Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В пространстве сценического времени




 

Театр – временной вид искусства, он жив только сейчас, в настоящем времени. Вся специфика театра заключается в формуле сценического времени: здесь, сегодня, сейчас. Это основной закон и категория жизни сцены.

Текущее, летящее "сейчас". - К.С. Станиславский очень часто повторял эти слова о текущем и протекающем мгновении или "моменте" роли, этюда, сценической задачи.

"Ни у одного художника не должно быть так цепко сознание неповторимости летящего мгновения, как у артиста сцены, потому что в это мгновение он должен подхватить замечание или порыв своей интуиции и гибко включить их в свою роль. Такого же точно порыва озарения он больше не получит, потому что в это "сейчас" он обрел действующие в нем силы... гармонично действующие силы сознания и сердца" (4.1.61).

Формула определения сценического времени в школе психологического театра принадлежит К.С. Станиславскому. Эта временная формула сценического существования актера - основная координата действия в реальном сценическом и одновременно воображаемом пространстве. "Что было бы, если бы я здесь, сегодня, сейчас..." - стартовый сигнал для действия в предлагаемых обстоятельствах.

Я - "сегодня, сейчас" - формула сиюсекундного сценического исполнения актерских действий и задач. Настоящее, безусловное время творчества актера - человека оживляет и "материализует" сценическую реальность.

Время и сознание (подсознание) в деятельности актера (человека) неразделимы. Переживание образов и видений актером может происходить только на острие настоящего, безусловного времени - здесь, теперь, на сцене, в таких-то предлагаемых обстоятельствах... Это и есть творческое настоящее время сцены или же время творения. Вне этого творческого времени - особого пространства психологических нюансов, пауз и секунд - на сцене не может ничего возникнуть. Творческое время очень активно, оно “заполняется психической энергией актера”, которую он сам выделяет в процессе восприятия и действия (116.3).

Приведем простой пример творческого времени: ребенок составляет картинку по заданной схеме. В следующий раз ребенок будет повторять ее составление в более короткие сроки. “По мнению исследователя настоящего времени в искусстве А. Бергсона, ребенку на эти вторичные манипуляции уже не будет требоваться … время. На самом деле не потребуется творческое время” (115.16). Потому что оно носит только эвристический характер (“эврика” - открытие) и неразделимо с самим процессом творения.

Творческое актерское сознание и подсознание, вся психофизическая природа актера функционируют только в настоящем времени. Оно всегда настоящее, всегда сейчас. Через мгновение возникает новый момент настоящего “сейчас” с новыми комбинациями видений, мысле-образов и всего психофизического процесса. Благодаря такой длительности и одновременности сценическое действие (подлинное) материализуется в психологической реальности, а искусство актера превращается в непрерывную импровизацию телом и духом.

Для режиссуры театра все важнее становится психологическое (настоящее) время творения или творческое время (116).

Всякое творчество это всегда новая информация в процессе творчества в каждую единицу времени. Особенно актуально это в искусстве актера, которому всякий раз приходится проживать свою роль заново. Заново выполнять все сценические действия как в первый раз. Известно высказывание М. Чехова: “Искусство актера – это тело в пространстве и ритмы во времени”. Чехов указывает на непрерывность творческого настоящего времени актера. Именно им оперирует школа психологического театра в большей степени, чем другие театральные направления. Такое время превращается в пространство переживаний. Время - протяженность чувств актера - очень выразительное пространство театра. Как художественное средство режиссуры оно невидимо, но хорошо ощущаемо зрителем, т.к. наполнено психической энергией актера.

Режиссер П. Брук в книге "Пустое пространство" указывает на великие художественные возможности пустых сценических подмостков. По мнению Брука вся выразительность возникает в... пустоте. Именно пустое пространство наиболее пригодно для возбуждения творческого воображения. Как только в этой пустоте актер начинает свой отсчет сценического времени, она заполняется невиданным количеством образов, рожденных актером, зрителем и режиссером. Только такой временной вид искусства как театр способен "материализировать" великую пустоту, превратить невидимое в видимое и ощущаемое. П. Брук считает это превращение невидимого в видимое и ощущаемое "священным" процессом.

В поисках выразительного "языка" театра, изучая его "материю", режиссер в своих постановках отрицал значимость любой формы, которая имеет обыкновение превращаться в театре сразу же в нечто застывшее. В его постановках вместо текста бывала интонация, никому неведомый "птичий язык", вместо декорации пустота или светотень, вместо зрительного зала - древние развалины в Африке или заброшенная фабрика...

В своей книге "Блуждающая точка" режиссер изучает, как форма в театральном искусстве ежесекундно сливается с содержанием. Форма отрицает себя сама в каждом “сейчас”. Форма, или “точка”, в которой концентрируется содержание, всегда “блуждает”. И поэтому форма в театре неразрывна с живым моментом “сейчас”. Несущая смысл и содержание “точка” возникает, исчезает и вновь возникает уже в другом “сейчас”.

В театре для выражения смысла очень популярны “обратные” пути, лишь в этом случае форму и содержание как бы разводят между собой. Но тем ярче проявляется смысл, ибо только этот способ выражения мог “сейчас” послужить искусству. От текущего момента зависит, как построятся связи в структурном единстве форма - содержание. Неотразимое единство их в самых недрах сценического процесса возможно только в момент "здесь, сегодня, сейчас". В этой формуле сценического времени вся сила и специфика театра, все его будущее развитие.

Сценическое действие получает энергию от времени актера - самой насущной категории актерского существования на сцене. Время сценического существования актера приобщает театр к реальным явлениям окружающей жизни. Театр жив настоящим временем - "материализатором" всей театральной реальности (116.3).

Сценическое время зависит от актера. Оно начинается в нем и творится им самим. Возникает! И в этом артист подобен Творцу. Не учитывая тех случаев, когда спектакль подходит к финалу, а сценическое (художественное) время так и не возникло… Что называется – не случилось.

 

 

2.6. Сценическое "сейчас" - залог творческого




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.