Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Осведомленность о торговой марке




 

Осведомленность о торговой марке - это способность покупателя идентифицировать (узнать или вспомнить) торговую марку внутри данной товарной категории в объеме, достаточном для совершения покупки. [4]

Достаточный для совершения покупки объем означает, что:

- в качестве цели коммуникации осведомленность о торговой мар­ке зависит от того, как потребитель «пришел» к решению о покупке. Качественное определение осведомленности зависит от способа принятия решения - требует ли решение узнавания марки или припоминания имени. Тип же решения луч­ше всего определяется при помощи поведенческой модели и определения ролей участников процесса покупки;

- различие между узнаванием и припоминанием торговой марки обусловливает и разное отношение к осведомленности о марке как цели коммуникации.

Первый эффект коммуникации - потребность в товарной категории, является факультативной целью коммуникации, поскольку иногда ею можно пренебречь. Второй - осведомленность о марке - имеет другой характер. Осведомленность о торговой марке, будь то узнавание или припоминание, следует рассматривать в качестве универсальной цели ком­муникации, то есть цели, обязательной для всех рекламных кампаний. Могут последовать возражения, что некоторые целевые аудитории настолько хорошо осведомлены о торговой марке, что осведомленность как цель коммуникации может быть проигнорирована. Однако в пользу универсальности осведомленности, как цели коммуникации говорит следующее. Во-первых, даже в тех случаях, когда из содержания рекламного воздействия нет возможности определить производителя марки, само упоминание товара, его марки, или еще чего-то, с ним связанного уже, даже без осознания со стороны рекламодателя, связано с тем, чтобы поддержать, или напомнить, восстановить в памяти потребителя, осведомленность о ней. Во-вторых, этот эффект коммуникации отличается относительной уязвимостью. Некая торго­вая марка может с легкостью выскользнуть из поля зрения покупателя, если число контактов с соответствующей рекламой недостаточно.

Через достижение эффекта осведомленности о торговой марке создаются предпосылки для третьего эффекта – отношения к марке («матрешечный эффект). Это означает, что осведом­ленность о торговой марке, как универсальная коммуникативная цель, предшествует отношению к марке, как другой универсальной цели комму­никации. Ведь практически невозможно создать отношение к торговой марке, не создав предварительно осведомленности. Благодаря осве­домленности торговая марка становится «кандидатом в покупки». Манипулируя осведомленностью, не влияя при этом на отношение, можно сузить или расширить выбор торговой марки.

Многие специалисты по маркетингу полагают, что осведомленность о торговой марке значима не только как предпосылка отношения, но обладает собственной ценностью. Одна из характеристик «сильной» марки - ее большие заметностъ и вспоминаемость (обычно ее вспоминают первой) по сравнению с другими марками. Не забывая о статусе осведомленности как необходимой предпосылке отношения, следует говорить и о собственно «осведомленности о торговой марке».

Поведение покупателя связано с выбором. То, каким образом мыслит в процессе выбора покупатель, делает возможным проявление эффекта осведомленности либо как припоминание марки (связан с марочным названием), либо, как узнавание марки (связан с марочным знаком) – до совершения покупки требуется вспомнить марку; в момент совершения покупки требуется узнать марку.

Выбор марки, основанный на узнавании, характерен для многих ситуаций по­купки потребительских продуктов и некоторых ситуаций покупки промышлен­ных продуктов. Выбор марки, основанный на припоминании, в равной степени характерен для ситуаций покупки потребительских и промышленных продуктов.

Кроме того, бывают ситуации так называемой «логически вытекающей осве­домленности», когда потребитель сначала вспоминает торговую марку (например, слышал по радио) и только затем узнает ее (увидев в магазине).

Если эффект осведомленности достигнут, то покупатель мысленно связывает узнавание и припоминание торговой марки с потребностью в категории. Эта связь представлена в виде диаграммы на рисунке 15.

Как следует из рисунка 15, узнавание марки, как эффект осведомленности, может происходить двумя путями.

 


 

 

 


Путь 1а. У покупателя существует потребность в товарной категории, но решение о покупке еще не принято, поэтому, ему необходимо помочь в выборе именно нашей марки, то есть сделать ее узнаваемой. Например, при прямой рекламе покупатель сначала видит продукт, а затем решает, есть ли у него потребность в данной катего­рии. Или человек испытывает потребность в определенной товарной категории, но осознание потребности ведет только к намерению купить товар данной категории - в отношении же торговой марки остаются сомнения.

Путь 1б. Покупатель узнает нашу марку, и только потом решает, существует ли у него вообще потребность в этой товарной категории. Самым характерным примером являются так назы­ваемые импульсивные покупки - желание купить продукт определенной марки или даже категории появляется у покупателя только при встрече с торговой маркой.

Когда покупателю, имеющему пока только потребность в категории, приходится делать выбор между марками, о которых он думал до похода в магазин, и увиденными в магазине, целью коммуникации стано­вятся припоминание торговой марки (стрелка 2). Поэтому, прежде всего, должна возникнуть потребность в товарной категории. Например, на предприятии, занимающемся выпуском мебели, на следующей неделе приступят к использованию страхового запаса фурнитуры. Эта потребность в категории заставляет менеджеров отдела снабжения «припоминать» возможных поставщиков.

Узнавание, ускоренное припоминанием (стрелка 3). Сначала возникает потребность в товарной категории, далее следует припоминание торговой марки, затем - узнава­ние марки. Например, вы хотите сменить марку одеколона, но для этого требуется найти нужную марку в универмаге или парфюмерном магазине.

Таким образом, узнавание и припоминание торговой марки можно усилить путем осведомленности. При этом осведомленность о торговой марке является жизненно важной целью, так как именно она стимулирует выбор покупателя. Пренебречь осведомленностью нельзя, ее не может быть «слишком много», а узнавание и припоминание не могут выступать в качестве альтернативных стратегий.

В подавляющем большинстве случаев узна­вание марки - это визуальный процесс, требу­ющий механического запоминания изображения, но если потребность в категории неочевидна, то необходимы также вербальные парные ассоциа­ции. Следовательно, в рекламе нужно показать упаковку продукта или логотип услуги, а в рекламе новых продуктов важно передать точный цвет упаковки. Более всего узнаванию способствуют крупные планы упаковки и логотипов в телерекламе и печатных цветных рекламных объявлениях. Реклама может существенно повышать узнаваемость торговой марки. По оцен­кам исследователей, без рекламы уровень узнавания новой марки за 3 месяца распространения будет, равняться 18 %. А при наличии рекламы узнаваемость новинки повышается до 60 %.

Если говорить о конкретной торговой марке, то сделать ее припоминаемой - трудная задача, так как включает не только увеличение уровня припоминаемости, но поддержание этого уровня.

Торговая марка может войти или не войти в набор припоминаемых марок будущего покупателя, а может оказаться одной из первых пришедших на ум. Припоминание торговой марки - это почти всегда вербальный процесс, то есть в ответ на возникновение потребности человек вспоминает название марки. Припоминание требует парных ассоциаций: с помощью рекламы потребность в категории совмещается с названием марки (именем рекламодателя). Поэтому для повышения запоминаемости марки важно не просто повторять в рекламе ее название, а воспроизводить ассоциативную связь между данным названием и потребностью в категории. Неудачными оказываются именно те рекламные слоганы и джинглы (стихотворные лозунги), которые не способствуют запоминанию имени торговой марки. Но слоганы, неудачные с точки зрения припоминания, тем не менее, могут подходить для целей позиционирования торговой марки.

Как результат связи потребности в категории с товарным знаком припомина­ние может быть достигнуто с помощью любых средств рекламы, так как это вербальный феномен. Но одни средства информации больше соответствуют целям припоминания, чем другие, поскольку способны обеспечить больше контактов потребителя с рекламой. В любом случае, для запоминания необходимо частое повторение ассоциации потребности с названием марки.

Для достижения цели коммуникации «осведомленность о торговой марке» важно одновременное повышение узнаваемости и припоминаемости. В отличие от ситуации узнавания, когда рекла­модатель надеется, что покупатель, возможно, заметит и узнает его марку, в дан­ном случае стоит задача поощрить покупателя сначала вспомнить название марки, а затем найти и узнать марку в месте покупки.

Но достичь такой «двойной» цели очень трудно. К тому же это самая дорогосто­ящая стратегия, поскольку она требует дополнительной рекламы и мер стимулиро­вания. Поэтому менеджер, выбирая двойную цель, должен быть уверен в целесооб­разности такого шага.

Узнавание, ускоренное припоминанием, - цель не только труднодостижимая и требующая больших затрат, но и весьма привлекательная для тех марок, которые, по замыслу рекламодателя, должны быть легко узнаваемы среди множества других марок, выставленных на прилавках магазинов. Дело в том, что узнаваемость, осно­ванная на припоминании, намного превосходит «чистое» узнавание. В отношении многих товарных категорий покупатели ведут так называемый направленный поиск, основанный на их лояльности конкретным торговым маркам - в ответ на возникшую потребность человек сначала вспо­минает, а затем и узнает торговую марку (стрелка 3 на рисунке 15).

Цель «двойная осведомленность» преследуется в следующих ситуациях (пред­полагается, что надо сделать марку легко отличаемой от множества других, вы­ставленных в месте покупки):

- когда речь идет о новой торговой марке или о давно существующей марке, ориентиро­ванной на новую аудиторию. В данном случае рекомендуется отвести на рекламу больше времени или места;

- когда рекламодатель хочет лояльных потребителей устойчивой конкурирую­щей марки скло­нить к своей.

В общем случае, эту цель коммуникации можно определить исходя из того, каким образом потребитель делает выбор марки (таблица 15).

 

Таблица 15

Осведомленность о торговой марке как цель коммуникации

Способ выбора марки Цель коммуникации
В месте покупки Узнавание
Предварительный Припоминание
Предварительный выбор должен быть подкреплен в месте покупки Узнавание, усиленное припоминанием

 

Осведомленность о торговой марке тесно связана с потребностью в товарной категории. Рекламодателю необязательно поощрять человека быть осведомленным о марке, но обязательно побудить его купить марку.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 2063; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.