Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С партнером




Сценическое общение и взаимодействие

На первом этапе обучения педагогов, прежде всего, интересует непосредственное общение и взаимодействие студентов - актеров в парном этюде. В отличие от опосредованного, в этом общении и взаимодействии активно проявляют себя человеческие "атмосферы" (М.Чехов), психологические и смысловые характеристики направленного на партнера поведения. Для этого партнеры пользуются очень емким транслирующим средством - взглядом.

Если говорить о психологии взгляда, то взгляд актера это:

1) неисчерпаемый источник информации;

2) психологическая характеристика отношения к партнеру;

3) структурирование пространства и процесса высказывания текста;

4) создание смысла.

В театральной семиологии за многие годы изучение взгляда не слишком продвинулось вперед. Хотя о сценическом общении и взаимодействии написано очень много методически верного и интересного, начиная с "лучеиспускания" и "лучевосприятия" партнерами в процессе сценического общения у самого К.С. Станиславского.

Психологи знают, что направление движение взгляда дает драгоценную информацию о взаимодействии двух действующих лиц, что обмен взглядами есть самый непосредственный и самый быстрый (или длинный) из возможных обменов в силу взаимодействия и взаимооценок, выражаемых благодаря этому очень эффективно. Взгляд структурирует и регулирует процесс диалога, который на первом курсе является "немым", но именно за счет оправданного молчания должен быть очень выразительным.

"Истинный судья - только партнер... Актеры "представления" не общаются" (84.2.192), - записывает Станиславский в своей записной книжке.

Сценическое общение воспроизводит сложное сплетение действием двух индивидуальных психических процессов, возникающих в условиях встречи "человека с человеком". Это единый творческий а к т взаимодействия двоих (студентов) в определенной ситуации, созданной вымыслом воображения, отражающим возможные отношения между людьми в реальной действительности.

Как любой сложный психический процесс, сценическое общение должно быть жизненно правдивым по форме, по содержанию и по эмоционально-волевой направленности. Степень достоверности сценического общения (взаимодействия и взаимовосприятия) зависит от проявления особенных, личностных черт поведения "сегодня - здесь - сейчас" в конкретном действенном эпизоде и обстоятельствах.

Природа и техника творческого общения приводит к двум аспектам изучения:

а) элементы общения, относящиеся к "жизни человеческого тела";

б) элементы общения, относящиеся к "жизни человеческого духа".

Конечно, прежде всего, хочется понять, получить навыки непосредственного общения, даже без применения связующих средств трансляции - взгляда, в первую очередь. Несмотря на расстояние между партнерами они должны чувствовать друг друга “кожей, нутром”. Необязательно смотреть партнерам друг на друга. Каналы, которые связывают их, все равно, так или иначе, приобретают определенные психологические характеристики. Устанавливаются "разные атмосферы" и общее энергетическое пространство. Даже если партнеров разделить занавеской в одной сценической "комнате", возникает общение и взаимодействия разного наполнения, если эти два человека любят или ненавидят друг друга, или если один любит, а другой ненавидит.

На первом этапе обучения почти неважно, как это общение проявится внешне. Лишь бы не нарушались этические и эстетические нормы. Наоборот, хочется подчеркнуть в интересах школы, что люди могут воздействовать друг на друга очень разнообразно и очень непосредственно, почти незаметно для глаза и слуха. В жизни бывает, что мы тщательно скрываем свою любовь или неприятие какого-либо человека, чтобы не быть навязчивыми, невоспитанными людьми или не проявлять дурной характер. Мы стараемся избавиться от чувства неприязни и делаем это очень тонко. Или, наоборот, "держим в узде" чувство любви к кому-либо и т.д. Именно такой закон общения - внутренней связи и взаимного воздействия между людьми - должен быть осознан студентом и перенесен на сцену.

Элемент общения - взаимовосприятие - объективное восприятие партнера (зрительное, звуковое, осязательное), оценка физического облика партнера, его движений, характера, поведения.

Поведение партнеров - это непрерывная действенная взаимосвязь, обоюдное улавливание проявлений партнера и ответные реакции на них. Физическая жизнь тела обоих партнеров - это непрерывно действующий "экран", отражающий психическую внутреннюю жизнь каждого.

Обязательно наличие "цели общения" у каждого из партнеров, иначе бесцельное общение потеряет смысл и конкретность процессов:

а) взаимовосприятия;

б) взаимообщения;

в) взаимодействия.

Упражнения или этюды - упражнения на выработку навыков общения в комплексном тренинге, ставят партнеров в такие обстоятельства, когда при наличии внутренней связи между ними необходимость и даже возможность их разговора исключается. Органическая, живая, неформальная связь "животами", "нутром" предполагает не только смотреть и видеть движения, действия партнера по физической линии, но и вникать в их сущность, стараясь уловить, что за этими внешними действиями скрывается.

Количество приспособлений и разнообразие их в этюде – упражнении на органическое или оправданное молчание становятся безграничными! Трудно даже приблизительно теоретически перечислить, какими средствами можно достигнуть убедительного общения при условии молчания. Педагог только напоминает о живой связи партнеров.

Психическая жизнь человека почти не поддается предвидению. Очень часто в психических явлениях одни и те же причины не производят одни и те же действия. Особенно, если это касается диалога двух человеческих психологий. Трудно предугадать поведение партнера во всех деталях и заранее выстроить общение. Каждый в полной мере зависит от действий другого, как это бывает в жизни. Законы природного общения, их освоение и навыки студент изучает и приобретает в течение первого, подготовительного этапа обучения.

2.10. Программное требование первого этапа обучения:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.