Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Те­ма 5. ЛЕ­КАР­СТ­ВЕН­НОЕ ВРА­ЧЕ­ВА­НИЕ В ДРЕВ­НЕМ КИ­ТАЕ




В первобытнообщинный строй (до 14 в. до н.э.) на территории северного Китая, где зародилась китайская цивилизация, археологическими раскопками обнаружены остатки ранних первобытных культур. Люди культуры Ян-шао (примерно с середины 3-го тысячелетия до середины 2-го тысячелетия до н.э.) уже знали земледелие и скотоводство, но занимались также охотой и рыболовством. Луншаньскую культуру сменила культура бронзы эпохи Шан (или Инь) (16-11 в.в. до н.э.). Обе эти культуры имеют много общих черт. По преданиям, приводимым более поздними литературными источниками можно проследить в общих чертах развитие первобытнообщинного строя и его разложение, начавшееся в неолитический период и закончившееся в эпоху бронзы становлением классового общества.

Рабовладельческое общество (14 в. до н.э. – первые века н.э.) О характере раннего классового общества в эпоху Шан (Инь) можно судить по по иньским надписям на панцирях черепах и костях животных, самые ранние из которых относятся к концу 14 – началу 13 в. до н.э.

Во главе государства, представлявшего интересы землевладельческой аристократии, стоял наследственный монарх – Ван. Угнетённые классы состояли из общинников-земледельцев, ремесленников, а также из рабов, главным образом военнопленных. Труд рабов в основном использовали в скотоводстве. В иньском обществе сохранялись значительные пережитки первобытнообщинных отношений. Государство Инь вело длительные завоевательные войны с соседними племенами, в результате чего его территория расширилась и к 11 в. до н. э. охватывала современные провинции Хэнань, Шаньси, частично Шэньси, Хэбэй. В иньскую эпоху развивалась культура, положившая начало китайской цивилизации времён достоверной истории. Появились зачатки лунного календаря, возникла письменность – прообраз современного иероглифического китайского письма.

Классовые противоречия и обострившаяся политическая борьба между различными царствами нашли своё отражение в области идеологии. В 6-3 в. до н.э. сформировались основные философские школы. Между ними велась острая борьба.

Войны между государствами закончились победой царства Цинь и созданием первой в Китае централизованной империи Цинь (221 - 207 до н.э.). Её основатель и первый император Цинь Ши-хуанди осуществил ряд реформ, объединивших и укрепивших страну. При нём были соединены стены северных царств и создана Великая китайская стена.

Многие китайские авторы относят начало феодализма в Китае к 3 веку до н.э. – 1 веку н.э.

Феодальный Китай (с первых веков н. э. до 40-х г.г. 19 в.). В первых веках н.э. окончательно утвердились и стали господствующими феодальные отношения. Укрепила свое положение крупная феодальная собственность на землю с правом свободной купли-продажи, окрепло крупное землевладение «сильных домов», получило развитие система надельного землевладения на государственных землях.

Свыше 100 лет продолжалась борьба на Севере Китая между некитайскими царствами, в ходе которой наиболее сильное из них государство Тоба Вэй, созданное сяньбийским племенем тоба, уничтожило соперников и объединило под своей властью весь северный Китай. Период до конца 6 века известен в истории под названием Нань бэй чао, он характеризовался войнами между северными и южными царствами, а также междоусобной борьбой феодалов внутри царств. В 4 – 6 веке развивается церковное (буддийское) землевладение, главным образом на Севере Китая, где к началу 6 века было около 30 тысяч буддийских монастырей с 2 млн. монахов (буддизм проник в Китай из Индии в 1 в. н.э.).

Итак, в Ки­тае ра­бо­вла­дель­че­ский строй ук­ре­пил­ся в кон­це 3 - го и на­ча­ле 2 - го ты­ся­че­ле­тия до нашей эры. В этот пе­ри­од ра­бо­вла­де­ния в Ки­тае воз­ник­ла ие­рог­ли­фи­че­ская пись­мен­ность, удер­жав­шая­ся в те­че­ние ты­ся­че­ле­тий.

Слож­ность этой пись­мен­но­сти де­ла­ла гра­мот­ность и об­ра­зо­ва­ние труд­но­дос­туп­ны­ми и пре­вра­ти­ла их в мо­но­по­лию не­боль­шой груп­пы жре­цов и ари­сто­кра­тов.

Во 2-ом веке до н.э. в Древнем Китае была начата выработка бумаги, а овладение техникой ее производства произошло во 2 веке н.э. Поэтому большая часть древних книг вырезана на деревянных бамбуковых дощечках, черепашьих панцирях, каменных барабанах или написана на шелке.

В Древнем Китае были известны порох, бумага и компас. Больших успехов достигли точные науки. Лекарствоведение занимала особое место в культуре Древнего Китая. Ее история начинает свои корни более чем 4 тысячелетия назад.

Основными ис­точ­ник­ами све­де­ний о ме­ди­ци­не (фар­ма­ции) Древ­не­го Ки­тая являются:

Ø Памятники медицинской письменности:

Ø Данных археологии, этнографии;

Ø Памятники материальной культуры.

Ø Ве­дий­ский пе­ри­од:

Один из основоположников Китайской медицины (6 век до н.э.) Бань Цяо путешествуя по стране, знакомился с опытом народной медицины. Он владел всеми известными в то время диагностическими приемами (осмотр, расспрос, прослушивание, исследование пульса и т.п.), он был и терапевтом и хирургом (использовал как лекарственные растения, так хирургические инструменты). Он является автором древнейшей книги о лекарствах «Нань цзинь» (книга о трудном).

В период империи Цинь (3 век до н.э.) появилось сочинение «Травник Шэнь Нуна». Эта древнейшая фармакопея включала в себя 365 лекарственных средств, из которых 240 – растительного происхождения. Все средства были разделены на 3 группы:

· Неядовитые лекарства (омолаживающие) – около 120 лекарств, прием которых не ограничивался ни сроком, ни дозировкой.

· Тонизирующие лекарства – около 120 лекарств, употребление которых требовало соблюдения определенных правил.

· Токсические лекарства – около 125 лекарств, которые оказывают благотворное действие на организм при применении определенных количеств непродолжительное время.

В травнике упоминаются такие лекарственные формы, как порошки, пилюли, отвары, настойки, пластыри и т.п.

При императоре Шэнь Нуне был составлен самый древний в мире гербарий, в котором было представлено более 100 растений, обладающих целебными свойствами.

Первым многотомным источником истории Древнего Китая был «Ши цзи» - исторические записки, которая была составлена в 1 веке до н.э. китайским ученым Сыма Цянем (145-86 г.г. до н.э.). В данном источнике широко освещена хроника Ханьской династии, в которой успешно применялся методы «чжэнь-цзю» (иглоукалывание и прижигание) и пульсовой диагностики.

Древнейшим из медицинских текстов Древнего Китая является трактат «Хуанди Нэй цзинь», что дословно переводится, как «Книга о внутреннем Желтого предка» или «Канон врачевания Желтого предка». Данный канон составлен около 3 века до н.э. в форме диалога между врачевателем и легендарным предком китайского народа – Хуанди. «Нэй цзин» состоит из 18 книг. Девять первых – «Су вэнь» (простые вопросы) посвящены строению и жизнедеятельности организма, распознаванию и лечению болезней. В следующих де вяти томах – «Лин шу» (чудесные точки» описывается древний метод «чжэнь-цзю». В этом каноне при­во­дят­ся на­зва­ния (око­ло 900) и си­но­ни­мы рас­те­ний, бо­та­ни­че­ские опи­са­ния, вре­мя сбо­ра, гео­гра­фи­че­ское рас­про­стра­не­ние, мик­ро­ско­пи­че­ское опи­са­ние сы­рья, фар­ма­ко­ло­ги­че­ское дей­ст­вие и при­ме­не­ние.

Во 2-ом веке н.э. в Древнем Китае впервые в мировой практике были введены записи течения хода болезни и назначения, которые делались больному. В наше время данные записи носят названия – истории болезни.

Изучение действия растительного сырья позволило обогатить имеющие травники, и в 502 году в Китае была составлена новая фармакопея «Шэнь нун бэн цао цзин». Она состояла из 7 томов и включала в себе более 700 видов лекарственных растений.

Справочник «Мин бэй лу», составленный Тоу Хун Цзин (452-536 г.г.) содержал около 16000 рецептов и в настоящее время пользуется огромной популярностью у китайских врачей и фармацевтов.

Сочинение Сюй Дзы Цая «Лэн гунн яо дуй», появившееся в 550 году впервые классифицировала все лекарства по их действию. Все лекарства были разделены на 10 групп: ветрогонные, укрепляющие, мочегонные, вяжущие, слабительные, потогонные, расслабляющие, смягчающие, успокаивающие и альтернативные.

Сунь сы Мяо (581-673 г.г.) занимает видное место в истории лекарствоведения Китая. Его исследования были посвящены фармакологии. Его основным трудом был «Цзян цзинь фан» (тысяча золотых рецептов), который внес ценный вклад в лекарствоведение Китая. Данные сочинения включали 30 томов. С первого по четвертый тома были посвящены женским болезням и назывались «Женские болезни и их лечение». Пятый том был посвящен детским болезням и их лечению. С 6 по 21 том назывались «Частная патология и терапия», 22-24 тома – «Отравления и противоядия», 25 том – «Неотложная помощь», 26 и 27 том – «Диетотерапия», 28 том – «Учение о пульсе» и последние 29 и 30 том – «Иглоукалывание и прижигание».

Позже Сунь сы Мяо написал еще 30-ти томное продолжение к своему труду, что в совокупности составило медицинскую энциклопедию для Китая, которой долгое время пользовались не только китайские врачеватели, но и также японские, корейские и многие другие.

Особенностью развития китайской медицины в 7 веке было появление сочинений, посвященных отдельным медицинским специальностям, отдельным заболеваниям и способам их лечения. В этот период медицина Китая разделилась на 7 отраслей:

· Болезни взрослых;

· Болезни детей;

· Глазные и ушные болезни;

· Болезни зубов и полости рта;

· Наружные болезни;

· Наука массажа;

· Заклинания.

Специальностей у врачевателей было меньше:

· Болезни взрослых;

· Болезни детей;

· Глазные и ушные болезни;

· Болезни зубов и полости рта;

· Наружные болезни;

· Наука массажа;

 

Китайские врачи в 9 – 8 вв. до н.э. считали, что человек – это космос в миниатюре, действующий под влиянием тех же сил, которые господствуют в природе. Они разработали учение о противоборстве и взаимосвязи двух жизненных начал «инь» - тем­но­го, жен­ско­го, инерт­но­го и «янь» - свет­ло­го, муж­ско­го, ак­тив­но­го.

Все про­цес­сы в ор­га­низ­ме сво­ди­лись к взаи­мо­дей­ст­вию этих 2-х жиз­нен­ных на­чал и уча­стию 5 пер­во­эле­мен­тов (кос­ми­че­ских эле­мен­тов) ме­талл, во­да, огонь, де­ре­во, зем­ля.

Пред­став­ле­ние о жизненных началах при­ве­ло к трем но­вым те­ра­пев­ти­че­ским прие­мам, при­дав­шим ки­тай­ской ме­ди­ци­не осо­бый ко­ло­рит.

Это мок­са, мас­саж, аку­пунк­ту­ра. Итак, пра­виль­ное со­от­но­ше­ние этих на­чал обу­слав­ли­ва­ет здо­ро­вье, не­пра­виль­ное - ве­дет к за­бо­ле­ва­ни­ям. Для вос­ста­нов­ле­ния на­ру­шен­но­го со­от­но­ше­ния ки­тай­цы при­ду­ма­ли три на­зван­ных прие­ма.

Мок­са - со­сто­ит в при­жи­га­нии боль­но­го мес­та или от­да­лен­ной от это­го мес­та точ­ки пуч­ка­ми го­ря­щей тра­вы. Цель это­го ме­ро­прия­тия - уси­лить дви­же­ние на­ча­ла «инь». К это­му прие­му ки­тай­цы при­шли, ис­хо­дя из фан­та­сти­че­ско­го пред­став­ле­ния, но ока­зы­ва­ет­ся в нем име­ет­ся и прак­ти­че­ский смысл; прие­мы ме­ст­но­го воз­дей­ст­вия на боль­ной ор­га­низм не толь­ко в зо­нах по­вы­шен­ной чув­ст­ви­тель­но­сти, но и от­да­лен­ных от этих зон точ­ках в са­мых раз­но­об­раз­ных фор­мах при­ме­ня­ют­ся и те­перь (диа­тер­мия, элек­три­че­ская ис­кра), хо­тя на дру­гих тео­ре­ти­че­ских ос­но­вах.

Вто­рой при­ем - мас­саж. Вра­чи Древ­не­го Ки­тая так­же при­ме­ня­ли его с це­лью уси­лить дви­же­ние на­ча­ла «инь». Со вре­ме­нем тот фан­та­сти­че­ский смысл, ко­то­рый ки­тай­цы при­да­ва­ли мас­са­жу, был за­быт, и ос­та­лось толь­ко то, что на­зы­ва­ет­ся ра­цио­наль­ным в этом те­ра­пев­ти­че­ском прие­ме.

Тре­тий при­ем - аку­пунк­ту­ра - со­сто­ял во вве­де­нии иг­лы в ор­ган, счи­тав­ший­ся боль­ным, или в ка­кую-ни­будь от­да­лен­ную от не­го точ­ку те­ла. Иг­лу обыч­но тут же вы­ни­ма­ли из те­ла, но ино­гда ос­тав­ля­ли ее на су­тки и бо­лее, т.к. сущ­но­стью за­бо­ле­ва­ния счи­та­лось на­ру­ше­ние про­пор­ции ме­ж­ду на­ча­ла­ми «янь» и «инь», то иг­лы де­ла­лись по­лы­ми внут­ри на тот слу­чай, что ка­кое-ни­будь из этих на­чал ока­жет­ся в из­быт­ке и то­гда, этот из­бы­ток смо­жет вый­ти на­ру­жу че­рез ка­нал иг­лы. На­обо­рот, ес­ли пред­по­ла­га­ет­ся не­дос­та­ток на­ча­ла «янь», его мож­но бы­ло в ви­де по­дог­ре­то­го воз­ду­ха вве­сти в ор­га­низм че­рез тот же ка­нал. Для проведения данной терапевтической операции, необходимо бы­ло хо­ро­шо знать точ­ки, в ко­то­рые над­ле­жа­ло де­лать уко­лы в ка­ж­дом от­дель­ном слу­чае. Для до­пус­ка к аку­пунк­ту­ре уст­раи­вал­ся эк­за­мен: ма­не­кен, с про­де­лан­ны­ми в нем от­вер­стия­ми, об­клеи­вал­ся бу­ма­гой, а внутрь его на­ли­ва­лась крас­ка. Сдаю­щий эк­за­мен сквозь бу­ма­гу дол­жен был вве­сти иг­лу в на­зна­чен­ную точ­ку; до­ка­за­тель­ст­вом уда­чи бы­ло ис­те­че­ние крас­ки из ка­на­ла иг­лы.

На ос­но­ве тех же пред­став­ле­ний о на­ча­лах «инь» и «янь» ки­тай­ские вра­чи вне­сли в ме­ди­ци­ну еще один важ­ней­ший мо­мент: они на­ча­ли ис­сле­до­вать пульс сво­их боль­ных и соз­да­ли уче­ние о пуль­се, хо­тя в дру­гих стра­нах в то вре­мя оно рас­про­стра­не­ния не по­лу­чи­ло.

Древнекитайские врачи считали, что пульс составляет продукт непрерывного прилива и отлива крови и жизненных духов. Всякое изменение в механизме движения крови и воздуха приводит к соответствующим изменением в пульсе, по которому врач узнает состояние крови и воздуха и, следовательно, состояние организма. Посредством пульса врачи диагностировали болезни от истощения, недостатка крови и жизненных духов или же от накопления испорченных соков.

Правила для исследования пульса были изложены с величайшей подробностью.

При исследовании женщин между врачом и пациенткой ставилась ширма.

Рука больного должна покоиться на подушке, а врач кладет пальцы на пульсирующий сосуд с правой или с левой стороны кисти, производя при этом пальцами усиливаемое надавливание.

Китайские врачи говорили о существовании 7 наружных и 8 внутренних пульсов. Средний пульс у взрослого человека считался 80 ударов в минуту, у стариков – 76, у детей – 96.

На основании пульса китайцы проводили различные методы лечения, которые состояли в очищении крови и соков, укреплении желудка, удалении газов. Для этого применялись в больших количествах слабительные, рвотные, противоглистные лекарства.

Болезни, происходившие от холода – лечились теплом, а от перегревания – холодом. Кровопускание использовалось редко, чаще применялись пиявки. Особое внимание уделялось строгой диете, водным процедурам, солнечным ваннам, лечебной гимнастике.

Ки­тай был но­си­те­лем вы­со­кой са­ни­тар­ной куль­ту­ры, ост­рей­шую про­бле­му со­став­ля­ло пи­та­ние: «Лю­ди, хо­тя и едят, но сы­тых я ви­жу так ред­ко и ма­ло».

В Ки­тае за 1000 лет до н.э. при­ме­ня­ли пре­ду­пре­ди­тель­ные ме­ры про­тив ос­пы, для этого в ноз­д­ри вкла­ды­ва­ли ва­ту, про­пи­тан­ную со­дер­жи­мым че­ло­ве­че­ско­го ос­пен­но­го стру­па.

Как ме­ра пре­ду­пре­ж­де­ния чу­мо­по­доб­ных бо­лез­ней при­ме­ня­лась са­мо­изо­ля­ция, по­ки­да­ние че­ло­ве­ком на­си­жен­ных мест при эпи­зо­отии гры­зу­нов (крыс и мы­шей).

Пить ви­но не воз­бра­ня­лось, но ре­ко­мен­до­ва­лось со­блю­дать ме­ру: «Ес­ли с трех ча­рок ты па­мять су­мел по­те­рять, сме­ешь ли ты на­пи­вать­ся опять и опять?».

Однако, ре­ли­гия вну­ша­ла мас­сам, что бес­цель­ны со­ору­же­ния, ре­гу­ли­рую­щие во­ду, борь­ба с са­ран­чой, эпи­де­мия­ми, бо­лез­ня­ми, что вы­лав­ли­вать кло­пов, вшей, блох – пус­тая тра­та вре­ме­ни, «чем боль­ше мы их ло­вим, тем боль­ше они пло­дят­ся».

 

Лекарствоведение Древнего Китая было самым обширнейшим в мире. В объяснении действия лекарств большую роль играли отношение цвета, вкуса препаратов к пяти элементам и к органам.

Зеленые и кислые лекарства соответствуют элементу «дерево» и поэтому действуют на сердце, желтые и сладкие лекарства соответствуют элементу «земля» и действуют на желудок, белые и острые лекарства соответствуют элементу «металл» и действуют легкие, а черные и соленые лекарства соответствуют элементу «вода» и действуют на почки.

Рас­ти­тель­ные сред­ст­ва, применялись со­об­раз­но с де­ле­ни­ем те­ла на 3 поя­са: го­лов­ки и верх­ние час­ти рас­те­ний упот­реб­ля­ют­ся при бо­лез­нях верх­не­го поя­са, стеб­ли рас­те­ний - при бо­лез­нях сред­не­го, а кор­ни - при бо­лез­нях нижнего пояса. Серд­це­ви­на использовалась при бо­лез­нях внут­рен­но­стей, ветви растений употреблялись при болезнях конечностей, а кора – при заболеваниях кожи.

Лекарственные средства животного происхождения включали в себя коконы шелкопряда, сушеные пауки, панцирь черепахи, а также зубы, ногти, уши, языки, сердце, печень, костный мозг большинства животных.

Китайцы считали, что кровь и кости льва придают мужество, слоновая кость в виде порошка использовалась при проблемах мочеиспускания, верблюжье мясо использовали для укрепления нервной системы, верблюжье молоко для лечения геморроя, свежая печень рыб применялась при куриной слепоте, вытяжки из пантов молодого оленя применялись как стимулирующее средство.

Как лекарственные сред­ст­ва минерального происхождения использовали железо, свинец, мышьяк, олово, медь, золото, серебро и их соединения – сульфат железа, ацетат меди, сульфат меди, а также буру, квасцы, морскую соль, едкий натр, нашатырь (впервые обнаружен в Египте), соединения серы – противочесоточное средство и соединения ртути – для лечения сифилиса..

Все лекарственные средства делились на:

· Тонические;

· Вяжущие;

· Разрешающие;

· Слабительные

К тоническим средствам относилось: женьшень, чай, табак, мясо из различных животных и др.

Осо­бой из­вест­но­стью поль­зу­ет­ся ко­рень женьше­ня, который появился V – IV вв. до н.э. На вкус он горь­ко - кис­лый, его вы­ва­ри­ва­ли до кон­си­стен­ции ка­ши­цы, про­зрач­ной на вид, со слег­ка крас­но­ва­тым и жел­то­ва­тым от­тен­ком. Упот­реб­ля­ет­ся он ут­ром и ве­че­ром вме­сте с ча­ем и су­пом. Женьшень входил в состав многих лекарственных препаратов. Китайцы на­зы­ва­ют его «да­ром бес­смер­тия» и «чу­дом ми­ра». Он вос­ста­нав­ли­ва­ет си­лы, ста­рым воз­вра­ща­ет юность, воз­ве­ден в ранг па­на­цеи. Те­перь его нау­чи­лись куль­ти­ви­ро­вать.

Чай, как целебное растение, упоминается еще в старинной энциклопедии Бань Цяо. Чай излечивает все недуги, прогоняет сонливость и т.д.

К вяжущим средствам относилось: чернильные орехи, семена лотоса, мускатный орех, опий, семена фиников, айва, кислая слива, железные опилки, листовое золото.

К разрешающим средствам относилось: кассия, мимоза, мускус, имбирь, камфара, белая чемерица, семена и корень репы, сандаловое дерево, семена горчицы, гвоздика.

Мус­кус - про­дукт вы­де­ле­ния мус­кус­но­го, же­ле­зи­сто­го меш­ка, на­хо­дя­ще­го­ся у сам­ца ка­бар­ги пе­ред по­ло­вы­ми ор­га­на­ми. При­ме­ня­ли в ви­де мус­кус­ной на­стой­ки по не­сколь­ко ка­пель как воз­бу­ж­даю­щее и уси­ли­ваю­щее сред­ст­во.

К слабительным средствам относилось: семена подорожника, шалфей, красные бобы, ревень, сернокислый натр, снежная вода

Китайская медицина продолжительное время развивалась изолировано. В Европу сведения о ней проникли только в XIII веке. В современном мире традиционная китайская медицина играет большую роль. Изучение ее наследий имеет важное значение для развития научной медицины.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 4301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.