Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебная программа по психологии делового общения




 

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

- основные понятия психологии делового общения;

- представление о логических, риторических приемах и манипулятивных техниках и методах их диагностики в процессе общения;

- иметь представление о современной этике делового общения;

- иметь представление о неблагоприятных психических состояниях, возникающих в переговорном процессе и препятствующих его осуществлению, и методах их коррекции;

 

Знания, полученные при изучении дисциплины, должны обеспечить студентам возможность овладения следующими навыками и умениями:

- овладеть навыками входа в контакт с использованием сонастройки;

сбора информации о личности собеседника и ее использования при подготовке к переговорному процессу;

- анализа средств общения, используемых собеседниками для распознавания скрытых мотивов собеседника;

- слушания с учетом особенностей ситуации;

- аргументации собственной точки зрения с опорой на логические основы, риторику и психологические приемы;

- диагностики неблагоприятных психических состояний, препятствующих эффективному ведению переговоров и овладение навыками их коррекции;

повысить уровень психологической готовности к будущей профессиональной деятельности за счет решения задач, моделирующих профессиональную деятельность с психологическими компонентами и уровень психологической устойчивости при их решении;

 

 

Структура курса.

 

Курс состоит из 5 частей.

Первая часть посвящена вопросам социального познания, подробному изучению механизмов восприятия и понимания человека человеком, их закономерностей и ошибок, возникающих в процессе социальной перцепции.

Вторая часть посвящена подробному изучению фаз делового общения, отработке навыков входа в контакт, слушания, аргументации, анализу возможностей использования общих закономерностей функционирования внимания, памяти, восприятия и мышления для выбора соответствующих манипулятивных техник, их диагностики и противостояния им.

Третья часть отводится изучению вербальных и невербальных средств общения

Четвертая часть посвящена изучению психических состояний, мешающих эффективному ведению переговоров и методов их коррекции.

Пятая часть – практика – элементы тренинга социально-психологической компетентности, элементы тренинга социальной сенситивности, ролевые игры (моделирующие задачи профессиональной деятельности с психологическими компонентами) на отработку и закрепление всех полученных навыков и проверка уровня психологической устойчивости специалиста.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ СТУДЕНТА – ПСИХОЛОГИИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

 

Раздел 1. Введение в психологию общения.

1. Общие вопросы психологии общения. Типы общения, фазы, каналы, средства, функции, стороны, механизмы. Анализ особенностей делового общения в отличии от других типов общения.

2. Анализ различий между социальным восприятием и социальным познанием. Представление об атрибуции.

3. Атрибуция и каузальная атрибуция. Теории «корреспондентного изучение ошибок каузальной атрибуции: фундаментальная и мотивационная ошибки.

 

Специальная литература к 1 разделу:

1. Андреева Г.М. «Социальная психология»,

2. Бодалев А.А. Восприятие понимание человека человеком», М., 1982

3. Андреева Г.М. «Психология социального познания»

4. Бодалев А.А. «Личность и общение», М., 1995

5. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. «Грамматика общения», СПб, Питер, 2005

6. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. «Межличностное общение», СПб, Питер, 2001

7. Д.Майерс «Социальная психология. Интенсивный курс», М., Олма- Пресс, 2000

8. Методические указания к практическим занятиям по курсу “Психология и педагогика”(вторая часть) для студентов, слушающих дисциплины по выбору студентов «Психология делового общения» и «Психология общения», методические указания, сост. Ю.И.Лобанова, СПб, СПбГАСУ, 2005

9. Пайнс Э., Маслач К. «Практикум по социальной психологии», СПб, Питер, 2000

10. Смит Г. «Тренинг прогнозирования поведения. Тренинг сенситивности»,

 

 

Раздел 2. Ведение переговоров в процессе делового общения. Психологическое воздействие в рамках делового общения.

1. Представление о психологическом воздействии. Анализ существующих классификаций типов психологического воздействия. Факторы, приемы психологического воздействия (необходима иллюстрация рассматриваемых понятий на примерах из художественной литературы).

2. Внушение и манипуляция. Отличительные особенности данных видов психологического воздействия.

- приемы внушения (с примерами); анализ факторов, влияющих на эффективность внушения;

- диагностика и техники манипуляции (с примерами);

 

Специальная литература ко 2 разделу:

1. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. «Психология управления», Харьков, Фортуна- Пресс, 1998

2. А.И. Воеводин «Стратегии войны, манипуляции, обмана», М., 2002

3. В.Л.Доценко «Психология манипуляции», ЧеРо, МГУ, М., 2000

4. Т.С.Кабаченко «Методы психологического воздействия», М., 2000

5. С. Кара- Мурза «Манипуляция сознанием», М., Алгоритм, 2000

6. В. Крысько, «Секреты психологической войны», Минск, Харвест, 1999

7. В.И. Курбатов «Как управлять общением», Р\нД, 1997

8. Омаров А.М. «Управление: искусство общения»- М., 1983

9. «Практическая психология для экономистов и менеджеров» под ред. М.К.Тутушкиной, СПб, Дидактика Плюс, 2002

10. Психология и этика делового общения: учебник для вузов. – М., 2003

11. Современная практическая психология под ред. М.К. Тутушкиной, М., Академия, 2005

12. Тарасов В. «Искусство управленческой борьбы», М.. Добрая книга, 2007

 

Раздел 3. Логика.

1. Представление о понятиях в логике, классификация понятий; представление о суждениях, классификация суждений.

2. Запрещенные (нелояльные) приемы аргументации.

3. Основные логические законы.

4. Приемы слушания. Софистика и некорректные вопросы.

В этом разделе особенно важно не только сделать соответствующие теме теоретические выкладки, но также привести примеры из художественной литературы или из кинофильмов, где нарушение соответствующих предписаний приводило бы к выигрышу за счет манипулятивных техник или к комической ситуации.

 

Специальная литература к 3 разделу:

 

1. Вагапова Д.Х «Риторика в интеллектуальных играх и тренингах», Москва, Цитадель, 1999

2. Гетманова А.Д. «Учебник по логике», М., ЧеРо, 1996

3. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. «Общая риторика. Курс лекций», Ростов-на Дону, Феникс, 1999

4. Ханин М.И. «Практикум по культуре речи или как научиться красиво и убедительно говорить», СПб, Паритет, 2003

 

 

Раздел 4. Средства общения.

4.1. Вербальные средства общения.

4.1.1 Речь и язык. Гипотеза лингвистической относительности. Типы языков и виды речи.

4.1.2 Элементы риторики. Применение различных риторических приемов в ситуации публичного выступления (подготовка нескольких текстов для доклада с подбором выдержек из текстов художественной литературы и анализом использованных приемов).

 

4.2.Невербальные средства общения.

4.2.1 Проксемика. Личностные зоны. Особенности организации пространства при ведении деловых переговоров.

4.2.2.Кинесика. Язык мимики. Классификация жестов. Национальные особенности восприятия жестов и мимики.

4.2.3.Такесика. Культурные особенности делового этикета разных стран.

4.2.4.Экстра- паралингвистика. Характеристики голоса. Применение различных голосовых техник в ситуациях делового взаимодействия.

4.2.5.Визуальный контакт и особенности «удержания» аудитории.

4.2.6.Диагностика лживого поведения партнера.

 

Специальная литература к 4 разделу:

1. «Современная практическая психология», под ред. Тутушкиной М.К., Москва, 2006

2. Горелов И.Н. «Невербальные коммуникации», М., 1990

3. Коэн Д. «Язык жестов для улучшения взаимоотношений», М., Эксмо- Пресс, 2002

4. Лабунская В.А. «Экспрессия человека: общение и межличностное познание», Р\д, 1999

5. Лебедева Н. «Введение в этническую и кросс-культурную психологию», Ключ-С, 1999

6. Леонтьев А.А. «Основы психолинвистики»,М., «Смысл», 1997

7. А.Р. Лурия «Язык и сознание», Рн/Д, 1998

8. Люшер М. «Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы», Воронеж, 1995

9. А.Пиз «Язык жестов»,

10. Психология управления под ред.

11. Психология и этика делового общения: учебник

12. Психология и этика делового общения под ред. В.Н.Лавриненко,М., 1997

13. «Психология эмоций», под ред. Вилюнаса В.К.,Ю.Б. Гиппенрейтер, М., МГХ, 1984

 

Раздел 5. Ведение деловых перегов оров.

1.Сравнительный анализ классификаций типов деловых переговоров. Этапы переговоров.

2. Психологические компоненты организационной подготовки к проведению переговоров.

3. Психологические компоненты содержательной подготовки к проведению переговоров.

 

Специальная литература к 5 разделу:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. «Деловая риторика», Москва-Ростов-на- Дону, 2008

2. Коммуникационные технологии 20 века

2. Михненко П.А. «Как я учился деловому общению», М., 2005

3. Ниренберг Дж. «Гений переговоров», попурри, М., 1997

3. Практическая психология для экономистов и менеджеров под ред. М.К.Тутушкиной, СПб, 2002

4. Практическая психология под ред. М.К. Тутушкиной, Спб, 1998

5. Психология и этика делового общения, уч., под ред. В.Н. Лавриненко, М., Культура и спорт: ЮНИТИ, 1997

6. Современная практическая психология, под ред. Тутушкиной М.К., М., Академия, 2005

 

Раздел 6. Этика делового общения.

1. Особенности этики делового общения в России и в других странах.

2. Этика и этикет (экскурс в историю понятий). Особенности этикета в России и других странах.

Специальная литература к 5 разделу:

1. Кузин Ф.А. «Культура делового общения», М., 1996

2. Лисенкова А.Ф. «Психология и этика деловых отношений», М., Институт практической психологии, 1998

3. Поваляева М.А. «Психология и этика делового общения», Ростов-на-Дону, Феникс, 2006

4. Фомин Ю.А., Психология делового общения, Минск, Амалфеев, 2003

5. Этика. Эстетика (конспект лекций), Ростов-на Дону, Феникс, 2005

6. Психология и этика делового общения, уч., под ред. В.Н. Лавриненко, М., Культура и спорт: ЮНИТИ, 1997

7. Холопова Т.И., Лебедева М.Н., Протокол и этикет для деловых людей, АНКИЛ, Инфра-М, 1995

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1157; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.