Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 10. Фразеология и идиоматика 1 страница




 

Фразеология - раздел языкознания, изучающий устойчивые образные сочетания слов в современном состоянии и историческом развитии. Совокупность всех фразеологических оборотов в том или ином языке принято называть фраземикой. Фразеологическая единица (фразеологизм) - устойчивое сочетание слов с целостным и переносно-образным значением, непосредственно не вытекающим из суммы значений его лексических компонентов (например, значение ФЕ сказки про белого бычка рассказывать - 'сочинять, привирать'- не вытекает из суммы значений составляющих её слов).

 

Фразеологизм имеет общие черты как со словом, так и с предложением и словосочетанием, поскольку ФЕ состоят, подобно предложению, из нескольких слов, но, подобно словам, имеют одно значение.

 

Фразеологизм отличается от слова поскольку:

1) объём значения ФЕ больше, чем слова (показать Кузькину мать – «пригрозить»?);

2) структура различна: слово состоит из морфем, а ФЕ – из словных элементов;

3) слово имеет одно ударение, ФЕ - несколько.

 

Фразеологизм отличается от словосочетания поскольку:

 

1) ФЕ воспроизводится (т.е повторяется многими говорящими в одном и том же виде), а словосочетание производится (т.е говорящим на данном языке могут быть произнесены различные варианты свободных сочетаний);

 

2) ФЕ устойчивы (т.е. данная совокупность слов неизменно употребляется вместе в подобных контекстах и имеет приблизительно одно и то же значение: снять розовые очки - 'лишиться иллюзий'), а свободные словосочетания неустойчивы: прилагательное свободный может употребляться, в числе прочих, в словосочетаниях свободный ум, свободное платье, свободное место, в каждом из которых умеет значение, несколько отличное от значений в предыдущих употреблениях;

 

3) ФЕ имеют обобщённо-целостное значение, а свободные словосочетания - расчленённое.

 

По степени семантической связанности компонентов выделяют несколько разновидностей словосочетаний. В данной типологии можно выделить две "крайние" точки - фразеологические сращения (наибольшая степень "спаянности" компонентов словосочетания) и свободное словосочетание (наименьшая степень взаимосвязанности компонентов). Однако между двумя данными полюсами имеется много переходных разновидностей. Их совокупность представлена на рис.11.

 

 

Рис.11. Классификация словосочетаний по степени семантической связанности компонентов

 

Свободные словосочетания - по конкретному лексическому составу, т. е. с точки зрения употребления именно данных, а не каких-либо других слов, данные сочетания составлены совершенно свободно, в зависимости только от выражаемой мысли и описываемой ситуации, от стремления говорящего выделить, подчеркнуть те или иные моменты этой ситуации.

Например: новое платье, красивый дом, большая собака.

 

Клише - это синтаксически неразложимые сочетания слов, не обладающие устойчивостью, так как первый компонент постоянный, а второй – переменный.

Например: приводить в действие (приводить в движение), совершить посадку (высадку и т.д.).

 

Фразеологические сращения - абсолютно неделимые, неразложимые словосочетания, значение которых совершенно независимо от их лексического состава, от значений их компонентов и немотивировано. Примеры: во всю Ивановскую, вверх тормашками, бить баклуши, точить лясы, точить балясы, показать кузькину мать.

 

Фразеологические единства – словосочетания, понимание которых осуществляется с опорой на значения составляющих их слов. Данные сочетания образны, а значит - имеют прозрачную внутреннюю форму, мотивированы.Например: класть зубы на полку, днём с огнём не отыскать, одной ногой в могиле стоять, из огня да в полымя, не ударить лицом в грязь.

 

Фразеологические сочетания (фразеологические группы) - устойчивые словосочетания, в которых значения слов-компонентов обособляются гораздо более четко и резко,чем во фразеологических сращениях и фразеологических единствах однако, остаются несвободными. Например: щекотливый вопрос, щекотливое положение, щекотливое обстоятельство и т. п. (при невозможности сказать щекотливая мысль, щекотливое намерение и т. п.), обдать презрением, злобой, обдать взглядом ласкающего сочувствия и т. п. (при семантической недопустимости выражений обдать восхищением, завистью и т. п.).

 

Кроме того, существует структурная классификация ФЕ:

 

1) фразеологические обороты, построенные по модели словосочетания (без царя в голове, голова садовая, ноль без палочки и т.д.);

 

2) фразеологические обороты, построенные по модели предложения (небо с овчинку покажется, земля уходит из-под ног).

 

По соотносимости с частями речи выделяет субстантивные ФЕ (белая ворона, синий чулок), глагольные (наломать дров, ломать комедию, выкидывать коленца), адвербиальные (со всех ног, во весь дух), модально-междометные (Приехали! Вот так клюква!).

 

Источники появления фразеологизмов разнообразны. ФЕ могут иметь:

 

1) разговорно-обиходное происхождение (засучив рукава, на босу ногу);

 

2)пословично-поговорочное происхождение (старый воробей – от: «Старого воробья на мякине не проведёшь»;

 

3)происхождение, связанное с профессиональной речью (заложить фундамент);

 

4)книжное происхождение (а воз и ныне там, лишние люди);

 

5) происхождение, связанное с историческими событиями (как мамай прошёл, пропал, как швед под Полтавой).

 

Фразеологизмы очень разнообразны и с точки зрения их принадлежности к функциональным стилям.

Просторечье: дать по шапке, вожжа под хвост попала, лезть на рожон,валять дурака). Книжный стиль: прокрустово ложе, сизифов труд, кануть в лету, дамоклов меч. Некоторые устойчивые сочетания совершенно лишены эмоциональной окраски (например, сложные термины вроде удельный вес, мягкая посадка, меченые атомы, черный ящик, народная этимология), но другие обладают большим «эмоциональным зарядом»: на драной козе не подъедешь, варежку разинуть.

 

Собственно термин "идиома" используется для обозначения фразеологических сращений и единств. Под идиомой понимается выражение (оборот речи), употребляющееся как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки своих частей.

 

Лекция №11. Морфемика и словообразование

Морфемика - раздел науки о языке, изучающий обладающие значением части слов в их отношении к друг другу и к слову в целом. К задачам морфемики относят:

 

- разработка типологии значащих сегментов, меньших, чем слово;

 

- описание типов значений, выражаемых этими сегментами;

 

- описание соотношения речевых и языковых единиц морфемного уровня.

 

Словообразование - раздел языкознания, изучающий механизмы создания, функционирования и классификации производных слов. Задачи словообразования:

 

- изучение словообразовательной роли морфем как значащих элементов слова;

 

- описание типов и способов словообразования;

 

- описание основных словообразовательных единиц;

 

моделирование словообразовательной системы того или иного языка.

 

Понятие морфемы ввел И. А. Бодуэн де Куртенэ (1845—1929) как объединяющее для понятий корня, приставки, суффикса, окончания, т. е. как понятие минимальной значащей части слова, линейно выделимой в виде некоторого «звукового сегмента» (отрезка) при морфологическом анализе.

 

Морфема - наименьшая значащая часть слова.

 

Морфема может иметь различный размер - от отсутствующей фонемы или одной фонемы до целого слова, служебного или знаменательного. Сравните: дал - дала (в первом случае значимое отсутствие фонемы, во втором - фонема [а]); предлоги у, под, возле, знаменательные слова здесь,метро.

 

Как и в случае с фонемой на фонетическом уровне языковой системы, морфема - единица абстрактная, она реализуется в речи в виде своих вариантов - алломорфем или морфов. Например, русская служебная морфема с может реализовываться в нескольких фонетических ([з] - сделать,[са] -сотворить, [ш] - сшила) и содержательных вариантах (префикс -с может реализовывать значения совершенного вида (съел/ел), совместности (сообщество, сотворение). Данные семантические и фонетические варианты можно назвать морфами.

 

Само понятие морфемы основано на параллелизме между частичными различиями, наблюдаемыми во внешнем облике (звучании) слов и их форм,и частичными различиями в значениях (лексических и грамматических), передаваемых этими словами и формами. Обратимся к иллюстративному примеру, приводимому Ю.С.Масловым (Маслов 2002): между формами груша, груши, грушу, груш наблюдается частичное различие в звучании: начало этих форм / grusа / во всех взятых формах одинаково, а концы /а/, /ы/, /u/ и нулевое—во всех формах разные. Этому частичному различию в звучании параллельно частичное различие в значении: хотя все формы обозначают известный съедобный плод, каждая сочетает это значение с особой комбинацией грамматических значений падежа и числа. Естественно считать, что общий элемент звучания является носителем общего элемента в значении, а специфические для каждой взятой формы элементы звучания являются носителями специфических компонентов значения. Таким образом, элементу / grusа / мы можем приписать значение 'известный съедобный плод'; а элементам /а/, /ы/, /u/ и /#/ соответственно значения: им. п. ед. ч., род. п. ед., вин. п. ед. ч. и род. п. мн. ч.

 

Выделяют разветвлённую типологию морфем.

 

1. По значению и функциям выделяют лексические (корень) и служебные (аффиксы) морфемы: в слове белый бел - лексическая (или знаменательная) морфема, а - ый - сужебная морфема, не имеющая самостоятельного лексического значения.

 

2. По положению относительно корневой морфемы служебные морфемы делят на:

 

префиксы (пришёл, приход, расцвет) - положение перед корневой морфемой;

 

постфиксы – служебные морфемы, находящиеся после флексии и выражающие словообразовательное или грамматическое значение (умывается, кто-либо);

 

суффикс – служебная морфема, находящаяся после корневой морфемы и выражающая словообразовательное или релятивное значение (земл+ян+ой,образ+ова+ть);

 

интерфикс – служебная морфема, находящаяся между корнями сложного слова (пар+о+ход; везд+ е+ход);

 

флексия - изменяемая служебная морфема, находящаяся чаще всего в конце склоняемого или спрягаемого слова и выражающая релятивные грамматические значения (красивый);

 

инфикс - служебная морфема, вставленная в середину корня (лат. vici 'победил', vinco 'побеждаю');

 

трансфикс - служебная морфема, которая, пронизывая корень, разрывает его и сама расчленяется на звуковые компоненты (араб. корень - кбр - выражает идею большого: кбару 'самый большой', кубра 'самая большая';

 

конфикс - единая двухкомпонентная служебная морфема, одновременно одной частью присоединяющаяся к корню спереди, а второй - сзади него (со+звонить+ся);

 

аффиксоид - полуслужебная морфема, частично утратившая своё былое лексическое значение корня и приобретающая служебную роль (фило+лог, полито+лог, психо+лог).

Следует остановиться подробнее на типологии морфов.

 

1. По критерию "материальная репрезентация" выделяют морфы, имеющие материальную субстанцию, как правило, это - словообразующие морфы (книга-книжица), и морфы, не имеющие материальной субстанции для своего выражения, как правило, это - формообразующие или словоизменительные морфы (снег - снега). Последние часто называют "нулевыми" морфами.

 

2. По критерию "самостоятельность употребления" корни слов делятся на свободные и связанные: свободными называются корни, которые способны употребляться вне состава производных основ, образуя в сочетании с окончаниями целые слова (to sing - singer - singing (англ.); rouge - rougir- rougeâtre (франц.); связанные корни употребляются исключительно в составе производных основ родственных слов и в сочетании с окончаниями образовывать слова не способны(причал - причалить - отчалить).

 

3. По критерию "самостоятельность значения" выделяют морфы со свободным и связанным значением: морфом со свободным значением называется такой элемент структуры слова, значение которого прозрачно для носителей языка даже если морф находится вне слова - круговой; морфом со связанным значением называется такой элемент структуры слова, который может быть "идентифицирован" носителями языка только в сочетании с другими морфами в рамках слова - например, носителю русского языка трудно интерпретировать значение морфа taj и только в сочетании с другими морфами в составе слова таить [tajit'] его значение (при соположении со словами тайком, тайна) становится ясным.

 

4. По критерию "регулярность воспроизведения" выделяют регулярные и нерегулярные аффиксы. Так, регулярные аффиксы воспроизводятся в морфемной структуре словоформ постоянно, образуя словообразовательные модели: например, в морфемной структуре слов-обозначений помещений для содержания определённого вида животных к производящей основе (названию вида животного)добавляется аффикс ник (иногда в сочетании с другими аффиксами) - коровник, свинарник, курятник, пчельник, телятник. Соответственно, нерегулярные аффиксы находятся вне словообразовательной модели и встречаются лишь в единичных словах.

 

5. По критерию "производительность" такие морфы, как аффиксы, делятся на продуктивные и непродуктивные: первые активно используются для образования слов в современном языке (подзаголовок, подсистема, подраздел, подвид; visible, compatible, lisible (франц.); coaction, coordination, cooperation, collaboration (англ.),а вторые ограничиваются несколькими словами (маститый, именитый).

 

Словообразование. Под словообразовательной структурой слова понимают формально-семантическую связь между производным словом и тем словом, от которого оно образовано (Алефиренко 2007:278).Следовательно, определить словообразовательную структуру слова - значит:

 

1) установить основу (слово) от которого образовано анализируемое производное слово или дериват (она называется производящей основой): например, для производного слова негодный производящей основой будет слово годный(годный>негодный), а для слова свидетельство - свидетель (свидетель>свидетельство);

 

2)установить словообразовательные средства, т.е.установить словообразовательный формант - наименьшее по форме и содержанию отличие в словообразовательной структуре данного слова от мотивирующих его слов. Например, глагол перелистать отличается от мотивирующих его слов лист > листать только префиксом пере-, который и будет словообразовательным формантом;

 

3)установить способ словообразования: например, в том же самом глаголе перелистать пере- является префиксом, а значит - анализируемое слово образовано способом префиксации.

 

Выделяют несколько способов словообразования:морфологические

 

аффиксация или прогрессивная деривация - морфологический процесс заключающийся в присоединении аффиксов к корням и основам; в соответствии с делением аффиксов на префиксы и суффиксы выделяют две разновидности аффиксации - префиксацию и суффиксацию;

 

безаффиксная деривация или реверсия - способ образования новых слов путём отсечения аффиксов (разводиться>развод;editor>to edit);

 

словосложение - способ словообразования, состоящий в морфологическом соединении двух и более основ, при котором полученное слово представляет собой единое целое, и его значение не равно сумме значений составляющих его основ: лесовоз, пароход, girlfriend, downstairs (англ.), beaux-arts (франц.);

 

неморфологические

 

лексико-семантический - образование омонимичного производного слова путём переосмысления производящего: дума 'размышление' - Дума 'выборный законодательный орган РФ';

 

лексико-синтаксический - словообразование в результате слияния в одно производное слово двух и более лексических единиц. Данный способ включает в себя создание усечённых слов (telephone>phone (англ.); cinématographe>cinéma>ciné (франц.), аббревиатур (МГИМО, USA (англ.), D.A.L.F – diplôme approfondi de la langue française (франц.)), телескопные слова, получаемые путём соединения двух и более исходных единиц, представленных либо своими усечёнными компонентами, либо одним усечённым и одним полным словом: Benelux=Belgique+Nederland+Luxembourg (франц.); transistor=transfer+resistor (англ.).

 

конверсия - способ словообразования, при котором новое слово производится без всякого материального изменения основной формы исходного слова и без применения каких-либо линейных словообразовательных средств. В данном случае уже существующее в одном морфологическом классе слово (например, прилагательное рабочий или relative) переводится в другой морфологический класс или, как говорят "в другую парадигму словоизменения" (например, прилагателные рабочий и relative переходят в морфологический класс существительных: Рабочий вошёл в цех; My relatives came yesterday);

 

Выделяют также способ образования новых слов, называемый калькированием - случай, когда словообразовательная структура иноязычного слова передаётся путём на другой язык поморфемного перевода: например, русское слово предмет получено путём калькирования латинского objectum (Реформатский 1998:143) - префикс ob- переведён как пред-, корень -ject - как -мет- (от метать), суффикс -um отброшен.

 

Словообразовательная модель - единая для целого ряда слов (словообразовательного ряда) схема организации производного слова, характеризующаяся единством формы и содержания. Например, worker, teacher, writer образованы по единой структурной схеме глагол+er, характеризующейся единством семантического содержания - 'исполнитель действия, обозначенного глагольной основой'. Данное семантическое содержание, общее для всех слов словообразовательного ряда и отличающее их от других слов может быть названо словообразовательным значением.

 

Словообразовательное значение - обобщённое значение словообразовательной модели, отличающее все производные слова, образованные на основе данной модели от их производящих основ. Так, слова, составляющие словообразовательный ряд котята, утята, зайчата, козлята, реализуют одну и ту же словообразовательную модель "корневая морфема со значением 'вид животного'+суффикс -ята" и имеют лексическое значение (ЛЗ), отличающееся от ЛЗ производящих основ (кот, утка, заяц, козёл) семой 'невзрослость', которая и будет являться словообразовательным значением анализируемой модели в целом.

Лекция №12. Морфология

Грамматическое значение – обобщённое, отвлечённое языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций, и находящее в языке регулярное выражение.

 

Основные отличия лексического значения (ЛЗ) от грамматического значения (ГЗ) можно сформулировать следующим образом:

 

1. ЛЗ есть обобщённое представление о некотором объекте окружающего мира, закреплённое за определённой звуковой или графической формой, т.е. ЛЗ представляет сущности, в то время как ГЗ призвано отражать отношения, что хорошо иллюстрируется ставшим хрестоматийным примером Л.В.Щербы Глокая куздра штеко бодланула бокра и кудрячит бокрёнка, удачно продолженным современным автором Л.Улицкой в шутливой сказке "Пуськи бятые", первый абзац которой выглядит следующим образом: Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:

 

- Калушата, калушаточки! Бутявка!

 

Калушата присяпали и бутявку стямкали. И подудонились. (Норман 2009:161).

 

В приведённых примерах словоформы лишены ЛЗ, но имеют хорошо узнаваемое носителями языка грамматическое значение. Так, если мы рассмотрим словоформу сяпала, то мы с уверенностью можем сказать, что это глагол несовершенного вида в форме прошедшего времени, 3-го лица, ж.р., ед.ч., а словоформа присяпали - глагол совершенного вида в форме прошедшего времени, 3-го лица, множ.числа. ГЗ представляет в языковой форме отношения а) либо реально существующие в окружающем мире (например, девочка - девочки: ГЗ единственного или множественного числа отражает реальное положение дел - наличие одной или нескольких девочек), б) либо существующие только в системе языка: например ГЗ так называемых относительных времён, использующихся в английском и французском языках для осуществления согласования времён: они не отражают объективное время, но репрезентируют отношения в системе времён конкретного языка.

 

2. ЛЗ лабильно, т.е. способно к достаточно быстрому изменению: у слова может появиться новое ЛЗ, которое способно войти в речевую практику за несколько лет. Например, в 90-е гг. прошлого века у слова крыша появилось значение 'защита со стороны криминальных структур',которое прочно вошло в речевой обиход за несколько лет. Однако возможности слова приобрести новое грамматическое значение ограничены: пожалуй, самый распространённый способ - конверсия, когда слово приобретает новое ГЗ, переходя в разряд другой части речи. Но, трудно себе представить, чтобы некий глагол в русском языке приобрёл грамматическое значение какого-либо падежа, или глагол в форме прошедшего времени приобрёл ГЗ точного количества дней, прошедших с момента сообщаемого события (как это характерно, например, для языка насиои (Леонтьев 2008:245)).Итак, ГЗ стабильно.

 

3. ЛЗ может иметь разную степень выраженности в слове: так, в русском слове штуковина или во французском truc ЛЗ очень размыто, поэтому такие слова принято называть пантонимами - они могут использоваться для обозначения чего угодно, если референт данных слов ясен из контекста. Однако, данные языковые единицы имеют чётко выраженный комплекс грамматических значений: штуковина - ж.р., ед.ч., им. п., существительное; truc - м.р., ед. ч., существительное. Таким образом, ЛЗ способно иметь различную степень выраженности, а ГЗ, если оно присуще данной словоформе, выражено всегда в одинаковой степени.

 

Каждое грамматическое значение выражается в языковой форме тем или иным грамматическим способом. Грамматический способ – материальное выражение грамматических значений. Различают следующие способы выражения ГЗ:

 

1. Аффиксация. Аффиксы – это морфемы с грамматическим значением. Аффиксы не существуют вне слов, они сопровождают корень, служа для словообразования и словоизменения: шёл/пришёл - префикс выражает ГЗ совершенного вида.

 

2.Внутренняя флексия - чередование звуков в составе морфемы, не зависящее от фонетических условий и служащее для различения ГЗ: голь – гол,избежать- избегать, foot - feet (англ.).

3. Ударение - данный грамматический способ реализуется там, где место ударения перемещается в парадигме с основы на окончание и наоборот и, тем самым, различает грамматические формы данного слова. Например, в русском языке: высыпать (несов.вид) – высыпать (сов.вид);моря (род.п., ед.ч.) – моря (им. п., мн.ч.); дома (сущ., мн.ч.) – дома (нареч.); в английском языке: export ('вывоз') - export ('вывозить').

 

4.Повторы или редупликации, состоят в полном или частичном повторении корня, основы или целого слова без изменения звукового состава или с частичным его изменением.Например, в русском языке: вот-вот, синий-синий, чуть-чуть, поговорили-поговорили.В других языках: в казахском языке кызыл – ‘красный’, кызыл-кызыл – ‘самый красный’.

 

5.Способ служебных слов - способ, при котором грамматическое значение выражается не в самом слове, а в окружающих его словах, которые сами ничего не называют, а только показывают грамматические отношения. Типичные служебные слова: предлоги (еду в метро, подхожу к метро - предлог указывает на ГЗ предложного падежа в первом случае, и - дательного падежа во втором); частицы (было бы лучше; давай-ка - в первом случае частица актуализирует ГЗ сослагательного наклонения глагольной словоформы, а во втором - ГЗ повелительного наклонения); артикль (a man - the man); вспомогательные глаголы (он будет участвовать, he has done - в анализируемых случаях формы вспомогательных глаголов участвуют в создании грамматических конструкций, актуализирующих ГЗ времени: будущего и Present Perfect, соответственно);слова степени (она более усидчива, чем…; самая умная);пустые слова (рысь-самец; he-cat; she-cat).

 

6. Способ порядка слов - грамматическое значение выражается только при помощи определённого расположения слов относительно друг друга в предложении: День сменяет ночь

Une pauvre femme /une femme pauvre

Une église ancienne/ une ancienne église

 

7. Способ интонации:Различия в интонационном оформлении предложения-высказывания могут выражать следующие грамматические отношения:модальность - Он догадался? Он догадался! Он…..догадался?;

группировки членов предложения, например, при помощи паузы: ходить долго – не мог; ходить – долго не мог; логическое выделение каких-либо членов предложения, осуществляемое при помощи логического ударения.

 

8. Супплетивизм - выражение взаимопротивопоставленных грамматических значений посредством разнокорневых или разноосновных слов: например, супплетивные формы могут использоваться для выражения ГЗ степеней сравнения прилагательных и наречий (хорошо/лучше; good/best (англ.)),ГЗ мужского и женского рода (баран/овца, петух/курица), ГЗ ед. и множ. числа (ребёнок/дети; homme/gens (франц.)),ГЗ глагольного вида (класть/положить),ГЗ прошедшего и настоящего времени (есть/был; sum/ fui; I am/I was).

 

9. Способ словосложения используется только для выражения словообразовательных ГЗ: луноход, снегопад.

 

Материальная форма (звуковая, графическая), в которой регулярно реализуется тем или иным грамматическим способом конкретное ГЗ, называется грамматической формой. Например, в следующем ряду словоформ дуба, стола, ребёнка, дома мы имеем одну грамматическую форму - а, выражающую с достаточной регулярностью способом аффиксации ГЗ родительного падежа.

 

Грамматическая категория - это совокупность взаимопротивопоставленных грамматических форм с однородными грамматическими значениями (Алефиренко 2007:318). Например, грамматические формы, выражающие противопоставленные друг другу грамматические значения ед. и множ. числа в совокупности образуют грамматическую категорию числа.

 

Принято выделять морфологические грамматические категории и синтаксические категории. К первым относят такие грамматические категории, как род, падеж, число существительных и прилагательных, наклонение, время, лицо, число, род, вид, залог глагола, степени сравнения прилагательных и наречий, принадлежность языковой единицы той или иной частеречной группе. Среди синтаксических грамматических категорий выделяют синтаксическое время, синтаксическое наклонение и синтаксическое лицо. Таким образом, категории времени, наклонения и лица представлены как бы в "двух слоях" - морфологическом и синтаксическом. Рассмотрим следующий пример: И вот как-то осенью приходит он ко мне и говорит...С точки зрения морфологической категории времени в данном предложении налицо ГЗ настоящего времени приходит, говорит, но с точки зрения синтаксического времени, указывающего на время, когда установились отношения между субъектом-носителем действия (он) и субъектом речи (ко мне >я), время - прошедшее.

 

Традиционно в учебниках и учебных пособиях по теоретической лингвистике разделы, посвящённые делению языковых единиц на группы, именуемые частями речи, содержат в своём названии лексему проблема: "Проблема частей речи в современном русском (английском, французском и др.) языке", "Проблемы классификации единиц языка по частям речи" и т.д.В чём же проблематичность данного раздела морфологии? Во-первых, спорным является сам термин, берущий своё начало в латинском языке и калькированный затем в других индоевропейских языках: partes orationis (лат.), parts of speech (англ.),parties de discours(франц.), части речи (рус.).Однако данная классификация включает в себя не единицы речи, а единицы языка, т.е. определённые классы слов, которые отличаются друг от друга в основном по грамматическим признакам - морфологическим и синтаксическим. Во-вторых, у различных авторов и научных школ нет единства во мнении относительно количества частей речи не только в различных языках, но и в одном и том же языке. В-третьих, отсутствует единая универсальная классификация единиц языка по частям речи, применимая во всех языках или в определённых группах языков.

 

Остановимся подробнее на основных критериях выделения частей речи. Одним из первых критериев, использованных для частеречной классификации, был семантический критерий, в соответствии с которым Аристотель выделял 3 части речи: имя (обозначает предметы и их признаки), глагол (обозначает действия) и частица (обозначает эмоции и чувства).Однако, семантический критерий не является достаточным даже для однозначного выделения существительных: так, семантическим признаком для существительных является признак "предметность", но, например, такие абстрактные существительные, как beauty, love, sickness или добро, стабильность, расчёт таким признаком не обладают. Существуют такие части речи, для выделения которых семантический критерий вообще не важен (или, иначе говоря, не релевантен) - это союзы, предлоги, отличающиеся от других языковых единиц своими синтаксическими функциями. Синтаксический критерий предполагает, что деление ЯЕ на части речи производится на основании синтаксических функций, выполняемых данными группами слов: так, существительные, как правило, выступают в предложении в роли подлежащего, прямого или косвенного дополнения (Мальчик отдал книгу), глаголы - в роли сказуемого и так далее. Но данный критерий также не является достаточным: в предложениях But is a conjunction. The is an article могут ли butи the рассматриваться как существительные только по той причине, что в предложении играют роль подлежащего (Слово и предложение 1998:66)? Третий критерий - морфологический: языковые единицы делятся на части речи в соответствии с теми грамматическими морфологическими категориями, которые им свойственны (именам - определённость/неопределённость, падеж, склонение; глаголам - время, вид, спряжение и тд.). Подчеркнём, что в классической грамматике многих языков для выделения номенклатуры частей речей используется комплекс из всех трёх вышеназванных критериев. Так, одной из самых известных классификаций в отечественной лингвистике является четырёхчленная классификация В.В. Виноградова: 1) слова-названия, к которым примыкают слова-заместители названий(город, красивый, строится - названия предметов, сущностей, феноменов, а также названия признаков, действий и состояний); 2) связочные, служебные слова, лишённые номинативной функции (артикли, союзы, предлоги); 3) модальные слова (разве, авось, дескать); 4) междометия. Собственно ЧР, по мнению В.В.Виноградова (Виноградов 1947), являются только слова-названия. Таким образом, в современном русском языке В.В.Виноградов выделяет 7 частей речи: имя существительное, имя прилагательное, числительное, местоимение, глагол, наречие, слова категории состояния. Служебные слова в данной классификации считаются частицами и включают в себя собственно частицы, предлоги, союзы, связки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.