Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реляционная модель хранения информации 9 страница




В России выходили десятки, сотни изданий, прямо обращавшихся к благотворительной тематике. Это были очень разные издания – от специализированных журналов до одноразовых листков, сопровождавших особые акции помощи. Периодичность постоянно выходящих изданий была ежемесячной или еженедельной.

Пресса советского периода. Патерналистская культура во всех сферах, в том числе и в информационной, приводила к упрощению и выхолащиванию социальных связей, снижению социальной проблематики до социально-быто­вой. Идеологический контроль, однако, и в этой узкой сфере не позволял выявлять и обсуждать действительно серьезные проблемы. Складывалось ощущение, что их не существовало в действительности или что они не являются важными. «Запретные темы» и морализаторство можно считать визитной карточкой прессы того времени. Традиция недооценки социального, личностного, пренебрежение правами человека настолько глубоко «поселились» в общественном сознании, что и сегодня эти последствия остро ощущаются. В советский период в освещении социальных проблем был и позитивный опыт: упрощенное, насквозь идеологизированное, одностороннее отражение социальной жизни, тем не менее, не удаляло из зоны внимания прессы простого человека. Работа с авторским активом заметно оживляла социальную проблематику. Были свои герои, были общие ценности и социальная сплоченность – эти важные для любого общества качества во многом были сформированы прессой. Наконец, пресса советского периода в качестве «коллективного организатора» приобрела немалый опыт решения конкретных проблем повседневности, районные и городские газеты нередко стояли во главе местного сообщества и поддерживали социальную коммуникацию.

Журналистика постсоветского периода. Политика гласности кардинально меняет облик и содержание основных каналов массовой коммуникации. Открытие новых тем и целых областей жизни чрезвычайно повысило социальный градус СМИ. Высказано наболевшее, поставлены острые социальные проблемы. Журналисты становятся героями и кумирами – ведь именно они сказали слова, которые так нужны обществу. Снятие информационных барьеров, публичное обсуждение острых проблем довольно быстро приводит общество к ломке политической и экономической системы.

Однако затем качество отражения социальных проблем резко снижается. В 90-е гг. освещение проблем человека и его связей в социуме переживает упадок. Политизация медиа, раздел собственности вытеснили социальные отношения на периферию общественного внимания. Обычному человеку в них нередко не находилось места Неудовлетворенность тем, что и как «пишут газеты», что предлагают электронные медиа, оказалась так велика, что некоторые исследователи выдвинули тезис «асоциальности прессы». Удаленность от многих жизненных реалий привела к тому, что СМИ в определенный временной отрезок оказались бедны продуктивными социальными идеями; уровень доверия к прессе резко упал.

С середины 90-х гг. набирает силу другой процесс. Коммерциализация, бурное развитие массовой прессы, ориентация на большие тиражи и привлечение массовой аудитории приводят к тому, что проблемы человека, неизменно вызывающие интерес аудитории, но вытесненные с поля массовой информации актуальными политическими и экономическими проблемами, превращаются в этих изданиях в своеобразную приманку. Конкретные проявления «человеческого интереса» в массовой прессе многочисленны и разнообразны, но крайне односторонни и примитивны. Пространство человека сужается, упрощается и искажается. С одной стороны – скандалы, сенсации, бытовой криминал, частная жизнь, светские сплетни. С другой – «полезная информация» и ориентация на потребителя – домашнее хозяйство, продажа товаров общего спроса, фитнес, народная медицина, путешествия. Но ни «польза», ни «бизнес», ни «идея» не дают возможности человеку для его нормального социального развития.

Суррогатная журналистика обращена к человеку, однако, не решает проблем социальности, гражданского воспитания. Ее пища – последствия общей разбалансированности, общая стратегия – погружение в мир иллюзий, способы преодолеть лично для себя те или иные проблемы. Плотно и тщательно вытаптывая личное пространство, «попса» не создает на этом месте пространства социального, общности, способной к решению сущностных проблем. Беда не в том, что такая пресса есть и даже успешно развивается – слабы противовесы. Именно в это время начинает развиваться представление о полноценной социальной журналистике как альтернативе журналистской «попсе». Настоящая социальная журналистика не только противостоит суррогатам массовой прессы, спекулирующей на человеческом интересе, но и выходит за рамки «социальной темы»: это не простое отражение социальных проблем, это принципиально новая концепция отношения прессы к жизни общества.

Социальные последствия отчуждения прессы от проблем общества в 90-е гг. оказались весьма драматичными. Социальные сюжеты появлялись в прессе, но, по большей части, не приближали решений, не давали надежды, а лишь усиливали деморализованность, апатию, разобщенность и поддерживали ощущение, что страна принципиально не способна отойти от края пропасти. Кризис российского либерализма, активно обсуждаемый сегодня прессой и всем интеллектуальным сообществом, в значительной степени объясняется тем, что социальный вызов не нашел адекватного понимания и ответа.

С начала нового тысячелетия наметился поворот в развитии социальной журналистики – поворот к человеку. За эти годы многое изменилось в сознании россиян, начала складываться новая социальная реальность. Если все предшествующее десятилетие было отмечено недостатком внимания к социальной сфере – и в политике, и в журналистике – то сейчас наиболее актуальной стала другая задача: повышение качества, выработка профессиональных стандартов социальной журналистики.

Опыт мировой журналистики. Не только острота социальных проблем в России заставляет говорить о необходимости осознания социальных приоритетов в журналистике, о социальной журналистике как системном объекте. В благополучных, на наш российский взгляд, развитых обществах также ощущается потребность в том, чтобы обслуживать не элиты, а простых граждан и вернуть журналистике ее главную миссию – способствовать улучшению жизни сообщества, предоставляя людям информацию, необходимую им как гражданам. В практике средств массовой информации США получил распространение термин «civic journalism» (гражданская журналистика), концепция которого в основных положениях очень близка нашим представлениям о социальной журналистике. Американская гражданская журналистика также озабочена состоянием журналистики, в которой общество напоминает «зрителей, наблюдающих ежедневное шоу» вместо нации граждан, соучаствующих в решении проблем. Для гражданской журналистики требуется новое определение новостей, другие источники информации и взаимоотношения с аудиторией. Нечто подобное было осознано также и европейской журналистикой. Еще один пример – опыт английской газеты «Гардиан», а впоследствии и еще нескольких британских общенациональных газет: здесь учреждена должность омбудсмена, или независимого читательского редактора, на которого возлагаются функции контроля за соблюдением прав и интересов читателей газеты.

В обществах развитой демократии влиятельны не только некоммерческие организации, но и их издания, а также местная муниципальная пресса – это позволяет держать в поле общественного внимания любые вопросы повседневного бытия, публично их обсуждать, контролировать действия местной власти и функционирование институтов, инфраструктуры, развивать социальные сети, то есть поддерживать коммуникацию в целях более эффективного и гармоничного развития местного сообщества. У нас пока местная и некоммерческая пресса такого развития не получили, их общественное влияние еще незначительно.

Наконец, еще один факт, подтверждающий все большую ориентацию прессы на отражение социальной жизни: в последние годы становится популярной «нарративная журналистика» – описательная, а точнее бытописательная и нравоописательная журналистика, основным средством которой является не «жесткая новость», не «перевернутая пирамида», а рассказ, история. Журналист, умеющий рассказывать истории, существенно потеснил репортера. Эта тенденция хорошо прослеживается и в российской журналистике.

Все, что здесь перечислено, – лишь отдельные факты, отражающие различные стороны журналистской практики, но все они служат подтверждением общей тенденции: мировая журналистика все больше осознает социальные приоритеты. Социальная журналистика обществу нужна, она будет развиваться; в стабильных обществах она не только не теряет своих позиций (как защитница незащищенных слоев, если понимать ее слишком узко), а напротив, раскрывает свой творческий потенциал.

В каждой эпохе было что-то позитивное, накопился немалый опыт, но всегда оставались нереализованные потребности, немало было искажений. Нам только предстоит понять, что такое настоящая, полноценная социальная журналистика, и всякий исторический опыт – и негативный, и позитивный – окажется на этом пути полезным.

8. Отражение социальных проблем в различных типах СМИ. Что же сегодня можно сказать о социальном портрете российского общества в прессе? Наиболее значимой и влиятельной группой на отечественном информационном рынке остаются общероссийские ежедневные газеты. Однако размежевание внутри этой группы, ориентация на определенный сегмент аудитории – массового читателя, делового человека, интеллектуальную элиту – выразилось, особенно в последние годы, в ощутимых различиях по отношению к социальным проблемам и в той или иной мере отражает состояние общества и происходящие в нем коллизии.

Качественная пресса ориентирована на образованного, активного, включенного в политический процесс человека с высоким социальным статусом, декларирует принцип отделения новости от комментария. Жесткая структура основных разделов, современный дизайн, следование новым правилам оформления текстовой информации. Приоритетной считает политическую и экономическую проблематику, к которой примыкают культура, спорт, потребительский рынок. Социальная проблематика также не обойдена вниманием, но статуса, равного политике и экономике, ей пока не предоставлено. Проблемы общества, и это заметно при внимательном чтении, не рассматриваются целостно, с разных сторон и в комплексе, а преимущественно с финансово-экономических или политико-прогностических позиций. Тексты в основном информационные, унифицированные. Изредка в «Известиях», например, столь славных своей очерковой школой, появляются полосные очерки и специальные репортажи, в которых человеческое бытие представлено в живой целостности. Однако подобные тексты – редкость в качественных изданиях, что сильно обедняет их в плане эмоциональной адекватности. Отсутствие деталей, судеб, лиц оставляет впечатление дистанции между газетой и реальностью.

Описанная ситуация сохранялась фактически до последнего времени в большинстве качественных газет. Однако смысловые акценты этих изданий заметно изменились. Социальные темы потеснили лидировавшие ранее политику, экономику, международную информацию. Сегодня проблема уже не в том, чтобы повышать статус социальной тематики – сегодня главной становится проблема качества, повышения профессионального уровня текстов об обществе: их концептуальности, масштабности, глубины, коммуникативных качеств. Пока в текстах социальной направленности можно отметить усиление потребительского контекста, а также неравномерное распределение внимания к образу жизни разных социальных групп.

Влиятельные деловые издания, например, газета «Коммерсант», освещению социальных проблем уделяют определенное внимание, несоответствующее, вместе с тем, объективным потребностям самого делового сообщества. Раздел «Общество» по концептуальности, полноте и качеству анализа значительно уступает другим неспециальным (то есть, не являющимися собственно деловой информацией) направлениям. Подбор текстов в ней нередко носит случайный характер. Социальная проблематика широкого плана имеет шанс заинтересовать издание в тех случаях, когда речь идет или о крупных политических решениях, или о существенных расходах, или попадает в рубрику «Инциденты». Социальная сфера выглядит со страниц респектабельной деловой газеты как затратная, конфликтная, обременительная – едва ли это способствует полномасштабному, соответствующему современным концепциям, развитию социальной ответственности бизнеса. Так, в разделе «Деловая практика» сообщения о текущей практике реализации социальных программ компаний появляются нерегулярно. Однако – и это следует оценить как несомненный успех в информационной политике «Коммерсанта» – стало выходить специальное приложение «Social Report», выросшее из известного проекта Российского фонда помощи. Приложение концептуально, качественного профессионального исполнения и, что немаловажно, отражает важнейшую сферу актуальной проблематики на уровне современных потребностей общества. Естественно, для деловой газеты социальная проблематика не является приоритетной. Но «Коммерсант» позиционирует себя как газета универсального типа, как общенациональное издание, к тому же одно из тех, кто формирует качественные стандарты новой российской журналистики. Значит, ей следует заниматься постоянным мониторингом внешней среды бизнеса, включая сюда социальную сферу наряду с другими. Перспективы экономического развития, социальная стабильность, дружественность внешней среды, состояние трудовых ресурсов очень важны, прежде всего, для самого бизнеса. Когда речь идет о политике, то здесь, действительно, присутствует качественная информация, серьезно отслеживаются тенденции. Но социальная составляющая такого же отношения, судя по информационной политике, пока не вызывает. В «РБК-daily», «Времени новостей», «Ведомостях», судя по публикациям, такое направление вообще не считается профильным.

В приведенных здесь замечаниях и наблюдениях – будь то пресса общеполитическая или деловая – просматривается общая ситуация: проблемы общества, значимость социального осознаны и признаны, но складывается впечатление, что это признание на словах, так как эффективных, адекватных потребности инструментальных коммуникативных тактик для отражения проблем общества в творческом арсенале качественной прессы пока явно недостаточно.

Иной информационный ландшафт можно наблюдать в так называемых массовых изданиях. Первое, что буквально бросается в глаза, – богатство жизненных проявлений, незнакомое качественным изданиям. Репортеры газеты оперативно откликаются на все более или менее значительное, что происходит в обычной повседневной жизни. Первополосные тексты – это почти всегда динамика социальной жизни. Тщательно отслеживаются все решения властей, важные для большинства. В «Московском комсомольце», например, огромное число рубрик и разделов по всем социальным направлениям, для самых различных возрастных, профессиональных и прочих специальных групп читателей. Можно сказать, «МК» (пусть, и в свойственной для себя манере) поднимает статус повседневности.

Сохраняют свое место разнообразные жанры и творческие формы – и очерк, и репортаж, и расследование, и интервью, и классическая корреспонденция, при этом значительная часть текстов в своей основе имеет реальную жизненную ситуацию. Это позволяет почувствовать естественный ход событий, узнать конкретные проблемы конкретных людей. Реальная жизненная ситуация дает возможность видеть многие проблемы комплексно, разобрать типичные ситуации, просчитать алгоритмы их решений, распространить информацию о позитивном опыте. Наконец, в них действуют живые лица, а не процессы и тенденции. Эмоциональное взаимодействие газеты с аудиторией, читателей друг с другом через воссоздание фрагментов реальной жизни очень важно для поддержания социальной стабильности. Масса разнообразных ситуаций рождает не фрагментарность, а, наоборот, создает впечатление естественной полноты жизни.

В то же время, стремясь к яркости, броскости, стараясь завладеть вниманием как можно большего числа читателей, газета постоянно балансирует на грани, отделяющей живое и естественное от скандала, сенсации, «наживки». Заголовки-провокации, субъективизм в оценках, непроверенные факты, преобладание «картинки» над смыслом, «фирменный стиль» и многое другое существенно снижают значимость и эффективность того, что хорошо чувствуют массовые издания, – быть ближе к реальной жизни своей аудитории, видеть в частных проявлениях, в обыденности и повседневности ее социальный смысл.

В итоге, если сравнивать качественные и массовые издания с позиций отражения в них социальных проблем, то приходится признать, что ни одна, ни другая группа не являются достаточно эффективной: одна – качественная пресса – не выработала достаточных средств, соответствующих форматам изданий, чтобы обеспечивать полноту и выразительность картины социального бытия; другая – массовая – более динамична и полнокровна в области поиска и предъявления реалий, но, также в соответствии с форматом, не может этим распорядиться и не дает качественного анализа. Информационная ниша остается свободной.

В других типологических группах печатной прессы также складывается неоднозначная ситуация. Например, активно развивается журнальная периодика. Но и здесь противоречивая ситуация: значительна группа деловых и экономических изданий, в которых социальная проблематика отстает даже от уровня понимания социальной ответственности самим бизнесом; в глянцевой журналистике социальные проблемы накрыты плотным слоем «частного интереса»; весьма объемная группа профессиональных журналов социальные проблемы рассматривает преимущественно с внутрикорпоративных позиций, не всегда совпадающих с общенациональными. Ощущается недостаток универсально-тематических журналов социальной направленности: об образовании, здоровье, семье и диалоге поколений, социально-бытовой проблематике. Журнальный рынок примечателен еще и тем, что в нем можно найти отражение многочисленных социальных проблем, не получивших «прописки» в изданиях общенациональных. Неудовлетворенные информационные потребности уходят сюда, в многочисленные и разнообразные журналы, однако меняют при этом свой облик: из общих, из социальных они становятся частными, нередко приобретают утилитарный вид: очень важные с точки зрения формирования социальной общности проблемы решаются в более узком кругу – каждой группой по-своему. Однако эти частно-групповые интересы должны как-то согласовываться, складываться общая платформа. Для интеграции интересов усилий СМИ пока не хватает. Более активно развиваются сегменты журнального рынка, ориентированные на платежеспособную аудиторию, – и в этом случае общенациональные проблемы принимают несколько одностороннее освещение (например, журналы для родителей; а также журналы о здоровье, семье, образовании).

Особо следует отметить группу информационно-аналитических еженедельников: здесь присутствует качественный, адекватный потребности анализ социальных проблем. Заметно значительное оживление интереса к социальным проблемам, комплексный и глубокий подход к их освещению, солидный экспертный анализ, качественные современные журналистские технологии. Немаловажно и то, что в этих журналах формируются стандарты новой отечественной журналистики, а в плане контента – «повестка дня». Однако аудиторная ниша этой группы изданий количественно невелика, скорее это диалог в приватном кругу образованного гражданства, и решить все проблемы, стоящие перед социальной журналистикой, одним только этим журналам не под силу.

Интернет для социального журналиста незаменим прежде всего как источник информационных ресурсов; как возможность получения обратной связи с аудиторией (форумы онлайновых версий традиционных изданий); как альтернативные социальные сети (блоги) – источник тем и сведений о реальном состоянии массового сознания. Возможности интернета можно проиллюстрировать на таком примере: у традиционной прессы и некоммерческих организаций непростые отношения, нормальный информационный обмен здесь, по ряду причин, затруднен. Но и обществу, и НКО нужны каналы для коммуникации – и тогда «третий сектор» создает альтернативную коммуникационную сеть, активно осваивая интернет-пространство, где сегодня представлены различные информационные каналы: электронные версии традиционных специализированных СМИ, сайты благотворительных фондов, обществ, организаций, информационные порталы общественных, сайты специальных акций и программ. В плане контента особый интерес представляют собственные информационные ресурсы общественных организаций. В отсутствие удовлетворительной информации в традиционных СМИ НКО самостоятельно взяли на себя функции просвещения, распространения актуальных сведений и новостей, организовали информационный обмен между донорами, спонсорами, волонтерами и теми, кто нуждается в помощи. При этом творческие методы и возможности заимствованы из традиционной журналистики – новости и репортажи, интервью, просветительские и аналитические статьи, расследования, ведется мониторинг печатных СМИ.

Одна из тенденций развития российского медиарынка последних лет – активное развитие региональной прессы. Обществу нужна школа гражданской свободы – разветвленная сеть гражданских институтов, общая привычка контролировать государство и его расходы, умение заставить власти, в том числе и местные, тратить деньги на развитие территорий, на обустройство обыденной жизни. Первостепенная роль региональных СМИ здесь очевидна.

В них возможна «примиряющая» модель, где реальная жизнь станет главной темой и основным средством, заполнив свободную нишу новой социальной журналистики. Анализ прессы территориальных сообществ – местной или муниципальной прессы («муниципальный» в ряде языков означает «относящийся к местному самоуправлению» и является производным от слова «муниципия» – так именовались самоуправляющиеся городские общины римских граждан) – особенно актуален в контексте социальной журналистики. Модели муниципальной прессы только складываются, и пока еще мало кто знает, какими они должны быть в российском исполнении. Муниципальные СМИ могут сыграть ключевую роль в функционировании местного сообщества, стать во главе решения проблем, связанных с организацией повседневной жизни, а могут оставаться «информационным ресурсом власти». И один, и другой опыт уже имеется.

Так, например, в Москве полтора десятилетия назад появились первые муниципальные издания; история их становления и развития довольно показательна. Сейчас в столице насчитывается более полутора сотен изданий. Их разовый тираж составляет огромную цифру – 6 миллионов экземпляров. Это окружные газеты, в некоторых округах их даже 2–3; так называемые газеты окружного уровня; районные – их также при каждой управе может быть не одна; есть детские и молодежные окружные и районные издания, которые сейчас активно развиваются; несколько окружных и районных журналов, издания московского правительства, некоммерческие (пока немногочисленные) издания и др. Кроме того, в последние годы в округах развиваются студии кабельного телевидения, местное радиовещание, получили хождение разнообразные информационные листки, появились так называемые «информационные зоны» и другие формы местного информирования населения.

Несмотря на заметное разнообразие форматов, общий типологический портрет муниципальной прессы был довольно однообразен. Страницы местных газет заполнены социально-бытовой информацией, всевозможными полезными сведениями, справками, местными историческими разысканиями, рассказами о тех, кто живет и работает по соседству, отчетами о событиях, происходящими вокруг, – местных праздниках, фестивалях, конкурсах, информацией о работе культурно-досуговых центров, о мероприятиях в области социальной защиты, воспитания детей и подростков, инициативах местных жителей, связанных, чаще всего, с вопросами благоустройства территорий и социально-бытового обслуживания. Главное же место занимает информация из органов местной власти, интервью с главами округов и управ, их заместителями и чиновниками рангом пониже. Только на первый взгляд местная печать – «царство социального»: образование, здравоохранение, социальная защита, местное хозяйство, торговля, досуг, однако подходы к их освещению, как правило, являются поводом, чтобы показать активность властей.

В последнее время в столице, а еще раньше в других городах появилась альтернативная независимая местная пресса. Московскому проекту «Мой район» удалось за короткое время наладить связь с читателями, найти интересные местные темы, обозначить круг проблем для обсуждения, не ограничиваясь при этом узкобытовым спектром. Сейчас москвич находит в своем почтовом ящике уже несколько конкурирующих местных изданий и далеко не всегда делает выбор в пользу газеты от властей. Вот это уже нормальная ситуация.

В специализированной прессе социальной направленности, проявляют себя различные процессы и тенденции, дополняющие общий портрет социальной журналистики. Как правило, социальна она по предмету освещения, а по подходам – внутрипрофессиональная, цеховая. «Отраслевая», как ее называли раньше. Безусловно, такая пресса тоже имеет право на жизнь. Проблема в соотношении между изданиями для тех, кто занимается социальными проблемами по профессиональному долгу (и стремится решить их в свою пользу), и изданиями для широкой аудитории, которая заинтересована в ином освещении и решении проблем. Пока баланс складывается не в пользу общественности.

Некоммерческая пресса. Среди СМИ, специализирующихся на освещении социальных тем, отдельное место занимает пресса, учредителями и издателями которой являются некоммерческие организации. Большинство изданий НКО выходит в форме бюллетеней (в том числе электронных), вестников и малополосных газет. Такие издания часто освещают конкретный социальный проект или деятельность одной организации. Меньшее число выходит в форме журналов, газет интернет-изданий. Их тематика непосредственно связана со сферой деятельности НКО – правозащитой, экологией, благотворительностью, проблемами инвалидов, пенсионеров, детей-сирот. Одна из основных проблем прессы НКО – нестабильность. Деятельность большинства НКО в России напрямую зависит от финансирования по грантам. Это, как правило, 1–3 года. Поэтому многие издания, успев сформировать концепцию, обозначиться, собрать аудиторию, вынуждены закрываться – организации не удается найти дополнительных средств на поддержание их существования по истечении гранта.

При всей нестабильности и временами низком уровне профессионализма (в большинстве изданий НКО в качестве авторов выступают не профессиональные журналисты, а эксперты и сотрудники НКО), пресса третьего сектора имеет свои преимущества перед «большими» СМИ. Она в значительной степени обладает независимостью, возможностью писать о социальном, причем действительно животрепещущем, избегая заказных статей, политики, рекламы. Именно поэтому издания НКО пользуются спросом в своих целевых аудиториях. А для журналистов, специализирующихся в той или иной социальной теме, они являются по-настоящему ценным источником информации.

9. Коммуникативные механизмы: от чего зависит эффективность.

Начало и середина 90-х отмечены, наряду с принципиальным изменением взаимоотношений между прессой и широкой аудиторией, также и серьезными сдвигами в профессиональной среде. Условия, в которых протекала профессиональная деятельность отдельных жуналистских «цехов», были очень разными – возможно, это стало одной из причин того, что многочисленные реалии повседневности оказались в информационной тени. Рейтинг их привлекательности для журналистов, по-видимому, оказался невысоким. В эту тень попала и социальная проблематика. Журналистика в целом, так много сделавшая для разрушения тоталитарного режима, оказалась неготовой к тому, чтобы выявлять и обсуждать «будничные драмы», которые неизбежно следуют за радикальными социальными изменениями. Это выразилось в преобладании манипулятивных технологий освещения проблем общества и качестве социального анализа.

Информационный монолог. Само по себе обращение к социальным проблемам еще не гарантирует полноценной коммуникации, хотя и привлекает внимание. Если аудитория СМИ не воспринимается как равноправный партнер диалога, как его участник, а является объектом воздействия, ей может быть адресована определенная информация. Часто – неполная либо недостоверная, имеющая целью не вовлечение в обсуждение и решение социальных проблем, а достижение какой-либо выгоды для тех, кто прямо или косвенно заинтересован в публикации. Такая модель взаимоотношений между аудиторией и прессой все еще остается доминирующей для многих региональных изданий. Формально они почти полностью посвящены социальным проблемам, но фактически представляют собой отчет о деятельности властных структур в области решения проблем местного сообщества. Это своего рода «информационная витрина». Информация о деятельности властных структур, безусловно, необходима обществу. Если она становится предметом обсуждения, критики, анализа, публикуется наравне с информацией из других источников, то это полезно и эффективно. Однако настоящего публичного обсуждения, полноценной дискуссии по поводу того, как решать те или иные конкретные проблемы, значимые для большинства, часто не происходит. Подтверждением тому служат ставшие популярными телесюжеты о целых замерзших городах, пожарах в школах и общежитиях, забытых деревнях. Эти российские «ужастики» – прямое следствие отсутствия общественного контроля за действиями местного руководства со стороны прессы. Опасность информационного монолога также в том, что он эксплуатирует потребительскую ментальность, порождает иллюзии пассивного ожидания. Важнейший жизненный материал, по сути, становится предметом манипулирования, средством укрепления авторитарных амбиций властных структур.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.