Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Памятники архитектуры Сибири и Иркутска. 1 страница




 

Архитектура Сибири. Сибирская гражданская деревянная архитектура 17 века. Декоративное убранство крестьянской избы. Художественная отделка культовых строений. Эволюция и особенности ранней острожной архитектуры Сибири. Первые каменные частные дома. Каменное строительство. Сибирское барокко. Наиболее значительные памятники архитектуры Иркутска.

Иркутск – город исторический. Он играет приметную роль в истории России и в сегодняшнем дне страны, он не случайно отнесен к городам-музеям, ибо сохранил много старины, романтический облик несуетной степенной застройки, сияние церковных куполов над синим кипением Ангары.

 

Деревянная архитектура Сибири и Иркутска

Начало заселения Сибири можно отнести к XVI столетию, но русские знали о Сибири гораздо раньше. До XVI столетия Сибирь не знала каменных построек. Дерево было единственным материалом, из которого рубили все виды сооружений того периода: крепостные стены, остроги, церкви, жилые дома и прочее. В Тобольске, например, и в настоящее время есть улица, сплошь замощенная деревом. Ранние деревянные постройки не сохранились.

В 1578 году небольшой отряд казаков под

предводительством Ермака отправился в поход в поисках “новых землиц” за Уралом. И был основан первый русский острог – город, поныне носящий название Ермаково Городище.

Из большого числа острожных сооружений,

созданных на пути продвижения русских в Сибирь, в Западной Сибири почти ничего не сохранилось, если не считать остатков одной крепостной башни (XVII столетия) в районе озера Нум-То.

Башня полуразрушена, остался только сруб с

подвалами и бойницами. Но, несмотря на это, постройка производит сильное впечатление и может быть поставлена в ряды лучших памятников острожного строительства Сибири.

После заселения Сибири русскими, в течение столетия, на огромной территории от Урала до Камчатки не было построено ни одного каменного здания. Дерево являлось основным строительным материалом, ведь природа щедро одарила Сибирь лесными богатствами.

Остроги, отличавшиеся большой простотой и выразительностью не могли не влиять на дальнейшее развитие деревянного зодчества. Особенности сибирского зодчества – это сдержанность композиции, простата форм, скупость красок, лаконизм архитектурного решения.

На постройках русского крестьянского населения Сибири можно проследить этапы развития народного жилища. В Сибири сохранились старинные постройки, относящиеся к XVIII и началу XIX столетия, являющиеся памятниками древних строительных традиций.

Изба-Клеть – образуемый из ряда венцов сруб, оборудованный окнами, дверью, полом и потолками, дает клеть - своеобразный модуль древнерусского гражданского строительства. Главная жилая клеть представляют в плане четырехугольник, со сторонами, соответствующими длине бревна в пределах 6-10 метров. Клеть, рубленная из прекрасной кондовой лиственницы, производит очень солидное, внушительное впечатление. В старых селах Томской области - Хайдуково, Безменово, Савино и другие – сохранились эти вековые избы – великаны.

Двухэтажная клеть. В юго-западных районах Сибири, в верхнем бассейне рек Иртыша и Оби, нередки случаи устройства изб с подклетями, образующими один массивный сруб 18-20 венцов, завершенный простой тесовой крышей на спицах.

Подклетью обычно называется нижний этаж сруба, который внешней фасадной стороны ничем не выделяется, и сооружение по массе смотрится как единый объем. В верхней части сруба размещается жилое помещение – горница. Внизу, в подклети, находятся помещения для хранения продуктов и хозяйственных вещей. В торце жилой части, обычно выходящим на север, тем ниже становится изба, она как бы врастает в землю.

Изба со связью. Если возникла необходимость в лишнем помещении, то обычно к клети прирубали другую клеть, создавая тем самым новый тип избы. Наиболее старым типом по степени развития клети можно считать избу на две половины с сенями посередине - избу со связью.

В середине находятся узкие (2-1,5 м) сени. Они связывают находящиеся с двух сторон избу и горницу.

В ряде изб со связью, встречающихся в различных районах, в сенях оставляется сквозной проход через ширину сруба на другую сторону избы, где в случае ориентации входа во двор на противоположной стороне избы размещается огород.

Чаще всего крыльцо и входы размещаются на боковом фасаде. Ориентация жилого помещения на солнечную сторону служит основным условием расположения избы в усадьбе.

Дальнейшее развитие избы со связью идет по пути устройства подклети. Западные и северные районы Сибири не особенно богаты избами со связью и подклетью, в южных же районах Сибири, такие избы встречаются довольно часто.

Пятистенная изба. Пятистенка представляет в плане прямоугольный сруб размером обычно 6-10 метров, имеющий капитальную поперечную стену, делящую все помещение на две неравные части. В большой части сруба устраивается изба или горница. В меньшей части устраивают сени или жилую комнату. Иногда в меньшей части устраивается кухня с русской печью, обогревающей оба помещения.

Обычно “лицевая” стена резко делится рядом торцов бревен перпендикулярно стены. Создается активная вертикальная ось, разбивающая объем сруба на две неравные части, в силу чего получается неравновесие объемов, удачно слаженное разбивкой оконных приемов.

В некоторых случаях асимметрия всей массы подчеркивается отсутствием окон на одной половине пятистенки, которые в этом случае делаются с дворового фасада. Часть избы с окнами заметно превалирует, вторая же часть сруба без окон – сени – как бы аккомпанирует простой массе жилой избы.

Пятистенная изба, не изменявшаяся в конструктивном отношении, в декоративном оформлении повторяет мотивы архитектуры города, где подклеть не играла большой роли.

Крестовая изба. В большей степени влияние города чувствуется в шестистенных – крестовых – избах, встречающихся в Сибири довольно часто. Преобладает этот тип в деревнях Восточной Сибири; Западной Сибири доминируют избы со связью – наиболее старинные и простые. В крестовой избе поперечная стена пересекается продольной стеной, образуя в плане четыре самостоятельные помещения, перегороженных капитальными стенами. Четыре объема сруба, разграниченные вертикальными кругляками выступающих стен, завершаются обычно крышей на четыре скота, “по-круглому” на городской лад.

Конструктивно такое завершение избы наиболее просто. Сооружение, часто имеющие в плане квадратную форму, довольно значительно по периметру (10*10), так что устройство крыши с фронтоном затруднительно, и естественно вытекает сооружение крыши на четыре скота, что сообщает всей композиции избы определенную статичность. Входы и крыльца часто устраиваются в прирубах, поставленных перпендикулярно стене избы. Из материалов XVII – XVIII столетий видно, что крестовую избу в ранний период деревянного строительства не знали. В случае необходимости иметь большие помещений в одной группе расширение дома шло путем увеличения количества клетей и прирубов.

 

Деревянная архитектура города Иркутска.

Каждое время, каждая эпоха оставляет на внешности города свой след и чем значительнее, чем сохраннее эти следы ушедших в небытие эпох, тем интереснее город. Иркутск один из тех городов, которым удалось сохранить свое своеобразие, свою старину. Это своеобразие и в культовой архитектуре города, которая до сих формирует панораму Иркутска, и в многочисленных каменных постройках конца XIX – начало XX веков, в которых можно найти реминисценцию чуть ли не всех архитектурных стилей.

Памятников первой половины XIX века в Иркутске осталось не так уж много, только то, что уцелело после страшного пожара 1879 года, уничтожившего лучшую и большую часть города.

Дом Шубиных. В центре города, на улице Лапина под номером 23, стоит самый старый деревянный дом. На мемориальной табличке можно прочесть: “памятник архитектуры. Дом Шубиных. XVIII век”.

Дом Шубиных рублен старинным дедовским способом – в “обло”.

К сожалению, первозданный облик дома Шубиных сейчас сильно искажен.

По фасаду он давно обшит досками, а ведь скупая мужественная красота старинных построек определялась, прежде всего, срубом. Грозной богатырской мощью старого сруба дышит сейчас только одна стена, выходящая во двор.

Другими стали сейчас и окна. Они давно уже увеличены, растесаны. Глазасто, открыто таращится теперь дом Шубиных на прохожего. В XVIII веке такого доверчивого “взгляда” быть у него не могло. По размеру окна были намного меньше, в четверть приемних. Пол стелили из половинок кедровых бревен. А чтобы изба стала теплее, на потолок насыпали земляную подушку.

Даже сейчас дом Шубиных резко отличается от соседних. Несколько метров отделяют его от дома № 31. По сравнению со знаменитым соседом это очень теплое, лиричное строение. Ставенки его украшены кудрявыми завитульками, на крылечке, под навесным балконом, плотник вырубил кокетливо выгнутые консоли-выкружки, и оттого весь дом выглядит беззаботным, легкомысленным франтом. Эта постройка еще резче оттеняет кряжистый облик шубинского дома, в котором навсегда запечатлелось напряжение трудной жизни сибиряка-первопоселенца.

Написано о доме Шубиных много, но вниманием горожан он не избалован. В доме живут, но, несмотря на это, выглядит он запущенно и беспризорно. Потихоньку догнивают лучковые, выгнутые по старинке коромыслом ворота, пошатнулся, накренился к земле ветхий заплот, некому подновить, некому поправить.

Неподалеку от дома Шубиных стоит здесь один из красивейших купеческих особняков. Торжественным двухэтажным дворцом развернут вдоль улицы дом №19. по бокам он украшен резными, уютными крылечками, которые облегчают его торжественную тяжесть.

Построенные, удлиненные вверх окна (семь снизу, восемь на втором этаже) придают строению чистоту и строгость. Посередине крыша дома приподнята остроизломанным треугольным “гребешком” (фронт). Симметрично крылец, размеренными ритмами окон дом напоминает дворец. Витое деревянное кружево, оплетающее дом, согрело его особым теплом.

На разных уровнях – широкими полосами и узкими ленточками – опоясывает дом резьба. Сразу под крышей кружево присборено узкой полоской с полукруглыми язычками, которых просверлены дырочки. Чуть пониже появляется основной мотив ее: широкая, тяжелая гирлянда из трав и цветов.

Под “зеленой гирляндой” расположено пространство фронтоном. Его украсили, следуя народным традициям, в центре посадили солярный знак - резное солнце – окружили его цветочным венком. По бокам, чуть ниже солнца находятся драконы. По две пары с каждой стороны.

Над окнами снова широкая гирлянда из цветов и листьев. Но главное изображение мастера расположили на широкой верхней доске наличника – лобани.

Две птицы, почти касаясь, друг друга клювами, держат цветущее деревце. Произрастает оно из узорчатого шара, на который они опираются лапками.

На втором этаже окна без ставен, по бокам они оправлены узкими резными досками, на которых внизу вырезаны гроздья винограда, а выше стебель с цветами, похожими на колокольчики.

Виноград на улице Грязнова выглядит стилизованно, условно. А ведь были в Иркутске дома, где тяжелые виноградные гроздья казались почти живыми, настоящими. Один из таких домов стоял на улице Степана Разина. Сохранился снимок окна его, где на лобани вырезаны не только спелые гроздья винограда, но виноградная лоза и листья, кудряво скрученные в прихотливый узор.

Угол улиц Киевской и Богдана Хмельницкого украшен доходным домом. На первый взгляд, он похож на те, которые мы уже видели. Но это далеко не так. Орнамент здесь уже совсем другой.

Со временем резкое кружево на доме потемнело, стало бархатно-черным, бархатно-коричневым. Как густой рой бабочек, прилепились под крышей резные кружева. Солнышко резные здесь тоже есть. Но на улице Грязного солнце изображено круглым, а здесь два узорчатых полукруга, развернутые веером, восходят над окнами второго этажа.

Нетрудно заметить, разглядывая орнамент многих домов, что элементы его располагаются строго по “этажам”. Под крышей, как правило, идет волнистый орнамент - “город”, под ним усажены резные солнышки и лишь потом заплетали гирлянды из цветов и листьев.

Знаменитый в Иркутске “кружевной дом ”, по свидетельству старожилов, был построен архитектором Шастиным. Как все доходные дома, он богато украшен резным орнаментом. Обильное декоративное убранство фасадов, сложные очертания кровли с башенками и, наконец, своеобразное объемно-планировочное решение придают памятнику особый неповторимый образ. Двухэтажная постройка в плане представляет собой близкий к квадрату прямоугольник. По всему периметру дома проходит подшивной карниз, украшенный подзором-пропилькой, резьбой по краю карниза. Все поле фриза заполнено накладной резьбой, чередующиеся с декоративными кронштейнами. По низу фриза, под прифилированным поясом, проходит пропильный подзор.

Особый интерес представляют оконные наличники главного фасада с уникальной резьбой. Трехчастные филенчатые ставни украшены глубинной резьбой в виде цветов.

На улице Грязнова под № 40 стоит двухэтажный дом, не менее знаменитый, чем дом Шастиных на улице Энгельса. Его часто снимают фото – и кинолюбители, рисуют художники. Окна первого этажа украшены здесь барочными волютками с букетом цветов. Под ним распустилось изысканная деревянная роза. Весь букет перехвачен тесьмой с бусинами. Очелье второго этажа украшено иначе. Оно венчается длинным, узким, волнистым гребешком.

Самобытная деревянная архитектура составляет значительную часть архитектурного населения Иркутска, во многом определяют ее облик и своеобразие. В процессе эволюции, благодаря синтезу народных традиций и профессиональной архитектуры, оно достигло высокого уровня, и впитала в себя огромный культурный потенциал прошедших поколений. В отличие от многих сибирских городов Иркутск сохранил свое лицо. В старой его части, особенно среди деревянной застройки, царит особый иркутский дух, благодаря которому его невозможно спутать ни с каким другим городом. Именно это ощущение образа города как единого целого, его узнаваемость и неповторимость дает нам право отнести историческую часть Иркутска к памятникам градостроительного искусства.

 

Каменная архитектура Иркутска

Церкви, как и крепостные сооружения, являлись первыми видами построек, которые возводились обычно сразу же после постановки многочисленных сибирских острогов и укреплений.

Спасская церковь (ул. Сухэ-Батора, 2).

Каменная Спасская церковь была заложена в 1706 году, а до этого стояла деревянное здание. Острог к тому времени был уже застроен, в центре его стояла деревянная Спасская церковь.

Она сооружена по типу посадского храма.

Автор этой постройки был Моисей Иванович Долгих. Почему такое название?

Когда землепроходцы шли в сибирские края, с хоругвей, укрепленных на древнах, чаще всего смотрел лик сурового Спаса. Он вдохновлял и вселял надежду, и ему после успешных походов возносили благодарственные слова, в его честь ставили часовни и храмы. И главный престол каменного храма в городе был освящен во имя Спаса Нерукотворного образа. От этого престола церковь получила свое название.

Не смотря на преемственность древнерусских традиций в постройки прослеживаются новые приемы. В Сибири в этот период формируется новый композиционный тип храма в два этажа.

Колокольня придала Спасской церкви монументальность.

Здание Спасской церкви существует более 250 лет, и за столь длительный срок его облик не мог не претерпеть изменений. Первоначально церковь была меньше по объему.

Декоративное убранство Спасской церкви выполнено тактично, с чувством меры. Насыщенные светотенью обрамления окон и порталов выразительно сочетаются с гладкими, тонко профилированными поверхностями стен. Декоративное оформление фасада выполнено в древнерусских формах. Характерно нарядное и пластичное решение стены.

Внутренние стены Спасской церкви были расписаны. Роспись на фасадах включала многофигурные композиции, отдельные сюжеты навеяны историей Иркутска.

На южном фасаде церкви изображено три лика. Один из них помещен к киоте под порталом второго яруса четверика. Это образ Святого Митрофана Воронежского чудотворца, в честь которого был освящен придел колокольни.

Два других изображения располагаются прямо на стене здания. Фигура Николы Мирликийского находится под самым карнизом четверика, а на стене апсиды прорисовывается лик Спаса. Глаза Христа устранены в даль, темные волосы ниспадают до плеч, четко выделяя лицо на фоне белого плата, который придерживают два ангела. Все изображение окаймлено широкой рамой.

Слева видна торжественная процессия, стоящая на берегу реки у небольшой купели. В воду погрузились несколько человек, на поверхности ведены только их головы. Стоящие рядом со освящено служителем держат белые льняные одежды. У реки происходит обряд крещения.

Считается, что данная композиция показывает крещение местного бурятского населения, картина напоминает о первоначальной истории заселения Прибайкалья и взаимоотношениях русского народа с бурятами Богоявленский собор (ул. Нижняя Набережная, 2)

Радом со Спасской церковью стоит Богоявленский собор. Когда то их разделяла крепостная стена.

Деревянный собор был срублен в 1693 году, но в пожаре 3 августа 1716 года он сгорел и в 1718 году, расчистив пепелище в Иркутске заложили Богоявленский собор, которому суждено было стать третьи по счету каменным городским зданием.

Собор строили пять лет. Он превосходил Спасскую церковь по объемам. Подчеркнута большая роль отводилась декоративному убранству. Колокольню “шатром” закончили к 1729 году, а главный предел был освящен 25 сентября 1746 года.

Богоявленский собор назван не случайно. Главной задачей русских миссионеров в Сибири была обращение в христианскую веру и крещение инородцев. Поэтому культу явления бога и крещению придавалось особое значение.

Отделка фасадов Богоявленского собора включает нарядные наличники, сложные карнизы, пояски арок. В нем слились воедино древнерусские узоры, барочные мотивы и элементы. Собор также был богат изразцами – розетки с незатейливыми но выразительными рисунками: на одних лепестки, на других – концентрические круги и др.

В 1742 году было столь сильное землетрясения, что был разрушен шатер колокольни. В начале 19 века Богоявленский собор утратил пятиглава.

После революции комиссия по охране памятников разрешила использовать собор для размещения хлебозавода. Администрация хлебозавода много перестроила. Установили там печи, электрооборудование. Но это все просуществовало не долго, и в 1985 году завод был выселен и собор был передан Иркутскому Художественному областному музею.

Крестовоздвиженская церковь (ул. Седова, 1)

Церковь была построена в 1758 году на средства Иркутского купца морехода Федора Щербанова на Крестном холме.

Объемная композиция отличается оригинальным решением в размещение двух пределов широкой трапезной. В наружных формах это отразилось в живописной компоновке венчающих восьмериков приделов. С западной стороны - вертикаль ярусной колокольни.

Двухцветный четверик холодного храма завершается тремя контрастно убывающим малыми восьмериками. Фигурный купол храма и грушевидные венчание восьмериков приделов имеют сложный абрис и пластину. В общем композиции церкви усматривается стопообразный принцип, навеянный буддийской архитектурой.

Известность Крестовоздвиженская церковь получила за уникальную декоративную пластику фасадов. Обильная и богатая орнаментация заполняет все поле стены храма. Сложнейшие узоры созданы различными комбинациями геометрических фигур.

В 1779 году с северной стороны трапезной был пристроен еще один предел. В 1860 году старое крыльцо церкви заменили на двух этажный притвор, выполненный в стиле ампир.

Тихвинская церковь (ул. Кирова)

Тихвинская церковь была одной из самых старых церквей города. Деревянный храм был построен в 1706 – 1708 годах. Каменная церковь заложена 1754 году. Первый главный престол во имя Тихвинской Божьей Матери освящен 12 октября 1759 года. Пределы Святого прока Ильи и Воскресение Христа – в 1765 году и 17773 году. Строилась церковь на деньги купца Бичевина. Храм этот по богатству икон был первый среди прочих церквей Иркутска.

В 1932 году церковь была закрыта и в скоре разобрана до основания.

Знаменский монастырь (ул. Ангарская, 14)

Знаменский женский монастырь возник в 1693 году. При основании монастыря была возведена деревянная церковь, вскоре она пришла в ветхость и в 1727 году заменена на новую, тоже деревянную. Но и эта быстро обветшала, и в 1757 году была заложена каменная Знаменская церковь. Строительство велось на средства иркутского купца Ивана Бичевина.

Современный облик храма сложили в результате дополнения объемной композиции на протяжении всего 18 и первой половины 19 веков различными пристроями приделов, притворов и крылец. Первоначальная объемно пространственная композиция отмечалась лаконичностью и простатой. План имеет четырех частное деление с последовательным расположением вдаль оси восток-запад притвора, трапезной, храма и алтаря. С северной стороны примыкает Николаевский придел. В 1830 году к паперти церкви было пристроено новое каменной крыльцо с двумя каменными палатками по бокам. В таком значительном измененном виде церковь дошла до нашего времени.

Архитектура церкви еще близка древнерусскому зодчеству, это выражено в декоративном оформлении фасадов, спаренные колонны в углах четверика, кудри в обрамлении окон. В месте с тем памятник имеет элементы “сибирского барокко”.

Троицкая церковь (ул. 5-ой Армии, 8)

Год начала строительства неизвестен. Из общего рода построек “Сибирского барокко” Троицкая церковь отличается своим необычным объемно-пространственным построением. В композиции здания просматривается связь с древними ярусными храмами с широким восьмериком. Над двухэтажным четвериком храма возвышается массивный двухярустный восьмерик, завершенный куполом. Ярусная колокольня, незначительно превышающая по высоте храм вместе с пределами и алтарем композиционно подчинена ядру.

Харлампиевская церковь (она же Михайло-Архангильская) (Ново-Ленино, ул. Образцова, 1)

Построенная в 178 г., расположена неподалеку от Троицкой церкви. Она была построена на средства Иркутского купца Б. Балакшина. Позднее громоздкая паперть скрывает самобытный барочный памятник. Н7о стоит обойти здание и оказаться перед его фасадом как перед глазами возникает изящно обведенная подоконная картуши трапезной и четверика. Рельефные дуги и завитки сейчас служат изысканным украшением старых и очень дряхлых стен.

Польский костел

К концу 19 века в Иркутске было 35 православных церквей включая Богоявленский собор и Спасскую церковь и рядом с нимти стоит единственный католический памятник архитектуры Иркутска – это Польский костел.

Строительство Польского костела началось в 1826 года. Уже к концу 1826 года костел во имя Вознесения Божьей Матери представлял собой одноэтажное деревянное здание стоявший на том же самом месте, где позже был возведен каменный костел – архитектор Юзеф Тамулевич. Внутренняя отделка исполнена по рисункам польского ссыльного художника и столяра В.Н. Каперскгого.

Основу объемно-пространственной композиции костела составляет высокий двухэтажный объем костела под подъемистой двускатной крышей, на западе заканчивающейся величественным трехчастным порталом со вздымающимся в высь готическим восьмигранным шатром, окруженным фиалами. С востока примыкает трансепт, в средней части – перерезанный более высоким объемом центральной апсиды. Обогащает композицию готические башенки по углам западного портала, оформленные уступами щипцы торцевых стен, а также многочисленные пилоны контрфорсов, раскрепощающие стены костела. По верху кровли храма проходит ажурная литая чугунная решетка. Храм делится на три нефа двумя рядами колонн. Здесь применяется интересное конструктивное решение: в качестве опор нефов использовались литые чугунные колонны, полсти которых для большей прочностью заполнялись бетоном.

Декоративное убранство фасадов выполнено кирпиче и отличается разнообразием. Верх рамы и алтарной части обведен аркатурным фризом, более грубый фриз завершает стены трансента. Пилоны контрфорсов украшены нишами и филенками и завершены двухскатными кровельками. Стрельчатые окна обрамлены перспективными напильниками, которые украшают столярные заполнения с мелкими членениями переплетов, а при реставрации восстановлено цветное остекление. Особенно богато убран западный портал, его углы и контрфорсы завершены фиалами, уступчатый верх украшает аркатурный фриз. Входящую дверь обрамляет перспективный портал, а под ним в центре щипца, находится готическая “роза” а круглом окне. На нише колокольни сохранилось старое завершение короны с латинским крестом.

В 1938 году костел прекратил свое существование как религиозное учреждение. Долгие годы здесь размещалась Восточно-Сибирская студия кинохроники. Ныне органный зал.

Синагога. (ул. К. Либкнехта, 23)

Синагога была построена в 1881 году на пожертвования прихожан еврейской общины по проекту иркутского архитектора В. А. Кудельского. Синагога представляет собой двухэтажное здание крупных размеров под вальмовой кровлей небольшим куполом. Синагога имеет Г образный план. Лавный объем выходящий =объему, уходящему в глубь квартальной застройки. Красная линия была фиксирована каченными воротами, выполненными в том же стиле, что и дом и забор.

Пластика фасадов богата и разнообразна. Индивидуального художественного и архитектурного облика достигается противопоставлением арочных дверных и оконных проемов с треугольными фронтонами и межэтажным поясом, акцентирующими вертикальное и горизонтальное членение фасадов.

С 1924 по 1981 года религиозные службы не велись. Здание на протяжении полувека переходило из рук в руки, в результате чего произошло значительное искажение первоначального облика и планировочной структуры.

Кафедральный собор (располагался на пл. Кирова)

Строительство Казанского кафедрального собора было начато 17 апреля 1875 года. В июне 1879года постройка пострадала в огне пожара и работы были приостановлены на шесть лет, и только в 1885 году строительство возобновилось и закончилось в январе 1894 года.

Иркутский кафедральный собор входит в число крупнейших культовых сооружений России. Он был четвертым по величине среди всех провинциальных храмов. Площадь его позволяла вместить до пяти тысяч человек, а высота достигла шестьдесят метров.

Авторами проекта собора можно назвать художника архитектора Кудельского, инженера Огонь-Долгоносовского, инженера архитектора Розина.

Освящение главного престола во имя Казанской Божьей Матери состоялось 25 января 1894 года. Остальные престолы - всего их было шесть – освящены с января по август 1894 года. До революции Иркутский Казанский Кафедральный собор был центром не только религиозной, но и общественно-политической жизни города. А на тихвинской площади проводились торжественные церемонии, парады, народные гуляния.

В 1930 году собор был закрыт, в январе 1932 года решено было его снести. Монументальный и торжественный собор был символом культурного расцвета и богатства Иркутска в конце 19 начале 20 веков.

Татарская мечеть (ул. Карла Либкнехта, 86)

Каменная соборная мечеть построена в 1901-1902 году на добровольные пожертвование верующих мусульман Иркутска. Здание выложено из местного серовичного камня. Верхние ярусы минарета – деревянные. С этого высокого минарета магомеяне созывались на молитвы.

Сейчас облик мечети несколько изменился (деревянные этажи минарета разобраны). В наши дни в здании проходят богослужения верующих татар.

Казанская церковь (ул. Баррикад, 34)

Была построена в ремесленной слободе потомственным гражданином А.М. Сибиряковым. Основание ее заложено 27 июля 1885 года, а окончено строительство с освящением трех пределов в 1892 году.

Объем церкви компактный, расчленен на ряд соподчиненных объемов, сгруппированных вокруг центрального столпа. Ядро храма завершается двенадцатигранным барабаном с гранитным куполом. До сих под всегда четко прослеживалось деление храма и алтаря, а также приделов.

Декор фасадов обилен и выполнен в сложнейших формах “стилевой” архитектуры конца 19 века и во многом использовали византийские формы: модильоны, спаренные колонки.

Рождественская церковь

Она была заложена 16 августа 1998 года, а строительство завершено 8 октября 1999 года. Эта церковь посвящена в память погибших при катастрофе самолета “Руслан” в Иркутске –2.

Церковь построена фирмой Голышевых “Агродорспецстрой”.

Памятник монументального искусства --

Вечный огонь

В центре, на возвышении чаша – Вечного огня. Прямо пере ним на фасаде дома советов – огромные плиты с документальным текстом, рассказывающим о вкладе Иркутском в Великую Победу и списком павших смертью храбрых на фронтах Великой Отечественной войны.

Этот памятник состоит из двух основных элементов: “центральной стелы, на которой высечены имена героев Советского Союза и плиты с Вечным огнем, зажженным от огня на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены”.

Открытие мемориала состоялось 8 мая 1975 года авторами проекта мемориального комплекса выступили главный архитектор города Владлен Николаевич Федорин, главный художник города Виталий Григорьевич Смачин.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.