Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ведущих семинарские занятия




МЕТОДИЧЕСКИ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ,

ПО КУРСУ «РИМСКОЕ ПРАВО»

Римское право является базовой учебной дисциплиной, лежащей в основе изучения гражданского права как фундаментальной отрасли российского права. Большинство положений современного гражданского права базируется на универсальных юридических конструкциях, созданных знатоками (iurisprudentes) римского права в процессе длительного исторического этапа становления римской рыночной экономики, частного уклада жизни и практического разрешения частно-правовых споров. Поэтому главными задачами преподавателя при проведении со студентами семинарских занятий по римскому праву являются:

  • построение всех семинарских занятий в одном концептуальном ключе, направленном на усвоение студентами знаний о формировании частного права, содержании основных цивилистических конструкций, обслуживающих римский гражданский оборот, системах построения гражданского права, о причинах и процессе рецепции римского права современными правовыми системами;
  • выработка в процессе практического решения казусов умений анализировать и разрешать юридические вопросы гражданско-правового и процессуального характера, творчески использовать универсальные юридические конструкции в условиях данной социально-экономической реальности, оценивать современное право и практику его применения с точки зрения незыблемых ценностей римской юриспруденции;
  • приобщение студентов к таинствам юриспруденции, воспитание культуры правового мышления и языка.

Для решения этих задач преподаватель должен придерживаться следующей методики ведения занятий.

Втеоретической части семинарского занятия

а) В начале занятий следует провести опрос студентов на предмет овладения пройденного материала. Учитывая, что большая часть современной гражданско-правовой терминологии основывается на римских латинских конструкциях, следует проверить знание этих терминов, а затем совместно уяснить их юридическое содержание и значение для современного гражданского права.

б) Затем, следуя указаниям заданий, проследить судьбу каждой их созданных римскими юристами конструкций в процессе рецепции права, сравнить внешнюю форму и содержательную часть используемых в римском праве категорий и однотипных или одноименных конструкций современного частного права.

в) В процессе перехода от одного семинарского занятия к другому преподавателю следует формировать у студентов представление о взаимосвязи применяемых в римской юриспруденции цивилистических конструкций, а значит системности и исторической незыблемости частного права, подверженного постоянному совершенствованию и развитию.

Например, изучая тему «Учение о лицах», акцент сделать на двух фундаментальных понятиях, внедренных римским правом, - PERSONA (лицо) и CAPUT (правовое положение). Первоначально следует обратить внимание студентов на этимологию этих терминов: PERSONA – букв. маска; CAPUT – букв. голова. Поставить вопрос, о какой маске и голове идет речь в римском праве? В процессе дискуссии обратить внимание студентов на практику частной жизни, на то, меняется ли и как «маска» человека и его «голова» (в смысле совершения разумных поступков) в процессе его жизни с точки зрения его участия в рыночных (экономических) отношениях. В конечном итоге студента следует подвести к цивилистическому пониманию этих терминов: персоны (лица) как товарной маски человека, приобретающей все большее юридическое значение с возрастом; капут (голова, правовое положение) как юридическая способность персоны (лица) к участию в гражданских отношениях. После выяснения римско-правового смысла и содержания этих терминов следует поставить перед студентами вопрос о путях восприятия этих терминов современным гражданским правом, раскрыть содержание применяемых сейчас таких цивилистических конструкций, как «лицо физическое и юридическое», правоспособность, дееспособность и правосубъектность.

Практическая часть любого семинарского занятия посвящается решению казусов. Примерно две трети времени должно отдаваться на этот вид работы.

Решение казусов должно привить студентам навык практического разрешения гражданских дел, использования источников права, дать азы составления деловых бумаг и выработки юридических решений. Студенты также должны уяснить, что большинство казусов почерпнуты из римской судебной практики, имеют в какой-то мере прецедентную направленность, оплодотворенную высказываниями знатоков римского права, позволяющими раскрыть истинный смысл римского частного права и его ценностей. Разъяснение этого должно подтолкнуть студентов к осознанию необходимости постоянного обращения в процессе работы к анализу судебной практики. В римском праве эту сторону замещают такие источники, как Институции Гая, Институции Юстиниана, Дигесты и др. Чем больше студенты будут обращаться к ним, тем больше будет глубина познания римского права.

Поскольку каждый казус представляет собой словесную передачу содержания данного случая, имеющего юридическое значение, преподаватель должен указать на необходимость детального анализа каждого слова, описывающего данный казус. То есть, также как на практике юрист вынужден будет анализировать жизненные обстоятельства при разрешении дела, точно также при разрешении казуса студент должен проанализировать слова, которые, по сути, описывают эти жизненные обстоятельства в казусе.

Решение большинства казусов должно завершатся составлением формулы исков. Студенты должны не просто «порассуждать» над казусом, а сформулировать средства защиты и пути разрешения спора. То есть студента следует приучить ставить юридическую цель – разрешить дело по существу.

Например. В качестве иллюстрации приведем пример подходов в решении казуса, изложенного в задании № 5 темы 2 Учение об иске:

«Сильный порыв ветра, сорвав с крыши черепицу, увлек ее на соседний двор, где ею было убито четвероногое животное (D.39.2.24.4)»

Акцентируйте студентов на поставленные к казусу вопросы: 1) вправе ли сосед, хозяин животного искать защиты в суде? 2) какой иск он должен предъявить к ответчику? 3) составьте формулу иска.

В ответе на первый вопрос следует ориентировать студентов на поиск оснований использования средств защиты – в данном случае причинение вреда (ущерба) хозяину животного. Данные отношения носят имущественный характер (относятся к предмету частного права), затрагивают интерес частного лица и, сделовательно, допускают применение частно-правовых средств защиты

Наиболее сложный вопрос здесь – какое средство защиты должно быть употреблено. Для этого студенты должны знать систематизацию исков, проведенную в классический период благодаря деятельности преторов. Из этой системы студенты должны выбрать пару исков – вещных и личных.

Преподаватель должен выяснить у студентов знание природы этих исков. Такой анализ должен привести их к выводу о применении личного иска как средства защиты, вытекающего из сути сложившихся обязательственно-правовых (личных) отношений между данными сторонами. Студенты должны также найти конкретный вид обязательства, которое связывает стороны (деликтное обязательство).

Следующий шаг – это поиск студентами оснований (условий) применения ответственности, вытекающей из сути данного обязательств. Студенты должны обсудить каждое из этих условий. Для этого преподаватель должен поставить следующие дополнительные вопросы: а) в чем состоит правонарушение; б) подпадает ли данный случай по понятие деликта; в) в чем состоит вина причинителя. При ответе на последний вопрос студенты неизбежно разделятся на две группы: одни будут видеть вину хозяина дома в плохом крепеже черепицы крыши, другие обратят внимание на действие особого фактора – сильного ветра. Преподаватель должен обратить их к первоисточнику, указанному в казусе (Дигестам). Констатация действия «непреодолимой силы» должна дать ответ в отказе в иске о возмещении вреда за отсутствием вины хозяина дома. Однако студенты должны доказать, что сильный порыв ветра являлся в данном случае непреодолимой силой.

Выяснив эти вопросы, студенты должны составить формулу иска, используя основные ее элементы: номинацию, демонстрацию, интенцию и эксцепцию.

Завершающим этапом в подготовке является работа студентов с тестами. Эту работу студенты выполняют самостоятельно. Задача преподавателя состоит в ориентировании студентов в поиске правильных вариантов ответов при их решении, дачи рекомендаций по соответствующей литературе и консультировании. Результаты работы студентов с тестами оцениваются преподавателем на контрольных семинарах.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.