Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммунистический строй




Капиталистический строй

— частная собственность

— рыночная экономика

— капитал

— наемный труд: обмен труда
на товары

— человек потребляет,
чтобы работать

— личная независимость на основе
«вещной зависимости»

— функциональное развитие
индивида

— национальное государство

— классовое общество


— общественная собственность

— централизованное плановое хозяйство

— равные потребности масс

— превращение труда в самодеятельность
(потребность)

— человек работает, чтобы потреблять

— свободная индивидуальность на основе
общественной собственности

— универсальное развитие индивида

— безпациональное общество
(безгосударственное)

— бесклассовое общество


Капиталистический строй завершает предысторию человечества. Однако его развитие лищь создает необходимые предпосылки для перехода к ком­мунизму, но не сам готовый социалистический строй. «...Капиталистичес­кий способ производства по своему существу за известной границей ис­ключает всякое рациональное улучшение» (19, 23, 493). Поэтому, соглас­но марксизму, иллюзии о будто бы «всесилии» реформ в условиях сохра­нения частной собственности беспочвенны и вредны. Для буржуазии они являются средством разложить волю пролетариата к борьбе, а затем ото­брать у него прежние его завоевания.

Маркс и Энгельс обосновывали, что источником и внутренней пружи­ной последовательного восхождения движения человечества, социальных преобразований является конфликт между производительными силами и производственными отношениями. «На известной ступени своего развития


материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими отношениями, или — что является только юридичес­ким выражением последних — с отношениями собственности, внутри ко­торых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социаль­ной революции» (19, 13, 6—7). В этой цитате выражена главная идея в мате­риалистическом обосновании всей социально-политической концепции марксизма. Конфликт между развивающимися производительными силами и отстающими от них производственными отношениями выражен в про­тиворечии между общественным характером труда и частной формой при­своения прибавочного продукта. Тем самым он находит свое решение в социально-политической области, в непримиримой борьбе антагонисти­ческих классов — буржуазии и пролетариата (вместе с их союзниками) (19, 23, 310). Социалистическая революция призвана ликвидировать част­ную собственность и установить общественную форму собственности. Тем самым она ликвидирует капитализм и открывает путь к строительству ком­мунизма.

Схема здесь такова. Для установления социального равенства в обществе нужны особые люди. Грядущий коммунизм, разрешая присущие капитализ­му противоречия, создаст общественную систему, способную изменить человека. Коммунистическое общество порывает с «предысторическим» со­держанием всех эпох, в которых существовали классовые противоречия. В этом плане основоположники марксизма относились к традиции (силе инерции) как великому тормозу в истории, которая должна быть сломле-ной. Исторический процесс — это процесс детрадиционализации общества. В этом смысле Маркс говорил, что «традиции всех мертвых поколений тя­готеют, как кошмар, над умами живых» (19, 8, 119).

Коммунистическое производство, основанное на общественной соб­ственности, уничтожит рыночную экономику и создаст плановое хозяй­ство, в котором принцип равного удовлетворения потребностей всех одер­жит верх над принципом прибыли. В силу этого индвидуализм и стремление к выгоде, наживе, характерные для европейско-американского капитализ­ма, исчезнут в новом обществе. Кроме того, пролетарии, обездоленные, не имеющие своего отечества во всех существующих сообществах, созда­дут вненациональную общность людей. Исследование условий и закономер­ностей данного переворота как раз и есть задача «научного социализма».

Таким образом, коммунистические отношения создадут условия, по­зволяющие совершить «скачок человечества из царства необходимости в царство свободы» (19 20, 295) и организовать жизнь человека «в гаромонии с познаными законами природы» (19, 20, 117). Согласно марксизму, толь­ко коммунистическое преобразование общества способно восстановить че­ловеческие силы ради человека, а не ради получения средств к элементар­ному существованию (19, 25, ч. 11, 387).

Необходимо отметить, что установка на общественную собственность и вытекающий из нее коллективизм как на единственно стоящий принцип жизни, является очередным предубеждением марксизма. По человечески живут и при частной собственности, и индивидуализме, о чем свидетель-


ствуют либерально-демократические общества. Они ориентированы на формирование в процессе социализации развитой индивидуальности, спо­собной строить свою собственную судьбу. Проблема решается таким обра­зом, что придание независимости отдельному человеку не означает его отдельности от общества. Наоборот, признание за последним примата по отношению к индивиду характерно для ориентации на общество как на совокупность производственных отношений (а не совокупность людей). От­дельные индивиды по этой концепции являются простыми результатами признаков общества и тогда ими просто пренебрегают.

Кроме того, в анализе развития пространственно-временного многооб­разия обществ формационное учение марксизма акцентирует экономичес­кий фактор как определяющий, что является упрощением картины реаль­ного исторического процесса. В частности, страны, ставшие на путь постин­дустриального развития, являются смешанными обществами проникающего типа, в которых новации и традиции не имеют жесткого пространственного размежевания, а рассеяны по всей системе относительно равномерно. С точки зрения формации такую систему представить не удается.

Наконец, коммунистическая формация предстает как последняя ступень общественного развития. Тогда исторический процесс затухает в коммуни­стическом обществе, что противоречит материалистической диалектике, постулирующей принцип непрерывного, постоянного развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1865; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.