выделяя пять форм государственного правления, Фома, вслед за Аристотелем, рассматривает демократию как тиранию большинства народа, навязывающего меньшинству (богатым и знатным) свою волю Наиболее естественной формой государственной власти он считает монархию, когда во главе государства стоит единственный правитель — монарх (как один бог в мире, одна душа в теле). Однако его власть имеет пределы: при «неправильном» функционировании власти, посягательствах на интересы церкви подданные имеют право на свержение главы государства. Вместе с тем, светская власть обязана по указанию церкви беспощадно карать еретиков (инквизиция), заблудших, иначе зараза ереси погубит других верующих. Человеческий разум, в силу своей ограниченности, не может гарантировать добродетельность поступкам людей. Для проявления добродетель нужна божественная помощь в форме благодати и законов. Последние задают цель и направление и представляют собой правила, действия, повелевающие или запрещающие, награждающие или наказывающие. Законы подразделяются на: — «вечный», по которому бог регулирует все поступки и движения: он
— «естественный», являющийся отражением вечного закона в разумны — «человеческий», под которым мыслится совокупность государствен Нравственное поведение предопределено богом через нормативные установки Библии, в форме заповедей. Их соблюдением человек с его способностью к разумной саморегуляции должен направить свою природную склонность к добру. Однако это оказывается ему не под силу. Поэтому бог оказывает человеку помощь в его нравственных усилиях благодатью, которая подключает к разуму веру, укрепляющую твердость для исполнения законов, для нравственного образа жизни. Благодать бога дополняет слабость человека и является источником его моральных усилий и стремлений к добру и блаженству. Аквинат подчеркивает, что в религии находят «разрешение» те проблемы, перед которыми в беспомощности останавливается мораль и разум человеческий. Томизм (схоластизированный аристотелизм) на рубеже XIII-XIV веков преодолел учение францисканских августинистов, опирающееся на платонизм. Он был признан официальной доктриной римско-католической церкви, а сам Фома Аквинский был причислен к лику святых. Однако наряду с томизмом, существовали и другие учения, выступавшие явной или скрытой критикой всеобъемлющей доктрины «ангельского доктора». Прежде всего — это Роджер Бэкон (J214—1292 гг.), представитель францисканского ордена, проповедовавшего платонизм и августинизм. Будучи равнодушным к «Метафизике» Аристотеля, он публично комментировал его «Физику», отдавая предпочтение изучению естественнонаучных проблем. «Удивительный доктор» занимается математикой, астрономией и астрологией, химией и алхимией, механикой и оптикой и др., придавая им практическое значение. При этом математика, суть которой составляют количественные отношения, по убеждению Бэкона, является основой всех паук (логика лишь наука о слове). Будучи приверженцем естественнонаучного знания, он подчеркивает ведущую роль опытного способа познания по отношению к авторитету и вере. Бэкон сформулировал общую установку эмпиризма: «Опытная наука — владычица умозрительных наук», которая в полной мере проявилась в Новое время (3,1 (2), 875). Опыт, приобретаемый «с помощью внешних чувств» (ощущений) является основой естественнонаучного знания, ибо людям прирожден способ познания «от ощущения к уму. так, что если нет ощущений, нет и науки» (3, 1 (2), 871). Однако опираясь на опыт, люди могут выявить лишь частичную истину, которая в полном объеме не может быть доступна. Следовательно, внешний опыт человеческих чувств недостаточен для познания духовных, сверхприродных явлений. Поэтому «удивительный доктор» признает существование и «внутреннего опыта» (августанекого озарения), благодаря которому ветхозаветные патриархи и пророки были первыми философами и учеными. Их праопыт, внушенный богом прямым свехъестествеипым озарением, открыл людям высшие способности человеческого духа и науки. Сциептический подход Бэкона к философии (науке) обусловливает отрицательное отношение к спекулятивно-умозрительным схоластическим построениям. Свое решение вопроса отношений веры и знания, технологии и науки (философии) он искал на пути ликвидации конфликта между ними. Их союз возможен на признании, в противовес ортодоксальной схоластике, рационалистической сути философии. Ведь вера и знание — это результат первоначального божественного откровения, поэтому, по убеждению «удивительного доктора», они не могут противоречить друг другу. Теология — это итог «христианского знания», а наука является результатом светского познания. Теология, опираясь на несомненные истины, внушенные самим богом, становится главным ревнителем знания и всех наук, составляющих его. При этом теологи являются «священниками знания», обладающими глубокими научными познаниями. Наука (философия) должна укреплять веру, усиливать ее убедительность. К примеру, Бэкон считал, что тексты «Священного писания» частично испорчены и их надо восстанавливать. Однако для прояснения первоначального (аутентичного) содержания необходимо знание древних языков (еврейского и древнегреческого). С помощью философии — некоторых гуманитарных знаний — следует реставри-ровать первоначальный смысл «Священного писания» и лишь данное, подлинное содержание подвергать комментированию и интерпретации. Это утверждение станет одним из оснований реформационных движений в католической церкви XV—XVI веков1. Сциентизм Оксфордской школы (францисканский орден) проявился также в воззрениях Дунса Скота (1265—1308 гг.), получившего имя «тонкого доктора», что подчеркивает его стремление к ясному и точному рассуждению, приближавшемуся к математической очевидности. Разрабатывая более тонкую логико-гносеологическую терминологию, он смешает акцент в сторону логики, разграничивая реальное и формальное различие, абстрактные и конкретные понятия. Решая вопрос о соотношении философии и теологии, Скот исходит из предметного различия данных разновидностей человеческого знания. Философия, которую он отождествляет с метафизикой, является чисто теоретическим знанием, постигающим внешний мир, опираясь на разум (и опыт) и используя научное знание. Последнее есть результат натурфилософского изучения предметов и существ живого мира. Научное познание протекает от чувственных интуиции к общим понятиям, которые становятся решающим содержанием знания. При этом законы аристотелевской силлогистики составляют подлинно философский метод Сама же философия является наивысшим знанием и стремится к точности и строгости своих положений. Теология, в понимании Скота, является практическим знанием того, как наиболее успешно направлять человеческую волю на выполнение положений, предписываемых верой, не поддающихся рациональному обоснованию и не нуждающихся в нем. Поэтому она наполнена моральным содержанием. Вместе с тем, богослов может опираться на естественный разум и утверждать возможность того, чему учит вера (существование и единство бога, творение мира из ничего и т. д.). «Тонкий доктор» избавляется от крайнего реализма и признает наличие общего в самих вещах, склоняясь к номинализму. Мир в его понимании это переход от общего к индивидуальному, от неопределенного к определенному. Благодаря чувственной интуиции человеческий ум получает возможность постигать индивидуальное и конкретное через образ, в котором отражена не сущность вещи, а единичность ее существования. Такой подход заключал в себе ориентацию на подчеркивание двух сторон существования — земного и небесного. К небесному счастью ведет христианская вера, к земному — философия. Тем самым усиливается тенденция их различения, формирующая «новый путь» в философии, основывающийся на концепции «двух истин» (двойственной истины) и номиналистическом решении проблемы универсальной. 1 В ряду ересей рассматриваемого времени необходимо отметить движение амаль-рикян, также явившихся предвестниками демократического протестантизма XVI века. Проповедуя идею пантеизма (бог есть все), они считали себя чистыми от первородного греха, так как в каждом человеке есть «святой дух». Но тогда не только католическая церковь, но и каждый рядовой христианин тоже есть подлинный член «тела Христа». Поэтому между богом и человеком не нужны посредники в лице церкви и ее служителей, которые лишь очернили людей первородным грехом и приписали им склонность к злу (все хорошее от бога, а не от человека). Теория «двойственной истины». Нарастающий конфликт между научным философским знанием и религиозно-теологической сферой получил отражение в теории «двух истин», имевшей различные варианты и являвшейся оппозицией схоластике. В данной теории исходят из различия между философией и теологией по предмету и методу размышлений. Первая исследует естественный порядок вещей (земную жизнь), опираясь на доказательный метод, включающий опыт и интуицию, и не зависит от положений теологии. Последняя, наоборот, является областью сверхъестественного порядка (небесная жизнь), подчиненного богу, и исходит из положений откровений, использующих опирающийся на дедукцию риторический метод. Получаемые при этом истины невозможно проверить, и их принимают на веру. Таким образом, философия (наука) и теология — это разные направления познания, приводящие к противоположным истинам, но от которых нельзя отказаться в пользу одной из них. Теологию рассматривают при этом как,псевдозпание: ее надо либо под-нять(рационализировать) до уровня философии (аверроизм), либо ликвидировать. Но главное — отделить теологию от философии (пауки), которая должна служить не религии, а всему обществу. Концепция «двойственной истины» не замыкается на проблеме отношений теологии и философии, но затрагивает также политико-экономическую жизнь, выражая стремление к ее освобождения от религиозно-церковной опеки. Земная и небесная жизнь подразумевают наличие власти императора и папы. Во главе с последним церковь ведет к духовному блаженству. Но чтобы достичь его, а также реализовать земное назначение человека, требуется сильная государственность во главе с императором (мировая монархия). Поэтому он получает свою власть непосредственно от бога (а не через посредство папы) и служит народу. Кроме того, церковь как духовная руководительница христиан не имеет права на принудительную и карающую силу. Антитеократическая направленность данной социально-политической мысли выступает предвестником философии Возрождения. Номинализм. С именем Уильяма Оккама (1300—1350 гг.) связано радикальное проявление концепции «двух истин», которое выражало пробуждающуюся эмпирическую тенденцию естественнонаучного знания. Схоластический реализм представлял собой догматическое учение, настаивая, в сущности, на самостоятельности и однозначности тех или иных общих понятий — универсалий. В таком виде он становился тормозом развития предметного естественного знания. Эмпирическое знание опирается на опыт и разум, посредством которых констатируется конкретное существование внешних вещей, их изменчивость и независимость от «мира общих понятий». Формируется «новый путь» познания, противостоящий традициям платонизма и аристотслизма — основе различных течений схоластики (ав-густинизм, томизм, скотизм и др.), объединяемых теперь понятием «древний путь». На смену умозрительно-спекулятивной органистической картине мира идет опытно-аналитическая ее интерпретация. Разрушая схоластический реализм, Оккам исходит из того, что общего в «чистом» виде нет в божественном уме, нет его и в вещах, которые всегда единичны. Общее присуще только человеческому уму, и только по- этому становится известно уму божественному. Тем самым он исключает из последнего идеи (понятия) как бестелесные архетипы всего сущего. При этом Оккам не отрицает необходимости богословия. Но в то же время он не видит никакой возможности для философии как естественного знания доказывать догматы вероисповедания. Теология и философия принципиально различаются своими предметами. Философия нейтральна в отношении богословия. Однако вера тем сильнее, чем очевиднее недоказуемость ее догматов средствами естественного знания Теология связана с иррациональной божественной природой и опирается только на документы Священного писания. Философия же связана с миром единичных вещей, опирается на опыт (эмпирию) и разум и, следовательно, совершенно не зависит от Священного писания. Поэтому нельзя веру свести к разуму, а к теологии подходить с научными критериями. Освобождению естественнонаучной мысли от догматики схоластического реализма служит принцип, названный «бритвой Оккама» и получивший краткую формулировку: «Сущностей не следует умножать без необходимости». Данный принцип становится лозунгом эмпиризма в борьбе против умозрительно-спекулятивной схоластики. Номиналистическая позиция Оккама, признавая реальность существования только единичного, не оставляет места псевдокопиям. Общее существует только в голове человека, и в этом суть концептуалистического решения его проблемы. Данную позицию Оккам подкрепляет учением о существовании двух разновидностей знания. 1. Интуитивное, которое означает наглядное знание, включающее в себя 2. Абстрагированное, получаемое на основе отвлечения общего от суще Номиналистическая концепция оккамизма способствовала формированию идей однородности Вселенной, подрывающих основы средневекового мировоззрения о иерархическом различии небесного и земного миров, авторитета папистской церкви. Кроме того, она вела к возникновению инди видуалистической доктрины общества и природы человеческой морали. При этом исходят из понимания того, что целое всегда сводится к сумме составляющих его частей как неких единиц. Благо же последних не всегда совпадает с благом общества, к которому индивиды принадлежат. В этом положении выражалась нарастающая в феодальном обществе практика индивидуализма как альтернатива феодальному исрархизму. 1.3.3. Осень средневековья Старые формы культуры умирают и в то же самое время и на той же почве, где новое находит пищу для роста. И. Хейзинга В истории западноевропейской культуры рубеж XV—XVI веков — это сложнейший период осени средневековья, то есть канун разложения фе- одализма1. С одной стороны, его ценности как ориентиры жизнедеятельности общества достигли своей вершины: доиндустириальная цивилизация начинает умирать. С другой стороны, своей зрелостью феодально-католический уклад внутренне подготовил в социальной жизни и научно-философской деятельности переворот, в результате которого зарождается Новое время и начинается переход к качественно новой цивилизации — индустриальной Действительно, Западная Европа выдержала в XIII—XIV веках угрожающие ее существованию вначале монгольский, затем османский натиски, в результате которых пали Киевская Русь и Византия («Второй Рим»)2. Монголо-турецкое владычество надолго воцарилось в Восточной и Юго-Восточной Европе. Западная же ее часть устояла благодаря мощи своих социокультурных завоеваний, которые на рубеже XIV-XV веков явились вершиной средневековья.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |