Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лексикология 2 страница




И эта повесть есть не что иное как воспоминание о той краткой поре.

И вижу я широкий мир лежит как на ладони предо мной.

Он как ни всматривался в темноту не видел ничего кроме смутных очертаний особняка.

 

9. Расставьте знаки, укажите число простых частей в сложном предложении.

1) Мужчина который десять лет тому назад побоялся бы ездить каждый день в дом где была семнадцатилетняя барышня чтобы не компрометировать ее и не связать себя теперь ездил к ней смело каждый день и обращался с ней не как с барышней-невестой а как с знакомой не имеющей пола.

2) Когда завернуло ненастье пришлось гостиную забить наглухо и перебраться в зал чтоб уже всю зиму и ночевать в нем и обедать и курить и проводить долгие вечера за тусклой кухонной лампочкой шагая из угла в угол в картузе и чуйке едва спасавших от холода и ветра дувшего в щели.

3) Как всегда у него за время его уединения набралось пропасть мыслей и чувств которых он не мог передать окружающим и теперь он изливал в Степана Аркадьича и поэтическую радость весны и неудачи и планы хозяйства и мысли и замечания о книгах которые он читал и в особенности идею своего сочинения основу которого хотя он сам не замечал этого составляла критика всех старых сочинений о хозяйстве.

4) После долгих обсуждений того что он приобрел и стоило ли ради этого уезжать в такую даль после увещеваний остаться жить подле родителей коим уже давно давно требуется поддержка и опора Килич осознал насколько ему стали чужды и непонятны интересы и чаяния близких и как он человек уже вполне оевропеившийся далек того что составляло предмет его мыслей в ранние годы.

5) Сначала видя как он быстро мечет в печь серые хлебы которые я еле успевал подкидывать из чашек на его лопату я боялся что он насадит их друг на друга но когда он выпек три печи и ни у одного из ста двадцати караваев пышных румяных и высоких не оказалось «притиска» я понял что имею дело с артистом в своем роде.

6) А Обломов он не привык делать что-нибудь следовательно не может хорошенько определить что он может сделать и чего нет следовательно не может и серьезно деятельно захотеть чего-нибудь.

 

10. Расставьте знаки, составьте схемы предложений. Назовите авторов.

1) О если ты покоен не растерян когда теряют головы вокруг и если ты себе остался верен когда в тебя не верит лучший друг и если ждать умеешь без волненья не станешь ложью отвечать на ложь не будешь злобен став для всех мишенью но и святым себя не назовешь и если ты своей владеешь страстью а не тобою властвует она и будешь тверд в удаче и в несчастье которым в сущности цена одна и если ты готов к тому что слово твое в ловушку превращает плут и потерпев крушенье можешь снова без прежних сил возобновить свой труд и если ты способен все что стало тебе привычным выложить на стол все проиграть и вновь начать сначала не пожалев того что приобрел и если можешь сердце нервы жилы так завести чтобы вперед нестись когда с годами изменяют силы и только воля говорит Держись! И если можешь быть в толпе собою при короле с народом связь хранить и уважая мнение любое главы перед молвою не клонить и если будешь мерить расстоянья секундами пускаясь в дальний бег Земля твое мой мальчик достоянье и более того ты человек!

2) Ему хотелось сжечь эти письма читая которые он невольно вспоминал свое невеселое прошлое.

3) Затаив дыхание капитан подстерегал тот миг когда верхний край солнца окончательно уйдет в воду и оттуда быть может вырвется тот удивительный луч который окрашивает небо и море в чистейший зеленый цвет более яркий чем зелень весенней травы или изумруда и который появляется так редко что моряки сложили легенду будто лишь только очень счастливому человеку удается поймать то кратчайшее мгновение когда вспыхивает над морем знаменитый зеленый луч ослепительный как само счастье и памятный на всю жизнь как оно.

4) А уж куда бывает метко все то что вышло из глубины Руси где нет ни немецких ни чухонских ни иных племен а все сам-самородок живой и бойкий русский ум что не лезет за словом в карман не высиживает его как наседка цыплят а влепливает сразу как пашпорт на вечную носку и нечего прибавлять уж потом какой у тебя нос или уши одной чертой обрисован ты с ног до головы.

Комментарий: схемы предложения бывают линейными (скобки, обозначающие части сложного предложения, и подчеркивания членов предложения между ними) и структурными (прямоугольники, т.е. части СП, со стрелками и надписанными возле стрелок вопросами и средствами союзной связи, т.е. обозначением отношений между ними). Сходство схем: отмечаются и «объясняются» знаки препинания. Отличие схем: в линейной видна и внутренность простой части, не так явно отношение частей между собой; в структурной структура простой части игнорируется, зато гипотаксис и паратаксис (подчинительные и сочинительные отношения простых частей соответственно), как союзный, так и бессоюзный, прозрачны.

 

11. Придумайте предложение из пяти слов, содержащее пять любых знаков препинания.

 

*12. Попробуйте доказать тезис: двоеточие и тире – знаки-антонимы.

Комментарий: Ср., например, постановку этих знаков при однородных членах с обобщающим словом. Тире обеспечивает переход от однородных членов к обобщающему слову, двоеточие – наоборот, от общего к частному.

 

13. Когда тире между подлежащим и сказуемым «отменяется»?

 

14. Всегда ли обособляются вводные слова и предложения?

 

15. Докажите примерами, что в русском языке возможны и сложносочиненные, и сложноподчиненные предложения, части в которых не разделяются знаком препинания.

Комментарий: просто вспоминаем исключения из правила (по Д.Э.Розенталю – одно для сложносочиненного и три для сложноподчиненного предложения).

 

17. Нужен ли знак? Объясните свое решение.

Молча он думал в общем шумном веселье.

 

18. Найдите ошибки. Мотивируйте свое решение:

Место для лагеря выбрано: в диких, нехоженных краях; туристы обрадованны этим, уверенны, что поход удался. И вот палатки установленные, погода тиха и безветрена. Обрадованны и как следствие веселы, туристы собераются в кружок, петь под гитару.

Жители взволнованны пришедшими вестями. Ваши тезисы весьма запутаны. Как изысканы его художественные приемы, какие изысканы краски! Выводы совершенно не обоснованны. Мы сильно ограниченны во времени, а представители местных служб слишком ограничены, вряд ли удастся разобраться в этом деле, которое столь виртуозно запутано.

 

19. Найдите орфографические и пунктуационные ошибки (их число указано в конце каждого абзаца).

Исстари здесь стояла огромная гора. На вершинах ее точно также, как и раньше, лежал вечный снег, скованный мертвым холодом. Каждый раз как только всходило солнышко и пригревало вершину, снежинки тот час же таяли и светлые капли чистые и прозрачные, безудержно сбегали на край обрыва и, колеблемые ветром, с секунду дрожали, отражая в себе открывшийся перед ними невиданый прекрасный мир, ярко-голубое небо, неприступные горы, ущелья, леса и долины затянутые фиолетовой дымкой. (3/3)

И капля радостная и тревожная, полная ожидания, по мере того как стоновилась больше и тяжелее, отрывалась и летела вниз, сверкая всеми цветами радуги. Ей казалось, что она вечно будет лететь мимо отвесно уходивших вверх скал, зеленых мхов, горных ращелин, но капля падала на дикие скалы, загораживающие путь и умирала. (2/2)

Между тем снова, несмотря ни на что, загудели метели. Повалил снег, и там где были лащины и промоины, безудержу росли сугробы, все сравнивая и покрывая, и лишь голые скалы обвиваемые бешеным ветром уныло поднимались среди снежных полей. (3/3)

Высоко вверху, где стоит вечный холод, в разряженном пространстве безучастно неслись куда то перистые облака, которые по-прежнему состояли из тонких ледянных кристаллов. В последствии, перистые облака как правило предвещавшие всегда мороз опустились ниже и посинели. Вскорости, потеплела земля. (4/4)

Нежданно-негаданно подул с юга ветер и принес оттепель. В течении короткого времени порыхлели и грузно осели снежные сугробы. Просочилась сквозь них, натаевшая сверху, вода, наделала ходов и стала пробираться по расщелинам осевшей скалы и неугомонно зажурчали по всем направлениям не видимые ручейки. (3/3)

Мертвые снега и немые причудливые скалы, нависшие ото всюду, смотрели как-будто с недоверием на возрождавшуюся жизнь. Но когда пахнуло весенним теплом, то нахмурились они белея занесенными снегом расщелинами. Накренились снега, не выдержали и рухнули увлекая сверху обломки скал. (2/2)

Гранитные глыбы, тучи Гальки, изтертого ледниками известняка неслись вниз увлекаемые снежными обвалами. Колоссальной грудой прошел обвал переворачиваясь в воздухе и, оставив за собой широкий след, с потрясающим гулом рухнул. В след за тем дрогнули вековые сосны, уронили с ветвей старые иглы, тяжело поднялись с отдаленных вершин орлы и два охотника, карабкавшиеся у линии вечного снега, оборвались по ледниковой крутизне. (3/3)

Затаилась проберавшаяся вода, просочилась из-под низу и шумным ручьем побежала вниз, унося талый снег, который растаивая наводнил долину и досыта напоил иссохшую землю. Везде проснулась жизнь. Но капельки, те первые капельки, которые упали на безплодный камень, не видели и не слышали этой пробудившейся жизни, и самые имена их безвестно затерялись. (2/2)

 

20. Найдите орфографические и пунктуационные ошибки.

Еще только одинадцатый час на-исходе, а уже никуда не денишься от тяжолого зноя, каким дышит июльский день. Расколенный воздух едва-едва колышится над не мощенной пещанной дорогой. Дремлет без живительной влаги зелень рощь и пашен. Еще не кошенная, но на половину иссохшая трава никнит и стелится от зноя, почти не выносимого для живого существа. Ни человек, ни животное, ни насекомое, никто уже больше не борится с истомой. По видимому все сдались, убедившись в том что сила истомы овладевшей ими, непобедима, непреодолима. Одна лишь стрекоза чувствует себя по-прежнему и, как ни в чем не бывало, пляшет безустали в пахучей хвои. В роще, под пологом листвы, также душно, как и в открытом поле.

Одна надежда на грозу, лишь она одна сможет разбудить скованую жарой природу и развеить сон. И вдруг, впрямь, что-то грохочет вдали неясной и туманной, и греда черных тучь движится с юго-восточной стороны. Откуда ни возьмись, в мертвую глушь врывается резкий порыв ветра, который кажется, ни чем не сдержишь. Вот-вот разрозится гроза, и на обнаженые поля польется освежающий дождь.

 

ОБРАЗЕЦ ЗАДАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ 11х КЛАССОВ

(г.Казань, 2007)

 

Задача I – 2-4 балла.

Ответьте на вопрос единым утверждением, запишите ответ под соответствующим номером, например: 5. Что объединяет звуки [у] и [о]? – Ответ: 5. огубленные гласные верхнего подъема (учитывается максимальное число общих признаков, наиболее важный общий признак, минусуются неважные признаки).

1. Что объединяет звуки [щ] и [й]? 2. Что объединяет звуки [ш] и [ж]?

3. Что объединяет звуки [х], [щ] и [ц]? 4. Что объединяет звуки [м] и [н]?

 

Задача II – 5 баллов.

Придумайте и запишите любое простое предложение, в котором потребуется постановка и двоеточия, и тире, и запятой, а заканчиваться предложение должно вопросительным знаком.

 

Задача III – 5 баллов.

Какая часть речи выделена во фразе «Россия вступила в I мировую войну, будучи неподготовленной к ней…»? Запишите ответ одним словом (словосочетанием).

 

Задача IV – 14 баллов.

Образуйте, где это возможно, форму родительного падежа множественного числа: штольня, кушанье, яблоко, помидор, абхазец, монашество, осетин, крылышко, сосед, тишина, капля, копьё, ребенок, ампер, вобла, тихоня, кувшин.

Образец ответа: IV – 1) лошадей, 2) каверн, 3) нет формы, 4) лесничих…

 

Задача V – 2 балла.

Возможна ли ситуация в русском языке, когда форма будущего времени глагола выражает значение прошедшего времени? Ответьте отрицательно, либо утвердительно, но в последнем случае приведите хотя бы один пример.

 

Задача VI – 12 баллов.

Перепишите предложение, оформите числительные прописью, например: в восьмиста семидесяти трех км.

От 291 до 2570 видов микроорганизмов населяет водоемы центральной России.

 

Задача VII – 10 баллов.

Выпишите номера тех слов из списка ниже, где выделяется суффикс, например: VII – 8, 12, 15…

1) злость, 2) домой, 3) купец, 4) сбить, 5) покупайте!, 6) лисий.

 

Задача VIII – 2 балла.

Есть ли в списке исконно русские слова: панатела, клепсидра, апория, иждивенец, клевер, сундук?

Ответьте: VIII - «Да» (выпишите нужные слова) или «Нет».

 

Задача IX – 4 балла.

Определите лексическое значение слов: 1) автограф, 2) экслибрис, 3) факсимиле, 4) подпись. Укажите, что объединяет эти слова с лексической точки зрения. Например: 9) скрипка – это струнный смычковый музыкальный инструмент с 4мя струнами. Скрипка, альт, валторна - это оркестровые муз. инструменты.

 

Задача X – 4 балла.

Переведите на современный русский язык фразу Прежде убо словене не имеху книг но черты и резами чтеху и гатааху…

 

Задача XI – 14 баллов.

Перепишите, расставьте пропущенные знаки, по этому же тексту выполните следующие задачи.

Ранняя проза Бунина бесфабульна и рассказ “Антоновские яблоки” пример этому сменяющие друг друга впечатления цепь коротких воспоминаний спаянных единым поэтическим дыханием. Написан рассказ в 1900 г. В это время появляются социально-острые произведения демократической литературы например М. Горького (“Песня о соколе”, “Фома Гордеев”, “На дне”).

Фигура же И. Бунина на грани нового века выглядит достаточно одинокой. Редкие для него попытки откликнуться “на злобу дня” малоудачны. Бунин человек сугубо аполитичный. Его творчество 1890-х - начала 1900-х гг. сосредоточено на нравственно-духовных эстетических задачах.

“Я написал и напечатал 2 рассказа вспоминал он об этой поре но в них все фальшиво и неприятно один о голодающих которых я не видел и в сущности не жалею другой на пошлую тему о помещичьем разорении и тоже с выдумкой между тем как мне хотелось написать только про громадный серебристый тополь который растет перед домом бедного помещика Р. и еще про неподвижное чучело ястреба которое стоит у него в кабинете на столе…”

Итак у писателя нет желания бичевать какой-либо порок. Бунина отличает тяга к самовыражению. И хотя он начинает в русле народнической литературы самые интересные места связаны у него не с описанием крестьян а с пейзажными описаниями в которых Бунин сумел выразить свой величайший талант.

 

Задача XII – 2 балла.

Запишите числами количество предложений каждого типа в тексте, например: XII – простых 25, сложноподчиненных 22, сложносочиненных 19, бессоюзных 18, с разными видами связи 9.

 

Задача XIII – 2 балла.

Выпишите через точку с запятой сказуемые всех предложений из второго абзаца текста («Фигура же И.Бунина…»).

 

Задача XIV – 14 баллов.

Сочините и запишите завершающий абзац приведенного текста (4-6 предложения) в соответствии с его стилем, жанром и прагматикой.

 

Задача XV – 6 баллов.

Выпишите из текста через точку с запятой все союзы.

 

ОБРАЗЕЦ ЗАДАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ 9х КЛАССОВ

(г.Казань, 2007)

Задача I – 5 баллов.

Какая часть речи выделена во фразе «Учиться отлично не в пример другим»?

 

Задача II – 2 балла.

Возможна ли ситуация в русском языке, когда падеж существительного определяется только порядком слов в предложении?

 

Задача III – 12 баллов.

Перепишите предложение, оформите числительные прописью.

С 689 рублями в кармане в путешествие по 294 километрам автодорог России.

 

Задача IV – 10 баллов.

Выпишите номера тех слов из списка ниже, где выделяется суффикс.

1) справа, 2) домой, 3) тончайший, 4) оловянный, 5) заходите, 6) мушка.

 

Задача V – 2 балла.

Есть ли в списке уменьшительно-ласкательные образования: стручок, толчок, сачок, крючок?

 

Задача VI – 4 балла.

Определите лексическое значение слов: 1) лабаз, 2) балаган, 3) амбар, 4) притвор. Укажите, что объединяет эти слова с лексической точки зрения.

 

Задача VII – 16 баллов.

Перепишите, расставьте пропущенные знаки.

Я очень не любил русский язык как школьный предмет. Он казался с одной стороны скучным с другой бессмысленным. Гораздо позже я понял что это запрограммировано самой задачей обучения. Совершенно ясно что родному языку мы учимся с рождения в семье а вовсе не на уроках. Поэтому традиционно цели курса «русский язык в школе» были довольно скромны научить детей орфографии и пунктуации то есть проще говоря грамотно писать. Я бы сказал даже более жёстко грамотно записывать чужие тексты.

Есть грамотность абсолютная и относительная. Первая подразумевает знание всех правил умение ставить в нужных местах пунктуационные значки и писать без ошибок слова. Объём в котором это даётся в программе среднего образования большинству людей может понадобиться два раза в жизни во время выпускных и вступительных экзаменов. В остальном же такая грамотность если говорить честно никому не нужна кроме профессионалов работающих с чужими текстами корректоров и редакторов. Для всех прочих важна относительная грамотность которая подразумевает не буквальное и непременное следование законам а творческое осмысленное владение языком. Даёт возможность маневра наконец умение «выкрутиться» в сложном случае...

 

Задача VIII – 2 балла.

Сформулируйте проблему приведенного фрагмента текста как вопросительное предложение, запишите. Например: Проблема текста – Зачем Герасим утопил Муму?

 

Задача IX – 2 балла.

Сформулируйте идею приведенного фрагмента текста как утвердительное предложение, запишите. Например: Идея текста – Герасим не смог до конца перебороть рабскую психологию.

 

Задача X – 14 баллов.

Сочините и запишите завершающий абзац приведенного текста (2-3 предложения) в соответствии с его стилем, жанром и прагматикой.

 

Задача XI – 6 баллов.

Выпишите из текста заимствованные слова (только лексические заимствования).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 2796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.