Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформы 1965 г. и социально-экономическое развитие СССР




Альтернативы послевоенного развития (1945-1953 гг).

Война с Японией (с 9 августа по 2 сентября 1945 г.).

2 сентября 1945 г. капитуляцией Японии закончилась вторая мировая война. Решающий вклад в разгром фашизма внес советский народ. Массовым явлением стали героизм и самопожертвование. Подвиги Н. Гастелло, А. Матросова, А. Маресьева повторили многие советские воины. В ходе войны выдвинулись такие полководцы как А.М. Василевский, Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, Л.А. Говоров, И.С. Конев, В.И. Чуйков. Выдержало испытание единство народов СССР. Административно-командная система позволяла концентрировать людские и материальные ресурсы на важнейших направлениях для разгрома врага. Однако сущность этой системы вела к «трагедии победы», ибо системе требовалась победа любой ценой. Этой ценой были человеческие жизни. Сегодня считается, что в годы войны погибло более 27 млн. советских людей.

Историческое значение победы СССР в войне:

- Была разгромлена тоталитарная, террористическая модель капитализма, угрожающая мировой цивилизации.

- Рост национального самосознания в странах третьего мира в ходе войны инициировал начало распада мировой колониальной системы.

- Открылась возможность демократического обновления мира.

Возросли роль и авторитет СССР, что в тех условиях означало укрепление сталинского режима.

 

Послевоенное устройство мира отличается целым рядом особенностей. Мировое сообщество, пережив самую кровопролитную за всю историю войну (более 50 млн. погибших) и сумев объединить усилия в борьбе против фашизма, рассчитывало на мир и процветание. Однако победа над фашизмом вскоре обернулась расколом мира и угрозой новой мировой войны. Для объективного анализа сложившейся ситуации необходимо дать оценку международной ситуации.

Из войны 1941 –1945 гг. СССР вышел с чрезвычайно возросшим авторитетом, что было проявлением признательности многих народов за освобождение от фашизма. Претензии на лавры «страны-победительницы» имелись и у США, что диктовалось созданной за годы войны мощной экономической базой. После войны США контролировали 80% золотого запаса капиталистического мира и сосредоточивали у себя до 60% мирового промышленного производства, а рост вырабатываемой продукции составил 2,5 раза. США превратились в экономический, финансовый и политический центр мира. Монопольное обладание ядерным оружием давало возможность этой стране действовать «с позиции силы» в отношениях с потенциальным противником.

Постепенно складывается двухполюсная картина международных отношений: формировался блок просоветски ориентированных государств (социалистический лагерь) и противостоящих им западных стран, вступивших в союзнические отношения. Антигитлеровская коалиция с ее детищем – ООН была поставлена под угрозу. Общество втягивалось в «холодную войну». Ее своеобразным манифестом стала речь бывшего британского премьера в Фултоне (США), произнесенной 5 марта 1946 г. Политический смысл этого выступления заключался в ориентации мировой общественности на разрыв отношений между странами-победительницами и признание приоритетов на мировой арене за англоязычными странами. В отношении СССР выдвигалась идея поставить советской экспансии «железный занавес», опираясь на американскую ядерную монополию. Отныне в самих США утверждалось мнение, что ХХ век – век Америки и нужно перестраивать мир по своему подобию.

Ответным шагом со стороны СССР была жесткая пропагандистская кампания против Запада, форсированное продвижение коммунистических идей в страны Восточной Европы и завершение работ по созданию ядерного оружия (в 1949 г. была испытана советская атомная бомба). Таким образом, шансов на развитие сотрудничества, дальнейший поиск его цивилизованных форм с учетом общечеловеческих ценностей практически не оставалось.

Вторая половина 40-х годов и нач. 50-х характеризуется следующими событиями:

А) Со стороны США и их союзников – выдвижение плана экономического возрождения Европы («план Маршалла»), создание в 1949 г. военно-политического блока НАТО (Североатлантический пакт), объединившего вначале 12 государств Европы и Северной Америки, отказ от ранее согласованных решений по Германии (в частности - признать восточную границу Германии по р. Одеру и Нейсе), локальные военные конфликты, наиболее крупным из которых стала война в Корее - 1950-1953 гг., гонка вооружения, прежде всего ядерных.

Б) Со стороны СССР – в течение 1945-1948 гг. были сформированы сначала коалиционные, с участием коммунистов, а затем – коммунистические по составу правительства, создание в 1949 г. Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В 1947 г. для координации деятельности коммунистических партий было создано Коминформбюро, просуществовавшее до 1956 г. В противовес НАТО в 1955 г. создается Организация Варшавского Договора как оборонительный военно-политический союз.

Таким образом, в истории международных отношений начался длительный период глобального противостояния двух мировых держав – СССР и США, в основе которого лежали глубокие идеологические противоречия по вопросам общественного устройства. Приоритет общечеловеческих ценностей и идея мирового единства были отодвинуты на задний план.

Внутреннее положение Советского государства было не менее противоречивым. Его определяющие факторы:

- чувство гордости за одержанную победу, возросший авторитет страны подпитывали идею исключительности социалистической державы;

- материальные и моральные потери, человеческие жертвы порождали, наоборот, пессимизм, неверие, утраченное чувство перспективы;

- «холодная война», обострение международной обстановки провоцировали экстремальную обстановку с акцентом все на тот же энтузиазм;

- в обществе зрела «критическая масса» (вернувшиеся с фронта, из лагерей, интеллигенция), в центре внимания которой был вопрос и системе и необходимости ее пересмотра, К тому же общая угроза сблизила народы и понятие «система» потеряло смысл.

Победа предоставила Советскому государству выбор: развиваться с цивилизованным миром, или по прежнему искать «свой путь».

Экономическое положение было крайне тяжелым. СССР потерял 1/3 своего национального богатства, погибло 27млн. чел. Были разрушены 32 тыс. предприятий, 1710 городов и поселков, 70 тыс. деревень, 96 тыс. колхозов и совхозов. Сумма прямых потерь, причиненных войной, была оценена в 679 млрд. руб., что в 5,5 раза превышало национальный доход СССР в 1940г. Засуха 1946г. и последовавший за ней голод ухудшили производительные силы деревни.

Задачи восстановление хозяйства были отражены в четвертом пятилетнем плане, главной задачей которого было не только восстановить разрушенное войной народное хозяйство, но и превзойти довоенный уровень в значительных масштабах. Основным направлением развития в послевоенные годы опять становится форсированное развитие тяжелой промышленности. Уже в 1948г. национальный доход страны был увеличен на 64%, достигнут довоенный уровень промышленного производства, а в 1950г. превзойден на 73%. Сельское хозяйство вышло на уровень довоенного производства в 1950г. Высокими темпами развивались наука и техника. Крупных достижений добилось отечественное ракетостроение, авиастроение, радиотехника.

Социальные проблемы решались медленнее. Однако уже в 1947г. была отменена карточная система и одновременно проведена денежная реформа, обеспечившая стабилизацию денежной системы. Высокие темпы восстановления и развития промышленности обеспечивались за счет изъятия средств из сельского хозяйства, что сказывалось на положении крестьян. Доходы крестьян оставались в 4 раза ниже доходов рабочих и служащих.

Сложной оставалась политико-идеологическая ситуация в стране. Мы уже отметили наличие в обществе «критической массы», которая стремилась к изменению системы. Однако выбора в пользу демократии не случилось. «Эйфория победы» утвердила мысль об идеальности советской системы. Элементы либерализации общества, заложенные в проектах Конституции и Программы партии (1947 г.) не получили своего воплощения. Более того, власть развернула кампанию по ужесточению контроля за общественной жизнью. Для борьбы с опасными общественными умонастроениями использовались прежние полицейско-репрессивные меры. Сотни тысяч вернувшихся на родину военнопленных были отправлены в лагеря.

В 1946-1948гг. была принята серия идеологических постановлений ЦК ВКП(б): «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели, «О репертуаре драмтеатров» и др. Творческая интеллигенция, таким образом, была поставлена на место за вольнодумство и игнорирование принципа социалистического реализма. В 1947-1951 гг. были проведены погромные «дискуссии» по философии, языкознанию, политэкономии, истории, физиологии, в ходе которых насаждались единомыслие и административно-командный стиль в науке.

Отражением внутренней борьбы в руководстве стало так называемое «ленинградское дело». По сфабрикованным обвинениям были расстреляны ряд видных партийных и государственных деятелей (А. Кузнецов, М. Родионов, П. Попков, П. Лазутин и др.). Одиозную историческую известность приобрело «дело врачей».

Как видно, надежды поколения победителей на либерализацию политического режима были подавлены административно-репрессивной машиной. Только скоропостижная кончина И. Сталина 5 марта 1953 г. изменила обстановку в стране.

 

С его кончиной закончилась целая эпоха в жизни страны.

К марту 1953г. в высших партийных органах было представлено два политических направления: 1.сохранение сталинского курса без принципиальных корректировок и 2.реформирование тоталитарной системы, смягчение политического режима. Идеологами первого направления являлись Молотов В., Каганович Л., Булганин Н., Ворошилов К.; второе было представлено Маленковым Г., Хрущевым Н., отчасти Берия Л.

Самой серьезной проблемой для наследников Сталина было решение вопроса о сохранении созданной ими системы. Но каждый из них понимал, что оставить ее без изменений было уже невозможно. Наиболее радикальную программу преобразований предложил Л. Берия:

- осудить культ личности И. Сталина;

- перестроить и смягчить сложившуюся репрессивную систему;

- способствовать «коренизации» партийного и государственного аппарата союзных республик;

- перераспределение властных полномочий от партийных организаций к государственным;

- во внешней политике – нормализация отношений с Югославией, объединение ГДР и ФРГ.

Слишком быстрое усиление позиций Берия встревожило его соперников. Маленков и Хрущев, объединившись, в июне 1953г. на заседании Президиума ЦК при решающем участии Жукова Г.К. арестовали Берия, объявив английским шпионом и врагом народа. В декабре 1953 г. его расстреляли.

МОДУЛЬ 6. Реформы «сверху» и стагнация в обществе. Поиск новой модели общественного развития (1953 – 1990-е гг.)

6.1. Первое послесталинское десятилетие. Политические, экономические, социальные проявления «оттепели»

Первое послесталинское десятилетие вошло в историю как время «оттепели». Падение Берия более всего усилило позиции Хрущева. С сентября 1953 г. он стал первым секретарем ЦК КПСС, Маленков -председателем Совмина. Но уже в январе 1955 г. он подал в вынужденную отставку, будучи обвинен за ошибки в сельскохозяйственной политике и преимущественное развитие легкой промышленности в ущерб тяжелой. Правительство возглавил Булганин Н., а министром обороны вместо него стал Жуков Г.

Центральной идеей в 1953-1955 гг. была идея коллективного руководства.

Новое правление началось с реорганизации наиболее одиозных государственных структур: МГБ было преобразовано в Комитет государственной безопасности при Совмине с установлением над ним прокурорского и контроля со стороны партийных комитетов. В КГБ произошла значительная смена кадров, часть руководителей карательных органов была отдана под суд за фабрикацию фальшивых дел. Были реабилитированы жертвы «ленинградского дела».

В течение 1953-1955 гг. были пересмотрены все основные политические дела послевоенного времени. Были сняты политические обвинения с репрессированных народов (чеченцев, ингушей, карачаевцев, калмыков, крымских татар, немцев Поволжья) и в 1957г. восстановлена государственность многих из них. Были упразднены особые внесудебные органы, «тройки», творившие беззаконную расправу. Началась реабилитация и освобождение из лагерей политических заключенных. В 1956 г. были отменены драконовские антирабочие законы предвоенной поры, предусматривавшие наказания уголовные наказания за незначительные трудовые нарушения и фактически (в целях предотвращения «текучести» кадров) прикреплявшие рабочих к заводам.

Процесс реабилитации жертв сталинских репрессий ускорился после ХХ съезда КПСС (февраль 1956г.). На закрытом заседании съезда Хрущев выступил с докладом «О культе личности и его последствиях» над подготовкой которого работала предварительно специальная комиссия ЦК. В докладе осуждался массовый террор, вина за который в основном возлагалась на Берию, осуждались нарушения внутрипартийной демократии и принципа «коллективного руководства» Сталиным. Прения по докладу не открывались, в широкой прессе текст доклада не был опубликован. Несколько позже в специальном постановлении ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий» была дана оценка культа личности Сталина как чуждого природе социализма явления, как деформации социализма. Причины этого виделись как в сложной внешне- и внутриполитической ситуации 20-30-х годов, так и личных качествах Сталина. Критика сталинизма была дозированной, не затрагивавшей социально-экономических основ созданной Сталиным системы. Но значение этого беспрецедентного шага, на который решился единственный человек в партийном руководстве – Хрущев, было огромно. После съезда миллионы политзаключенных вышли на свободу.

После ХХ съезда в стране обострилась борьба за власть. Единым фронтом против Хрущева выступили Маленков, Молотов, Каганович и Ворошилов. Они предложили снять Хрущева с должности первого секретаря ЦК и назначить его министром сельского хозяйства. Однако, не имея рычагов влияния на партийный аппарат и массовой поддержки среди членов ЦК, они не сумели добиться своего. Позиции Хрущева были прочны благодаря поддержке местных партийных лидеров и твердой позиции армии. В 1957г. Пленум ЦК определил противников Хрущева как «антипартийную группу», пытавшуюся повернуть политику партии на сталинские рельсы. Они были исключены из состава ЦК.

В марте 1958г. со своего поста был смещен Булганин и Хрущев стал Председателем Совета Министров. Таким образом, с конца 50-х годов Хрущев сосредоточил в своих руках высшую партийную и государственную власть.

Высшей целью своей деятельности на посту главы партии и государства он видел в том, чтобы дать мир и благосостояние советскому народу. К сожалению, он не устоял перед соблазном возвеличивания собственной личности – и в 60-е годы началось неумеренное восхваление личных заслуг и достоинств «дорогого Никиты Сергеевича», достигшее своей кульминации в дни празднования его 70-летия в апреле 1964г.

Приверженность Хрущева коммунистическим идеалам была вполне искренней. В конце 50-х годов на ХХI съезде (январь – февраль 1959г.) партия заявила, что страна вступает в этап непосредственного строительства коммунизма, рассчитанную на 20 лет. Конец 50-х был ознаменован последним всплеском искреннего энтузиазма и веры советских людей в построение светлого будущего. Конечно, в создании такой психологической атмосферы в обществе сыграл свою роль и миф о коммунизме, но гораздо большее значение имели реальные успехи социально-экономической политики Хрущева в первое пятилетие его нахождения у власти.

Прежде всего Н.С. Хрущев счел необходимым изменить внешнеполитический курс страны. Вместо «холодной войны» наступила «оттепель» в международных отношениях. Серьезным шагом в этом отношении были решения ХХ съезда КПСС.

Социально-экономическое развитие Приоритетным направлением экономики для Хрущева было сельское хозяйство, в котором он считал себя специалистом. Сентябрьским (1953г.) Пленумом ЦК были намечены меры по подъему сельского хозяйства: списана задолженность с колхозов, в три раза повышены закупочные цены, снижен налог с личного приусадебного участка, проведена паспортизация колхозников. Но основной упор делался на экстенсивные факторы: с 1954г. началось освоение целинных и залежных земель, что потребовало огромных финансовых вложений и оставило без средств другие сельскохозяйственные районы, в частности, российское Нечерноземье.

С конца 50-х годов в сельском хозяйстве был проведен ряд волюнтаристских мероприятий, мотивированных скорым вступлением страны в коммунизм и необходимостью приблизить общественные отношения на селе к коммунистическому идеалу: происходило массовое преобразование колхозов в совхозы, ликвидировались приусадебные хозяйства колхозников, домашний скот изымался из личного хозяйства и передавался в огромные животноводческие фермы, шла ликвидация так называемых «неперспективных» деревень.

В промышленности была сделана попытка преодолеть научно-техническое отставание от Запада. С 1955г. главными направлениями развития промышленности были намечены электрификация, комплексная механизация и автоматизация.

В целом промышленность продолжала развиваться по экстенсивному пути. Приоритетным оставался военно-промышленный комплекс (ВПК). Нарастал разрыв между производством группы «А» (средства производства) и группы «Б» (предметы потребления).

Выход из экономических трудностей пытались найти в административных реформах, в перестройке управления экономикой. В 1957г. были упразднены отраслевые министерства и созданы территориальные органы управления промышленностью – советы народного хозяйства (совнархозы). На первых порах это дало положительный эффект за счет лучшей информированности управленцев о реальном состоянии и нуждах каждого конкретного предприятия. Но вскоре проявились и негативные результаты, главным из которых было то, что стала невозможна едина техническая политика в масштабах отрасли. Затормозился технический прогресс, прекратился обмен передовым опытом между родственными предприятиями, кустарными методами стали решаться многие вопросы подготовки кадров.

Сбои в реформе вынудили частично восстановить централизованные формы управления: возникли республиканские совнархозы, а в 1963г.- Совет Народного Хозяйства СССР, - в центре возрождались многочисленные отраслевые комитеты.

В 1962г. была осуществлена перестройка партийного руководства народным хозяйством. В границах существовавших областей вместо одной создавались две партийные организации – промышленная и сельская, промышленный и сельский обкомы КПСС. По производственному принципу были также перестроены советские органы, профсоюзные и комсомольские организации. Это привело к смешению функций руководящих органов, к безответственности и дезорганизации управления.

Ситуация в экономике напрямую отражалась в социальной сфере, на уровне жизни советских людей. Были достигнуты ощутимые успехи в этом: повышалась зарплата, отменялись обязательные покупки рабочими и служащими облигаций госзаймов (выплаты по этим займам были заморожены на 20 лет), отменялись все виды платы за обучение, вводились пенсии по возрасту для рабочих и служащих, сокращался рабочий день.

Но на рубеже 50-60-х годов возможности проведения благоприятной социальной политики уменьшились: сказались сбои в экономике, новое обострение «холодной войны» привело к росту военных расходов.

Начавшийся процесс десталинизации затронул и сферу культуры. Духовная жизнь ознаменовалась значительными переменами.

В советской литературе появилось новое направление – обновленческое, представленное работами Померанцева В., Эренбурга И., Пановой В. и др. Фактически в литературе сложились два лагеря: демократический во главе с журналом «Новый мир» и консервативный, позиции которого выражал журнал «Октябрь».

Социально-экономические процессы в стране настоятельно требовали развития науки и образования. Произошла реорганизация Академии наук, в ее ведении остались только фундаментальные исследования, прикладная тематика передавалась в отдельные институты и лаборатории. С 1957 г. началось создание Сибирского отделения АН СССР (г. Новосибирск).

Важнейшим направлением развития общеобразовательной школы было определено соединение обучения с производительным трудом а народном хозяйстве. Закон 1958 г. вводил обязательное восьмилетнее неполное среднее образование (ранее, с 1952г, было обязательное 7-летнее), увеличивал срок обучения в полной средней школе с 10 до 11 лет.

Культура продолжала испытывать сильное административно-идеологическое давление, и с конца 50-х годов «оттепель» в духовной жизни пошла на убыль. Об этом явно свидетельствовало «дело Пастернака» (1958): за публикацию за границей романа «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернак был исключен из Союза писателей, его вынудили (под угрозой высылки из страны) отказаться от Нобелевской премии.

Одной из форм партийного контроля за духовной сферой в 1957-1962 гг. стали «установочные» встречи руководителей партии и правительства с представителями творческой интеллигенции. Грубое вмешательство Хрущева в культурную жизнь, навязывание своих вкусов и оценок оттолкнуло от него интеллигенцию, которая вначале с энтузиазмом поддержала лидера прежде всего за провозглашенный им на ХХ съезде КПСС «новый курс».

С целью предотвращения опасности волюнтаризма, возникновения нового «вождизма» Хрущев Н.С. в октябре 1964г. был смещен со всех постов партийного и государственного руководства. Была ли альтернатива такому финалу? Скорее всего не было. Дело в том, что научно проработанной программы преобразований у Н.С. Хрущева не было, а новизна хрущевских «экспромтов» устраивала окружение и общество до определенного времени. Затем стала накапливаться усталость от «чехарды» с кадрами, импровизаций в сельском хозяйстве, в образовательной и духовной сферах, в политической жизни. Сам автор реформ не сумел опереться на научные основы управления, а собственные политические и интеллектуальные возможности оказались исчерпанными. Для решения новых задач старых знаний и опыта недоставало, Н.С. Хрущев не смог перешагнуть этот порог.

6.2. Власть и общество (1964 – 1985 гг.)

Итак, критическо-очистительные процессы послесталинского десятилетия завершились в середине 60-х годов. В основном изменения, затронувшие общество в то время, были частичными, т.е. не касались самой системы. После смены лидера партии и страны в октябре 1964г. к власти пришло новое поколение руководителей, средний возраст которых составлял 55-57 лет. Лидером партии стал Брежнев Л. Главой правительства был назначен Косыгин А., а председателем Президиума Верховного Совета СССР был избран Подгорный Н. Самым драматичным в этой ситуации было то, что и эти лидеры не нашли новых подходов к решению назревших задач. Так получилось явление, получившее название «застой».

Время правления Л.И. Брежнева условно разделить на два периода: 1) 1964-1969гг. и 2) 1969-1982гг.

Первый период характеризовался активной реформаторский политикой (экономические реформы).

На втором этапе, когда жизнь потребовала углубления реформ, руководство страны оказалось неподготовленным к этому ни в теоретическом, ни в практическом плане. Возобладало стремление улучшить дела, ничего не меняя.

С середины 60-х годов под лозунгом борьбы с субъективизмом и волюнтаризмом Хрущева началась борьба против ряда принципиальных направлений его курса.

В экономике произошел возврат к прежней централизованной системе управления. Численность управленческого аппарата достигла в начале 80-х годов 18 млн. человек. Свертывание экономических методов управления и рост государственного аппарата объективно вели к усилению роли КПСС в системе государственных органов.

В эти годы усиливается партийный контроль над всеми сторонами жизни общества. Были отменены многие новации в партийной жизни, принятые при Хрущеве, в том числе ротация партийной номенклатуры. Партийные организации получили право контроля за деятельностью администрации не только на производстве, что было и ранее, но и в НИИ, учебных заведениях, учреждениях культуры и здравоохранения. Конституция 1977г. впервые в истории страны закрепила руководящую и направляющую роль КПСС в обществе.

Курс руководства на «стабильность кадров» означал на деле не только резервирование мест за номенклатурными работниками, но и консервацию существующих порядков.

С конца 60-х гг. начинается и в дальнейшем усиливается компания по возвеличиванию самого Брежнева.

Для идеологического обоснования курса на свертывание демократии использовалась концепция «развитого социализма». Воснове новой концепции лежала идея полной однородности советского общества, отсутствие в нем противоречий и конфликтов.

Со второй половины 60-х годов началась полоса негласной реабилитации Сталина – неосталинизм. Власть, казалось, не учитывала изменений, происходящих в обществе. В 60-70-е гг. значительно улучшилось материальное положение населения, вырос его образовательный уровень.

Рабочий класс в 70-е годы и стал основной по численности категорий населения (65% всех работающих). Второй по численности группой являлась интеллигенция и служащие (20-30%). В обществе начала формироваться единая социокультурная среда, создающая предпосылки для перехода к постиндустриальному обществу.

Главным противоречием между властью и обществом в эти годы стало противоречие между существующей политической системой и новыми потребностями и запросами стремительно выросшего в интеллектуальном и культурном отношении населения страны. Углублялся разрыв между декларациями и лозунгами официальной пропаганды и реалиями жизни.

По мере свертывания процессов десталинизации в обществе складываются ростки «антисистемы». Возникает диссидентское движение. В начале 80-х годов было создано Пятое управление КГБ по борьбе с инакомыслием. Вновь ужесточилась цензура. В еще более сильных тисках, чем при Хрущеве оказалась творческая интеллигенция. Практически прекратилась реабилитация жертв сталинских репрессий.

В ноябре 1982 г., после 18-летнего правления страной, умер Брежнев. Генеральным секретарем стал Андропов Ю., провозгласивший борьбу с коррупцией и семейственностью в высших эшелонах власти. Компания борьбы с коррупцией, хотя и оставила многие «дела» незаконченными, привела к некоторому обновлению правящей элиты. Большое внимание Андропов уделял вопросам повышения дисциплины, которая рассматривалась как первоочередная мера для повышения производительности труда.

После смерти Андропова в феврале 1984 г. до марта 1985г. лидером партии стал Черненко К. Это был год абсолютного застоя в политической жизни страны.

Таким образом, развитие тоталитарной системы в середине 60-х – начале 80-х гг. вело к углублению противоречий между властью и обществом. Сложилась устойчивая тенденция застоя в политической жизни, культуре, социальном развитии СССР.

В середине 60-х годов руководство страны предприняло очередную попытку добиться стимулирования промышленного и сельскохозяйственного производства без изменения основ административно-командной системы управления и отказа от внеэкономического принуждения.

Экономическая реформа началась в марте 1965г. с сельского хозяйства. Были повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, списаны долги колхозам, повышена роль министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве сельскохозяйственным производством.

В сентябре 1965г. партийное руководство объявило о реформе в промышленности. В основе предполагаемых изменений лежала идея хозяйственной самостоятельности и хозрасчета. Предприятиям не только значительно уменьшалось количество плановых показателей сверху, но и определенный процент прибыли оставался за ним. Это была наиболее радикальная реформа за все годы Советской власти, целью которой было повышение эффективности промышленности за счет экономических рычагов.

Основным плановым и оценочным показателем работы предприятия становился объем не валовой (то есть произведенной) продукции, а объем реализованной продукции, что должно было повышать заинтересованность предприятий в изготовлении пользующихся спросом товаров. Существовал план по видам продукции; оптовые цены устанавливались с учетом затрат предприятий, чтобы обеспечить их работу на началах хозрасчета (а не предельно низкие, как было ранее). При сохранении планируемого фонда заработной платы часть прибыли оставлялась в распоряжение предприятий (фонд социального развития) и должна была расходоваться на материальное поощрение работников (премии), социально-культурные нужды коллектива (жилищное строительство, детские учреждения и т.д.).

Задуманная с целью некоторой децентрализации хозяйственной жизни, реформа началась как раз с восстановления союзных и союзно-республиканских министерств и госкомитетов министерского уровня, бывших фактическими хозяевами в своей отрасли. Конечная нерезультативность и постепенный отказ от хозяйственной реформы 1965 г. были обусловлены и тем, что реформа объективно должна была бы усилить позиции профессионалов – хозяйственников, технократов, что могло ущемить всевластие партийно-государственной номенклатуры.

Последующие попытки структурных перестроек в экономике тоже оказались недейственными: это и создание с начала 70-х годов громоздких и трудноуправляемых производственных и научно-производственных объединений (ПО и НПО), только усиливших монополизм в промышленности, и создание территориально-производственных комплексов (ТПК), и попытка ввести в 1979г. множество нормативных производственных и финансовых показателей, чтобы централизованно регулировать все производство, приведшая лишь к бюрократической неразберихе.

Несмотря на заложенные в ней внутренние противоречия, реформа 1965 г. в краткосрочный перспективе дала некоторый положительный результат: показатели выполнения VIII пятилетки (1966-1970) были очень хорошими, особенно в последовавшем затем сравнении с более поздними пятилетками. Но, затем, в 1972-1973 гг., произошла смена экономических приоритетов: Брежнев настоял на усиленном развитии тяжелых и добывающих отраслей, оборонной промышленности, сельского хозяйства, усиленном освоении Сибири, вместо преимущественного развития легкой промышленности, на что делал упор Косыгин в предыдущей пятилетке.

К середине 70-х годов возможности развития экономики по экстенсивному пути были исчерпаны: в связи с общей демографической ситуацией и ростом образовательного уровня населения резко сократился приток в производство новой рабочей силы (основной приток работоспособного населения пошел в сферу услуг и другие непроизводственные области), из-за перемещения основных сырьевых баз на восток, в Сибирь, в связи с исчерпанием их в Европейской зоне страны, добыча сырья и энергоносителей требовала больших финансовых вложений.

Советская экономика, не использовавшая возможности интенсификации за счет структурной перестройки, внедрения новейшей техники и технологии, изменения организации труда и включения реальных трудовых стимулов, неуклонно двигалась к кризису. Проявлением этого стало ухудшение всех важнейших экономических показателей. Если в VIII пятилетке (1966-1970) прирост национального дохода (в % к предыдущему пятилетию) составил 41%, то в ХI пятилетке (1981-1985) – лишь 17%. Следует подчеркнуть, что это было пока лишь снижение темпов роста, а не падение экономики и даже еще не стагнация (т.е. застой, топтание на месте), это было лишь преддверие ее будущего кризиса.

Накапливались противоречия и в социальной сфере. Уровень благосостояния народа падал. Так, если он достиг в 8-й пятилетке роста на 33%, в 9-й – на 24%, в 10-й – на 18%, то в 11-й – на 9%. Нарастала трудовая апатия, многочисленные трудовые почины и разные формы соцсоревнования при отсутствии стимулов превращались в кратковременные – к очередному юбилею – кампании и показуху. В целом проблемы нарастали быстрее, чем решались.

Причины:

1). Главная причина в том, что все принимаемые решения касались, главным образом, экономического базиса и слабо охватывали надстроечную сферу. Должного развития демократических институтов не было. Существующая политическая система приобретала все более закрытый характер, росло отчуждение партийной верхушки от основной массы коммунистов. Кадровая политика осуществлялась по степени приближенности к лидеру. Многие партийные руководители в республиках и областях превратились в своего рода пожизненных князьков.

2). Разрыв между словом и делом, когда лозунгов, призывов было много, а конкретных дел мало. К примеру, провозгласив в качестве главной задачи техническое перевооружение экономики, капиталовложения по прежнему вкладывали в новое строительство.

3). Ограничивались самостоятельность и хозрасчетные права объединений и предприятий, нарушались принципы оплаты по труду (обесценивался инженерно-технический труд).

4). Не была в полной мере осознана острота кризисных явлений в экономике, обществе. Акценты были смещены в сторону констатации успехов, а противоречия и недостатки замалчивались.

Вместе с тем демократические ростки 50-х–нач. 60-х гг. не прошли бесследно. По мере нарастания кризисных явлений в обществе вызревали силы, способные вступить в борьбу с ними, о чем будет сказано несколько ниже.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1100; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.183 сек.