Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия. Никакая нравственная сила в мире не мо­жет сделать из балбеса гения, из мечтателя счетовода




Нравственные силы

Никакая нравственная сила в мире не мо­жет сделать из балбеса гения, из мечтателя счетовода.

В. Зомбарт

В качестве верховных нравственных сил, которые воздействуют на души хозяйственных субъектов, определяют направление и цель их деятельнос­ти, Зомбарт выделяет философию и религию. Он считает, что их учения есть «отражение» своеобразных хозяйственных отношений, находящих выра­жение в определенном хозяйственном образе мыслей. Поэтому имеет мес­то параллелизм между явлениями капиталистического духа и известными учениями философии и религии. Это дает право предполагать причинную связь между ними: нравственная форма становится причиной, а образова­ние поведения хозяйствующих субъектов — следствием.

Философия и религия развиваются в определенных предварительных хозяйственных и биолого-этнологических условиях: в народе должно су­ществовать «предрасположение» (свойства крови и социальные жизнен­ные условия) для того, чтобы их учения пустили корни в мировоззрении и развивались в определенном направлении (12, 208). Однако, пустив корни, философия и религия оказывают обратное действие на хозяйственную жизнь и душевный строй хозяйствующих субъектов. Теперь они также принимают участие в развитии капиталистического духа при наличии условий личного (хотения) и вещественного (высота развития капитализма) характера.


Философия как приведенное в систему миросозерцание и мирооценива-ние содержит руководящие идеи жизни. Те, кто знакомился с ними, при­мыкали к этим учениям: прочитанное связывалось с собственным жиз­ненным опытом, чтобы вывести правила практического поведения. Кроме того, были сочинения, где уже в готовом виде содержались практические правила для упорядоченного ведения хозяйства, с которыми можно было непосредственно соотносить собственную деловую жизнь.

Опираясь на воззрения философов древности, Зомбарт представляет их как мудрецов (моралистов), которые не чуждаются даров счастья, облада­ния богатством и доброго его употребления: никто не принуждал мудрость к бедности (Сенека). Наживай сколько можешь, но честным путем, и не прилепляйся сердцем к богатству, рассматривай его как средство, а не как цель (12, 172). Жизненная философия древних полна идей рационализации и экономизаиии образа жизни. Зомбарт особо выделяет философию сто­ицизма, в основе которого лежит мысль о естественном законе нравствен­ности: разуму подобает господство над природным миром влечений. В этом заключена идея рационализации всего образа жизни. Поэты и писатели вос­хваляли такие добродетели, как трудолюбие и бережливость: «праздность — начало всех пороков», «самое большое богатство состоит в сбереже­нии» и т. д.

Философия здравого человеческого смысла, утилитаризм во всех оттен­ках переходят в последующем из эмпирико-философских учений древних в систему «мещанского» миросозерцания и утилитарно-рациональных ка­питалистических хозяйственных правил у таких авторов, как Л.-Б. Альбер-ти, Б. Франклин, Д. Дефо и др., которых Зомбарт много цитирует.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.