Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие




По Зиммелю, социология дает ответ на вопрос: «Как возможно обще­ство?» В исторической реальности содержание (общественно оформлен­ный человеческий материал) формируется в определенный социальный мир. При этом общество, как процесс реализующейся жизни непрерывно

1 В частности, в интерпретации религии Зиммель также следует психологизму и отделяет вопрос о бытии бога, как объективном факте, от вопроса о непосред­ственной значимости религии в жизни человека и общества. Он отмечает, что в религии нарастает мистическая тенденция, которая разрушает существующие ре­лигиозные формы: человек творит свои объекты таким образом, что совершенно' безразлично, существует ли вообще содержимое, сочетающееся в этой особой форме^ или нет. Религия является порождением души (8, 561) и становясь целостным, психологическим комплексом (8, 553), она создает регламентирующие нормы для многих других сфер жизни. Религиозная потребность основывается на любви и с необходимостью порождает религиозную веру, которая примиряет людей с деи-, ствителыюстью. Поэтому, если бог как продукт религиозного сознания представ­ляет собой объект, признание и значимость которого совершенно не зависит от-его существования, то и религия не зависит в своей значимости и «истине* от существования или несуществования бога. Для подобного «религиозного атеизма»' важна практическая сторона, то есть, как «работает» понятие бога в жизни обще-'-' ства: без религиозной веры общество не существовало бы. «...Бог есть не что иное,г как воплощенное единство бытия» (8, 595). Таким образом Зиммель стремится укрепить религию и веру в бога исходя их психологических оснований.


порождается взаимодействием1. В работе «Социальная дифференция» он описывает взаимодействие на основе релятивизма как набор альтернатив (форм) по типу «если..., то...». «Все находится со всем в каком-либо взаи­модействии, что существуют силы и переходящие туда и обратно отноше­ния между каждой точкой и каждой иной точкой мира...» (8, 314). Динами­ческое взаимодействие частей (эмпирических атомов) является основани­ем, которое придает сочленение и единство обществу. В этом смысле обще­ство — это продукт взаимодействующих единичных атомов.

Для социологического исследования важны лишь эти эмпирические атомы (представления, индивиды, группы), которые действуют как единства, все равно, делимы ли они в себе все дальше и дальше. В частности, группы также действуют как единства и во взаимодействии с другими образуют общество. Поэтому оно есть единство, состоящее из единств (8, 315). По отношению к реальным взаимодействиям частей, общество является «толь­ко вторичным, только результатом, причем и объективно, и для наблюда­теля» (8, 315). Оно — только название для суммы этих взаимодействий.

По Зиммелю, границы социального существа проявляются в различных формах взаимодействия личностей. Оно заключает в себе не только их субъек­тивные состояния или поступки, но и объективные образования, которые обладают известной независимостью от отдельных участвующих во взаи­модействии личностей. Поэтому основную задачу социологии он видит в описании форм современного бытия людей и нахождении правил, лежа­щих в основании взаимодействия как индивидов, которые также являются и членами группы, так и групп между собой (8, 304).

В социальных группах реализуется пространственный аспект взаимодей­ствия, понимаемый Зиммелем в кантианском смысле: пространство — это форма организации социальной жизни и занимаемое группой простран­ство воспринимется как ее единство (и наоборот). Поэтому важное значе­ние имеет проведение в пространстве границ, влияющих на развитие ин­дивидуальности. Размер группы обусловливает границы ее вариаций и уро­вень индивидуальной свободы. В этом проявляется действие «принципа чис­ла», то есть воздействие количества на качество (род) взаимодействия. Чем меньше группа, тем она теснее связана по уровню контроля над ее члена­ми и тем меньше возможностей для вариации индивидуальности и прояв­ления свободы (8, 323; 326). Наоборот, количественный рост группы рас­ширяет пространственные возможности индивидуальной свободы. Он ве­дет к дифференциации ее элементов и к развитию самостоятельной ответ­ственности, освобождая индивидов от морального бремени (8, 324). При этом возрастание индивидуализации членов социальной группы сопровож­дается развитием их интеллекта: способности к абстракции, к ассоциаци­ям и развитию сознания.

1 В работе «Философия денег» Зиммель развивает идею, что каждое взаимодей­ствие выступает у людей в форме обмена, являющегося изначальном функцией ме­жиндивид уальнои жизни, где прибылью является также возможность отдавать (8а). Данная идея получила развитие во второй половине XX века в теории социального обмена Дж. Хоманса, П. Блау, Б. Скиннера и др. / См. об этом: Култыгин В. П. Концепция социального обмена в современной социологии // СОЦИС. 1997. № 5.


По мнению Зиммеля, именно то, что предмет социологии заключает в себе отношение индивидуума к обществу, причины и формы образования групп, психологическое содержание отношений внутри них, ставит эту науку в теоретико-познавательном плане в один ряд с психологией.

Обобществление

Зиммель исходит из установки, что общество творится человеком, ког­да во взаимдействие вступает множетсво индивидов: лишь общающиеся пред­ставляют собой общество (8, 489). Становясь независимым от человека, оно выступает как процесс, который непрерывно порождается взаимодей­ствием. Процессы взаимодействия образуют единство индивидуальных но­сителей в виде влечений, интересов, психических состояний, целей и т. п. Поэтому они означают для индивида факт обобществленности, то есть сумму форм связи (взаимовлияния), которые функционально обобществ­ляют — соединяют индивиды в единство на основании их процессов. Тогда общество — это комплекс обобществленных индивидов1. В свою очередь, обобществление ведет к усиленной социализации, понимаемой Зиммелем как «совершение общества»: усложнение (развитие) в результате много­образных процессов взаимодействия. Таким образом, обобществление «есть в бесконечном количестве способов реализующаяся форма, в которой индивиды в основе разнообразных... мотивов и интересов создают особое единство, внутри которого эти мотивы и интересы находят свое воплоще­ние» (8, 486—487). Какие формы должны быть здесь основополагающими — суть теории познания общества.

Число участвующих является формальным признаком обобществления: оно возможно, когда во взаимодействие вступают несколько индивидов, об­разуя группу. Каждый из них занимает в ней некую позицию, необходимую для реализации своего социального существования. Это та типизация инди­видов, которая формирует социальность — сплошное общество, не знаю­щее разрывов2. Мера данной гармонии между индивидом и обществом есть показатель обобществленное™. Социология, как новая наука, призвана ис­следовать в совокупности взаимодействий лишь формы последней, отвлека­ясь от их содержаний (материала социальных процессов, наполняющих фор­мы). По существу — это новый метод рассмотрения специфического предме­та, заключающийся в различении формы и содержания общества.

1 Термин «обобществление» означает у Зиммеля соединение (срастание) инди­
видов в единство, порождаемое общением: взаимодействуя, индивидуумы дела­
ются общественными. Данная интерпретация отличается от понимания обобще­
ствления как передачи средств производства или собственности в руки общества
(марксизм).

2 Зиммель (в отличие Тенниса и Дюркгейма) не считает солидарность основопо­
лагающим социальным фактом общественной жизни. Он видит обобществление
также и в борьбе — состязании, споре, вражде, конкуренции, имеющих обще­
ственную значимость и социальную сплоченность. Отсюда, социальность суще­
ствует п корреляции форм солидарности (функциональное единство) и конфлик­
та
(несолидарное поведение). Во второй половине XX века проблематика конф­
ликта стала центральной для «социологии конфликта» и едва ли не самой попу­
лярной (Р. Дарендорф, Л. Козер, Р. Миллс, Р. Мур и др.).


В системе социологического знания Зиммсль выделил три области с со­ответствующими группами социологических проблем: общую, философс­кую и формальную социологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.