Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гештальтпсихология




 

Гештальтпсихология (от нем. gestalt – «образ, форма») – направление в западной психологии, которое возникло в Германии в первой трети XX в., выдвинувшее программу исследования психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам. Гештальтпсихология (Г.) выступила против выдвинутого структурной психологией (В. Вундт, Э. Б. Титченер и др.) принципа разделения сознания на отдельные элементы и построения из них по основам законов ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов. Мысль о том, что внутренняя, системная организация целого обеспечивает свойства и функции составляющих его частей, была применена первоначально к экспериментальному изучению восприятия (преимущественно зрительного). С помощью этого можно изучить ряд важных составляющих восприятия: константность, структурность, зависимость образа предмета («фигуры») от его непосредственного окружения («фона») и др.

При анализе интеллектуального поведения была прослежена роль сенсорного образа в составлении двигательных реакций. Построение этого образа трактовалось особым психическим актом постижения, быстрого схватывания отношений в воспринимаемом поле. Эти положения Г. противопоставила бихевиоризму, который объяснял поведение организма в проблемной ситуации перебором «слепых» двигательных проб, которые случайно приводили к удачному решению. При изучение процессов человеческого мышления основной акцент был сделан на преобразовании («реорганизации», новой «центрировки») познавательных структур, благодаря которому эти процессы приобретают продуктивный характер, который отличает их от формально-логических манипуляций, алгоритмов и т. п. Хотя идеи Г. и полученные ею результаты способствовали развитию знания о психологических процессах (прежде всего категории психического образа), а также привели к утверждению системного подхода, ее идеалистическая методология (восходящая к феменологии) препятствовала научному, причинному анализу этих процессов. Психические «гештальты» и их преобразования трактовались как свойства индивидуального сознания, зависимость которого от предметного мира и деятельности центральной нервной системы представлялась по типу изоморфизма (структурного подобия), являющегося вариантом психофизического параллелизма. Главные представители – немецкие психологи М. Вертхеймер, К. Коффка. Близкие к ней общенаучные позиции принадлежали К. Левину и его школе, которые распространяли принцип системности и идею приоритета целого в меняющихся психических образованиях на мотивацию поведения человека.

Другие представители: К. Гольдштейн – сторонник «холизма» (целостности) в патопсихологии, Ф. Хайдер, который ввел понятие о гештальте в социальную психологию с целью трактования межличностного восприятия и др.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.