Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Алгоритм подготовки следователем материалов для направления на исследование экспертом, оценки заключения




Подготовка материалов уголовного дела для направления на исследование экспертом является крайне важным элементом работы следователя при расследовании преступлений различных категорий.

Для получения максимально объективных и достоверных экспертных выводов следователь обязан представить эксперту:

- во-первых, безукоризненные с точки зрения требований уголовно-процессуального закона материалы. Это впрямую касается возможного рассмотрения судом вопросов допустимости добытых в ходе следствия доказательств. В соответствии со ст. 75 УПК РФ к недопустимым доказательствам относятся те их них, которые получены с нарушением требований уголовно-процессуального закона. Т.е. нарушения процедуры сбора иссле­дуемых экспертом вещественных доказательств, материалов для сравнительного исследования влечет последующее признание за­ключения эксперта недопустимым доказательством;

- во-вторых, материалы в объеме, соответствующем требова­ниям криминалистической науки для проведения диагностичес­ких и (или) идентификационных исследований. Это касается как объектов, имеющих непосредственное отношение к расследуе­мому преступлению (вещественных доказательств), так и материалов для сравнительного исследования.

Можно предложить следующий алгоритм работы следователя для решения указанных выше вопросов.

1. Обнаружение объектов, подлежащих исследованию, происходит обычно в ходе осмотра места происшествия, обыска, выемки, осмотра предметов (документов) и т.п. и закрепляется (фиксируется) в бланке протокола (соответствующего приложения УПК РФ).

При этом в протоколе осмотра необходимо указать общие и индивидуальные признаки осматриваемого объекта (для преду­преждения возможностей его подмены во время следствия). Это достигается подробным описанием с указанием общих и индивидуальных признаков (размера, цвета, рисунка и т. п.), фотографированием. При исследовании документов допускается снятие световой копии (ксерокопии) документа в масштабе 1:1, которая прилагается к протоколу.

2. После осмотра должно соответствующим образом быть проведено изъятие и сохранение осмотренного объекта с интересующими следствие следами.

При этом возможны два варианта. Либо объект изымался ранее (например, в ходе осмотра, обыска, выемки) и осматривается позже, либо он осмотрен отдельно после его выемки, обнаружен относящийся к делу след, после чего возникла необходимость его изъятия для последующего исследования и приобщения к материалам уголовного дела.

После осмотра изъятых объектов (материалов) и определения их относимости к расследуемому преступлению, следователем в

????????????

ния закона противоречат друг другу. Здесь, по-видимому, к материалам для экспертного исследования по смыслу ст.57 УПК РФ относятся не все материалы, представляемые эксперту, а лишь имеющие непосредственное отношение к событию преступления (объекты со следами преступления) и являющиеся вещественными доказательствами. То есть, образцы для сравнительного ис­следования под этот запрет не подпадают.

Для дальнейшего исследования объектов назначается судебная экспертиза. Эксперту на разрешение ставятся вопросы диагнос­тического и идентификационного характера, указанные в на­стоящем издании.

4. Следующим этапом работы следователя является анализ заключения эксперта, результатов его исследований и планирование дальнейшей работы по уголовному делу.

Этот этап условно делится на три взаимосвязанных стадии:

а) Анализ самого заключения, в ходе которого выясняется:

- не нарушен ли процессуальный порядок назначения и проведения экспертизы, обнаружения, закрепления, изъятия и сохранения исследовавшихся объектов, получения образцов для сравнительного исследования:

- произведена ли экспертиза компетентным лицом и не вышел ли эксперт за пределы своей компетенции (не решал ли эксперт вопросов юридического характер; не сформулировал ли эксперт выводов на оценке материалов дела, не относящихся к предмету экспертизы, вместо обоснования их фактическими данными, установленными с помощью специальных познаний; не вышел ли эксперт за пределы той отрасли знаний, в рамках которой проводились исследования);

- является ли заключение полным (на все ли поставленные вопросы даны ответы; достаточно ли полно экспертом использованы представленные материалы; все ли необходимые методики использованы экспертом; насколько полно в заключении приведен ход исследований, а также применяемые методы и выявленные фактические данные);

- является ли заключение обоснованным (аргументированы ли выводы эксперта; имеется ли логическая связь между установленными фактическими данными и сделанными выводами; являются достоверными и полными фактические данные, положенные в основу выводов; верно ли эксперт оценил установленные им фактические данные, положенные в обоснование выводов; отвечают ли примененные экспертом методы современным требованиям науки и техники).

б) Анализ соответствия выводов эксперта другим материалам дела, в ходе которого следователь должен уяснить:

- соответствуют ли выводы эксперта проверяемым в ходе следствия версиям и добытым доказательствам;

- имеется ли необходимость в корректировке версий, сборе дополнительных или ином истолковании имеющихся доказательств;

- имеется ли необходимость в проведении дополнительной или повторной экспертизы, допросе эксперта.

в) Использование установленных экспертом данных при дальнейшем расследовании преступления.

На этой стадии следователю необходимо определить роль и место установленных экспертом фактических данных в структуре доказательств по делу. Здесь необходимо четко различать заключения с категоричными и вероятностными выводами. Исходя из этого, для дальнейшего планирования работы выясняется:

- достаточны ли изложенные в заключении эксперта фактические данные для использования при обосновании своих выводов в процессуальных документах (обвинительном заключении, постановлении о прекращении дела и т.п.);

- есть ли необходимость в сборе дополнительных доказательств (допросах, осмотрах, обысках и пр.);

- нуждается ли в корректировке тактика и планы допросов (с учетом фактических обстоятельств, установленных экспертом в ходе исследования (указанных в исследовательской части), детально уточняется механизм следообразования, что позволит, в совокупности с вероятностным заключением эксперта, сделать объективные выводы);

- в ходе каких следственных действий еще возможно получить сведения из иных источников, которые в совокупности с вероятностными выводами эксперта могут быть использованы как средства доказывания тождества и иметь доказательственное значение;

- имеется ли необходимость и насколько перспективно направление поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий, направленных на установление тех или иных обстоятельств (например, места или способа изготовления исследовавшегося объекта и т.д.).


ГЛАВА 2. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.