Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вместо заключения. Подводя итог, отметим генеральную идею Зомбарта — органическо-эво-люционное развитие капитализма, движимое комплексом внутренних и внешних источников и




Итог

Подводя итог, отметим генеральную идею Зомбарта — органическо-эво-люционное развитие капитализма, движимое комплексом внутренних и внешних источников и увязанное с религиозным опытом. Он был пионе­ром проникновения в тайны и глубины души и духа капиталистического предпринимательства, занимая достойное место между Марксом и Вебе-ром («буржуазным Марксом»), Над своей системой глубоко обобщенных и интегрированных знаний о капитализме Зомбарт работал всю жизнь, пре­терпевая непонимание, пренебрежение в академических кругах, обойден-ность в официальных почестях и остракизм. Свой жизненный принцип он выразил следующим образом: «Очень ли нужно ученому, действительно любящему науку, чтобы он был непременно утвержден в звании ординар­ного профессора? Не сущие ли это пустяки для человека что-нибудь знаю­щего и для чего-нибудь годящегося, занимает ли он официальное место в какой-то чиновничьей иерархии или нет?» (12, 336).

Многое в изложении Зомбарта не соответствует современному уровню научных знаний и политических ориентации. Однако в концептуальном плане его кредо: «капитализма нет, если нет капиталистического духа», пронизы­вающее и объединяющее предлагаемую им научную картину, остается актуальным и в постсоциалистическом (постсоветском) пространстве, для стран третьего мира. Дискуссионные проблемы, поставленные Зомбартом в рамках дихотомий «биологические структуры — капитализм», «религия — капитализм», «Восток — капитализм», «любовь — капитализм» и др., связанных с вопросами осуществления стремления к наживе, экономи­ческому рационализму и индивидуализму, в условиях культурного разно­образия в России не потеряли своей остроты. Является ли начатый поворот от социализма к капитализму делом «необходимости» или навязывается российскому народу? Каким образом избежать черт и нравов раннего ге­роически-предпринимательского капитализма на российской многообраз­ной национальной и конфессиональной почве? Каким должет быть «стиль» ведения хозяйства? и др. В нашем переходе от социализма и тоталитаризма к капитализму и демократии нарастающие трудности свидетельствуют о том, что широким кругам населения явно не хватает знакомства с зом-бартовской системой взглядов.

Обращение к ним отнюдь не означает стремления к реабилитации Зом­барта. Крайности его расово-национальных и конфессиональных теорети­ческих построений укладывались в схему аристократической концепции «элита — масса», дихотомии «Запад — Восток» и национал-социалистско-


го (фашистского) движения, не приемлемых для демократических, граж­данско-правовых обществ. В частности, антииндустриальная (антипрогрес­сивная) и националистическая ориентация в понимании отношений меж­ду капитализмом и индустриализмом не позволили Зомбарту рассмотреть потенциал промышленного капиталистического общества в собственной модернизации. Пройдя испытания Второй мировой, а затем «холодной» войной на пути движения вперед, отворачиваясь от социализма (фашистс­кого, советского, шведского и т. д.) оно подтвердило свое право на даль­нейшее эволюционное развитие. Информационно-компьютерная револю­ция конца XX века привела к созданию постиндустриального общества, которое представляет собой новую экономическую систему, отличающу­юся от классических представлений капитализма и социализма. В новой си­стеме рост индустриализации сопровождается качественными социальны­ми изменениями при сохранении частной собственности, рыночной эко­номики и плюралистической демократии: постфордизм в промышленнос­ти; система социальной защиты, смягчающая проблему бедности; гибкая социальная стратификация, регулирующая неравенство, и социальная мо­бильность в решении вопросов социального равновесия и порядка; гло­бальный рост интеграционных процессов в экономических, культурных, социальных и политических отношениях.

Вернуться в традиционное (доиндустриальное) общество любой фор­мы невозможно: поезд данного общества на территории России ушел. Со­циалистический идеал, создававший единство чувств и мыслей советских людей, — душу «новой исторической общности» — исчез. Реанимация его или авторитарно-патриархальной ментальное™, есть движение назад. По­этому, если мы хотим остаться людьми современного мира, перед нами лишь один путь в открытую постиндустриальную цивилизацию, которая для нас все еще остается неизвестной и неопределенной1. В этом плане мы вынуждены работать с заимствованными на Западе формами и учреждени­ями. Это не вполне современный, но кратчайший путь реформирования российского общества. Только начинать надо не с начало — периода перво­начального накопления, соотвествующего раннему капитализму, а с кон­ца — лучших образцов постиндустриальной цивилизации. При этом не ста­вить задачу сделать как в «Америке» и т. п. Все равно мы сделаем по-своему. В частности, постиндустриальный путь разрастания капитализма в миро­вую систему снимает проблему «Запад — Восток» в ее традиционном тол­ковании. Об этом свидетельствуют примеры Японии, Южной Кореи, ко­торые строят постиндустриальную цивилизацию по восточному варианту, не теряя своего «лица».

1. Современная генетика отошла от предствлепий об установлении «чи­стых» (высших или низших) расовых групп, которые имеют биологичес­кую основу. Вместе с тем, раскрываемые Зомбартом психологический ас­пект рыночной жизнедеятельнсти, духовные состояния и этнонациона^ь-ные процессы в полиэтническом государстве являются самым существен-

1 См. об этом подробнее: Капитонов Э. А. Социология XX века: история и техно­логия. — Ростов-на-Дону. 1996. Гл. 3. § 4.


ным моментом в реформируемый период. Движение России по пути от «со­циализма к капитализму» означает ориентацию на ценности, сложившие­ся в западной цивилизации. Встает вопрос: способны ли они стать идеей и верованием, формирующими психологическую, духовную общность на­родов, на которой вырастают соответствующие институты, организации и учреждения?

Обращение к концепциям и теориям Зомбарта учит, что в развитии капитализма победу не приобретают немедленно и только на полях «сра­жений» (экономических, политических, военных и др.). Формирование и интеграция «новых людей» в капиталистическое хозяйство осуществляется не только с помощью экономических и административных (политичес­ких) функций, но и тесной их связью с образованием, культурой и рели­гией: там, где нет соответствующего хозяйственного духа, нет и адекват­ной экономической системы.

2. Знакомство с зомбартовским подходом к изучению продолжающих
оставаться актуальными проблемами развития капитализма, помогает
лгодят понять суть происходящего в переходный период в России. В частно­
сти, мы наблюдаем, что стремление к ускоренной эволюции, желание
как можно быстрее решить вопросы первоначального накопления капита­
ла, выразилось в целенаправленном возбуждении предпринимательского
(насильственного) духа. Это повлекло за собой подстрекательство спеку­
лятивного духа и грюндерской горячки крупного масштаба, начиная от
приватизации и заканчивая выстраиванием разного рода «пирамид» (фи­
нансовых, автомобильных, с недвижимостью, казначейскими билетами и
т. п.)1. Вокруг гигантских шарлатанских предприятий возникло невероятное
количество других грюндерских афер на фоне обмана, внушения с помо­
щью СМИ неподготовленным (легковерным) некапиталистическим лю­
дям фантазии и надежд быстрого обогащения2.

3. Государство играло неблаговидную роль в одурачивании людей и тор­
можении процесса реформ, столь необходимых для российского общества.
Во-первых, своим «несуществованием»: выдачей лицензий на право соот­
ветствующих спекулятивных операций и безучастным наблюдением за афе­
рами. Но не забывая при этом взымать налоги с данной преступной дея­
тельности и пополнять государственную казну. Тем самым был открыт путь
бесконтрольной грюндерской предприимчивости, вымогательствам, кор­
румпированности и растратам в управлении казенными доходами (особен­
но в регионах) в ущерб реформированию бывшего государственного хо­
зяйства.

Во-вторых, своим «существованием», оказывая парализующее влияние на ход демократических реформ, формирование среднего и малого пред­принимательства как основного направления образования «среднего клас­са», проводимыми фискальной налоговой политикой и неправильной про-

1 Как говорили древние: «Как можешь ты быть честным, став таким богатым,
если отец тебе ничего не оставил?»

2 См. об этот: Щербатых Ю. В. Искусство обмана. Популярная энциклопедия. —
М: 1998. Гл.6.,


мышлением и торговой политикой (привилегии в финансовом управле­нии, государственных арендах, устройстве государственных кредитов), орга­низацией публичного долга, сплавом коррупции, в том числе и электо­ральной (типа НДР), бюрократизацией. В результате деньги, предназначе­ние которых оплодотворить промышленность и торговлю в рыночном хо­зяйствовании, через обман и подделки попадали либо туда, где за них пла­тят значительные проценты, либо в основание личных состояний. В ре­зультате, грабительское обогащение наложило печать на всю переходную эпоху. По заданному сценарию «шоковой терапии» и «приватизации» про­исходила не только передача государственной собственности в частные руки, но и ускоренное имущественное расслоение в обществе и перевод основной массы населения на уровень бедности. Иного быть не могло1.

Однако имевшие место в раннскапиталистическую эпоху способы пер­воначального накопления капитала были исторически неизбежны, но на рубеже XX—XXI веков они выглядят как нонсенс и преступление против народа. Процесс перехода из одной цивилизации в другую длителен. Однако история показывает, что реформы, проводимые умеренными темпами и в интересах прежде всего «среднего человека», имеют более падежный шанс на успех, чем поспешное и сеюшее социальные распри ускоренное ре­форматорство. В отличие от пессимизма Зомбарта, такой подход может все­лить в нас надежду, что все же найдутся мудрость и силы для того, чтобы присоединиться к движению прогрессирующего постиндустриального по­рядка.

Литература

1. Антология мировой фолософии. В4-ХТ. Т. 3. — М.: 197].

2. Бергсон Анри. Два источника морали и религии. М.: 1994.

2а. Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология. — СПб.: 1997.

3. Дильтей В. Сущность философии // Философия в систематическом из­
ложении. — СПб.: 1909.

4. Дильтей В. Описательная психология. — М.: 1924.

5. Долгов К. М. От Киркегора до Камю: Очерки европейской философско-
эстстической мысли XX века. — М.: 1990.

6. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и за­
щита. — М.: 1997.

1 В переходный период была использована модель движения к свободной рыноч­ной экономике, разработанная в 80-е годы на нсомонитаристских идеях чилийски­ми экономистами, так называемыми «Чикагскими мальчиками*, которые учились в Чикагском университете под руководством Нобелевского лауреата М. Фридмана и А. Харберга. Эта модель базировалась на отказе от всех форм государственного регулирования (госсектор), предоставлении свободы действий частному нацио­нальному и иностранному капиталу, либерализации импорта и активном привле­чении внешнего финансирования. В ходе поспешной приватизации предприятия продавались по низким ценам и «живых» денег в государственную казну поступа­ло мало. В конечном счете, данная экономическая политика не оправдала себя, и Чили вступил в полосу кризиса. Подобный результат постиг и Россию.


 


 

7. Зиммель Георг. Избранное. Т. 1. Философия культуры. — М.: 1996.

8. Зиммель Георг. Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. — М.: 1996.

8а.Зиммель Георг. Философия денег (фрагмент) // Теория общества. Сбор­ник. —М.: 1999.

9. Зомбарт В. Современный капитализм. Т. 1. — Л.: 1924.

10. Зомбарт В. Современный капитализм. Т. 2. — М.: без года.

11. Зомбарт В. Социология. Хрестоматия. — М.: 1926.

12. Зомбарт В. Буржуа. — М.: 1994.

13. История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 2. — М.: 1997.
13а. История социологии в западной Европе и США. — М.: 1999.

14. Кьеркегор С. Страх и трепет. — М.: 1993.

15. Култыгин В. П. Ранняя немецкая классическая социология. — М.: 1991.

 

16. Култыгин В. П. Французская классическая социология. XIX — начало
XX веков.-М.: 1991.

17. Лебон Г. Психология толп // Психология толп. — М.: 1998.

18. Ницше Фридрих. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. —
М.: 1994.

19. Современная западная социология: Словарь. — М.: 1990.

20. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. — СПб.: 1911.

21. Тард Г. Законы подражания. — СПб.; 1892.

22. Тард Г. Социальные законы. — СПб.: 1901.

23. Тард Г. Мнение и толпа // Психология толп, — М.: 1998.

24. Теннис Ф. Общение и общество // Зомбарт В. Социология. — Л.: без
года.

25. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. Справочник по философии
Запада XX века.-М.: 1994.

26. Щацкий Е. Утопия и традиция. — М.: 1990.

27. Шкуратов В. Историческая психология. — Ростов-на-Дону: 1994.

28. Шопенгауэр А. Избранные произведения. — М.: 1993.

29. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1.
Гештальт и действительность. — М.: 1993.


Да помилуют нас боги и герои за то, что мы столько наговорили о делах божественных.

Геродот

Социологический психологизм подводил итоги редукционистского (фи-зикализм, биологизаторство, психологизм) развития социологии. Многие его представители творили в начале XX века. Однако их метод ол о го-теоре­тические принципы и мировоззренческие конструкции в основе своей со­ответствуют уровню научных знаний конца XIX века. Последние связаны и процессами торгово-промышленного капиталистического общества, ур­банизации, коммуникации, международной торговли и др. этого времени. Направление социологического психологизма акцентирует внимание на «психологические реальности», которые не имеют предметного характера и, следовательно, требуют не объяснений, а понимания. Представители его считают, что социология должна быть теоретической наукой, изучаю­щей мир людей. Отсюда вытекает тяготение их работ к стилю философско-умозрительных трактатов, где эмпирический материал играет в основном роль иллюстрации (примеров). Вместе с тем, системы взглядов Г. Тарда, Г. Лебона, Г. Зиммеля, В. Зомбарта и др. оказали существенное влияние на западно-европейскую и американскую общественную жизнь и имеют не­преходящее значание. Сегодня мы понимаем, как их не хватало и не хвата­ет в нашей истории.

Необходимо отметить, что параллельно социологическому психологиз­му на рубеже XIX—XX веков формировалась новая парадигма социологии, связанная с именами Э. Дюркгсйма, М. Всбсра, Ф. Зиапецкого, В. Парето и др. Автор обозначает ее понятием «классическая социология» и считает, что она задала новый канон теоретической и прикладной ценности и алго­ритм современной социологии. При этом лозунг «поменьше фолософство-вания и побольше анализа фактов» был направлен и против психологизма в социологии.

Особое положение на рубеже XIX—XX веков заняла американская шко­ла социологии, подвергшая анализу промышленные и социально-полити­ческие новации, характерные для становления США и американского на­рода. Следуя за европейскими социологами, американская школа в XX веке заняла лидирующее положение, задавая генеральное направление разви­тию мировой социологии.

Наконец, это возникновение и становление российской социологичес­кой мысли, которое имело специфические черты, так и не позволившие сформироваться российской школе в мировой социологии.

Развитие новой парадигмы социологии конца XIX и начала XX веков составляет, по мнению автора, предмет самостоятельного научного ис­следования в истории социологии.


Оглавление

К читателю..................................................................................................................... 3

Введение.......................................................................................................................... 4

Глава 1. Генезис социологии................................................................................ 19

1. Предыстория социологии.............................................................................. 20

1.1. Мифология...............................................................................................21

1.2. Античная философия.............................................................................. 26

1.2.1. Послесократическая философия............................................... 31

Платонизм...................................................................................... 31

Аристотелизм................................................................................. 36

1.2.2. Эллипско-римекая философия.................................................. 46

1.3. Средневековая теология и философия............................................. 48

1.3.1. Патристика...................................................................................... 48

1.3.2. Схоластика...................................................................................... 53

1.3.3. Осень средневековья.................................................................... 62

Пред возрождение........................................................................ 63

Гуманизм......................................................................................... 67

Возрождение.................................................................................. 70

Реформация (протестантизм).................................................... 75

Контрреформация........................................................................ 79

2. Предсоциология............................................................................................... 88

2.1. Новое время.............................................................................................. 89

Социальная физика...................................................................... 96

2.2. Позднее Новое время........................................................................... 100

Эмпиризм...................................................................................... 102

Рационализм................................................................................ 105

2.3. Просвещение.......................................................................................... 106

Агностицизм................................................................................. 114

2.4. Становление социальной науки...................................................... 120

2.4.1. Политическая экономия............................................................. 122

2.4.2. Историография............................................................................ 124

2.4.3. Статистика.................................................................................... 128

2.5. Индустриальная парадигма.............................................................. 129

Литература.............................................................................................. 134


Глава 2. Ранняя социология.................................................................................... 137

1.Контизм............................................................................................................,. 141

1.1. Учение социальной динамики........................................................... 142

1.2. Позитивизм и «объясняющая» социология.................................... 146

1.3. Учение социальной статики.............................................................. 152

2. Новации в социологии Г. Спенсера........................................................... 157

2.1. Учение эволюции.................................................................................. 160

2.2. Индивидуалистическая концепция общества............................... 163

3. Марксистская парадигма социологии.................................................... 168

3.1. Коммунистическое движение............................................................ 171

3.2. Принцип классовой партийности..................................................... 177

3.3. Философское основание марксизма................................................ 183

3.4. Философско-экономическя теория общества............................... 195

 

3.4.1. Материалистическое понимание истории........................... 195

3.4.2. Экономическое обоснование исторического процесса... 200

3.5. Социально-политическое учение марксизма...... ^...................... 208

4. Течения «одного фактора»........................................................................... 218

Механическое течение.............................................................. 222

Биоорганическое течение........................................................ 222

Социально-дарвинистское течение....................................... 223

Расово-антротюлогическое течение..................................... 225

Геофизическое течение............................................................. 225

Течение «психологии народов».............................................. 228

Литература.............................................................................................. 229

Глава 3. Социологический психологизм....................................................... 231

1. Смена познавательных парадигм.............................................................. 234

1.1. Объясняющая парадигма познания................................................. 238

1.2. Понимающая парадигма познания.................................................. 241

Герменевтика............................................................................... 246

1.3. «Понимающая» психология............................................................... 248

Психологизация истории.......................................................... 250

1.4. Психологизация социологии............................................................. 255

Национальные школы............................................................... 258

2. Французская школа социологии.,.............................................................. 259

2.1. Концепция подражания Г. Тарда..................................................... 261

2.1.1. Теория толпы и публики............................................................ 264

2.1.2. Общественное мнение................................................................ 268

2. 2. Концепция «эры толпы» Г. Лебона................................................. 271

2.2.1. Психология рас............................................................................ 271

2.2.2. Психология толпы....................................................................... 275

2.2.3. Вожаки толпы.............................................................................. 285

3. Немецкая школа социологии...................................................................... 289

3.1. Формальная социология Г. Зиммеля............................................... 290

3.1.1. Теоретический фундамент социологии................................ 292

3.1.2. Социологическая концепция.................................................... 297

Общая (историческая) социология........................................ 301

Философская социология.............................,.......................... 302


Формальная (чистая) социология..................................304

3.2. Чистая социология Ф. Тенниса..................................................306

3.3. Антииндустриалы...л социология В. Зомбарта..........................313

Ноологическая социология............................................. 315

3.3.1. Учение «понимающей» экономики...................................318

Социология экономических систем................................321

3.3.2. Антипрогрессистская концепция капитализма................ 323

Эпоха докапиталистического хозяйства..........................326

3.3.3. Эпоха капиталистического хозяйства................................ 328

Раннекапиталистическое хозяйствование...................... 329

Предпринимательский дух..........,....................................330

Мещанский дух.................................................................333

Современный капитализм................................................335

3.3.4. Капиталистический дух......................................................336

Биологические основы.....................................................337

Нравственные силы..........................................................343

Философия........................................................................344

Религия..............................................................................344

1) Католицизм..................................,...............................344

2) Протестантизм.............................................................347

3) Иудаизм. Еврейский вопрос.........................................348

3.3.5. Общественные отношения................................................354

Государство........................................................................354

Переселения...................................................................... 356

Умножение денежного запаса.........................................358

Техника..............................................................................359

Итог.............................................................................................360

Литература...................................................................................363

Вместо заключения.................365

Учебное пособие Печатается в авторской редакции

Корректор Компьютерная верстка

И. Е. Иванова С. И. Непорожней

Издательство ПРИОР

Москва, Воронцовский пер. 5/7

Телефон: 964-42-00

Интернет: http://www.knigotorg.ru

Издательская лицензия ЛР № 065184

Гигиеническое заключение № 77.99.2.953Л.5615.9.99 от 16.09.99

Издание осуществлено совместно с издательством Приоритет

Подписано в печать-(о. гйВДЗаказ &^8. Тираж 3000.

Отпечатано в Подольском филиале ЧПК

142110, Подольск, ул. Кирова, 25.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.