Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная психология личности. 1 страница




Вопросы для повторения

1. Межличностные отношения как социально-психологический феномен.

2. Эмоционально-оценочная природа отношений; источники конфликта.

3. Межличностные отношения и стратегии конфликтного взаимодействия.

4. Межличностные отношения и общение; динамика конфликта.

5. Структура, содержание, формы и механизмы общения.

6. Основные стороны процесса общения и их связь с характером совместной деятельности и отношений партнеров по общениюю.

7. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона).

8. Перцептивная сторона общения; ведение переговоров; роль третьих лиц.

9. Интерактивная сторона общения; исходы конфликтного взаимодействия.

 


Тема 5. Личность как предмет социально-психологических исследований. Социально-психологические аспекты социализации.

 

В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считали, что есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй чувств и поведения.

В широком плане личности человек является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Социальное «измерение» личности обуславливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности является социальная роль, выполняемые в различных общностях (семье, школе, группе ровесников) а также субъективное «я», т.е. созданное под влиянием воздействия других представление о себе и отраженное «я», т.е. комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

В основе личности лежит ее структура – связи и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон).

Социальная психология не исследует специально вопрос о социальной обусловленности личности не потому, что этот вопрос не является для нее важным, а потому, что он решается всей психологической наукой и, в первую очередь, общей психологией.

Социальная психология, пользуясь определением личности, которое дает общая психология, выясняет, каким образом, в каких конкретных группах, личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния (через какую из систем ее деятельности), а, с другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместимой деятельности).

Отличие этого подхода от социологического заключается не в том, что для социальной психологии не важно, каким образом в личности представлены социально-типические черты, а в том, что она выявляет, каким образом сформировались эти социально-типические черты, почему в одних условиях формирования личности они проявились в полной мере, а в других возникли какие-то иные социально-типические черты, вопреки принадлежности личности к определенной социальной группе.

Для этого в большей мере, чем в социологических подходах принимается в расчет такие рег-ты поведения и деятельности личности, как вся система межличностных отношений, внутри которой наряду с их деятельностной опосредованностью изучается и эмоциональная регуляция.

От общепсихологических подходов отличается тем, что здесь изучается весь комплекс вопросов социальной деятельности личности, а в общей психологии – нет.

Социальная психология рассматривает поведение и деятельность «социально-детерменированной личности» в конкретных реальных социальных группах, индивидуальный вклад каждой личности в деятельность группы, причины, от которых зависит величина этого вклада в общую деятельность. Точнее, изучаются два ряда таких причин: коренящихся в характере и уровне развития тех групп, в которых личность действует и коренящихся в самой личности, например, в условиях ее социализации.

Т.о. для социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой (не просто личности в группе, а именно результат, который получается от взаимоотношения личности с конкретной группой)

Социально-психологические теории личности. Существуют различные социально-психологические теории личности: американские, европейские, восточные, отечественные. Из их числа можно выделить психодинамические, бихевиористские, когнитивные, гуманистические, ролевые теории личности, теорию Маслоу о самоактуализации «Я», теории зеркального «Я» («Я-концепцию»), экзистенциальные.

Среди отечественных социально-психологических теорий личности можно выделить: теорию отношений В.Н. Мясищева, теорию установки Д.Н. Узнадзе, диспозиционную теорию личности, структуру личности К.К. Платонова, теорию интегральной индивидуальности.

Эти теории позволяют говорить о личности не только как об индивидуальном, но и как о типичном социально-психологическом явлении.

В последнее время активно разрабатывается акмеологический подход к изучению личности (акме – вершина в развитии взрослого человека). В разработку данного понимания личности внесли вклад и такие психологи, как К.А. Абульханова, А.Г. Асмолов, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина А.Н. Леонтьев и др.

Одним из важных направлений социально-психологического анализа типов личности, в частности поведения в обществе, является сравнение по параметру отношений одних людей к другим. Американский психолог А. Маслоу в своих работах о самоактуализации «Я» неоднократно подчеркивал, что один человек может относиться к другому как к самому себе, а этот другой может воспринимать окружающих его людей так же, как он воспринимает вещи, и соответственно с ними обращаться.

Конкретизировав это утверждение А. Маслоу, американский ученый Э. Шостром назвал первый тип личности актуализатором, а второй - манипулятором. Исследуя психические свойства, которые проявляют как в деловом, так и в межличностном общении актуализаторы, с одной стороны, и манипулятор – с другой, Э. Шостром обнаружил у первых честность и искренность во взаимоотношениях с людьми, устойчиво проявляемый интерес к ним, самостоятельность и открытость в выражении своей позиции, веру в себя и в тех, с кем они общаются. У вторых он нашел тщательно маскируемую фальшь при контактах с людьми, имитацию переживаний при фактическом равнодушии к людям, намеренную расчетливость в подборе средств воздействия на них и тщательно скрываемый цинизм по отношению к основным ценностям жизни и культуры.

Не отрицая существования в жизни социально-психологических типов личности, которые в одних ситуациях ведут себя как актуализаторы, а в других – как манипуляторы, Э. Шостром оценивает ярко выраженных актуализаторов как цельных, самобытных людей. Манипуляторы, по его мнению, загоняют свою самобытность вглубь и повторяют, копируют, тиражируют чьи-то поведенческие модели. Сравнивая между собой манипуляторов, взявших на вооружение такие модели, он выявил различия между ними, затрагивающие характерное для каждого из них отношение как к себе, так и к другим людям, а главное – форму выражения данного отношения в повседневном поведении. Исходя из этого, Э. Шостром выделил восемь разновидностей манипуляторов, которые обозначил как «диктатор», «тряпка», «калькулятор», «прилипала», «хулиган», «славный парень», «судья», «защитник».

Для первого, по наблюдениям Э. Шострома, в общении с людьми характерна откровенно силовая манера поведения, для второго – кажущаяся бесконечная игра в поддавки, для третьего – холодная расчетливость, для четвертого – имитация беззащитности и постоянной нужды в опеке, для пятого – терроризирование окружающих в своих интересах, для шестого – разыгрывание «своего в доску» человека, для седьмого – демонстрация по отношению к объектам манипуляции обвинительной позиции, для восьмого –лицемерное разыгрывание роли их защитника, но с целью получения желаемого от них.

Представляется, что описание основных характеристик актуализаторов и манипуляторов Э. Шострома применимо и к нашей действительности. Выдающийся немецко-американский психолог Э. Фромм еще в 50-е годы XX в. утверждал, что при нацеленности общества на рынок знаний потребителя манипулирование им становится первостепенной задачей момента. По мнению Фромма, из манипулирования рынком логически вытекает желание манипулировать людьми. Принадлежность каждого из них к той или иной группе требует поведения, которое в обществе считается само собой разумеющимся, так сказать, социально нормальным для представителя данной группы – мужчины, учителя, мужа, отца и т.д. Демонстрируя такое поведение, человек постоянно выступает как носитель социальной роли или одновременно нескольких социальных ролей. Социолог И. С. Кон, конкретизируя это положение, пишет: «Принадлежность индивида к группе выражается в определенных функциях (ролях), в которых фиксируются его обязанности и права по отно­шению к группе. Ожидания, определяющие общие контуры социальной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида: они даются ему как нечто внешнее, более или менее обязательное, и их субъектом является не индивид, а общество или какая-то конкретная социальная группа» (Кон И.С., 1967. С. 23).

Любая социальная роль не предполагает, абсолютно одинаковых для всех поведенческих стереотипов при ее осуществлении. Она всегда оставляет для исполнителя возможность проявить свою индивидуальность. Вследствие этого социальные отношения становятся межличностными или, как их назвал В. Н.Мясищев, психологическими.

Психоаналитический подход к пониманию личности. Австрийский психиатр Зигмунд Фрейд, родоначальник психоанализа, оказал революционизирующее влияние на всю психотера пию и психиатрию. Можно сказать, что он открыл новую эпоху в этих науках и оказал огромное влияние на всю западную культуру. 3. Фрейд был последовательным детерминистом, и считал, что все в душевной жизни имеет свою причину, каждое душевное со бытие вызывается сознательным или бессознательным намерени ем и определяется предшествующими событиями. Главная его за слуга в том, что он впервые ввел в науку понятие бессознательного и создал методы работы с неосознаваемыми мотивами.

Он выделил три сферы психического: сознание, предсознание и бессознательное. Именно в бессознательном находятся основны детерминанты личности - психическая энергия, побуждения и инстинкты. Существует два основных инстинкта: либидо, или стремление к сексуальному удовлетворению, и инстинкт агрессии – стремления к смерти. В структуре личности, по Фрейду, существуют также три основных компонента: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго). Нет точного соотнесения между уровнями сознания и компонентами личности, но что касается Ид, то эта основная первоначальная и центральная часть личности почти целиком бессознательна. Она включает в себя психические формы, которы никогда не были сознательными, и те, которые оказались неприемлемыми для сознания и были вытеснены из него. Ид не знает ценностей, добра и зла, не знает морали.

Я (Эго), с одной стороны, следует бессознательным инстинктам, а с другой – подчиняется требованиям реальности. Эта часть] личности отвечает за произвольное поведение, может контролировать и подавлять инстинкты, стремится к ослаблению напряжения и усилению удовольствия.

Сверх-Я развивается из Эго и служит хранилищем моральных установлений, норм поведения, является судьей и цензором деятельности и мыслей Эго. Мотивы, мысли и т.д., не соответствующие нормам, предъявляемым Сверх-Я, вытесняются в область бессознательного или предсознания.

Предложенное Фрейдом понятие вытеснения или подавлени нежелательных с точки зрения Сверх-Я мотивов в том или ином виде используется практически в любом современном направле нии психотерапии. Для того чтобы вытесненный материал не проник снова в сознание, «Я» использует разнообразные способы защиты. Фрейд указывал в основном на такие формы защиты, как рационализация, сублимация, проекция и избегание.

Однако несмотря на наличие защиты, вытесненные желания (в основном они связаны с сексуальными переживаниями) прорыва­ются в сознание в форме сновидений, фантазий, «случайных» оговорок, неожиданных для самого себя действий и т.п. Подавленные мотивы продолжают действовать и существенным образом влияют на поведение человека. Более того, они усиливаются и уходят из-под контроля сознания.

Когда сильный, но подавленный мотив прорывается в сознание, человек может впасть в истерический припадок или у него появятся другие невротические реакции. По Фрейду, причины любого невроза кроются в воспоминаниях о той или иной травмирующей ситуации, связанной обычно с сексуальными чувствами, неприемлемыми с позиций моральных установлений. Например, известны случаи истерии у девушек, связанные с сексуальными посягательствами со стороны отца.

Огромное значение Фрейд придавал детским сексуальным переживаниям. Общеизвестен предложенный им комплекс Эдипа, основу которого составляет запретная любовь мальчика к собственной матери и отсюда ненависть к собственному отцу. В своем психосексуальном развитии человек проходит различные фазы, которые Фрейд подробно рассматривал в контексте формирования характера и будущих психологических проблем индивида. «Застревание» на одной из этих фаз (оральной, анальной, фаллической и генитальной) может сохраняться в бессознательной форме и во взрослом состоянии.

Во всех случаях невротических расстройств оказывается, что либидозная энергия «неверно» привязана (катектирована) к образу той или иной личности, идеи или вещи. Психоанализ помогает освободить неверно катектированную энергию, которая может быть использована более позитивно.

Швейцарский ученый Карл. Юнг предложил идею существования наряду с индивидуальным бессознательным коллективного бессознательного, содержанием которого являются так называемые архетипы, т.е. некие общие формы мысленных представлений, наполняемые в ходе индивидуальной жизни личным эмоциональным и образным содержанием. Коллективное бессознательное существует в мыслях каждого отдельного индивида, коллективное оно потому, что является одинаковым у многих людей и тем самым объединяет их в народы, нации и человечество в целом. Архетипами содержание коллективного бессознательного называется потому, что это идущие из древних времен формы психических реалий, отражаемые в мифологии того или иного народа, а также потому, что они носят достаточно обобщенный, абстрактный характер, конкретизирующийся в индивидуальной жизни человека. Например, архетип матери имеет некоторые обобщенные черты данного народа, отличные от черт, приписываемых матери других народов. Есть и более обобщенный архетип матери – один и тот же для всего человечества. В жизни индивида он наполняется конкретным эмоциональным и образным содержанием, связанным с взаимоотношениями с собственной матерью.

Юнг выделяет несколько основных для понимания структуры личности архетипов: Персона, Эго, Тень, Анима и Анимус, Самость. Персона –- это то, какими мы представляем себя миру: характер, который мы принимаем, наши социальные роли, одежда, которую мы предпочитаем носить, индивидуальный стиль выражения. Эго – центр сознания, он создает ощущение последовательно­сти и направления в нашей сознательной жизни. Тень – центр личного бессознательного, в котором сосредоточен материал, вытесненный из сознания. Он включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, которые отрицаются индивидом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам. Анима и Анимус – идеальные бессознательные структуры, отражающие представление соответственно о женственности и мужественности. Все отношения с противоположным полом находятся под влиянием этих архетипов. Самость – центральный архетип порядка и целостности личности. По Юнгу, сознание и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга, образуя целост­ность, которая и есть самость. С точки зрения Юнга, архетипом является и знаменитый эдипов комплекс, не случайно нашедший свое отражение в древней мифологии.

Другой известнейшей идеей Юнга было понятие об интроверсии и экстраверсии, характеризующих человека, чья энергия преимущественно направлена либо к внутреннему, либо к внешнему миру. Никто не является чистым интровертом или экстравертом, однако каждый индивид более склонен к одной из этих ориентаций.

Основные принципы австрийского врача-психиатра Альфреда Адлера – холизм (целостность), единство индивидуального стиля жизни, социальный интерес или общественное чувство и направленность поведения на достижение цели. Адлер утверждал, что цели и ожидания больше влияют на поведение человека, чем прошлый опыт, и действия каждого мотивированы прежде всего целями превосходства и овладения средой.

А.Адлер ввел термин «комплекс неполноценности», полагая, что все дети испытывают чувство неполноценности вследствие малых физических размеров и недостатка сил и возможностей. Чувство неполноценности вызывает стремление к превосходст­ву, которое направляет помыслы и действия к «цели победы». Ад­лер подчеркивал важность в жизни человека агрессии и борьбы за власть. Однако агрессию он понимал не как стремление к уничтожению, а как сильную инициативу в преодолении препятствий. Позже Адлер рассматривал агрессию и волю к власти как проявления более общего мотива – стремления к превосходству и само­совершенствованию, побуждения улучшать себя, развивать свои способности и свою потенциальность.

Цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если она предполагает общественные заботы и заинтересованность в благополучии других, то можно говорить о конструктивном и здоровом развитии индивида. Это выражается в стремлении к росту, к развитию умений и способностей, к работе ради более совершенной жизни. Однако некоторые люди борются; за личное превосходство, они стремятся господствовать над другими, унижать их, а не становиться полезными другим. По Адлеру, борьба за личное превосходство – невротическое извращение, результат сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса.

Самосовершенствование невозможно без формирования конкретных жизненных целей. Процесс этот начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, небезопасности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Например, многие врачи избрали свою профессию в детстве как средство справиться с ощущением опасности и страхом смерти. У невротика всегда имеется весьма значительное расхождение между сознательными целями и бессознательными (играющими роль защит), которые вращаются вокруг фантазий личного превосходства и самопочитания. Каждый человек выбирает свой жизненный стиль, уникальный способ следования своей жизненной цели. Кажущиеся не висимыми друг от друга привычки и особенности поведения приобретают единство в контексте жизни и целей индивида, так и психологические и эмоциональные проблемы не могут рассматриваться изолированно, они включены в общий стиль жизни. *

А.Адлер подчеркивал творческий, активный характер личнсти в формировании собственной жизни, а также социальный характер человеческого поведения. Он говорил о чувстве общности, ощущении родства со всем человечеством. Одним из важнейших аспектов общественного чувства является развитие кооперативного поведения. Адлер полагал, что только посредством сотрудничества с другими мы можем преодолеть нашу действительную неполноценность или чувство неполноценности. Конструктивное стремление к совершенству плюс сильное общест венное чувство и кооперация – основные черты здорового индивида.

Бихевиористский подход к пониманию личности. Слово «бихевиоризм» происходит от английского behaviour -поведение. Бихевиоризм использует для объяснения поведения двг основных понятия: стимул (S) и реакция (R), сознание и прочие субъективные понятия отрицаются. Сторонники бихевиоризмг стремятся иметь дело только с наблюдаемыми фактами. В этом смысле поведение, каким бы сложным оно ни было, может исследоваться как и любой другой наблюдаемый феномен.

Американский психолог, лидер бихевиоризма Б. Скиннер рассматривает личность как изолированную самость, которой нет места в научном анализе поведения. Личность определяется им как сумма паттернов поведения. Паттерном поведения называется некоторая целостная совокупность поведенческих реакций. Различные ситуации вызывают различные паттерны реакций. Каждая индивидуальная реакция основана исключительно на предыдущем опыте и генетической истории.

Если И. Павлов открыл механизм образования условных реакций при сочетании безусловного рефлекса с некоторым условным сигналом, то Б. Скиннер существенно расширил эту схему, предложив модель так называемого оперантного обусловливания – награждения за желаемые и наказания за нежелательные реакции. Подкрепляющий стимул дается после получения желаемых реакций, что способствует их закреплению и повторению. Наказание (или негативный подкрепляющий стимул) уменьшает вероятность определенных реакций. Позитивные и негативные подкрепляющие стимулы регулируют поведение и управляют им.

Первичные подкрепители – прямые физические вознаграждения. Вторичные подкрепители – нейтральные стимулы, которые ассоциируются с первичными подкрепителями, так что сами начинают действовать как награды. Деньги или обещание денег – один из примеров вторичного подкрепления.

Автономный человек, свобода, достоинство, творчество, с точки зрения Б. Скиннера, – только фикции, также он отрицает спонтанность поведения и его источники, лежащие вне жизненного опыта. Скиннера больше интересует управление поведением, чем его предсказание. Он считает, что «мы не можем принимать мудрые решения, если мы продолжаем притворяться, что человеческое поведение неуправляемо, или если мы отказываемся заниматься управлением, когда могут быть достигнуты ценные результаты. Такие меры только ослабляют нас, оставляя силу науки в руках других. Первый шаг к защите от тирании – это максимально возможное обнаружение техники управления...»

Понимание личности с позиций гуманистической психологии. Позитивные силы, направленные на здоровье и рост, естест­венным образом присущи организму. Основатель гуманистической психологии К.Роджерс полагал, что в каждом из нас есть стремление стать компетентным и способным настолько, насколько это возможно для нас биологически.

Решающую роль в жизни и развитии человека играет его представление о самом себе, его «Я-концепция». Человек, по Роджерсу, склонен поступать в соответствии с тем, что он сам о себе думает, тем более что он не может судить о том, каков он «на самом деле». Не существует объективного образа самого себя, который может быть использован в качестве эталона. Однако есть актуальный жизненный опыт, который может противоречить сложившейся «Я-концепции». И тогда возникает, по Роджерсу, неконгруэнтность (несоответствие, противоречие) между представлением о себе и актуальным опытом. Это несоответствие может быть разрешено либо путем изменения поведения, ведущего к изменению актуального опыта, либо путем модификации представления о себе. Роджерс постулирует естественное стремление к разрешению этого внутреннего конфликта позитивным образом. Он убежден, что тенденция к здоровью усиливается благодаря межличностным отно­шениям, в которых один из участников свободен от неконгруэнтности, способен к самокорректировке. Принятие самости - предпосылка к более подлинному и более легкому принятию других. В то же время быть принятым другими – возможность с большей готовностью принять себя. Такой цикл самокорректировки и усиления себя – основной способ личностного роста.

А. Маслоу – один из основателей гуманистической психологии – всю свою работу связывал с проблемами личностного роста и развития. Он внес значительный теоретический и практический вклад в создание альтернативы бихевиоризму и психоанализу, фактически отрицавших творчество, любовь, альтруизм и другие великие ценности человечества. Он считал, что психоанализ З.Фрейда представляет нам больную часть психики, которую надо дополнить ее здоровой частью. Центральным понятием для гуманистической психологии является самоактуализация.

А. Маслоу начал с изучения выдающихся людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми и творческими. В этот список попали.Авраам Линкольн, Томас Джеферсон, Альберт Эйнштейн, Франклин Рузвельт, Альберт Швейцер и др. А. Маслоу называет следующие характеристики самоактуализирующейся личности:

1. Эффективное восприятие реальности и комфортное отношение к ней.

2. Принятие себя, других, природы.

3. Спонтанность, простота, естественность.

4. Центрированность на задаче (в отличие от центрированно­сти на себе).

5. Некоторая отъединенность и потребность в уединении.

6. Автономия, независимость от культуры и среды.

7. Постоянная свежесть оценки.

8. Межличностность и опыт высших состояний.

9. Чувство сопричастности, единение с другими.

10. Более глубокие межличностные отношения.

11. Демократическая структура характера.

12. Различение средств и целей, добра и зла.

13. Философское невраждебное чувство юмора.

14. Самоактуализирующееся творчество.

А. Маслоу отмечал, что самоактуализирующиеся личности отнюдь не совершенны, они тоже могут испытывать досаду, раздражение, быть вздорными, эгоцентричными, злыми или переживать депрессию. Самоактуализация – это не уход от проблем, а движение от проблем кажущихся и простых к проблемам реальным и сложным.

А. Маслоу описывает восемь путей самоактуализации индивида:

1. Полное и беззаветное переживание жизненной ситуации с повышенным сознаванием и интересом.

2. Стремление к личностному росту в каждом жизненном вы­боре, даже если это связано с риском, прежде всего с риском ока­заться в неизвестном.

3. Становиться реальным, существовать фактически, а не толь­ко в потенциале.

4. Честность и принятие ответственности за свои действия. От­веты на возникающие вопросы надо искать внутри себя.

5. Развитие способности «лучшего жизненного выбора», уме­ние верить своим суждениям и интуиции, действовать в соответ­ствии с ними.

6. Развитие своих потенциальных возможностей.

7. Стремление к «пику переживания», когда мы полнее сознаем мир и себя, думаем, действуем и чувствуем ясно и точно.

8. Обнаружение своих «защит» и работа по отказу от них.

Другой кардинальной идеей А. Маслоу была концепция иерар­хии фундаментальных потребностей, которые развиваются от низ­ших к высшим. Это физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.), потребность безопасности, потребность в любви и принад­лежности, потребность в уважении, потребность в самоактуализации.

Понимание личности с точки зрения трансакционного анализа. Немецкий психолог Эрик Берн постулирует три возможных состояния «Я» человека: Родитель, Взрослый и Ребенок. Человек в процессе взаимодействия (трансакции) с другим в каждый момент времени обнаруживает одно из этих состояний. Пояснить это можно так:

1. У каждого человека были родители, и каждый независимо от возраста хранит в себе набор состояний «Я», повторяющих состоя­ния «Я» его родителей (как он их воспринимал).

2. Все люди (не исключая детей) способны на объективную переработку информации при условии, что активизированы соответствующие состояния их «Я». На обыденном языке это звучит так: «В каждом человеке есть Взрослый».

3. Любой человек был раньше ребенком, поэтому несет в себе впечатления прежних лет, которые при определенных условиях могут активизироваться. Можно сказать, что каждый таит в себе маленького мальчика или девочку.

Трансакцией называется единица общения, которая может быть трансакционным стимулом (обращение к другому человеку) или трансакционной реакцией (ответом на это обращение). При ана­лизе трансакций используются специальные диаграммы взаимодействий (Берн Э., 1992). ^

Берн утверждает, что большинство людей в своей жизни в основном занимаются играми, очень мало времени посвящая подлинной жизни, искренней человеческой близости, дающей истинное удовлетворение.

Как правило, игра усваивается в детстве, и в дальнейшем человек не осознает подлинных причин своего поведения, действуя по заранее заданной схеме. Главной неосознаваемой целью игры является пребывание в том или ином состоянии «Я», которое приносит внутреннее удовлетворение, иногда «патологическое». Например, взрослый, привыкший в детстве к критике и наказаниям, получаемым от собственной матери, может и во взрослом состоянии как бы нечаянно совершать поступки, вызывающие на него гнев со стороны женщины (это может быть жена, начальница на работе и т.д.). Это будет приносить ему неосознаваемое удовлетворение от переживания своего детского состояния, оказанного ему, пусть негативного, внимания и испытываемого при этом чувства вины. Эрик Берн (из составил целую картотеку подобных игр, которые часто повторяются в психотерапевтической практике. Для того чтобы выйти на свою проблему и решить ее, необходимо отказаться от игры, игра создана как средство избегания проблемы.

Понимание личности в рамках экзистенциальной психологии. Экзистенциализм - одно из интереснейших и глубоких направ­лений западной философии. Впервые термин «экзистенция» («существование», «сущность») был употреблен С. Кьеркегором, труды которого легли в основу этой философии. Другим источником экзи­стенциализма считается феноменология Э. Гуссерля. Крупнейшими философами-экзистенциалистами являются Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс, М. Хайдеггер. Объектом исследования экзистенциалистов является человек как субъект и его субъективное переживание своего существования. Естественно, что психология и психотерапия XX в. не могли не подвергнуться воздействию этого учения. Представителями экзистенциальной психологии можно считать В. Дильтея, Э. Фромма, В. Франкла. Ф. Перлз считает гештальттерапию ветвью экзистенциальной психотерапии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.