Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические механизмы регуляции социального-поведения личности




Тема 6. Социально-психологические свойства личности.

Вопросы для повторения

1) взаимосвязь личности и общества как ключевая проблема социальной психологии. Специфика социально-психологических подходов к пониманию личности, в отличие от общей психологии и социологии.

2) социально-психологические аспекты психоаналитической интерпретации личности (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм и др.).

3) ролевые теории личности (Дж. Мид, М. Кун, Т. Сарбин, Э. Гоффман, Р. Линтон и др.).

4) концепция личности в гуманистической психологии (К. Роджерс, Г. Олпорт, А.А. Маслоу и др.).

5) системно-деятельный подход к личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Руб-н, Ж. Политцер, Л. Сэв, К.А. Абульханова и др.).

6) понятие социализации. Общая характеристика институтов и механизмов социализации

7) процесс социализации. Подходы к определению основных этапов социализации.

8) процесс социализации в отрочестве и зрелом возрасте

9) социально-психологические особенности процесса старения.

 

 

 

Результат воздействия на личность со стороны других людей (общностей) зависит не только от особенностей последних, но и от того, какие отношения уже успела «нажить» эта личность, какие ее потребности, интересы, склонности стоят за этими отношениями, а также отвечают ли эти люди своими характеристиками потребностям, интересам, склонностям личности. Именно этот последний параметр преимущественно определяет знак и величину субъективной значимости другого человека или общности для личности, результат их влияния на нее.

Понятно, что результат влияния названных факторов, который оценивается такими показателями, как характер (содержание), широта, глубина, устойчивость, действенность, не может быть одинаковым для всех людей. Если человек, с которым у личности постоянные контакты, или общность, в которую он входит, для него положительно значимы и очень авторитетны, то, по исследованию Е. Б. Старовойтенко, они сильнейшим образом воздействуют на внутреннее становление личности, на ее самодвижение и появление в ней новых ценностных доминант. Влияние, исходящее от авторитетных и значимых для личности людей (общностей), побуждая личность к самоанализу и саморефлексии, позволяет видеть себя не только в настоящем, но и в будущем, выстраивать и осуществлять программы движения к этому будущему.

Приобретая в своем развитии большую или меньшую автономность и выходя на более высокий уровень социально-психологической зрелости, личность может перерастать те или иные общности, членом которых она до этого была, осуществлять поиск общностей и создавать такие, которые своими характеристиками отвечали бы ее возросшим запросам.

В результате воздействия личности на личность или общности на личность продвижение последней не всегда происходит по прогрессивному пути развития. Ведь ее потребности, интересы и склонности могут носить и негативный характер, и тогда она испытывает тяготение к людям (общностям), подобным себе. Таким образом, отношению личности к воздействиям извне присущи избирательность и, как правило, нешаблонный характер познавательных, эмоциональных и поведенческих ответов на них.

Содержание деятельности людей либо в целом, либо в отдельных ее компонентах, как правило, в разной степени адекватно свойственным им характеристикам. Обусловлено это широким социально-культурным контекстом, в котором протекает жизнь людей, обменом между ними различными видами деятельности. При этом человек накапливает о себе впечатления, которые помо­гают ему ответить на вопросы: «Кто я есть?», «Почему я такой?», «Чего я могу и должен достичь и каким образом?»

Более глубокое проникновение в «Я-концепцию» позволяет; обнаружить в ней, с одной стороны, «Я» реальное (то, как человек отображает себя, относится к себе и обращается с собой), с другой -идеальное «Я» (каким бы он хотел стать, ориентируясь на моральные нормы), динамическое «Я» (каким он стремится и старается стать), фантастическое «Я» (каким бы он желал стать, если бы это, оказалось возможным при особенно благоприятных условиях). Следует отметить, что люди очень сильно отличаются друг от друга «расстояниями», разделяющими их реальное, идеальное, дина­мическое и фантастическое «Я». Впрочем, столь же сильно они отличаются друг от друга степенью доминирования их «Я» над другими - «Ты» и «Вы» - в ситуациях взаимодействия и принятия! совместных решений.

Рассматривая характеристики «Я», нельзя также не заметить, что у одних людей их «Я» обладает большей автономностью по отношению к воздействиям извне и большей способностью отстра­няться от переживаний, которые у них возникают в ответ на эти воздействия. У других их «Я» плохо или совсем не дистанцируете: от этих переживаний. В результате у первых налицо способность i саморегуляции и самоконтролю, у вторых же эта способность вы ражена очень слабо или совсем отсутствует [5].

Социально-психологические свойства личности приобретаются и проявляются в зависимости от ее когнитивного стиля и когнитивной сложности.

Когнитивный стиль – это относительно устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов субъекта, которые отражаются в используемых им познавательных стратегиях. С точки зрения исследователя – это совокупность частных познавательных установок или видов контроля, которые можно определять набором специально подобранных тестов. В качестве показателей индивидуальных различий в познавательной деятельности могут рассматриваться и другие виды когнитивного стиля, например, когнитивная сложность, а так же содержание мотивов, ценностных ориентаций личности, которые порождают и обусловливают когнитивный стиль.

Когнитивная сложность – это психологическая характеристика познавательной сферы человека. Когнитивная сложность определяется количеством оснований классификации, которыми сознательно или неосознанно пользуется субъект при выделении объектов какой-либо содержательной области.

Сознание человека неоднородно и в различных областях может характеризоваться разной когнитивной сложностью, в зависимости от размерности субъективного семантического пространства, эпизодической и семантической памяти. Семантическое пространство – это модель категориальной структуры индивидуального сознания, на основе которой осуществляется классификация каких-либо объектов путем анализа их значений.

Экспериментально доказано, что существует зависимость между когнитивной сложностью и спосбностью человека анализировать окружающий мир.Люди с большей когнитивной сложностью легче интегрируют данные восприятия (даже при наличии противоречивых свойств у объектов), то есть, совершают меньшее число ошибок,чем люди, обладающие меньшей когнитивной сложностью («когнитивно простые»), при решении такой же задачи.

Когнитивная сложность имеет огромное значение в межличностных отношениях, в общении, когда люди выступают одновременно и как субъекты, и как объекты восприятия. Характер процесса общения во многом зависит от соотношения когнитивно сложных и когнитивно простых членов группы. Если в совместной деятельности или общении сталкиваются люди с различной когнитивной сложностью, их взаимопонимание может быть затруднено: один видит все в черно-белом цвете и судит обо всем категорично, другой тоньше чувствует оттенки, многообразие тонов и может не воспринимать оценок первого.

Так, в образовательном пространстве школы трудности взаимодействия педагога и психолога в совместной деятельности обусловлены принципиальными различиями в их профессиональной ментальности. Иссследования Д.В.Обориной показали, что профессиональная ментальность, включающая профессиональные мотивы, ценностные ориентации и социальные установки обусловлена разной когнитивной сложностью педагогов и психологов. В частности, установка по отношению к ученику учителя и психолога различна: безоценочые представления об ученике обусловлены высокой когнитивной сложностью восприятия психолога. У педагога оценочное отношение к ученику вызвано низкой когнитивной сложностью восприятия.

Человек может иметь когнитивную сложность двух измерений: внутреннего мира и воспрятия внешнего мира. То есть, можно выделить четыре группы людей: 1) с внешне легким и внутренне простым жизненным миром, 2) с внешне трудным и внутренне простым жизненным миром, 3) с внутренне сложным и внешне легким жизненным миром, 4) с внутреннесложным и внешне трудным жизненным миром. Конфигурация общения и взаимодействия зависит от этих сочетаний и от того, как сама группа воздействует и может ли воздействовать на формирование когнитивной сложности.

Коммуникативные свойства личности, проявляющиеся в общении, связаны с результатами исследований социально-психологического тренинга. К ним относятся, в частности, коммуникативная компетентность, коммуникабельность, закрытость в общении.

Коммуникативная компетентность (компетентность в общении) предполагает адекватную ориентацию человека в себе самом, собственном психологическом потенциале, в ситуации и задаче, в психологическом потенциале партнера в служебно-деловом и интимно-личностном общении. Компетентность в общении проявляется в готовности и умении строить контакт на разной психологической дистанции – и отстраненной, и близкой, независимо от характера партнера и своеобразия ситуации. В исследовании коммуникативной компетентности различаются бихевиористская и гуманистическая позиции.

В бихевиористской – акцентируется внимание на богатстве поведенческого репертуара, которое оценивается в качестве показателя, эквивалента коммуникативной компетентности.

В гуманистической – соответствующий гуманистический, ценностный потенциал личности.

В развитии коммуникативной компетентности различают нормативную и личностно-творческую тенденции в общении. Нормативная связана с усвоением социально заданных эталонов; личностно-творческая предполагает конструирование норм в ходе общения, исходя из ориентации участников в ситуации, в себе, в партнере.

В целом, в современной коммуникативной практике наметился крен в сторону ослабления нормативного начала и усиления творческого, личностного начала.

Коммуникабельность – это социально-психологическая черта личности, отражающая способность к товарищескому общению с другими людьми. Хотя коммуникабельность и не врожденная черта, формируется в процессе групповой жизни и деятельности человека, его биологические и физиологические задатки и наклонности могут существенно влиять на нее, усиливая или ослабляя. Понятие «коммуникабельность» входит в категориальный аппарат социальной психологии и означает умение успешно преодолевать коммуникативные барьеры, которые возникают по причине резкого расхождения оценки и смысла обсуждаемого события, факта, психологической несовместимости, конфликтов, социальных, нравственных и других различий между людьми.

Противоположная коммуникабельности черта личности – закрытость в общении – возникает как следствие атрибутивных искажений, имплицитных теорий личности, негативного жизненного опыта в преодолении барьеров общения и в построении систем отношений и общения с окружающими людьми. Закрытость в общении можно рассматривать как нарушение социальной адаптации и социализации. Компенсировать ее можно, развивая рефлексивное мышление, коммуникативную компетентность, при активном подключении психологических механизмов регуляции социального поведения личности.

Социальные психологи разработали ряд теорий атрибуции, обьясняющих правила, которыми пользуются люди, когда выносят суждения о поведении других людей. Атрибуция – это способ, с помощью которого мы оцениваем причины поведения или личностные характеристики, человека, судя по его поведению. Интерпретация поведении другого человека может основываться на знании причин этого поведения, и тогда это – задача научной психологии.

В обыденной жизни люди не знают или недостаточно знают о действительных причинах поведения другого человека. Тогда, в условиях дефицита информации, они приписывают друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения или более общие характеристики, на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-либо другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. В этом случае действует механизм идентификации. Так или иначе, возникает целая система способов такого приписывания (атрибуции).

Каузальная атрибуция – это особая отрасль социальной психологии, анализирующая атрибутивные процессы. Эти вопросы освещены в работах Г. Келли, Э. Джонса, К. Дэвиса, Д. Кенноуза, Р. Нисбета, Л. Стриккленда Ф. Хайдера. Исследования каузальной напаравлены на изучение попыток "рядового человека" "человека с улицы" понять причину и следствие тех событий, свидетелем или участником которфых он является.

На основании многочисленных эеспериментальных исследований атрибутивных процессов сделан вывод о том, что они составляют основное содержание межличностного восприятия. И хотя этот вывод разделяется не всеми исследователями (нельзя отождествлять атрибутивные процессы и процессы межличностного восприятия), важность открытия явления атрибуции очевидна.

Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от степени его социальной "желательности" или "нежелательности". Так, типичное поведение, предписанное ролевыми образцами, и "социально желательное" легче поддаются однозначной интерпретации.

Характер атрибуций зависит от того, выступает ли субъект восприятия сам участником события или наблюдателем. В зависимости от этого применяется личностная, объектная, либо обстоятельственная атрибуция. Наблюдатель чаще использует личностную, участник – обстоятельственную.

Атрибутивные процессы определяются и особенностями субъекта восприятия: одни люди склонны фиксировать физические черты, другие – преимущественно психологические характеристики окружающих. Атрибуция – не всегда точный и объективный процесс. Существуют атрибутивные искажения, которые влияют на оценку собственного поведения и поведения других. Когда на пути атрибутивного процесса встают личные цели, мотивы или жесткие установки, процесс атрибуции искажается и может привести к ошибочной интерпретации и оценке поведения. Например, такова природа склонности давать эмоциональные объяснения поведению других людей, часто беспочвенные.

Атрибуция ответственности – это возложение или принятие членами группы персональной ответственности за успех и неудачи в совместной деятельности. В группах высокого уровня развития (коллективах) это явление адекватно реальному вкладу участников в результат деятельности. Согласно Хайдеру, восприятие человеком поведения других в значительной степени определяется тем, каким причинам он приписывает это поведение: внутренним – интернальным личностным, или внешним – экстернальным воздействиям среды, или какой-то комбинации обоих. Таким образом, мы оцениваем поведение других людей на основании воспринимаемых нами мотивов и намерений.

Термин "локус контроля" в социальной психологии употребляется для обозначения воспринимаемого источника управления собственным поведением, отражает индивидуальные предпочтения типа атрибуции (приписывание ответственности за успех или неудачу себе или обстоятельствам). Он оценивается согласно измерению – от высокого интернального (внутренний локус контроля) до высокого экстернального (внешний локус контроля). Интерналами называют людей, у которых наблюдается тенденция принимать ответственность за свои собственные действия и взгляды на себя. То есть, внутренний локус контроля – это социально-психологическое свойство, которое означает наличие самоконтроля над собственной судьбой. Экстерналами являются люди, которые склонны рассматривать источник управления как постоянно находящийся в другом месте, и приписывать успех и неудачу, внешним силам. Это – внешний локус контроля, когда человек чувствует,что не властен над собой и событиями своей жизни. Причем, речь идет не о реальном контроле за ролью эндогенных и экзогенных источников, а о том, как индивид воспринимает это.

Шкала интернальности-экстернальности принята в теории самовосприятия, опирающейся на идеи теории атрибуции. Согласно теории самовосприятия установки, убеждения и самооценочные характеристики людей взначительной степени определяются их наблюдением за собственным поведением. Основной принцип прост: точно так же, как у нас имеется тенденция судить о чувствах других по тому, что мы видим, что они делают, мы выводим наши собственные установки из самонаблюдения. Здесь применен необихевиористский подход, который определяет, по крайней мере, условия изменения установок. Поскольку установки определяются скорее поведением, чем какими-то другими способами, то изменение поведения приведет к изменению установок.

Имплицитные теории личности – это набор предпосылок, основанных на наших представлениях о связи одних характеристик личности с другими характеристиками. Например, мы можем считать, что честолюбивые люди обычно трудолюбивы или, что артистичные люди склонны пренебрегать условностями. Эти мнения называют "имплицитными", поскольку человек не рассуждает на осознанном уровне. Тем не менее, они оказывают влияние на наши рассуждения о других людях и определенным образом формируют наше поведение. Имплицитная теория личности имеет преимущесиво в том, что упрощает наш способ обработки информации об окружающем нас мире, тем не менее, она является лишь набором не подтвержденных предпосылок, поэтому мало что говорит нам об истинном характере людей, с которыми мы имеем дело. В имплицитных теориях личности реализуется эффект "ожиданий". Рождаются ничем не обоснованные представления об обязательном сцеплении тех или иных качеств. Например, "все педантичные люди подозрительны," или "все веселые люди легкомысленны." Совокупность таких представлений об универсальной, стабильной структуре личности лишь в кавычках может быть названа "теориями," их практическое значение от этого не уменьшается. Особую роль все это приобретает в ситуации общения в группе. Здесь сталкиваются имплицитные теорииличности, существующие у различных членов группы, не согласующиеся, а порой и противоречащие друг другу. Это может оказывать значительное влияние на всю систему взаимоотношений. И прежде всего на процессы общения. Восприятие личностью партнера по общению, основанное на ложном переживании, может приводить к ощущению такого дискомфорта, что за ним последует полный отказ от общения. Многократно повторенная подобная ошибка будет формировать устойчивое социально-психологическое свойство личности – закрытость в общении.

Мотивация достижений и стиль взаимодействия. Стиль взаимодействия представляет собой социально-психологическое свойство личности, которое обусловлено мотивацией достижений и характеризует межличностные контакты людей в процессе совместной работы. Понятие «стиль взаимодействия» используют для описания взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в ходе свместной деятельности. Межличностное взаимодействие может быть проявлением как осознанных, так и неосознаваемых субъективных намерений, установок, эмоций. Различают два основных стиля взаимодействия: сотрудничество, когда успех одного из партнеров способствует или препятствует реализации целей остальных; и соперничество, когда достижение цели одним из взаимодействующих индивидов затрудняет или помогает осуществлению целей других участников совместной деятельности. В структуре взаимодействия выделяют три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенчески-волевой.

Мотивация достижения представляет собой одну из разновидностей мотивации деятельности, связанную с потребностью индивида добиваться успеха и избегать неудач. Исследования мотивации достижения начались в 50-х годах 20 века американским ученым Д.С. Мак-Клеландом, который выявил индивидуальные различия мотивации достижения с помощью тематического теста апперцепции. Применение этого проективного метода позволило объяснить развитие мотивации достижения особенностями социализации. Мак-Клеланд считал, что формирование мотивации достижения зависит от благоприятных условий воспитания и благополучной среды и согласуется с теорией социального научения.

Мотивация достижения представляет собой побочный продукт более фундаментальных социальных мотивов. Последующие работы показали, что здесь упускались из виду ранние формы деятельности достижения, которую дети осуществляют спонтанно и даже вопреки воспитательным воздействиям взрослых. Поскольку изначально преобладавшее определение мотива достижения как "стремления к повышению уровня собственных возможностей" не объясняло определенных особенностей развития, были введены конкретные мотивационные переменные, устанавливающие взаимосвязь между деятельностью и мотивом достижения: личностные стандарты – оценка субъективной вероятности успеха, субъективной трудности задачи; привлекательность самооценки – привлекательность для индивида личного успеха или неудачи в данной деятельности; индивидуальные предпочтения типа атрибуции (приписывание ответственности за успех или неудачу себе или обстоятельствам).

Исследования показали, что основные типы поведения, направленные на достижение или избегание успеха складываются между тремя и тринадцатью годами жизни и формируются как под воздействием родителей, особенно матери, так и под влиянием среды. В возрасте трех-пяти лет более сильная и ориентированная на успех мотивация достижения складывается, когда успех поощряется похвалой и расположением родителей или воспитателей. Вместе с тем исследования показали, что санкции осуждения в ситуации неудачи могут не восприниматься ребенком негативно, если делаются в обстановке дружелюбия и уважения. В сознании четырех-пятилетнего ребенка реакция родителя на его успехи или неудачи уже не носят характер простого подкрепления. Когда ему становится ясно, насколько сложной и трудоемкой должна быть задача, чтобы при неудаче не вызывать упреков, ему опосредованно становится известен стандарт требований к нему, по которому оцениваются его успехи. Тогда чрезмерную похвалу за каждую малость он может воспринимать как неверие взрослых в его способности и, наоборот, неодобрение при неудаче и отсутствие похвалы при удаче – как высокое мнение о его возможностях.

На формирование высокой потребности в достижении влияет степень эмоциональной включенности родителей в дела ребенка, а также окружающая обстановка. Наиболее благоприятной оказывается ситуация ненавязчивого давления родителей и высокой насыщенности среды побуждающими факторами. Тогда проявляется максимум возможности для самомтоятельной проверки ребенком своих умений и возможностей.

Психологические механизмы регуляции социального поведения личности. Отказ от взгляда на мышление человека как на источник и движущую силу его деятельности, признание потребностей исходной причиной человеческих поступков представляет начало подлинно научного объяснения целенаправленного поведения людей. По словам Ф. Энгельса, "... люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того, чтобы объяснять их из своих потребностей". Влияние потребностей на наши поступки показал Маркс: "... никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей". Поскольку именно потребности и производные от них трансформации - мотивы, интересы, убеждения, стремления, влечения, желания, ценностные ориентации и т.п. - представляют основу и движущую силу человеческого поведения, его побуждение и цель, эти потребности следует, по мнению психологов рассматривать как ядро индивидуальности, как самую существенную ее характеристику. Любой анализ индивидуальности окажется частным и второстепенным при абстрагировании от мотивационной сферы. Характеристика ее начинается с уяснения и анализа потребностей человека.[11.c. 503].

Потребности отражаются в сознании в виде образов. Образы, побуждающие человека к определенному поведению и отражающие объекты удовлетворения потребностей, называются мотивами. Мотив - это осознанное побуждение, осознанная потребность. Потребности являются источником активности человека, а мотив выражает направление его активности. Слово "мотив" (французское "motif") означает "двигаю". В психологии термин "мотив" означает осознанное побуждение человека к деятельности. С другой стороны, мотив - это осознанная потребность. Мотивы связаны также с целями, которые человек ставит. Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.[11. c. 506].

Чтобы разобраться в сущности мотивационной сферы, необходимо рассмотреть ее состав: состав потребностей, мотивов и целей. Попробуйте назвать какие-либо свои потребности. Хочу спать, хочу есть, не хочу сидеть на лекции, не хочу быть хуже других, хочу побыть один и т.п. Как видим, наши потребности представляют не что иное, как желание действовать определенным образом, то есть потребность требует выполнения действий, в результате которых она удовлетворяется (насыщается). Потребность является источником активности человека - он всегда действует, чтобы удовлетворить потребность. По действиям человека можно судить о его потребностях. Например, на уроке кто-то слушает рассказ учителя, кто-то разговаривает с соседом, кто-то читает детектив, то есть каждый удовлетворяет разные потребности. Деятельность, удовлетворяющая потребность, составляет процессуальную ее сторону. Предмет, на который направлена потребность (продукт, в котором испытывается недостаток), называется нуждой или содержательной стороной потребности.[ 10].

Человек не только что-то желает (хочет), но еще и осознает свои желания, то есть обозначает свои потребности словом, обозначает в словах смысл своего желания - идею потребности. Идея, овладевшая человеком, определяет его поведение, деятельность. Следовательно, чтобы управлять или изменять поведение, необходимо помочь человеку осознать смысл потребности, помочь понять ему то, что он хочет.

Таким образом, потребности характеризуются основными признаками: смыслом (идейным содержанием), содержательной (предметной) и процессуальной (деятельностной) сторонами.[ 11. c 502].

Рассмотрим конкретные мотивы. Мотивы достижения: образ успеха, ситуации успеха, морального поощрения - все это осознание потребности в достижении. Мотивы учения: предвидение результатов учения (выучу правило, получу хорошую отметку, овладею иностранным языком, овладею грамотой, получу знания, получу диплом), предвидимые переживания, связанные с результатами учения, обладающие побуждающим характером - все это осознание познавательной потребности или потребности в знаниях.

Итак, наши потребности осознаются в виде конкретных побуждений - мотивов к конкретным объектам, обстоятельствам и деятельности, в которых они удовлетворяются. Эти мотивы образуют мотивацию потребности, то есть некоторое устойчивое множество мотивов, которые черпают свою энергию из удовлетворения данной потребности и ее предвосхищения. Таким образом, каждой потребности может соответствовать определенное множество мотивов, которые питаются энергией этой потребности. Такие потребности называются фундаментальными.

Фундаментальные потребности человека могут быть объединены в иерархию по принципу относительного доминирования. Американский ученый Маслоу выделил следующие уровни потребностей человека.

Первый уровень: физиологические потребности - гомеостатические потребности, связанные с поддержанием постоянства внутренней среды организма (воды, солей, температуры, белков и т.д.), и потребности не гомеостатической природы (сексуальная потребность, потребности в сне, еде, потребности органов чувств). Они наиболее сильные. Например, для голодного человека ничего другого не существует, кроме желания поесть. Удовлетворяемая потребность перестает быть мотиватором поведения, и тогда вступают в действие другие потребности, более высокого уровня.

Второй уровень: потребности в безопасности - в стабильности, уверенности, защищенности, свободы от страха, тревоги и хаоса, в порядке, законности и т.п. Наиболее ярко проявляются у детей. У взрослых - в периоды конфликтных ситуаций: конфликты в семье, на работе, при росте безработицы, разгуле преступности, катастрофах, войнах и т.п. При регулярном удовлетворении они перестают управлять поведением.

Третий уровень: потребность в любви и привязанности - в общении с людьми, особенно с близкими, в семье, в группе.

Четвертый уровень: потребность в уважении - в достойной жизни, стабильной и достаточно высокой и прочной самооценке, самоуважении и уважении со стороны других. Удовлетворение этих потребностей вызывает чувство собственного достоинства. Оно проявляется в уверенности, мастерстве, компетентности, независимости и самостоятельности; в желании иметь определенную репутацию, престиж, имидж, известность, признание. Неудовлетворение потребности в самоуважении ведет к конфликтам, неврозам.

Пятый уровень: потребность в самоактуализации - человек должен быть тем, кем может быть, к чему у него есть призвание, задатки и способности. Она проявляется в самовыражении, стремлении реализовать все свои способности. Это потребность "роста", проектирования себя как человека. Маслоу утверждал, что тенденция к самовыражению, самореализации, к самоосуществлению человека составляет его сущность, ядро индивидуальности.[ 12.c.487-499].

Маслоу полагает, что существуют различные уровни жалоб, соответствующие уровням фрустрированных потребностей. На заводе, например, жалобы низшего уровня могут касаться отсутствия техники безопасности, произвола начальства, негарантированности работы на следующий день и т.п. Это жалобы, касающиеся неудовлетворения наиболее фундаментальных потребностей физической безопасности и обеспеченности. Жалобы более высокого уровня могут относиться к недостатку соответствующего работе признания, угроз потери престижа, недостатка групповой солидарности; эти жалобы касаются потребностей принадлежности или уважения. "Когда к вам врываются представительницы женского комитета и возбужденно жалуются на то, что розы в парнике недостаточно ухожены, это само по себе замечательно, потому что указывает на высоту уровня жизни жалующихся".

Метажалобы касаются фрустрации метапотребностей, таких, как потребности в совершенстве, справедливости, красоте и истине. Этот уровень жалоб - хороший показатель того, что всё обстоит сравнительно благополучно. Когда люди жалуются на неэстетичносгь среды, это означает, что в отношении более фундаментальных потребностей они более или менее удовлетворены. Маслоу полагает, что жалобам не может быть конца, можно надеяться лишь на повышение их уровня. Жалобы на несовершенство мира, отсутствие совершенной справедливости и т.п. - это здоровые указания на то, что, несмотря на довольно высокий уровень фундаментальной удовлетворенности, люди стремятся к дальнейшему совершенствованию и росту. Фактически Маслоу полагает, что уровень жалоб может служить показателем просвещенности общества.[10].

Как видим, мотивационная сфера представляет собой определенную систему потребностей и связанных с ними мотивов. Каждый человек наделен всеми группами основных потребностей в их разнообразных комбинациях. Говорить о том, какие из них лучше или хуже, некорректно.

Мотивационная сфера характеризуется также целями и целевыми установками. Как уже отмечалось, цель есть неотъемлемый компонент мотивации. Понятие цели - это, по своей сути, опережение реальных событий действительности. Цель - не просто предполагаемый результат деятельности, а желаемый ее результат, то, к чему человек стремится, осуществляя деятельность. Осознавая цель, человек осознает образ желаемого будущего, а потому стремится к ее достижению и подчиняет ей свои действия. От цели, целеполагания и целеустремленности зависит, как человек осуществляет деятельность, какую позицию занимает, как выбирает соответствующие решения и способы поведения.

Таким образом, мотивационную сферу человека составляет совокупность потребностей, мотивов и целей, которая формируется и развивается в течение всей его жизни. Часть мотивационной сферы, которая формируется на определенном этапе жизни человека, называется мотивацией. Мотивация первоклассника, мотивация школьника, мотивация студента, мотивация работающего человека составляют только часть мотивационной сферы - ту, которая формируется на определенном этапе его жизни и связана с.определенными целями его жизнедеятельности.[12.c. 505].

Мотивация – это вся совокупность мотивов, побуждающих к достижению цели. Она имеет трехзвенное строение: активно-действенная, потенциальная, экстремальная зоны. Деление мотивации "на дело" и "на себя"является упрощением, ибо деятельность полимотивирована. Любопытство, любознательность, познавательный интерес нередко включены в мотивацию и представляют собой мотивы, стоящие выше, чем просто "на дело" и "на себя". Сверхвысокая и сверхнизкая значимость не стимулируют деятельность: когда одни события воспринимаются нереальными, а другие как неотвратимые – деятельность и не нужна и невозможна.

Интерес – проявление положительного эмоционально окрашенного отношения к объекту, явлению или человеку, вызывающее стремление познать его, овладеть им. Интересы обусловлены внутренними и внешними причинами, то есть качествами и особенностями того, что воспринимается и кто воспринимает. Интересы различают по содержанию и устойчивости, широте, влиянию на деятельность. Устойчивый интерес студентов к своей будущей профессии вызывает у него активность, творчество, стремление полнее познать и лучше ею овладеть.

Социальный интерес – это эмоционально окрашенное отношение к общественной жизни, объективно обусловленный мотив деятельности. В западной социальной психологии социальный интерес сначала рассматривался как противодействующая сила, ограничивающая агрессию и стремление к власти (А. Адлер). Затем социальный интерес стал интерпретироваться как когнитивная функция, врожденная способность к социальному развитию. Социальный интерес не является чем-то застывшим, неизменным. Он поддается формированию.

Ценности– это материальные, духовные или природные объекты, значимые для человека. Субъективное отражение в сознании человека ценностей окружающей действительности необходимо для фомирования ценностных ориентаций личности. Так проявляется внутренний психологический механизм осознания, способа ориентировки в ценностях. Безграничный процесс общественного производства материальных и духовных ценностей является источником развития мотивов. Эти мотивы придают отражаемой в индивидуальном сознании действительности личностный смысл. Функция смыслообразования связана с контролированием общей направленности деятельности личности. В гуманистической психологии рассмотрены ценности самоактуализирующейся личности, к числу которых А. Маслоу относил такие, как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далекое от желания манипулировать ими в своих интересах.

Социальная установка– это общая ориентация человека на тот или иной социальный объект, предшествующая действию и выражающая предрасположенность действовать определенным образом относительно данного объекта. Структура социальной установки представлена когнитивным, эмоциональным и поведенческим компонентами и их функциями – приспособления, познания, саморегуляции и защиты.

Знание социальной установки личности позволяет прогнозировать ее поведение в некоторых ситуациях. Установка опосредует влияние внешних воздействий и уравновешивает личность со средой. Ж Годфруа трактует установки как ориентиры, которые позволяют человеку в любой момент предстать перед человеком, событием или сообщением в “полной готовности”.

В детстве очень многие установки развиваются в соответствии с родительской моделью. Окончательную форму установки приобретают между двенадцатью и тридцатью годами жизни. Структурировавшись в отрочестве, установки между двадцатью и тридцатью годами кристаллизируются. После этого установки изменяются с большим трудом.

1. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности в отличие от общей психологии и социологии.

2. Социально-психологические свойства личности (коммуникативные, когнитивные, атрибуция и локус контроля, имплицитные теории личности, мотивация достижений и стиль взаимодействия).

3. Социально-психологические аспекты психоаналитических интерпретаций личности.

4. Ролевые теории личности.

5. Концепции личности в гуманистической психологии.

6. Системно-деятельностный подход к пониманию личности.

7. Понятие социализации; общая характеристика.

8. Процесс социализации; подходы к определению этапов социализации.

9. Процесс социализации в отрочестве и зрелом возрасте.

10. Социально-психологические особенности процесса старения.

11. Психологические механизмы (потребность, мотив, интересы, ценности, социальные установки) регуляции социального поведения личности.

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 4621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.