Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды правоотношений. 1. Правоотношения, возникающие в области поиска, получения и потребления информации (например, правоотношения




 

1. Правоотношения, возникающие в области поиска, получения и потребления информации (например, правоотношения, регулируемые ст. 29 Конституции РФ).

2. Информация, связанная с производством и распределением исходной и производной информации (правоотношения в сфере СМИ, авторские права в гражданском праве).

3. Информация в области формирования информационных ресурсов и предоставления информационных услуг (например, правоотношения, регулируемые Законом об обязательном экземпляре документа[28], Законом о библиотечном деле[29], Законом об архивном деле в Российской Федерации[30]).

4. Правоотношения в области создания и применения информационных технологий, их сетей и средств их обеспечения (например, право на создание информационных сетей, обязанность заключения договоров на создание таких объектов для государственных нужд).

5. Информация в области обеспечения информационной безопасности (например, право на защиту личной жизни, информации от несанкционированного доступа, защита различных видов тайны).

Кроме того, по степени конкретизации и субъектному составу можно выделить следующие информационные правоотношения: абсолютные, относительные и общерегулятивные. В абсолютных точно определена лишь одна сторона (например, собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств обеспечения, которому противостоят все те, кто с ним соприкасается или может соприкоснуться и которые обязаны уважать это его право), и в этом смысле право собственности есть право абсолютное. В относительных строго определены обе стороны (например, учредитель средства массовой информации и главный редактор этого же СМИ: они в соответствии с требованиями закона обязаны заключить между собой договор и утвердить устав редакции СМИ)[31]. Общерегулятивные правоотношения выражают юридические связи более высокого уровня между государством и гражданами, а также последних между собой по поводу гарантирования и осуществления основных прав и свобод личности, а равно обязанностей. Они возникают, таким образом, на основе норм Конституции, других основополагающих актов и являются базовыми, исходными для отраслевых правоотношений[32]. В нашем случае это гарантированное в ст. 29 ч. 4 Конституции РФ право: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом».

Рассмотрим структуру информационного правоотношения.

Субъекты:

– физические лица;

– юридические лица всех форм собственности;

– органы государственной власти;

– должностные лица;

– общественные организации;

– другие субъекты, признаваемые субъектами права.

Информационное право призвано обеспечить достаточность правового регулирования с учетом специфики субъектов, которые участвуют в правоотношении (использование блокиратора на телевидении от детей).

Объект правоотношений – это те явления (предметы) окружающего мира, на которые направлены субъективные юридические права и обязанности. Объектами правоотношений выступают явления (предметы) материального и духовного мира, т.е., иными словами, разнообразные материальные и нематериальные блага, способные удовлетворять потребности субъектов[33].

Объект информационного права – это все те материальные, духовные и иные социальные блага, явления и процессы, по поводу которых субъекты информационного права вступают в информационно‑правовые отношения, и что является предметом их интересов, прав и обязанностей[34].

Если говорить более определенно, то объектом информационных правоотношений является сама информация в ее многочисленных и многообразных формах, таких, например, как документированная информация: документ, информационные ресурсы, средства обеспечения автоматизированных информационных систем, различные виды конфиденциальной информации.

В информационных правоотношениях основными объектами являются разнообразные информационные ресурсы: печатные издания, газеты, журналы, книги, аудио– и аудиовизуальные материалы, рекламная продукция, компьютерные программы, базы и банки данных, информационные сети и системы, средства связи и т.п. Именно они наиболее часто попадают в поле зрения информационных споров, сделок, договоров.

Поведение субъектов права, их поступки и действия в информационных отношениях также могут быть объектом права. Это может быть, если норма информационного права, регулирующая определенные отношения, закрепляет какие‑либо действия. Например, Федеральный закон «О библиотечном деле» запрещает соответствующим государственным органам и должностным лицам принимать решения, ущемляющие законные интересы библиотек и их пользователей под угрозой обращения в суд (ст. 15).

К особой группе объектов информационного права относят нематериальные блага, т.е. не имеющие экономического содержания и не отделимые от личности их носителя блага и свободы, признанные действующим законодательством.[35]Проявление нематериальных благ в качестве информации возможно в тех случаях, когда необходимо защищать честь, достоинство и личную репутацию гражданина, т.е. об информации, которая искажена и не соответствует личностным качествам данного человека. Нематериальные блага характеризуются двумя признаками: отсутствием материального содержания и неразрывной связью с личностью носителя.

Таким образом, основным объектом правоотношений в информационной сфере является информация в ее многочисленных и многообразных материализованных формах, т.е. информация, находящаяся в гражданском, административном или ином общественном обороте, в зависимости от которой возникают общественные отношения, подлежащие правовому регулированию.

Предмет – само произведение, документ, т.е. информационный продукт (информационная технология). Но в некоторых случаях права и обязанности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 846; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.