Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реляционная модель хранения информации 7 страница




Структура данного раздела отражает следующую логическую последовательность:

· состояние социальной сферы и характер протекающих в ней процессов определяют предметное своеобразие социальной журналистики;

· понятие о социальной политике дает возможность выявить функциональную специфику СМИ в решении социальных проблем;

· обзор текущей практики социальной журналистики ведет к выявлению основных профессиональных проблем и главных задач.

Общество неоднородно, оно состоит из социальных групп и общностей, различных по своему составу. Различия определяются материальным положением, культурными предпочтениями, возрастом, родом занятий, национальной идентификацией, многими другими факторами, на их основе формируются особые группы – страты; процесс стратификации, то есть становления и укрепления социальных групп, или напротив, их распада, происходит в обществе постоянно. При этом человек переходит из одной социальной позиции в другую, меняются социальные статусы целых групп – все это отражает социальную мобильность общества.

Множественные связи, постепенно развиваясь, превращаются из стихийных и спонтанных в упорядоченные, организованные, закрепляются правила и нормы, регулируюшие эти отношения, создаются социальные институты – символы порядка и организованности и одновременно структуры повседневности: различные организации, с помощью которых граждане реализуют свои социальные права, удовлетворяют потребности.

Упорядочение связей и регулирование поведения членов общества происходит на основе системы ценностей, принятой в данном обществе. Культура организует общественную жизнь, объединяет людей, служит ориентиром в развитии. В обществе на основе культурных ценностей вырабатываются нормы, исполнение которых обязательно. Система социального контроля, следя за выполнением норм, оберегает общество от распада.

В основе всей социальной структуры, всех социальных процессов – человек, основной и изначальный элемент всей структуры, субъект и объект всех общественных отношений. Личность человека – это воплощение в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Всю жизнь человек находится в процессе социализации, то есть сложного и многостороннего взаимодействия с обществом.

Социальный капитал – очень важный ресурс для устойчивого развития общества. Расслоение общества естественно, однако оно не должно быть критическим. Сила любого общества в согласованности действий, в сочетании интересов различных групп, в признании общих стратегических целей, которое достигается в процессе предъявления интересов и публичного их обсуждения и согласования. Здесь главную роль играют СМИ.

В целом социальную жизнь можно описать как систему взаимодействий личности, групп и общества в целом, функционирование социальных институтов на основе принятия общих ценностей и норм.Такое представление помогает уточнить предмет социальной журналистики: социальная жизнь является предметом ее отражения и объектом воздействия и имеет своей целью повышение качества социальной жизни.

3. Российское общество: социальная цена реформ. Сегодня российское общество переживает последствия радикальной политической, экономической и социальной трансформации. Процесс реформ развивался очень противоречиво, волнообразно. Если оценивать его социальную сторону, а точнее восприятие реформ большинством россиян, то здесь можно выделить несколько этапов. Сначала общество ждет позитивных изменений и на волне гласности готово к рыночным изменениям. Согласие не означает, что новая экономическая культура уже появилась. Столкнувшись с рынком, общество ощущает его «тяжелую поступь», но надежды на будущее еще сильны. Начинается массовое вовлечение населения в рыночные процессы. Негативное отношение к реформам, недоверие к власти и отчуждение от нее возрастают в середине 90-х и особенно усиливаются к 2000 г., когда становятся очевидными негативные социальные последствия реформ: падение уровня жизни, развал социальных институтов, снижение демографических показателей. При этом адаптация к рынку продолжается: люди привыкают, приспосабливаются, осваивают новые профессии, виды деятельности, образцы поведения. Во всех сферах жизни развиваются теневые процессы. В результате разобщенности реформы пробуксовывают, идут медленно, с постоянными откатами назад и, в итоге, социальный кризис затягивается. Когда большинство ощущает себя жертвами, а не участниками реформ, они проходят особенно болезненно. Лишь в последние годы ситуация начала меняться. Пока опросы отмечают лишь некоторое общее оздоровление восприятия жизни; показатели качества жизни также улучшаются, но незначительно. Для того, чтобы преодолеть последствия кризиса, понадобятся многие годы.

Социальная цена реформ оказалась слишком высокой. Но факт отставания, запаздывания социальной составляющей реформ не означает, что в этой сфере не произошло изменений – напротив, социальная жизнь российского общества за последние полтора десятилетия претерпела глубокую, коренную ломку.

Трансформация социальной структуры. Устойчивая система социальных групп советского общества – рабочий класс, колхозное крестьянство и трудовая интеллигенция – разрушилась; на ее месте возникла другая система страт; отношения между ними изменились коренным образом:

· возник класс собственников, капиталистов – бизнес-сообщество;

· изменился состав правящего класса – смена элит;

· развеялся миф о роли рабочего класса, изменилась его социальная роль – часть его формирует средний класс, часть маргинализуется;

· исчезло как класс колхозное крестьянство, но новая группа – фермерство – как влиятельная экономическая сила еще не сформировалась;

· появился и развивается средний класс, однако основой социальных отношений, гарантом стабильности и процветания еще не стал;

· интеллигенция перестала играть роль духовного лидера и как социальный слой исчезла – пополнила средний класс, отчасти бизнес-сообщество;

· возросло влияние криминальных групп и их роль в жизни общества.

Новые модели поведения. Изменения в социально-экономических условиях обусловили изменения в повседневном образе жизни. Россияне осваивают новые для себя стереотипы рыночного поведения – одни осваиваются, выбирают новые профессии, втягиваются в совершенно незнакомые прежде финансовые, потребительские, культурные отношения, другие – ищут пути обхода закона и правовых норм, что проявляется в различных видах криминального и девиантного поведения. Изменилась и сфера труда: появился рынок труда, а значит, и безработные, произошла дифференциация оплаты труда и доходов, появилась множественная занятость, резко усилилась денежная мотивация труда.

Социальное расслоение. Прежде однородное советское общество вследствие этого стремительно поляризировалось. Это проявилось в дифференциации доходов: страна разделилась на богатых и бедных, между которыми образовалась социальная пропасть. Разница в доходах очень быстро сформировала различия в образе жизни и фактически разделила общество. Об общности целей в таком поляризованном обществе, о социальном согласии говорить не приходится. Разобщенная нация – слабая страна.

Дезорганизация социальной инфраструктуры нарастала на протяжении всего периода 90-х гг. Она означает нарушение нормального функционирования основных институтов общества, а следовательно, жизнедеятельности населения, его образа жизни. Старые порядки сломаны, а новые не сложились. Все стремительно меняется, нет никаких определенных правил или им никто не следует. Ослаблена ответственность. Реформирование, недофинансирование разваливают работу учреждений социальной сферы – школ, больниц и т. д. Обычно это сопровождается деформацией функций должностных лиц. Все они меняют качество работы, нарушается социальный порядок. Во всем трудно разобраться, человек чувствует себя беспомощным, развиваются неуверенность и пессимизм.

Теневизация социальной сферы – следствие дезорганизации и других процессов – приобрела поистине угрожающие размеры. Сущность теневых процессов в том, что все они обходят закон, установленные нормы и поэтому скрываются, – это коррупция в учреждениях, оплата услуг в неустановленном порядке, скрытые зарплаты, неуплата налогов с дополнительных заработков и другие многочисленные проявления. Показатель масштабов теневых процессов – численность людей, вовлеченных в такие процессы, а она огромна. Теневизация охватывает все общество, дезорганизует его, искажает моральные нормы. Теневой оборот финансов разрушает экономику, нравственные деформации подрывают общество изнутри, жизнь никак не налаживается. Если такой процесс не остановить, общество может погибнуть от внутреннего хаоса.

Миграционные процессы и национальные отношения. В условиях разрушения привычных социальных связей возрастает значение связей этнических. Чем серьезнее проблемы социальной дезорганизации, тем больше спрос на этничность, тем выше ее ценность. Это привело к обострению межнациональных отношений. Распад Советского Союза сопровождался наплывом в Россию выходцев из бывших братских республик. Только за 1992–1996 гг. к нам прибыло 2,9 млн мигрантов из стран СНГ и Балтии. Вместе с этническими русскими, бежавшими от дискриминации, в Россию из экономических соображений переселялись представители других народов, в основном в Москву, Петербург, портовые города, а позже и в другие города и даже сельскую местность. Локальные конфликты также привели к перемещению больших групп населения. В Россию, помимо внутренней миграции, хлынул поток переселенцев из Азии. Криминализация общества создает условия для рекрутирования из их числа преступных группировок. Эти факторы приводят к социальной напряженности с национальным подтекстом. Отсутствие грамотной национальной и миграционной политики завязывает крепкий узел межнациональных противоречий.

Ценностный вакуум – один из наиболее тяжелых и опасных процессов, развившихся в российском обществе. Это отсутствие четких нравственных ориентиров, ценностей, целей, которые бы ориентировали общество и служили бы стимулом активности. Распад традиционной морали, снижение ее значимости приводят к аморальности действий верхов и апатии, пессимизму низов, разочарованности и социальному отчуждению. «Национальная идея» еще не обрела ни смысловой ясности, ни вербальной определенности, если не считать таковой необходимость выживания.

Обозначение некоторых наиболее общих объективных процессов, охвативших российское общество, с трудом поддается упорядоченному описанию, так как они взаимообусловлены и взаимопроникаемы, в чем, в частности, проявляется высокая степень стихийности, распада социальных связей – то, что так болезненно переживается обществом. Не все они негативны, налицо и складывающиеся новые социальные реалии, контуры будущего. Однако социальные изменения вызвали к жизни множество разнообразных противоречий, которые на субъективном уровне воспринимаются как совокупность чрезвычайно болезненных социальных проблем, с которыми сталкивается большинство россиян в своей повседневной жизни. Воздействие главных российских бед на все другие стороны жизни так велико, что они превратились, не без участия журналистов, в образы-символы реформ.

«Новые бедные». В процессе экономических реформ основная масса населения в России перешла границу допустимого снижения жизненного уровня. Лицо российских реформ – бедность. «Новые бедные» – это врачи, учителя, работники культуры, семьи с детьми, пожилые люди. Либерализация цен, инфляция и другие процессы резко ограничивают государственные выплаты, доходы большинства резко сокращаются. Две трети населения оказываются за официальной чертой бедности. Борьба с бедностью постепенно снижает число остро нуждающихся, но и сейчас, по всем опросам, недостаток средств осознается как главная социальная проблема.

«Русский крест». Другая национальная беда – демографический кризис, состоящий из цепочки крайне тяжелых и опасных социальных процессов: депопуляция (с 1992 г. население России убывает; в графическом изображении линия рождаемости, пересекаясь с линией смертности, образует крест), сверхнизкая рождаемость, высокая смертность, рост социальных болезней, плохое здоровье детей, старение населения. Это прямая угроза национальной безопасности. В последние годы демографические показатели перестали стремительно ухудшаться, однако, в отличие от экономических, их нельзя восстановить и улучшить в короткие сроки.

«Великая криминальная революция». Бедность, безработица, нестабильность, крушение планов и несбыточность надежд привели к общей криминализации жизни. И это не только разгул преступности и сращивание власти и криминала, это растущая маргинализация населения. В социальную «воронку» втягиваются нищие, бомжи, беспризорники, уличные проститутки. «Верхи» и «социальное дно» – это полюсы жизни, но и основная масса населения не свободна от процессов криминализации: значительная часть различных социально-возрастных групп ощущает на себе ее воздействие – молодежь романтизирует асоциальное поведение, взрослые вынуждены добывать средства к существованию неприемлемыми и неодобряемыми собой способами, растет бытовая преступность и насилие. Главное – ослаблено действие моральных норм. Нетрудно заметить, что внутренние проявления социального кризиса сопоставимы с внешними: конфликт ценностей – бедность, кризис социализации – демографическая катастрофа, ослабление социального контроля – криминализация жизни.

Социальные индикаторы. Перечисление социальных проблем, их качественная оценка еще не дают полного представления о состоянии социальной сферы, о социальных процессах и их динамике. Важны и количественные показатели – социальные индикаторы. Они наглядно демонстрируют, на какой ступени социального развития находится Россия по сравнению, например, с другими странами или с другими отрезками времени. Количественные показатели более точно и объективно отражают состояние социальной сферы, здесь нет места субъективным оценкам.

Существуют различные методики выявления количественных показателей. В современной науке экономические показатели рассматриваются в связке с социальными, системные показатели дают глубокую, научно обоснованную характеристику социального состояния. Одна из наиболее известных методик измерения социального состояния общества разработана под руководством академика Г. Осипова. Она построена на сопоставлении предельно допустимых критических показателей развития общества (которые известны мировой практике) с реальными показателями (конкретного общества в определенный период) и выявлении на их основе опасных тенденций.

Так, например, предельно-критическое значение в мировой практике уровня падения промышленного производства равен 30–40%, величина показателя в 1998 г. в России составила 54%; вероятное последствие – деиндустриализация. Из социальных показателей наиболее тревожными являются такие:

Соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан составило 14:1 – предельно допустимый показатель 10.

Уровень безработицы: 15% – 8–10%.

Уровень бедности: 25–45% – 10%.

Коэффициент смертности (число умерших к числу родившихся): 1,63 – 1.

Коэффициент рождаемости (среднее число рождений на 1 женщину репродуктивного возраста): 1,39 – 2.

Средняя продолжительность жизни: 67 лет – в европейских странах 78 лет.

Доля лиц старше 65: 11% – 7%.

Уровень преступности (к-во на 100 тыс. населения): 6,5 тыс. – 5–6 тыс.

Уровень потребления алкоголя (к-во литров чистого спирта на человека в год): 14,5 – 8.

Число суицидов на 100 тыс. населения: 38 – 20.

Уровень психических заболеваний на 1000 чел.: 280 – 284.

Из приведенных данных видно, что в российском обществе были превышены почти все предельно-критические показатели, то есть запущены разрушительные социальные процессы: социальное расслоение, рост социально обездоленных, люмпенизация населения, депопуляция, отсутствие простого воспроизводства населения, снижение жизнеспособности общества, старение населения, криминализация общественных отношений, физическая деградация, потеря смысла жизни, разрушение личности. Здесь приведены данные 1998 г., когда процессы уже сформировались после примерно десятилетнего периода общественной трансформации; в следующем десятилетии они приостановились, появились признаки оздоровления, однако для значительного улучшения социальных показателей потребуется немало времени.

Еще один индикатор – индекс развития человеческого потенциала. Это сравнительно новый критерий, который является интегральным показателем уровня социального развития. Впервые он появился в 1990 г. в Докладе ПРООН «Отчет по человеческому развитию». Основными показателями, определяющими индекс (ИРЧП) в каждой стране, являются:

· ожидаемая продолжительность жизни – в интервале 25–85 лет;

· уровень образования – грамотность взрослого населения и количество учащихся в возрасте до 24 лет;

· уровень доходов – доход на душу населения в пределах 100–40000 дол.

Они отражают главные социальные качества общества – здоровую жизнь, образование, достойные человека условия жизнедеятельности. Индекс развития человеческого потенциала колеблется в пределах от нуля до единицы и рассчитывается по специальной методике. Развитые страны попадают в интервал 0,8–1; развивающиеся – 0,5–0,8; слаборазвитые – менее 0,5.

Согласно этой методике в 1992 г. российский ИРЧП составлял 0,849, что позволяло России занимать 52-е место (из 174 стран, ИРЧП которых рассчитывался экспертами ООН) в этом ведущем мировом гуманитарном рейтинге. К 1995 г. страна переместилась еще дальше, а к началу века стала снова подниматься, однако прежние позиции пока не вернула. В последние годы российский ИРЧП позволяет нашей стране занимать 57–65 места, что не может быть основанием для удовлетворенности. Социальные показатели России медленно улучшаются – значение ИРЧП повысилось (0,792), доходы населения заметно возросли (ВВП на душу населения – 9230 дол.), увеличены расходы на социальную сферу (585 дол. на душу населения в здравоохранении). Наиболее проблемными остаются демографические показатели: средняя продолжительность жизни россиянина составляет всего 65 лет. Сегодня Россия возглавляет группу стран со средними значениями. Но если сравнивать их с показателями высокоразвитых стран, то разница оказывается колоссальной. Например, показатели 2005 г. в Норвегии (1-е место в рейтинге): ИРЧП – 0,963; среднедушевой доход – 37670 дол., средняя продолжительность жизни – 80 лет, расходы на здравоохранение – 3400 дол. на 1 чел.

Наконец, еще один показатель – данные социологических опросов. По результатам масштабного исследования «Десять лет реформ», проводившегося в 2003 г. ИСПИ РАН, картина отношения россиян к основным итогам реформ такова (приводятся выборочные результаты).

Оценка событий

самые негативные: дефолт, ваучерная приватизация, избрание Ельцина президентом, первая война в Чечне, либерализация цен,

самые позитивные: уход Ельцина, избрание Путина, вторая война в Чечне, новая конституция 1993 г., новый старый гимн.

Виновники

1994: Горбачев, чиновники, КПСС, мафия,

2001: Ельцин, Горбачев, мы сами, мафия, чиновники.

Потери

для общества: снижение уровня жизни, падение морали, снижение авторитета России, утрата стабильности, развал промышленности,

для себя: снижение уровня жизни, утрата уверенности в завтрашнем дне, утрата стабильности, разделение на богатых и бедных, нет больше справедливости.

Обретения

для общества: насыщение рынка товарами, свобода слова, прекращение гонений за веру, свобода выезда, возможность зарабатывать,

для себя: возможность зарабатывать, насыщение рынка, возможность личной карьеры, свобода выезда, жить стало интереснее.

Угрозы

внутренние: бедность, рост тарифов ЖКХ, повторение дефолта, рост нерусского населения, ситуация в Чечне,

внешние: международный терроризм, эпидемии, угроза войны, увеличение роли США, увеличение разрыва между богатыми и бедными странами.

Чувства

1995: стыд за состояние страны, несправедливость происходящего, дальше так жить нельзя, собственная беспомощность,

1997: несправедливость происходящего, стыд за состояние страны, так жить нельзя, собственная беспомощность,

2003: стыд за состояние своей страны, несправедливость происходящего, собственная беспомощность, так жить нельзя.

Уроки реформ. Результаты любых реформ в социальном плане можно оценивать по тому, как изменилось материальное положение населения, его уровень и образ жизни, состояние человеческих ресурсов, моральное сознание, развитость гражданского общества. Позитивными следует считать такие реформы, которые привели к повышению уровня жизни народа, обогащению его образа жизни, улучшению здоровья, прогрессивным переменам в массовом сознании и в сфере гражданских отношений. Следуя этой логике, можно утверждать, что социальные последствия реформ в России можно считать негативными – жизненный уровень снизился, состояние здоровья ухудшилось, тяжело переживается моральный кризис.

Однако считать социальные последствия реформ однозначно негативными было бы неправильно.

Во-первых, переходный процесс в России продолжается, в области социальных отношений он более длительный, чем в политике и экономике.

Во-вторых, сколь ни велика социальная цена реформ, у россиян появился бесценный социальный опыт; выросло новое поколение, которое едва ли видит себя в прошлом. В образе жизни, в моделях поведения появилось много нового, и это новое, наряду с негативными, имеет и много позитивных, продуктивных для будущей жизни черт.

В-третьих, в новом веке определенно проявили себя признаки стабилизации и оздоровления общества: это и экономический рост, и укрепление внешнеполитических позиций, и концептуальный подход к социальному развитию.

Государство делает попытки признать социальный фактор решающим в последующем развитии России и пытается проводить активную социальную политику. Изменилось сознание общества, развивается, хоть и очень неровно, гражданское общество. Очень медленно и совсем незначительно, но улучшаются социальные показатели качества жизни. Взять хотя бы такой факт: после либерализации цен бедными стали 2/3 населения, за последнее пятилетие этот показатель опустился ниже 20% – это, конечно, не значит, что благосостояние стало удовлетворительным, но борьба с бедностью все же приносит некоторые результаты, а экономическое поведение россиян становится более адекватным. Российское общество, переживая один из самых тяжелых социальных кризисов в своей истории, многое поняло и многому научилось.

Сегодня уже не «реальный социализм», то есть 80-е гг., не досоциалистические показатели, то есть легендарный 1913 г., а рубеж ХХ и ХХI веков и глубина кризиса, постигшего российское общество в процессе реформ, воспринимаются как отправная точка в оценке повседневных реалий. Отойти от края пропасти недостаточно; чтобы действовать эффективно, следует ясно осознавать глубину и причины кризиса. Позитивные тенденции в социальном развитии еще не окрепли; негативные социальные механизмы еще не окончательно разрушены. Важно понимать, куда способна завести общество недооценка социальных факторов, каково действие разрушительных механизмов – это с одной стороны; не менее важно осознавать, какая сила заключена в качестве человеческого потенциала, каким мощным ресурсом может быть социальный капитал. Все это – для того, чтобы понять чрезвычайно важную роль прессы в формировании и коррекции социальных процессов.

4. Социальная политика – инструмент управления общественным развитием

Социальные права граждан. В самом общем виде социальную политику можно обозначить как деятельность, направленную на реализацию социальных прав граждан – право на равную оплату за равный труд, на безопасность труда, на справедливое вознаграждение за труд, обеспечивающее достойное существование, на защиту от безработицы, право на жилище, отдых и досуг, поддержание здоровья, обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости, вдовства, право на материнство и детство, на достижимый уровень физического и психического здоровья и другие. Они налагают на государство юридические обязательства создавать для человека условия, в которых он не испытывает страха и нужды. Такие права могут быть предоставлены только обществом и гарантированы правительством зависят от ресурсов государства. Социальные права зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека (1948), получили развитие в Европейской социальной хартии (1961), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1963), Венской декларации (1993). Государства, признавшие эти документы, обязаны их выполнять в полном объеме. Россия, ставшая членом Совета Европы, принадлежит к числу таких государств.

Сущность социальной политики. Социальная политика – это многокомпонентное понятие, включающее:

· систему государственных мер по поддержанию общественных групп, которые в силу различных причин не могут улучшить собственное положение;

· сбалансированное распределение благ; достижение равновесия и стабильности;

· создание условий для самореализации членов общества;

· меры по развитию социальной сферы;

· согласование неотложных потребностей и долговременных интересов.

Социальная политика включает защиту – то есть поддержание стабильности социальной системы оказанием помощи тем, кто не может о себе позаботиться – и развитие – обеспечение конкурентоспособности государства. На практике каждое государство реализует и одно, и другое направление: проблема в том, чтобы принципиально определить правильное для данной исторической ситуации соотношение стратегий. Оно зависит от социально-экономических ресурсов и политической воли государственной власти.

Социальная политика реализуется по нескольким направлениям, то есть имеет свою собственную отраслевую структуру:

доходы – жизненный уровень, потребительская корзина, благосостояние;

труд – оплата, охрана, страхование, занятость;

защита нетрудоспособных и малоимущих;

отрасли социальной сферы – образование, медицинская помощь, наука и культура, физкультура и спорт (социальные институты и учреждения);

социальная инфраструктура – жилье, транспорт, дороги, связь, торговля, бытовое обслуживание (и организации, ответственные за состояние инфраструктуры);

отдельные категории населения – пожилые, инвалиды, молодежь, дети, семья;

экология;

миграция.

Основными источниками финансирования социальной сферы являются государственный бюджет (налоги), страховые фонды (отчисления работодателей и работников), частные фонды (благотворительность). В развитых странах социальные расходы могут составлять до 40% государственного бюджета.

Государственное участие и присутствие в социальной политике, при всем разнообразии известных моделей, принципиально может быть двух типов: патерналистским и либеральным. Каждый из этих подходов имеет свои преимущества и ограничения, у каждого – своя историческая миссия.

Государственный патернализм в социальной политике (и не только) предполагает принятие на себя государством полной ответственности за уровень доходов граждан и их социального обеспечения при условии принятия гражданами идеологических и экономических норм поведения.

Все расходы социальной политики финансируются государством, оно же контролирует меру потребления, устанавливая размеры оплаты труда, цены, объемы производства потребительских товаров. Доходы и возможности членов общества дифференцированы, но незначительно, они искусственно уравниваются. Цены на товары могут быть по усмотрению государства ниже себестоимости или существенно выше – так государство контролирует значимость товаров и услуг для личности. Государственный патернализм обеспечивает минимум жизненно важных потребностей, гарантируя их, стабильность цен, исключает безработицу, создает возможности для бесплатного и гарантированного потребления социальных услуг – образования, здравоохранения, жилья, отдыха, досуга. При этом все товары и услуги, как правило, невысокого качества, наблюдается их постоянный дефицит, деформации в сфере распределения, экономически такая система неэффективна ввиду низкой производительности труда в отсутствие материальных стимулов. Как только создаются условия экономически свободной деятельности, такая социальная политика сразу же обнаруживает свою несостоятельность, так как возможность высоких доходов становится привлекательнее минимальных социальных гарантий.

Либеральный подход принципиально исключает искусственное уравнивание, в этом вся его сущность. Государство поддерживает слабых и создает условия для раскрытия экономического потенциала сильных.

Адресность и заявительный принцип при условии строгой проверки позволяют получать государственную помощь из бюджета тем, кто не может о себе позаботиться. Государственную поддержку, и подчас значительную, могут получить и другие граждане, однако не из бюджета, а из других источников. Эти источники формируются за счет страховых взносов работодателей и работников, а также благотворительных взносов. Зарплаты и цены на товары устанавливаются производителями с учетом рыночных механизмов и не являются постоянной величиной. Преимущества либерального подхода состоят в выраженном стимуле получения максимальных доходов, являющихся условием общего экономического роста и в конечном счете процветания государства. Они же делают граждан независимыми от государства и являются фактором формирования гражданского общества. Недостаток – в существенном различии уровней доходов и потребления, что является источником социальной напряженности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.