Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лексикология 1 страница




Базовые понятия: Историзмы, Архаизмы, Неологизмы; Гипероним, Гипоним; Синонимы, Антонимы, Паронимы, Омонимы; Эвфемизмы; Принципы правописания при заимствовании (цитатный, транскрипционный, транслитерационный).

Упражнения по лексикологии делятся на те, которые предполагают обширный словарный запас и умение обращаться с ним, и на те, которые апеллируют к знаниям о синонимах, омонимах, историзмах, архаизмах и т.д. – то есть собственно к лексикологической терминологии.

Первые требуют знаний, опыта, языкового чутья и логики. Для успешного выполнения вторых понадобится вспомнить названное в рубрике «Базовые понятия».

Дополнительная информация: «окказиональный» означает «в данном (единственном) контексте».

Идеографические синонимы – то же, что понятийные, т.е. различающиеся оттенками лексического значения («мороз – стужа»).

О словообразовательных синонимах/антонимах можно говорить, когда различие слов с соответственно одинаковым/разным лексическим значением заключается не в корневых морфемах, а в аффиксах («вбежать – забежать», «вбежать – выбежать»).

 

1. Дайте исчерпывающее определение каждому из следующих слов:

Телемарафон, тинэйджер, клип, конфессия, интерьер, нехотя, угу, красить, иероглиф, аккуратный, иллюстрация, апелляция, бюллетень, бюро, кювет, хаки, шоссе, табло, дуэт, коалиция, мини, антибиотики, атеизм, акванавт.

Комментарий: постарайтесь опираться в первую очередь на собственные знания и логику, а не на словари.

 

2. Определите лексическое значение слов: вальяжный, спутница, слоноподобный, мразь. Поясните, в какой части слова «содержится его лексическое значение».

 

3. Существует ли связь между значениями следующих слов?

Дуб - задубеть, двор - водворить, будить – возбудить, стрелять - застрельщик, течь - предтеча, дремать - дремучий, потоп - допотопный, булава - булавка, колбаса - наколбасить, патрон - распатронить, горох - огорошить, Егор - объегорить, лимон - лимонничать, мороз - сморозить.

 

4. Какие слова подходят под следующие определения?

Инструмент для вычерчивания окружностей; язык науки и культуры в средневековой Европе; слова с противоположными лексическими значениями; ткань, содержащая золото (золотую нить); слова, близкие по лексическому значению; всемирная информационная компьютерная сеть.

 

5. В лексическом ряду «корень, ствол, кора, …, листья (иглы), почки» пропущено одно или несколько понятий. Найдите верный ответ:

1.Цветы; 2.Ответвления; 3.Ветви; 4.Сучья; 5.И 2, и 3; 6.И 3, и 4.

 

6. Приведите в соответствие список определений (а-м) и список слов (1-12).

а) мена звуков в пределах одной морфемы (в одном корне, одной приставке и т.д.); б) двадцатичетырехчасовой отрезок времени – день и ночь как целое; в) болезненная реакция организма на некоторые вещества (явления, предметы); г) часть речи, соединяющая равные синтаксические единицы; д) способ проверки научной гипотезы на практике; е) часть Вселенной, звездное скопление; ж) причинно-следственная связь между частями сложного предложения; з) условный луч, исходящий из вершины угла и делящий его на 2 равные угла; и) цельнокроеная или отстегиваемая часть верхней одежды, накидываемая на голову; к) структура художественного произведения, определяемая замыслом автора; л) положение в спортивной игре, когда ни один соперник не может взять верх; м) блюдо из двух ломтей хлеба, переложенных мясом, маслом, колбасой и так далее.

1) эксперимент; 2) подчинение; 3) сутки; 4) биссектриса; 5) галактика; 6) композиция; 7) аллергия; 8) сандвич; 9) чередование; 10) капюшон; 11) союз; 12) прыщ.

 

7. Объясните различие лексических значений у слов в следующих парах. Чем являются представленные пары слов(антонимы, паронимы, окказиональные синонимы, что-то другое)?

Успех – удача, стыд – срам, навестить – наведаться, понравиться – полюбиться, стесняться – дичиться, легко – просто, банальный – тривиальный, зверь – животное, гарантийный – гарантированный, генеральный – генеральский, горный – гористый, гречишный – гречневый, гигиенический – гигиеничный, гармонический – гармоничный, ананасный – ананасовый, банковый – банковский, изворотливый – изворотистый, гуманный – гуманистический, рыбий – рыбный, водный – водяной, безыскусный – безыскусственный, циклический – цикловой, пессимистический – пессимистичный, эффективный – эффектный, чванный – чванливый, соболиный – соболий, человечный – человеческий, типичный – типовой, силикатный – силикатовый, приметный – приметливый, понятный – понятливый, обидный – обидчивый, вражеский – вражий, разный – различный, купейный – купированный.

 

8. Найдите «лишнее» слово: каурый, матёрый, саврасый, буланый, вороной.

 

9. Можно ли определить вне контекста значение данных слов? Почему? Дали, стать, простой, мой, мука, жгут, трем, течь, стекло.

 

10. Вспомните современные слова с корнем «-вар-», которые подтверждают, что в древнерусском языке глагол «варити» означал «ждать».

 

11.Незадачливый поэт, чтобы выдержать размер стиха, принялся заменять сочетания оро, оло, ере неполногласными их параллелями. Выпишите те пары, где замена невозможна.

Золотой - на златой; волочь - на влечь; коровы - на кравы; боровой - на бравый; пелена - на плена; воловий - на влавий.

Комментарий: в слове, например, «боровой» «полногласие» находится не в корне слова, а на стыке двух морфем; кроме того, слова различны по лексическому значению. Следовательно, замена невозможна.

 

12. Компьютерный манипулятор - это "мышка". Почему? Есть ли еще подобные "зоонимы" среди слов, с животным миром не связанных?

 

13. Подберите гипонимы и гиперонимы, где возможно, к словам: машина, пшеница, шнырять, норка.

 

14. Какое из приведенных далее слов не является заимствованным в русском языке? 1) изъян; 2) жаба; 3) сарай.

 

15. При заимствовании иностранных слов в русский язык «работают» различные принципы. Просмотрите приведенные ниже слова уже русского языка и определите, согласно какому из трех принципов правописания (цитатному, транскрипционному, транслитерационному) они были заимствованы.

Ай-Би-Эм, Виндоуз, Лондон, Маркс, BMW, менеджер, релиз, реноме, Дар-эс-Салам.

 

16. Подберите русские эквиваленты к заимствованиям:

Индустрия, фауна, эгоизм, социум, диалог, приоритет, интеллектуальный, интенсивный, метаморфоза, редукция, рефлексия, абстрактный, полемика, супер-, интер-.

 

17. Подберите по три синонима к словам:

Умелец, неровный, спорить, осознавать, бой, обычный, любовь, смеяться, тьма.

 

18. Определите, к какому разряду относятся данные синонимы (семантические, семантико-стилистические, стилистические):

Сесть – засесть, жена – супруга, всеобщий – тотальный, обилие – изобилие, милый – приятный, обычный – всегдашний, лицо – морда, одновременно – синхронно, опытный – наторелый, лошадь – кляча, старание – рвение, мир – покой, умирать – погибать, мокрый – влажный, отец – батя, обидеть – оскорбить, обнаружить – приметить, убедить – заверить, беспокойный – хлопотный, окулист – глазник, опередить – обставить, стареть – дряхлеть, отрывок – фрагмент, уволить – вышвырнуть, ссора – размолвка, жара – зной, общаться – якшаться, основываться – зиждиться, поехал – махнул, абстрактный – отвлеченный.

 

19. Подберите иноязычные синонимы к русским словам:

Воспоминания, восстановление, снимок (подобие), объявление, слуга, пренебрегать, правописание, положительный, чувства, подробный, вывоз, ввоз, смешной, волшебник, учитель, огромный, рукопись, ядовитый, тщательный, спор, сокращение.

 

20. Определите соответствие заимствованных слов русским синонимам.

Русские: Отвлеченный, пошлый, малоподвижный, злободневный, своеобразный, расположение, превращение, упрощение, образец, спор.

Заимствования: Пассивный, актуальный, полемика, оригинальный, дислокация, абстрактный, вульгарный, метаморфоза, редукция, идеал.

 

21. Просмотрите список слов и форм, ответьте на вопросы после списка.

а) хороший - толстый; ж) пинцет, енот, тангенс;

б) пища - яства - еда; з) горячо - прохладно;

в) подойти - подбежать; и) генеральный - генеральский;

г) вскочить - заскочить; к) внедриться - выбраться;

д) правильно - верно; л) вбежать - выбежать;

е) тепло - прохладно; м) дохлый - больной.

1. В каком ряду слова являются идеографическими синонимами?

2. В каком ряду слова являются стилистическими синонимами?

3. В каком ряду слова могут быть контекстными синонимами?

4. В каком ряду слова не могут иметь синонимов?

5. В каком ряду слова являются словообразовательными синонимами?

6. В каком ряду слова являются антонимами?

7. В каком ряду слова паронимами?

8. В каком ряду слова являются словообразовательными антонимами?

 

22. Измените слова так, чтобы образовались омоформы: водить – возить; вить – вести; душа – душить; мести – мель; пила – пить; лететь – лечить; даль – дать; усталый – устать.

Комментарий: например, «лететь – лечить» - «лечу – лечу».

 

23. Определите тип омонимов (омографы, омоформы, омофоны, полные омонимы, неполные омонимы):

Повод для ссоры – повод для лошади, острая коса – длинная коса, книжные полки – вражеские полки, три морковь – три друга, порядочный человек – порядочный нахал, репчатый лук – старинный лук, тенистый парк – автобусный парк, промышленный завод – неисправный завод, железный прут – илистый пруд, студенческие кружки – красивые кружки, простой мотив – простой станка, непромокаемый дождевик – крупный дождевик, ударный слог – высокий слог, односоставное предложение – выгодное предложение, сегодня среда – неблагополучная среда, воздушный замок – надежный замок, глубокая балка – стальная балка, лечу самолетом – лечу зубы, критическая статья – критическая ситуация, зеленый лук – меткий лук.

Комментарий: омографы одинаково пишутся, но различаются фонетически. Омофоны пишутся по-разному, но фонетически совпадают. Омоформы совпадают в какой-то одной (реже нескольких формах. Полные омонимы совпадают по всей парадигме словоизменения, неполные – только в отдельных ее фрагментах.

 

24. Подберите эвфемизмы к словам:

Старый, беременная, опаздывать, умереть, потолстеть, выгнать, врать, глупый.

 

25. Приведите не менее пяти примеров окказионализмов (авторских неологизмов), придуманных русскоязычными поэтами и писателями.

Комментарий: например, у В.Маяковского: «бабочка поэтиного сердца».

 

26. Выберите слова, являющиеся архаизмами.

Выя, чело, шарабан, участковый, глаголить, паки, буденовка, зело, уста, ратовище, домовина, старец, вояж, вязига, сбитень, квашня, рачительный, тщетный, сей, перепутье, токмо, нощь, рыбарь, ассигнация.

Комментарий: например, устаревшее слово «домовина» имеет современный эквивалент – «гроб», активно используемый для наименования этого предмета. Оно является лексическим архаизмом. А слово «шарабан» называет предмет, исчезнувший из современной жизни, не имеет современных аналогов и является историзмом.

 

27. Вспомните архаизмы к словам: монастырь, красивый, черный, орган (часть тела), угол, вес, север, белка, поминки, сундук, этаж, «хотеть есть».

 

28. Вспомните минимум по четыре пословицы или поговорки, содержащие слова: а) свой; б) хлеб; в) любое числительное.

 

29. Прочтите сведения А и Б ниже, ответьте на вопрос: что у древних русичей означала фраза «зарубить на носу» и что это за «нос» в этой фразе?

А. Поднос – от глагола подносить, означает «то, на чем подносят»; перенос – от глагола переносить, означает «то, при помощи чего переносят (слово на новую строчку)».

Б. Многие народы в древности при счете или для запоминания делали зарубки на палочках (бирках). Так велись календари, отмечались договоры купли-продажи, долговые обязательства. Бирки с зарубками известны у аборигенов Австралии, Африки, Центральной Америки. Существовали такие бирки и в Европе.

 

*30. Верно ли, что все слова русского (да и любого другого) языка имеют лексическое значение, включая служебные части речи?

Комментарий. С одной стороны, это неверно, поскольку трудно говорить о полноценном лексическом значении модальной частицы или междометия. С другой стороны, хотя бы крупица ЛЗ есть практически у каждого слова (например, смысл союза «и» – соединение – опознается и вне контекста), а возможность контекстуального его приобретения – тем более (ср.: «Твои «мгм» мне надоели»). Но строго говоря, четкого, определенного лексического значения многие из них не имеют. Ответ – неверно: нормативно такое значение имеют не все слова языка.

 

31. Вредного человека можно назвать по-разному: 5 раз с тем же корнем, пять раз минимум – за счет синонимов. Итого – 10 слов. Попытайтесь их назвать.

 

32. Заполните пропуски:

Норма Высокий стиль Научный стиль Просторечие

 

идти шествовать перемещаться шлепать

есть???

? ладья, челн??

? очи??

зверь???

?? логичный?

 

СИНТАКСИС

Базовые понятия: Типы связи в словосочетании (согласование, управление, примыкание); Простое предложение (полное и неполное); Члены простого предложения; Осложненное предложение (однородные члены, обобщающее слово, вводное слово, вставная конструкция, обращение); Односоставное предложение; Сложное предложение.

Упражнения выстроены в порядке перехода от разбора словосочетания к разбору простого предложения и далее – сложного. Навыки владения схемами разбора предполагаются. Присутствуют задания на владение теорией, на выявление системных связей в синтаксисе, а также предлагается разбор трудных для анализа предложений (для успешного его выполнения потребуются не столько теоретические знания, сколько навыки, полученные при изучении школьной программы, – и логика, умение видеть структуру предложения).

Не забывайте, что при анализе как словосочетания, так и простого, и сложного предложения необходимо учитывать не только их формальную структуру, но и смысловые отношения.

 

1. Определите тип связи в словосочетаниях:

Красное знамя, плохо видеть, цвет хаки, рубашка нараспашку, его имени, резать по дереву, резать хлеб, красна девица, предложить выпить, решенная задача, окна без стекол, закупить оптом, пора домой, в остановившемся поезде, любоваться подснежниками.

Комментарий. «Цвет хаки»: хотя «хаки» - имя прилагательное, оно является неизменяемым; следовательно, тип связи - примыкание. «Резать хлеб»: глагол «резать» требует от зависимого слова постановки в определенной форме (не совпадающей, в отличие от согласования, с его собственной), поэтому мы говорим об управлении; поскольку здесь от переходного глагола зависит существительное в винительном падеже без предлога (прямой объект), мы вправе говорить о сильном управлении.

 

2. Назовите основы в следующих предложениях. Укажите тип сказуемого.

1) В нашей республике добывается нефть.

2) Какое удовольствие – получить пятерку!

3) Двор как плац, мощеный булыжником.

4) В этом городке все на виду.

5) Я попросил разрешить разжечь костер.

6) Скоро мы станем выпускниками.

7) Наверное, эта зима будет теплой.

8) Катя с Ирой будут ждать нас.

9) Я люблю читать лёжа.

10) Пять зеленых лягушат в воду броситься спешат.

Комментарий: например, в предложении №8 «Катя с Ирой» - подлежащее, «Будут ждать» - сказуемое. Это аналитическая форма будущего времени одного глагола несовершенного вида. Таким образом, сказуемое здесь – простое глагольное.

При определении подлежащего и сказуемого (впрочем, как и других членов предложения) следует руководствоваться не только формальными показателями, нужно учитывать и семантические отношения. Так, в предложении «У них в доме все ездили верхом» формально подлежащим можно было бы посчитать слово «все» (личное местоимение в именительном падеже), однако смысл – «все домочадцы», «семья» – одно оно не передает. Тогда подлежащим является словосочетание «у них в доме все». Слово «ездить» без распространения «верхом» как сказуемое является также семантически неполноценным; следовательно, сказуемое – «ездить верхом», и предложение – простое двусоставное нераспространенное.

 

 

3. Какие части речи не могут выступать в роли подлежащего в простом предложении?

Комментарий: подумайте также о случаях, когда подлежащим является словосочетание, и о субстантивации, например, в разговорной речи.

 

4. Какими частями речи может выражаться сказуемое (с примерами)?

Комментарий: помните, что главный член односоставного глагольного предложения не сказуемое.

 

5. Определите тип сказуемого в каждом из предложений.

1. Оценку «четыре» на экзамене я бы определила как положительную.

2. Это несерьёзно – рассчитывать не на свои силы!

3. Данная реплика моего уважаемого оппонента кажется неуместной.

4. В этом городке все на виду.

5. Завуч не разрешила нам репетировать в актовом зале школы.

6. Укус хомяка может быть весьма болезненным.

Комментарий: см. комментарий к №2 этого раздела.

Предложения (2) и (4): сказуемое простое глагольное (объясните это).

 

6. Может ли прилагательное быть несогласованным определением?

Комментарий: согласованное определение согласуется в форме с главным словом. Тогда вопрос можно переформулировать: есть ли в русском языке прилагательные, которые не могут согласовываться с определяемым словом?

 

7. Определите число обстоятельств и число дополнений в тексте.

Давно уже поспела полевая клубника, лакомиться которой позволялось нам вдоволь. Мы ездили за клубникой целым домом. У всякого была своя посуда: у кого ведро, у кого лукошко, у кого бурак, у кого кузов. У нас с сестрицей были прекрасные с крышечками берестовые бурачки, испещренные вытисненными на них узорами. Милая моя сестрица не умела брать ягод, то есть не умела отличать спелую клубнику от неспелой.

 

8. Каким членом предложения является слово «один» в предложениях ниже?

1. В задачнике жили один да один.

2. Вдруг из ворот обгоревшего дома вышел один гражданин незнакомый.

3. Выхожу один я на дорогу.

Комментарий: возможно, ответить на вопрос будет легче, если заменить «один» на синонимичные ему (в данном контексте) слова других частей речи – например, в первом предложении на слово «единица».

 

9. Придумайте предложения, отвечающие схемам ниже – по одному на каждую схему, где квадратные скобки означают отдельный член предложения.

1. [подлеж.][сказ.],[обст. времени],[косв.дополн.][прямое дополн.].

2. [определ.],[подлеж.][сказ.][прямое дополн.][обст. цели].

3. [определ.][подлеж.][сказ.][прямое дополн.][обст. обр.дейст.].

4. [определ.],[подлеж.][сказ.],[сказ.][обст. причины].

 

10. Разберите предложение и каждое из входящих в него словосочетаний:

Я был записан в семеновский полк сержантом (Пушкин)

Комментарий: см. комментарий к №2 этого раздела.

 

 

11. Разберите предложения:

И было сердцу ничего не надо, когда пила я этот жгучий зной (Цветаева)

Говорят, лед уже выдерживает человека и можно начинать зимнюю рыбалку.

Он так и не нашел, где было спрятано серебро.

У них в доме все ездили верхом.

Какой кошмар – просыпаться в шесть утра по будильнику!

В комнате, увы, накурено.

Комментарий: см. комментарий к №2 этого раздела.

 

 

12. Что объединяет обобщающее слово и однородные к нему члены?

 

13. Что такое вставная конструкция?

 

14. Являются ли однородными членами глагольные формы в контексте «Пойду проведаю друга»?

 

15. Являются ли повторяющиеся слова однородными членами?

Комментарий: подумайте, например, о таких случаях: «Он едет-едет, а на улице-то все темнее…»; «И вдруг он осознал: он один, один, один, совсем один, безнадежно один!...».

 

16. Поясните, что общего и что различного между однородными членами простого предложения и однородными придаточными предложениями.

Комментарий: отметьте также вопросы, на которые отвечают однородные члены и придаточные предложения, чтó они поясняют, пунктуацию при них.

 

 

17. Какие из известных вам тропов основываются на синтаксическом строе предложения (2-3 примера)?

 

18. Составьте связный текст из пяти предложений: определенно-личного, безличного, неопределенно-личного, обобщенно-личного и назывного.

 

19. Расставьте знаки препинания и разберите предложения. Для выделенной курсивом части (если есть) определите: простое это или сложное предложение:

Короткая команда пущенные на полный ход моторы стремительно с ближней дистанции торпедный залп и с одним немецким транспортом а через пятнадцать секунд со вторым было покончено.

Комментарий: третью часть этого сложного предложения нельзя считать односоставным назывным предложением, это двусоставное неполное (почему?).

В случае оставления жалобы без последствий к чему по мнению адвоката надо быть готовым так как кассационные поводы очень слабы партия каторжных в числе которых была Маслова могла отправиться в первых числах июня и потому для того чтобы приготовиться к поездке за Масловой в Сибирь что было твердо решено Нехлюдовым надо было теперь же съездить по деревням чтобы устроить там свои дела.

Комментарий: для уяснения структуры предложения может быть полезно составление его схемы.

Дрон был один из тех крепких физически и нравственно мужиков которые как только войдут в годы обрастают бородой так и живут до шестидесяти-семидесяти лет без единого седого волоса.

Стану я пса кормить пес животное умное сам найдет себе пропитание.

* Мансарда мезонин флигель антресоль чердак я все это путаю и разницы никакой не вижу так что я снял то на чем можно лежать писать и трубку курить выкурил там двенадцать трубок и на тринадцатой отослал в журнал свое эссе под французским названием.

Комментарий: возможна не одна точка зрения на структуру этого предложения.

*Если вы скажете что то был туман я пожалуй и соглашусь да как будто туман а если вы скажете нет то не туман то пламень и лед попеременно то пламень то лед я вам на это скажу пожалуй что и да лед и пламень то есть сначала кровь стынет а как застыла тут же начинает кипеть и вскипев застывает снова.

 

ПРАВОПИСАНИЕ

Необходимо знание правил орфографии и пунктуации, т.е. – используйте учебник!

Задания расположены в следующей последовательности: на знание правил орфографии; правил пунктуации; на проверку владения теоретическим материалом и способности анализировать и делать выводы; наконец, на выявление ошибок в текстах.

Хорошим подспорьем может стать «Справочник по русскому языку» Д.Э.Розенталя.

 

1. Распределите номера слов в соответствии с правописанием:

а) С одной Н в суффиксе из двух букв; б) с двумя Н в суффиксе; в) с двумя Н на стыке корня и суффикса.

1. Сорва…ый плод; 2. девушка легкомысле…а; 3. масл…ые краски; 4. крапле…ая колода; 5. серебр…ое блюдо; 6. реше…ая задача; 7. жела…ый гость; 8. стру…ый квартет; 9. стриже…ый пудель; 10. бли…ая мука; 11. ваш хвале…ый пирог; 12. дела…ая улыбка; 13. рва…ый шарф; 14. дли…ый нос.

а) С буквой Е(Ё) в суффиксе; б) С любой другой буквой кроме Е(Ё) в суффиксе.

1. некош…нный луг; 2. непрош…ный гость; 3. взвеш…нное предложение; 4. взбеш…нный экзаменатор; 5. замеш…нное тесто; 6. свежепокраш…нная крыша; 7. нош…ное платье.

 

2. Раскройте скобки:

(вакуум)аппарат, (черно)бурка, (капитан)инженер, (корветтен)капитан, (человеко)койка, (киловатт)час, (Ван)Гог, мать(и)мачеха, (северо)восток, Комсомольск(на)Амуре, (виц)мундир, (легко)растворимое лекарство, (трудно)проходимый перевал, (мелко)собственнические интересы, (нью)йоркские улицы, (жюль)верновская фантастика, (ильфо)петровская сатира, (экспрессивно)эмоциональная окраска, (черно)бурый, (Южно)Африканская Республика, (простительно)неосторожный, (мото) и (вело)гонки, (де)факто, (древне)(церковно)славянский, (сорви)голова, (узко)эгоистические интересы.

Комментарий: применительно к сложным прилагательным (в соответствии с правилами любого учебника, если их частности обобщить) работает логика оценки исходного сочетания слов: если оно было паратактическим (сочинительным, типа горький и солёный, север и запад=северо-запад в исходном существительном, литературный и музыкальный), то дефис; если гипотактическим (подчинительным, типа ремонт вагонов, восточная Сибирь), то слитно. Иноязычные элементы следует помнить – они ведут себя специфически. От всего упомянутого отличаем сочетания наречия степени с прилагательным и причастием – раздельное написание.

 

3. Раскройте скобки, объясните свой выбор. Возможно ли иное написание этих слов (в разных контекстах)?

(Без)оглядки, (без)устали, (в)близи, (в)добавок, (в)догонку, (в)насмешку, (в)одиночку, (во)истину, (в)открытую, (в)рассрочку, (в)сухомятку, (до)отвала, (за)границу, (ис)(под)тишка, (на)бекрень, (на)выворот, (на)выпуск, (на)двое, (на)искосок, (на)удачу, (не)впопад, (не)(к)спеху, нога(в)ногу, (по)близости, (по)дешевке, (по)одиночке, (по)трое, (с)размаху, точь(в)точь, час(от)часу, мало(по)малу, крест(на)крест.

 

4. Вставьте пропущенные буквы.

Тем…чко, матросишк…, душ…чка, им…чко, сверточ…к, цветоч…к, птенч…к, пристрел…ное ружье, пристрел…ное животное, ковры развеш…ны, крупы развеш…ны, бородищ…, домищ…, ножищ… (нож), соловушк…, хлебушк….

Комментарий: род и одушевленность производящих имен мужского рода имеют значение для выбора флексии производных субъективной оценки (домишко, но матросишка); инфинитивный гласный основы сохраняется (кроме -и) в основе страдательного производного причастия. Разница между -ик, -ичк / -ек, ечк определяет возможность / невозможность беглости этого гласного.

 

5. Вставьте пропущенные буквы.

1) Ему собираются пр…дать подкрепление – роту, вот уже две недели пр…бывающую в Брно. 2) Войди в пр…дел и пр…клони колени, сын мой! 3) Увы, иногда президент сам фактически назначает своего пр…емника. 4) Пр…ходящие с годами знания. 5) Дом пр…зрения. 6) Этот телевизор можно пр…обрести в кредит.

 

6. Расставьте ъ и ь. Какие выводы можно сделать о связи морфемной структуры слова с постановкой этих знаков?

Ад…ютант, необ…ятный, под..ячий, с…экономить, фельд…егерь, суб…ект, почтал…он, в…юга, об…явление, необ…ятный, ин…екция, мыш…як, с…емка, п…едестал, двух…ярусный, ар…ергард, руж…ецо, кон…юнктура, неот…емлемый, прем…ера.

Комментарий: помним, что заимствованные слова основному правилу (Ь – в корне, Ъ – на границе морфем) не подчиняются.

 

7. Перепишите словосочетания ниже, оформите числительные прописью.

Альбом с 888 иллюстрациями. Экскурсия продолжалась 1,5 суток. 755-миллионный вклад. Переписка с 98 странами. В 1674 верстах от Москвы. К 2064 году. Пароход с 283 пассажирами. Перемножить 26 с 59. Это город с 300 860 населения. Прибавьте к 608 - 79 и от полученных (??) отнимите 8. В 283 метрах от финиша.

Комментарий: склонение числительных – материал нелегкий; зато есть в любом учебнике.

 

8. Расставьте знаки препинания:

Когда Гаврило пришел доложить Марье Дмитриевне что приходившие люди убежали она нахмурившись встала и заложив назад руки долго ходила по комнатам обдумывая то что ей делать.

Тетка же моя с своими сенными девушками говорили совсем другое они утверждали что у матери моей такой уже нрав что она всем недовольна и что все деревенское ей не нравится что оттого она нездорова что ей самой невесело так она хочет чтоб и другие не веселились.

Сорвать цветок было очень трудно мало того что стебель кололся со всех сторон даже через платок которым я завернул руку он был так страшно крепок что я бился с нимминут пять по одному разрывая волокна.

Услуга в дружбе вещь святая (Крылов).

На этом угольном столе поместилось вынутое из чемодан платье а именно панталоны под фрак панталоны новые панталоны серенькие два бархатных жилета и два атласных сюртука и два фрака (Гоголь).

Что принадлежит до старушки матери ее а моей тещи которая несравненно лучшими своими свойствами нравом и качествами столь много благополучию дней моих поспешествовала что я издавна привык ее почитать и любить как родную мать и которая того и была достойна то хотя она меня десятью годами старее и дожила почти до самых сумерек дней своих однако благодарить бога все еще не только на ногах но и не составляет отяготительного члена в семействе нашем.

Как врач и друг она не нашла возможным сказать все и в осторожных выражениях передала ему лишь маленькую часть правды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.139 сек.