Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философский материализм




Философское основание марксизма

Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие.

К. Маркс

Поиск теоретико-методологических основ коммунистического мировоз­зрения завершился убеждением К. Маркса: «Без философии мне не про­биться вперед». Основоположники марксизма, вырастая из младогегельян­ства, обратились к традиционной метафизической философии (как она сло­жилась от Платона до Гегеля), выводящей спекулятивные знания из неко­его абсолютного начала — идеи монистического единства мира1. В частно­сти, они осуществляют «перевертывание» наследия классической немец­кой философии — фейербаховского материализма и гегельянской диалек­тики.

Об этом свидетельствует сформулированный Ф. Энгельсом «основной вопрос философии» как вопрос об отношении мышления к бытию (19, 21, 282), который, по его мнению, является предметом данной науки. Он вклю­чает две стороны: а) проблему первичности материального и идеального; б) проблему познаваемости мира.

Продолжая линию материалистической философии Л. Фейербаха, осно­воположники марксизма рассматривали материю (природу) как первич-нуто по отношению к сознанию (абсолютной идее). Само идеальное есть ни что иное, как «...материальное, пересаженное в человеческую голову и переработанное в ней» (39, 23, 21), Таким образом, они выступили против гегелевского (объективного) идеализма, понимаемого современниками как спиритуализм.

Маркс и Энгельс также подвергали критике и позитивизм, часто пони­маемый в то время как «подлинный материализм» (Э. Литре) или вид мате­риализма, который выдвигает прогрессивные идеи (реализм) в естествоз­нании2. Классики марксизма указывали на антисоциалистическую, анти­революционную, реформистскую направленность позитивизма и его враж­дебность атеизму. В силу этого у них возникла необходимость отмежеваться от позитивизма и дать свое толкование положения первичности матери­ального по отношению к идеальному.

В концепции марксизма независимая (онтологическая, то есть природ­ная) материя составляет мир как предданное (предшествующее), являю­щееся основой человеческого бытия и мышления (сознания). «Не созна-

1 В Европе и Северной Америке в это время развиваются новые направления
философии — экзистенциально-феноменологическое, аналитика-позитивистское и
прагматическое, отбросившие тардиционную метафизическую проблематику на
периферию философского знания.

2 Необходимо отмстить, что сами позитивисты относятся к реальности, выража­
емой понятием «материя», как метафизическому объекту.


ние определяет жизнь, а жизнь определяет сознание» (19, 3, 25). Отсюда формулируется снимающий проблему дуализма тезис, что мир един и един­ство его в материальности1. На этой основе представления о сотворении природы и человека рассматриваются как теолого-идеалистические и ре­шительно отвергаются основоположниками марксизма.

Однако в споре монистов о первичности материального или идеально­го, кроме спекулятивных рассуждений и апелляций к здравому смыслу, ни одна из сторон не может представить верифицированные данные, подтвер­ждающие их правоту. В силу этого новые философские направления снима­ют традиционную спекулятивно-метафизическую постановку вопросов, со­ставляющих содержание основного вопроса философии в марксистской трактовке. Она создает лишь мнимые, бесплодные методологические про­блемы, которые нет смысла обсуждать.

Ведь реальный мир можно представить как множественный и пронизан­ный человеческой субъективностью, то есть данный сквозь призму чело­веческой реальности. Это «со— бытие» (совместное бытие) заключает в себе неразрывное (коррелятивное) единство субъективного (со) и объек­тивного (бытие), объединяющее материальное и идеальное. Оно выражает субъективно-деятельную компоненту, определяющую реальный мир как особого рода социально-психологическую реальность. Последняя проявляет­ся в символическом общении, коммуникации, требующих смыслового постижения — понимания, так как предметом научного анализа является только то, что запечатлено в памяти и языке. Тогда реальность можно пред­ставить на разных уровнях: а) представляемая реальность — система экс-пектаций (ожиданий) индивидов и социальных групп; б) субъективная ре­альность — экспектации, которые приписывает самому себе человек с дан­ным статусом; в) играемая реальность (ролевая игра) — наблюдаемое поведение человека с данным статусом по отношению к другому (с дру­гим статусом).

Философский монизм заключает в себе предубеждение против плюра­листического подхода к многообразной и разнокачественной действитель­ности. Он закрывает возможность решения разноплановых проблем с по­мощью различных теоретико-методологических подходов и методов, про­являя к ним нетерпимость. В результате монистическая концепция фор­мирует философское тоталитаристическое (антиплюралистическое) ми­ровоззрение, которое от Гегеля перекочевало в марксизм. Все сущее сво­дится к единому и исключительному началу — материальному. Данная жесткая парадигма не позволяет адекватно схватывать гибко и вариабилъ-но изменяющуюся действительность и проявлять толерантность к ина­комыслию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.