Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индустриальная парадигма




Промышленность станет единственным мес­том политики, поскольку мир будет един­ственной политикой государства.

А. Сен-Симон

Пионером в обозначении «современного» общества как индустриаль­ного (промышленного), определившего основные контуры социокультур­ной интерпретации действительности до настоящего времени, является А. Сен-Симон (1760—1820). Он ввел в научно-политический лексикон поня­тие «индустриализм» для характеристики организации всякой экономичес­кой деятельности как промышленпо-научной системы. В основе такой си­стемы лежит союз «разума и машины», который формирует новый соци­альный порядок. Наука в данном случае полезна именно тем, что она дает возможность предсказывать, а промышленное производство — реализаци­ей данных предсказаний.

Революции XVIII века (Промышленная в Англии, Американская 1776 г., Французская 1789—1794 гг.) определили облик индустриальной и духовно-интеллектуальной культуры европейско-американского мира, сделали его «диктатором моды» социокультурного движения цивилизации к будущему. Развитие техники, а также ее использование па благо человечества пред­стают как цель истории и направление универсального и необходимого прогресса. «Калечение» природы промышленным производством современ­никам казалось пока нейтральным. Прогресс рассматривается как всеоб-


щий закон, а технократический идеал совершенного Будущего становится ориентиром для настоящего: «Золотой век впереди!»

Новационным методом явилось обоснование Сен-Симоном понимания объекта социального познания: им стало человеческое «общество», сме­нившее в этом качестве «политику» с ее единицей анализа «государство». Он рассматривает общество как развивающийся целостный организм, где каждая его часть (в том числе и государство) должна рассматриваться в рамках этого целого и на каждом конкретном этапе развития. Учет исто­ризма позволяет объяснять многообразие форм общественной жизнедея­тельности (особенное) и предлагать различные типологии общества (об­щее). В частности, Сен-Симон (следуя за Тюрго) выделяет три стадии раз­вития общественного организма, которые охватывают наиболее цивили­зованные нации. К ним он относит: 1) начальную — теологическую и фео­дальную; 2) промежуточную — метафизическую, предназначенную для того, чтобы дать развиться новой системе, а затем осуществить самый под­ход к ней; 3) позитивную — промышленно-научную систему как лучшую организацию общественного устройства.

Сен-Симон исходил из посылки, чго идеи (разум) правят миром и пе­реворачивают его Он обосновывал также, что прогресс цивилизации осу­ществляется в соответствии с директивами разума (человеческого духа) и эталонами нравственности. Поэтому каждый из периодов истории обще­ства относительно прогрессивен: в смене созидательных и разрушительных периодов истории каждый предыдущий подготавливает почву для последу­ющих, новых периодов созидания.

Позитивная стадия предоставляет максимум средств и возможностей для удовлетворения важнейших потребностей большинства людей, делая жизнь счастливой. В буржуазно-демократическом обществе всем классам стано­вится хорошо: духовная власть в руках ученых, светская — собственников; власть же выбирать людей для выполнения обязанностей вождей человече­ства — в руках всего народа; заработная плата правителям — уважение (57, 127). Таким образом, власть должна принадлежать «индустриалам» (в про­тивоположность «праздным»), то есть людям, причастным к производству, начиная от крестьян и рабочих и кончая предпринимателями (фабрикан­ты, банкиры, светские чиновники и т. п.).

Новая историческая реальность — индустриализм — обусловливает не­обходимость постановок на первое место пионеров промышленно-науч-ного и организационного (администрируемого) социального порядка. При этом политической власти придается второстепенное значение. Индустри­алы выражают либеральные интересы представителей промышленногЬ общества и оказываются способными реформировать социальную органи1-зацию, политические институты в соответствии с новой социальной дей­ствительностью и соответствующими интеллектуальными идеалами.

С этих позиций Сен-Симон осуждает Французскую революцию, во главе которой стали легисты — юристы, политики и т. п., не понимающие инте­ресы индустриализма. Поэтому они дали революции направление в соот­ветствии с доктринами метафизиков, введших людей в заблуждение и ужас-


ный разброд. Пришедшие к власти группы и слои, не понимая новых тен­денций промышленно-научного развития, настаивают на возможности разрешения социальных проблем исключительно с помощью механизма политической власти. В результате, властвующая элита пытается прежде всего усовершенствовать правительственную машину, отодвигая на вто­рой план промышленно-научную систему.

Возможность исправления сложившейся ситуации Сен-Симон связы­вает, прежде всего, с разработкой новой позитивной науки об обществе, основывающей свои суждения па наблюдениях и исследованных фактах (а не на воображении), создающих единственно прочную часть наших знаний. Новая наука должна опираться на следствия ньютоновского за­кона всемирного тяготения и математику. При этом она должна начинать изучение общества с настоящего — современности, то есть реально су­ществующей индустриальной действительности как предмета научной рефлексии. Получаемое позитивными пауками знание носит прикладной характер, способствует управлению «миром разумных существ» с таким же совершенством, как «миром физическим». Этим, полагал Сен-Симон, прокладывается путь в эру мирового сотрудничества и мирового порядка (лучшего будущего), объединяющих народы в единой индустриальной ци­вилизации.

В классификации наук приоритетное место он отводит наукам физиоло­гическим, включая сюда и наблюдение над процессом человеческого ума. Как следствие, новую науку об обществе Сен-Симон назвал «социальной физиологией». Результатом практического приложения данной науки дол­жны быть принципы реорганизации европейского общества в соответствии с требованиями промышлснно-научной системы.

Социализм. Сен-Симон не рассматривал завоевания Французской бур­жуазной революции как окончательные. Стремление лучше познать мир путем мысленной проверки того, что нельзя проверить в действительнос­ти, обусловливало создание гипотез о перспективах радостного предвосхи­щения будущего общества. Подвергая критике старый мир, Сен-Симон создает социальную утопию (хорошее место, которого нет) о наилучшем переустройстве его, устраняющем существующее социальное зло. Боль­шой идеал (образ иного мира) и далеко идущие цели сфокусировались у него па идее «социализма». Последний предстал как необходимые техноло­гические и организационные условия создания строя всеобщего счастья, в соответствии с надисторическими требованиями разума, В таком подходе сказывалось влияние историзма, сопутствующего появлению утопий (Ш. Фурье (1772-1835), Р. Оуэн (1771-1858) и др.), в которых идеал изоб­ражается в виде предполагаемого результата, якобы неизбежно ведущего к осуществлению известных целей. При этом имеет место парадокс. С одной стороны, прогресс трактуется как исторический процесс совершенство­вания человечества, которому нет предела. С другой — автор знает, каким будет его конец (финализм): он как бы указывает истории некую конеч­ную стратегическую цель.

Идеал социализма предстает у Сен-Симона как всеобщая добровольная ассоциация людей, открывающая для каждого возможность реализации своих


талантов. Всеобщее счастье обусловлено формулой: «от каждого по способ­ности, каждой способности по ее делам». Необходимые условия ее реали­зации:

— индустрия как двигатель общественного развития;

— плановое ведение коллективного (государственного) хозяйства;

— разделение и кооперация труда как определяющий характер жизнеде­
ятельности людей;

— обязательность общественнополезного труда, создающего взаимную
связь людей;

— ликвидация частной собственности, порождающей социальное зло;

— равенство полов;

— отмена права наследия;

— бескорыстная заинтересованность индустриалов во всеобщем благе
(счастье для всего общества).

Оценивая реальный опыт Французской революции, Сен-Симон проникся отвращением к революционному насилию. Он обосновывает ненасильствен­ный (эволюционный) путь (программу) перссутройства мира: новое — это другая форма (стадия) старого мира. Оно наступает под влиянием господ­ствующих форм собственности и производства Цель нового порядка — обес­печение на основе органического равновесия общества благосостояния и учета взаимных интересов всех социальных классов.

Особую роль в данном обществе играет авторитет обновленной христиан­ской религии, являющейся сердцем бездушного мира и формирующей эта­лоны нравственности. Таким образом, реформаторы не хотели исправлять существующий мир силой. Самое большое — это попытка создать островки Нового в рамках коммунитарного движения, политических общин типа фаланстер (Фурье), оуновские колонии Нью Ламарк и т. п. Последние сво­им примером должны были воздействовать на людей доброй воли.

Учение Сен-Симона есть утопия, так как, во-первых, стремление к конечной цели было непрактичным, не принимающим в расчет реаль­ность предлагаемых возможностей ее достижения. Во-вторых, программа переустройства мира имела максимально завершенный и однозначный в своем совершенстве вид. В-третьих, социалистический идеал был оторван от живого массового движения и выступал как интеллектуальная (чистая) спекуляция. Поэтому его учение о социализме выступает как преждевре­менная истина и несбыточная мечта. Однако общие принципы оставляли много места для споров и толкований. В частности, они воодушевили мар­ксистов на построение «научного социализма», рисующего картину под­линно человеческой жизни, которая станет возможной в коммунистичес­ком обществе. Но данное общество — это миф, вдохновляющий живое революционное движение на осуществление надисторических постулатов. Поэтому страны, пытавшиеся реализовать в XX веке модель «научного социализма», потерпели крах.

Вместе с тем, следует прислушаться к доказательствам, что обществу, неспособному создавать утопии и воодушевляться ими, угрожает склероз и разрушение, ибо утопии — это принцип любого прогресса, стремления к лучшему будущему.


Идеи Сеп-Симона о новом мировом экономическом и социальном по­рядке, стадиях исторического прогресса, позитивной науке и др. обуслов­ливают правомерность считать его предтечей социологии. Влияние Сен-Си­мона на различные области гуманитарных поисков оправдывает афоризм, что «все мы в той или иной степени становимся сен-симонистами». В це­лом, предлагаемый проект «промышленно-научной системы» общества — индустриализма — способствовал установлению континентального ка­питалистического хозяйства как нового экономического и социального по­рядка. В распространении идей Сен-Симона значительную роль играла ос­нованная в 1794 году в атмосфере научного энтузиазма Политехническая школа в Париже, где объектом культа стали прикладные и технические дисциплины.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.