Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство




В качестве способствующих развитию капиталистического духа Зомбарт рассматривает ряд причинных комплексов, действующих в пользу капита­листических интересов.

1) Само государство, являясь одним из первых крупнейших предприни­мателей, действует в качестве образца, поучающего и воспитывающего частный предпринимательский дух. Оно само ведет коммерческие дела, строит хозяйственную (меркантилистскую) политику, силой убеждения и привилегиями (покровительством) побуждает частных лиц к выгодам.


Культивирование школьного дела, сметных и коммерческих учебных заведений способствовало распространению, углублению коммерческих знаний и капиталистического духа. Путем ломки меркантилистско-цеховой системы раннскапиталистической эпохи государство ввело в новом хозяй­ственном праве XIX века «промышленную свободу»1,

Вместе с тем, по Зомбарту, государство оказывало воздействие на рас­цвет капиталистического духа и своим несуществованием (12, 218), то есть тем, что подданным в определенных ситуациях недостает опоры на его могущество. В силу этого отдельные торгашеские элементы капиталисти­ческого духа развиваются в борьбе за «место под солнцем» (за границей) без государственного прикрытия тыла. Представители таких наций приспо­сабливаются и развиваются за счет напряжения собственных сил, завое­вывая себе рынок сбыта искусством убеждения и хорошим исполнением дела.

Зомбарт выделяет отдельные ветви государственного управления, ока­зывающие преимущественное влияние на выработку капиталистического духа.

2) Военное дело дифференцировало требования, предъявляемые к дей­ствиям подданных государства. Возникновение профессионального войска (рыцарского, наемного) разделило военную и хозяйственную деятельно­сти. Благодаря этому «мещане» (чуждые воинской природе) подвергалась отбору, а мещанские добродетели могли сильнее воспитываться. Постоян­ное побуждение добиться положения в государстве путем приобретения денежного богатства культивирует коммерческие способности и деятель­ность. Например, евреи, которых судьба заставила «в течение двух тысяче­летий прожить без воинской деятельности, благодаря чему все воинские натуры постепенно изгонялись из их национального тела» (12, 219)

Кроме того, военное дело поощряло дисциплину, военную выправку и военные добродетели, оказывающие благотворное влияние на развитие определенных сторон капиталистического духа: в нем культивировался круг способностей по вопросам администрации и организации: экипировка, организация транспорта и снабжения войска, а также командование и дип­ломатия. В частности, отмечает Зомбарт, в Германии, обладающей «блес­тящей военной организацией», капиталистические предприятия приобре­тают характер гигантских военных ополчений, отражающих превосходство

1 Зомбарт также рассматривает те причины, которые во многих отношениях пре­пятствуют развитию капиталистического духа. К ним он относит, во-первых, пре­увеличенный фискализм, способный убить пред при нимательский дух: высокие на­логи, чересчур сокращающие прибыль, повышение заработной платы, снижающее конкуренцию товара, и др. Неправильные мероприятия торговой (промышленной) политики уменьшают желание использовать свои деньги в качестве капитала и па-рализующе действуют на капиталистического предпринимателя. Во-вторых, орга­низация публичного долга: трата невероятных сумм на военные цели, распростра­нение публичных облигаций за большие проценты, когда богатые люди вкладыва­ют деньги не в капиталистические предприятия, а начинают покупать ренту. В-третьих, покупка должностей (другая форма выдачи публичных долговых обяза­тельств) как институт извлечения доходов, оказывающий парализующее влияние на предпринимательский дух потерей интереса к капиталистическим предприятиям.


немецких предпринимателей и рабочих, одинаково понимающих, что по­рядок необходим для всякой организационной силы (промышленной или военной).

3) Финасы: выработка финансовой организации означала сильное по­
ощрение капиталистического духа: коммерческая бухгалтерия, статисти­
ческие сведения (изображения социального мира в цифрах), отчетность.
Финасовое хозяйство создает капиталистический мсждухозяйственный обо­
рот, публичное договорное устройство и др. Наряду с этим, устройство
«крупных договорных систем» связывается также и с крупными спекуля­
тивными (шарлатанскими — грюндерскими) предприятиями.

Зомбарт особо отмечает роль влиятельных еврейских финансовых дея­телей, принимающих крупное участие в военных делах государств, предо­ставляя им денежные средства, жизненные и военные припасы (12, 220). Благодаря этому они не только богатели, но и улучшали свое социальное (эмансипация) положение в стране. Тем самым не только распространял­ся, но и сильно поощрялся свойственный евреям капиталистический дух.

4) Церковная политика: порождение в государстве «еретичества» как
источника капиталистического духа. Зомбарт отмечает, что выработка «го­
сударственной церковности» разделяет граждан на полноправных и полу­
граждан (и?юверцев или еретиков) по их вероисповеданию. Первые при­
надлежат государственной (официальной) церкви и обладают всеми граж­
данскими правами. Вторым был закрыт или затруднен доступ к обществен­
ным должностям и званиям. Такое положение иноверцев усиливало их при­
обретательские интересы и повышало деловую активность: «исключенные
из общественной жизни еретики должны были отдать всю жизненную силу
на хозяйство» (12, 222—223). Только так они могли достичь уважаемого по­
ложения в обществе, которого государство их лишало.

Положение иноверцев влекло за собой потребность сильнее развивать свои экономические способности в добывании денег, так как у «исклю­ченных» обладание деньгами ценилось выше, чем у других слоев населе­ния, ибо деньги означали единственный путь к могуществу. Капиталисти­ческие предприятия обещали наибольший успех в достижении богатства, а через него и видное общественное положение. Поэтому иноверчество с осо­бым рвением занимается ими, способствуя развитию капиталистического духа. Так было с евреями, протестантами (реформаторами), отрешенны­ми в католических странах от государственных должностей и военного дела. Приспосабливаясь к потребностям клиентуры, они «своим разумным по­ведением и своей честностью» в торговых, финансовых делах завоевывали себе твердое положение. Подвергаясь отбору, еретичество усиливало капи­талистические задатки и выступало источником капиталистического духа.

2. Переселения

Прослеживая связи между переселенцами и историей капиталистическо­го духа, Зомбарт рассматривает роль иноземцев как давление извне на разви­тие народов. При этом он выделяет единичные и массовые переселения.

1) Единичные: смена места жительства хозяйствующими субъектами по индивидуальному поводу. Такие эмигранты переселялись в данную страну (местность) в связи с расширением хозяйственного оборота семьи или


достижением полного расцвета промышленности на родине. Перебираясь в новые места и устраивая свой очаг, буржуа-иноземец организует свое предприятие, принося высшие формы ведения хозяйства, хозяйственного оборота и двигая вперед капиталистический дух.

Все должно начинать вновь, как бы из ничего и среди чужих: никакой традиции, никакой связи в местом, никаких личных отношений (12, 235). Достижение выгоды теперь связано: а) с быстрой сменой ощущений и мыслей; б) с решимостью к законченной выработке экономико-техни­ческого рационализма; в) с еврейским правом сободной промышленнос­ти и свободной торговли. Это дает больше шансов для получения наживы на новом месте.

2) Массовые: переселения больших масс людей по религиозным, поли­тическим основаниям и в связи с колонизацией заморских стран.

а) Переселение евреев, ставших в силу превратностей судьбы странству­
ющим народом «со времен вавилонских» (12, 227). С конца XV века в ре­
зультате переселений и изгнания (Испания, Италия и др.) они эмигриро­
вали и на восток, оседая в Польше. С захватом последней, они достались в
наследство России. В результате притеснений распыление российско-польских
евреев приняло медленное течение, но в XIX веке их исход в Новый Свет
осуществлялся сотнями тысяч. Зомбарт отмечает, что восточно-европей­
ские евреи рассматриваются как угроза для экономической жизни «прини­
мающего» народа. В России они находятся в тяжелейших условиях репрес­
сивной (враждебной) политики, бедствий и погромов. Все это оказывало
расшатывающее влияние на деловое поведение евреев: они утрачивали че­
стность и правосознание в отношении к нееврейскому миру. Эта испорчен­
ность, благодаря эмиграции, заражала остальное еврейство в Европе и
Америке (12, 206; 311).

б) Переселение христиан: тех, кто в условиях притеснений не хотел
менять своей веры в Западной Европе с наступлением Реформации (Фран­
ция, Австрия, Англия и др.). В странах назначения протестанты приняли
активное (пионерское) участие в закладе и распространении капитализ­
ма, вводя новые отрасли, обновляя хозяйственную жизнь и двигая ее впе­
ред: промышленность, банковское дело, торговлю. Страны, принявшие
иноземцев (Голландия, Швейцария, Германия и др.), вступили в полосу
«подъема хозяйственной жизни» (12, 230).

в) Колонизация заморских стран: народные движения, созданные эмиг­
рацией из Европы. Массовые переселения в Южную Америку, а затем в
Северную Америку в поисках счастья, исчислялись десятками миллионов
навсегда покидавших родину. Они несли с собой ярко выраженный капита­
листический дух, образуя душевный строй американского экономического
человека: «первенство приобретательских интересов — бессмысленный труд

- безусловная, безграничная, беспощадная нажива — величайший эко­номический рационализм» (12, 232).

Зомбарт объясняет влияние, оказываемое переселением на сильное раз­витие капиталистичесго духа, во-первых, тем, что при переходе к эмигра­ции, то есть «смелому переселению», дело заключается в процессе отбора наиболее годных из капиталистических личностей. «Именно гнет на роди-


 


не... есть лучшая подготовительная школа к капиталистическому развитию» (12, 233). Посредством эмиграции из этих угнетенных отбираются те, кото­рым надоело путем унижения и приспособления сохранять свое существо­вание в родной стране. В отношении эмигрантов также происходит «отбор» наиболее отважных, годных к капиталистической деятельности в новых условиях.

Во-вторых, развитые капиталистические типы своим распространением мощно способствуют (экстенсивному) развитию капиталистического духа, действуя как «бродило» на окружающую среду. Наоборот, страны, утрачи­вая эти предрасположенные к капитализму личности, ощущают ослабле­ние капиталистического напряжения.

В-третьих, «чужбина» как таковая способствует расцвету и усилению капиталистического духа путем ломки всех старых жизненных навыков и отношений (12, 234). Всякое уютное существование невозможно на чуж­бине: экономический рационализм и утилитаризм (практическая польза) имеют решающее значение для выработки психики пришельца — самое новое есть самое красивое. Для переселенца единственный смысл сохраня­ет нажива денег как средство, с помощью которого он хочет построить свое будущее. Наживать же деньги он может только путем расширения сво­ей предпринимательской деятельности.

В наибольшей мере, заключает Зомбарт, этот высококапиталистичес­кий дух проявился в Америке в XIX веке: решимость к законченной выра­ботке экономико-технического рационализма, сильная страсть к спекуля­ции, существенная свобода в стремлении к безграничной наживе.

3. Умножение денежного запаса

Зомбарт выделяет развитие денежного хозяйства как фактор, направля­ющий стремление к наживе в погоне за деньгами. Он рассматривает денеж­ное хозяйство в смысле «подготовительной школы» капиталистического духа: «оно выдрсссировывает человеческую душу для количественного ми­ровоззрения» (12, 238). Оно является условием того, чтобы б распоряже­нии известного народа было достаточное количество денежного материа­ла и денежные массы накапливались. Стремление к увеличению состояний действует поощряюще на развитие капиталистического духа: оно усилива­ет жадность к деньгам и жажду наживы (первоначально у евреев и клира). Это стремление связано с постоянным психическим возбуждением от дей­ствия чувственных представлений больших цифр: гигантских прибылей, со­стояний, оборотов.

Соединение предпринимательского духа и жажды денег в экономичес­ком человеке, усиливает предприимчивость и порождает спекулятивный дух как элемент капиталистического духа. Например, влияние открытий Южной, в последующем — освоения Северной Америки, Индии и др. на увеличение денежных запасов Испании, Португалии, Голландии, Англии. При этом открытие серебряных и золотых залежей (приисков), когда день­ги составляют промежуточное звено при наличии всех остальных условий, давало новьге формы подъема капиталистического духа современного эко­номического человека.


4. Техника

В понимании инструментальной техники, используемой для производ­ства благ и перемещения в рамках социального строя, для Зомбарта ха­рактерно настроение технофобии. В целом, по его мнению, с помощью индустриальных новообразований «естественный живой мир превращен в развалины, чтобы из этих развалин возник искусственный мир, созданный из человеческой изобретательности и мертвых материалов...» (12, 254). От их натиска надо защищаться. В этом заключается суть зомбартовского ан­тииндустриал изма.

Вместе с тем, Зомбарт подчеркивает тот факт, что технические ново­введения при использовании создают духовное состояние, которое уча­ствует в строительстве капиталистического духа. Воздействия, исходящие от техники, Зомбарт разделяет на две группы: непосредственные (первич­ные) и косвенные (вторичные).

1) Непосредственные (первичные): это влияния, при которых техника
будит и расширяет предпринимательский дух (12, 246).

Усовершенствование техники находит путь «в недоступное» (изобрете­ние морской астролябии, водонапорных машин, часов, в последующем современной техники: железных дорог, телеграфа и др.) и действует сти­мулирующе на скрытые предпринимательские стремления. Оно вынуждает проявления предпринимательского духа и делает его стремления безгра­ничными: раширение технических возможностей создает капиталистичес­кое безумие современного предпринимательства; постоянные изменения технической и хозяйственной организации возбуждают спекулятивный дух. Технические нововведения революционизируют на естественной основе мышление экономического человека, что проявляется в ломке традици­онных тенденций, развитии высочайшего рационализма, ускорении тем­пов хозяйственной жизни.

Данный параллелизм развития естественнонаучного духа, запечатлева­емого в прогрессе техники, и капиталистического духа передвигает жиз­ненные ценности. Теперь, по Зомбарту, интерес к техническим пробле­мам выходит на первый план по отношению к проблемам «первородного греха или страданий Вертера» (12, 251). Усиление материальных интересов далеко превысило идеальные проблемы: «Стадо мирно пасется на жирном пастбище» (25). Эти и подобные новообразования ценностей в духовной жизни современного капитализма обусловливают «возвышение средства до значения цели», при забвении той цели, которой они должны служить.

Технологии современного прогресса, по мнению Зомбарта, устанавли­вают целесообразно механическое соединение производственных процес­сов с живой личностью, имея в виду только желаемый результат. Тем са­мым они характеризуют полное безразличие к человеку, исключая его из центра хозяйственных и культурных оценок (тейлоризм, фордизм).

2) Косвенные (вторичные): это влияния, когда техника создает опреде­
ленные состояния (процессы), события, которые со своей стороны ока­
зывают воздействие на развитие капиталистического духа (12, 253).

К косвенным воздействиям технических усовершенствований на обще­ственную жизнь Зомбарт, в частности, относит усовершенствования в


области медицины и гигиены, уменьшающие смертность. В результате рост населения оказывает двоякое воздействие на развитие капиталистичесого духа. Во-первых, путем побуждения к эмиграции. Во-вторых, усиливая пред­принимательский дух, закаляя хозяйственную «упругость» детей зажиточ­ного населения (12, 254). Когда их много в семье, то они вынуждены по­средством собственной хозяйственной деятельности удерживаться на со­циальном уровне своих родителей, а не впадать в сытое рантьерство. К этому стремятся и родители, научая «своих детей чему-нибудь путному», чтобы не сделать их бездеятельными владельцами ренты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.