Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первый элемент — налогоплательщики




Система налогообложения по соглашению о разделе продукции

Восьмой элемент — источник уплаты единого налога по УСН

Он зависит оттого, какой способ исчисления налоговой базы по единому налогу по УСН выбран налогоплательщиком.

В случае если налогоплательщиком выбран первый способ исчис­ления налоговой базы («доходы»), то источником уплаты единого на лога по УСН является налогооблагаемый доход налогоплательщика до налогообложения.

Если же налогоплательщиком выбран второй способ исчисления налоговой базы («доходы минус расходы»), то источником уплаты еди­ного налога по УСН является прибыль налогоплательщика до налого­обложения.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит сущность УСН?

2. Кто является налогоплательщиками единого налога по УСН?

3. Приведите примеры субъектов, которые не вправе применять УСН.

4. Каковы общий порядок и условия начала применения УСН?

5. Каковы общий порядок и условия прекращения применения УСН?

6. Что является объектом налогообложения единым налогом по УСН?

7. Какие предусмотрены льготы по УСН?

8. Как исчисляется налоговая база по УСН?

9. Каковы ставки единого налога по УСН?

10. Каковы налоговый и отчетный периоды по УСН?

11. Каков порядок и сроки исчисления и уплаты единого налога по УСН?

12. Какова налоговая отчетность по УСН?

13. Что является источником уплаты единого налога по УСН?

 

В настоящее время условия и порядок применения специаль­ного налогового режима при выполнении соглашения о разделе продукции регламентируются гл. 264 НК РФ.

В целях развития недропользования и инвестиционной дея­тельности, установления правовых основ отношений, возникаю­щих в процессе осуществления российских и иностранных инве­стиций в поиск, разведку и добычу минерального сырья на терри­тории РФ, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны, был принят Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

Предусмотренное этим Законом соглашение о разделе продук­ции (СРП) является договором, в соответствии с которым Россий­ская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определен­ный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу мине­рального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ве­дение связанных с этим работ, а инвестор обязуется провести ука­занные работы за свой счет и на свой риск. Такое соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами.

Сторонами СРП являются: Российская Федерация, от имени которой в соглашении выступают Правительство РФ и орган ис­полнительной власти субъекта Федерации, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, или уполномоченные ими органы; инвесторы — граждане РФ, ино­странные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договоров о совместной деятельности и не имеющие статуса юри­дического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств (иму­щества и (или) имущественных прав) в поиск, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр.

Перечни участков недр, право пользования которыми на усло­виях раздела продукции может быть предоставлено инвесторам, ус­танавливаются федеральными законами. В настоящее время дейст­вует целый ряд федеральных законов, определяющих перечень уча­стков недр. В отдельных случаях указанные участки недр могут предоставляться на основе решения Правительства РФ и органа го­сударственной власти соответствующего субъекта РФ без утверж­дения федеральными законами.

В соответствии с действующим законодательством разрешается предоставление на условиях раздела продукции не более 30% раз­веданных и учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых. Разработка условий пользования недрами и подготов­ка проекта соглашения по каждому объекту недропользования осу­ществляется комиссией, созданной Правительством РФ по согла­сованию с органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Предусмотренные СРП работы и виды деятельности должны выполняться в соответствии с утвержденными программами, проектами, планами и сметами. Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с СРП, которое должно предусматривать условия и порядок:

• определения общего объема продукции и ее стоимости;

• определения части произведенной продукции (в том числе ее предельного уровня), которая передается в собственность инвесто­ра для возмещения его затрат на выполнение работ по СРП (ком­пенсационная продукция);

• раздела между государством и инвестором прибыльной про­дукции, под которой понимается произведенная продукция за вы­четом части этой продукции, используемой для уплаты платежей за пользование недрами, и компенсационной продукции;

• передача государству принадлежащей ему в соответствии с условиями СРП части произведенной продукции или ее стоимост­ного эквивалента;

• получение инвестором произведенной продукции, принад­лежащей ему в соответствии с условиями СРП.

Компенсационная продукция, а также часть прибыльной про­дукции, являющаяся в соответствии с условиями СРП долей инве­стора, принадлежат на праве собственности инвестору. Минераль­ное сырье, поступающее в собственность инвестора, может быть вывезено с таможенной территории РФ на условиях и в порядке, которые определены СРП.

За исключением налога на прибыль и платежей за пользование недрами, инвестор в течение срока действия СРП освобождается от взимания налогов, сборов, акцизов и иных обязательных платежей.

Взимание указанных налогов, сборов и иных обязательных платежей заменяется разделом продукции на условиях СРП.

В настоящее время действуют три соглашения о разделе про­дукции, подписанные Российской Федерацией с инвесторами нефтегазовых проектов. При исполнении каждого из этих соглаше­ний применяется индивидуальный порядок налогообложения.

Проект «Сахалин-2» является первым в истории России проек­том, основанным на принципах соглашения о разделе продукции. Он включает в себя месторождения нефти и газа, которые расположены на шельфе острова Сахалин примерно в 15 км от северо-восточного побережья в акватории, ко­торая шесть-семь месяцев в году покрыта льдами.

Месторождения, входящие в проект, в совокупности содержат около 1 млрд баррелей нефти и конденсата и 18 трлн фт3 газа.

Оператором проекта «Сахалин-2» является компания «Сахалин Энержи», которая была учреждена в 1994 г. в целях разработки ме­сторождений нефти и газа на шельфе острова Сахалин в рамках Со­глашения о разделе продукции по проекту «Сахалин-2».

В рамках проекта «Сахалин-2» работает Наблюдательный совет, который является управляющим органом проекта. В его состав входят представители Правительства России, администрации Са­халинской области и иностранных акционеров проекта. Важней­шей его функцией является утверждение программ работ и смет расходов освоения месторождений, порядка организации матери­ально-технического снабжения, программ подготовки и использо­вания кадров по проектам освоения в рамках СРП.

Реализация проекта является поэтапной, рассчитана на 30— 40 лет. Объем инвестиций, необходимых для реализации проекта, должен превысить 10 млрд долл. США.

СРП по проекту предусматривает обязательство компании по выплате ежегодных взносов в размере 20 млн долл. США в фонд развития Сахалина. Эти деньги должны использоваться по реше­нию органов государственной власти Сахалинской области в инте­ресах социально-экономического развития региона.

«Сахалин Энержи» также возмещает российской стороне рас­ходы по поисково-разведочным работам на общую сумму 160 млн долл. США и с 1999 г. компания выплачивает 6% роялти от продаж­ной стоимости добытой нефти.

По данным компании «Сахалин Энержи», общая стоимость ве­роятных контрактов с предприятиями российской промышленно­сти должна составить более 20 млрд долл. США, в настоящее время заключено более 4000 контрактов, что дает возможность привле­кать в рамках проектов большое количество российских инвести­ций, обеспечивает спрос на российскую продукцию, создание ра­бочих мест.

«Сахалин-1» является вторым проектом СРП, реализующимся на сахалинском шельфе. Он включает в себя три месторождения — Чайво, Одопту и Аркутун-Даги. Месторождения расположены в северо-восточной части шельфа острова Сахалин на глубине от 10 до 60 м. В районе месторождений море покрыто льдом в течение шести-семи месяцев в году.

СРП по проекту «Сахалин-1» было заключено 30 июня 1995 г. и вступило в силу с 10 июля. Объем ожидаемых инвестиций по про­екту составлял около 12 млрд долл. США.

Объем извлекаемых запасов углеводородов по проекту оцени­вается в 2—3 млрд баррелей нефти и 17,1 трлн фт3 природного газа.

Оператором проекта «Сахалин-1» является компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» (ЭНЛ).

Одним из приоритетных направлений проекта является задача развития рынка и сбыт газа. В рамках проекта запасы газа трех ме­сторождений «Сахалин-1» должны обеспечить долгосрочные круп­ные коммерческие поставки газа на экспорт, а также дополнитель­ные поставки на российский внутренний рынок.

Реализация проекта должна обеспечить значительные эконо­мические выгоды России, среди которых не только прямые поступ­ления, но и создание новых рабочих мест.

За первые пять лет существования проекта СРП «Сахалин-1» общая стоимость контрактов, размещенных среди российских под­рядчиков и поставщиков, составила более 1 млрд долл. США. Су­щественную часть работ выполняют такие российские подрядчи­ки, как ВНИПИнефть, Амурский судостроительный завод, ОАО «Дальмостстрой» и т.д.

Соглашение о разработке и добыче нефти на Харьягинском ме­сторождении на условиях СРП было заключено в декабре 1995 г. на срок 20 лет с условием возможности продления указанного срока по инициативе инвестора на 13 лет. Согласно условиям этого СРП, 100% полученной нефти предназначается для экспорта. По замыс­лу, прибыльная продукция должна распределяться между инвесто­рами и государством в зависимости от производственных показа­телей.

Указанные соглашения о разделе продукции были введены до вступления НК РФ и регламентировались отдельными налоговы­ми законами. 6 июня 2003 г. Федеральным законом № 65-ФЗ была введена гл. 264 НК РФ «Система налогообложения при выполне­нии соглашений о разделе продукции», в которой четко регламен­тированы налоговые отношения государства с инвесторами по СРП.

В соответствии с законодательством были разработаны и вве­дены специальные термины, которые используются в целях оп­ределения налоговой базы по налогам по новому специальному режиму. Эти термины действуют только в целях налогообложе­ния:

• инвестор — юридическое лицо или создаваемое на основе до­говора о совместной деятельности и не имеющее статуса юридиче ского лица объединение юридических лиц, осуществляющих вло­жение собственных, заемных или привлеченных средств (имущест­ва и (или) имущественных прав) в поиск, разведку или добычу минерального сырья и являющееся пользователем недр на услови­ях соглашения о разделе продукции;

• продукция — полезное ископаемое, добытое на террито­рии Российской Федерации, а также на континентальном шель­фе РФ и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ, на участке недр, предоставленном инвестору, и первое по своему качеству соответствующее государственному стандарту РФ, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдель­ного добытого полезного ископаемого — стандарту организации (предприятия). Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке полезного ископаемого и являющаяся продукцией обрабатывающей про­мышленности;

• произведенная продукция — количество продукции горнодо­бывающей промышленности и продукции разработки карьеров, содержащееся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отхо­дов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующей государственному стандарту РФ, стандарту отрасли, региональному стандарту, меж­дународному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандар­тов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту организации (предприятия), добытой инвестором в ходе выполне­ния работ по соглашению и уменьшенной на количество техноло­гических потерь в пределах установленных нормативов. При вы­полнении соглашений, в которых применяется порядок раздела продукции, установленный п. 2 ст. 8 Федерального закона «О со­глашениях о разделе продукции», доля государства в общем объеме произведенной продукции составляет не менее 32% общего коли­чества произведенной продукции;

• раздел продукции — раздел между государством и инвесто­ром произведенной продукции в натуральном и (или) стоимостном выражении в соответствии с Федеральным законом «О соглашени­ях о разделе продукции»;

прибыльная продукция — произведенная за отчетный (нало­говый) период при выполнении соглашения продукция за вычетом части продукции, стоимостный эквивалент которой используется для уплаты налога на добычу полезных ископаемых и компенсаци­онной продукции;

• компенсационная продукция — часть произведенной при выполнении соглашений продукции, которая не должна превы­шать 75% общего количества произведенной продукции, а при до­быче на континентальном шельфе РФ — 90% общего количества произведенной продукции, передаваемой в собственность инве­стора для возмещения понесенных им расходов (возмещаемые рас­ходы), состав которых устанавливается соглашением в соответст­вии с правилами НК РФ;

• пункт раздела — место коммерческого учета продукции, в ко­тором государство передает инвестору часть произведенной про­дукции, причитающуюся ему по условиям соглашения;

• цена продукции — определяемая в соответствии с условиями соглашения стоимость продукции, если иное не предусмотрено НКРФ;

• цена нефти — цена реализации нефти, которая указана сто­ронами сделки, но не ниже среднего за отчетный период уровня цен нефти сырой марки «Юралс», определяемого как сумма сред­них арифметических цен покупки и продажи на мировых рынках нефтяного сырья за все дни торгов, деленное на количество дней торгов в соответствующем отчетном периоде.

Специальный налоговый режим действует только для тех согла­шений, которые:

• заключены после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами на иных условиях, чем раздел продук­ции, в порядке и на условиях, которые определены п. 4 ст. 2 Феде­рального закона «О соглашении о разделе продукции» и признания аукциона несостоявшимся;

• при выполнении соглашений, в которых применяется поря­док раздела продукции, установленный п. 2 ст. 8 Федерального за­кона «О соглашениях о разделе продукции», доля государства в об­щем объеме произведенной продукции составляет не менее 32% общего количества произведенной продукции;

• соглашения предусматривают увеличение доли государства в произведенной продукции в случае улучшения показателей инве­стиционной эффективности для инвестора при выполнении согла­шения.

Использование права на переход на специальный налоговый режим возможно только в том случае, если налогоплательщик пре­доставляет в налоговый орган пакет документов:

• соглашение о разделе продукции;

• решение об утверждении результатов аукциона на предостав­ление права пользования участком недр на иных условиях, чем раз­дел продукции, осуществляемый в соответствии с Федеральным за­коном «О недрах» и о признании аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.

Рассматриваемый специальный налоговый режим предусмат­ривает замену уплаты совокупности налогов и сборов, установлен­ных законодательством о налогах и сборах, разделом произведен­ной продукции в соответствии с условиями соглашений. Однако ряд налогов и сборов, которые предусмотрены в гл. 264 НК РФ «Система налогообложения при выполнении соглашений о разде­ле продукции» сохраняется.

При выполнении соглашения, предусмотренного условиями раздела произведенной продукции в соответствии с п. 1 ст. 8 Феде­рального закона «О соглашении о разделе продукции», инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:

• налог на добавленную стоимость;

• налог на прибыль организаций;

• страховые взносы;

• налог на добычу полезных ископаемых;

• платежи за пользование природными ресурсами;

• плату за негативное воздействие на окружающую среду;

• плату за пользование водными объектами;

• государственную пошлину;

• таможенные сборы;

• земельный налог;

• акциз.

При выполнении соглашений о разделе продукции, предусмат­ривающих раздел продукции в соответствии с п. 2 ст. 8 Федерально­го закона «О соглашении о разделе продукции», инвестор уплачи­вает следующие налоги и сборы:

• налог на добавленную стоимость;

• государственную пошлину;

• страховые взносы;

• таможенные сборы;

• плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов в соответствии с НК РФ по решению соответст­вующего органа власти субъекта Федерации или представительно­го органа местного самоуправления.

В случае если региональным и местным законодательством не предусмотрено освобождение инвесторов от региональных или ме­стных налогов и сборов, часть прибыльной продукции, являющей­ся долей инвестора по условиям СРП, подлежит увеличению за счет соответствующего уменьшения доли государства, причем рас­чет этой суммы осуществляется с учетом ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в истекшем периоде.

В ряде случаев, когда ввозимые на территорию РФ товары ис­пользуются для выполнения работ по соглашению о разделе про­дукции, предусмотренных программами работ и сметами расходов, они освобождаются от уплаты таможенной пошлины, так же как и произведенная в соответствии с условиями соглашения вывозимая с таможенной территории РФ продукция.

Налогоплательщиками при применении рассматриваемого на­логового режима являются организации — инвесторы соглашения о разделе продукции, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции».

Налог на прибыль уплачивается инвестором в общем порядке по ставке, действующей на дату подписания СРП, с учетом следую­щих особенностей:

• объектом налогообложения является стоимость части при­быльной продукции, принадлежащей инвестору по условиям СРП
(при этом такая стоимость уменьшается на сумму платежей инве­стора за пользование заемными средствами, разовых платежей ин­вестора при пользовании недрами, а также на сумму других не воз­мещаемых инвестору в соответствии с условиями СРП затрат);

- уплата налога на прибыль инвестора при выполнении работ по СРП производится обособленно от уплаты налога на прибыль по другим видам деятельности;

• налог на прибыль вносится в бюджет субъекта РФ, на терри­тории которого расположен представляемый в пользование уча­сток недр, независимо от места регистрации плательщика;

• по согласованию сторон налог на прибыль уплачивается ин­вестором в натуральной или стоимостной форме.

При исчислении НДС при реализации инвестором принадле­жащей ему в соответствии с условиями СРП произведенной продукции из подлежащих взносов в бюджет в соответствующем периоде сумм указанного налога вычитаются все суммы НДС, упла­ченные инвестором в этом периоде по приобретенным им для выполнения обязательств товарно-материальным ценностям, а также работам и услугам.

Разница, возникающая в случае превышения сумм указанного налога, уплаченного инвестором поставщикам, над суммами, ис­численными при реализации произведенной продукции, являю­щейся собственностью инвестора, подлежит возмещению инвесто­ру исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в со­ответствующем истекшем периоде.

Обороты между инвестором и оператором по безвозмездной передаче товарно-материальных ценностей, необходимых для вы­полнения работ по соглашению, а также операции по передаче де­нежных средств, необходимых для их финансирования в соответст­вии с утвержденной сметой, освобождаются от НДС. В качестве та­ких операторов могут выступать созданные инвестором для этих целей на территории РФ филиалы или юридические лица, а также иностранные компании.

Существенные особенности имеют определение налоговой базы, исчисление и уплата налога на добычу полезных ископаемых.

Налоговая база определяется отдельно по каждому соглашению о разделе продукции.

Налоговая ставка при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазокондексатных месторождений составляет 340 руб. за тон­ну. При этом указанная ставка (величина ставки может меняться) применяется с коэффициентом, характеризующим динамику ми­ровых цен на нефть.

Данный коэффициент ежемесячно определяется налогопла­тельщиком по формуле

К=(Ц- 15) х Р: 261,

где Ц — средний за налоговый период уровень пен нефти сырой марки «Юралс» в долларах США за один баррель; Р — среднее зна­чение за налоговый период курса доллара США к рублю РФ, уста­навливаемого ЦБ РФ.

Средний за налоговый период уровень цен сырой нефти марки «Юралс» определяется как сумма средних арифметических цен по­купки и продажи на мировых рынках нефтяного сырья за все дни торгов, деленная на количество дней торгов в соответствующем на­логовом периоде.

Сумма налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторож­дений исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и исчисляемой с учетом коэффициента К ивеличины нало­говой базы.

При выполнении соглашений о разделе продукции налоговые ставки, устанавливаемые для расчета НДПИ в обычных условиях, при добыче полезных ископаемых, за исключением нефти и газо­вого конденсата, применяются с коэффициентом 0,5.

Налоговая ставка, устанавливаемая для нефти и газового кон­денсата, применяется с коэффициентом 0,5 до достижения пре­дельного уровня коммерческой добычи нефти и газового конден­сата, который может быть установлен соглашением.

При достижении предельного уровня добычи нефти и газового конденсата, установленного соглашением, применяется ставка 1, которая не изменяется в течение всего срока действия соглашения.

 

Пример 6.22

Организация осуществляет добычу нефти в рамках реализации соглашения о разделе продукции. В июне 2005 г. было добыто 10 т нефти. Средний за налоговый период уровень цен нефти сорта «Юралс» в долларах США составил 50,94 за 1 баррель, среднее значе­ние за налоговый период курса доллара США к рублю, устанавливае­мого ЦБ РФ, — 28,5045 руб. за 1 долл. США. При этом организацией не достигнут предельный уровень коммерческой добычи нефти, ус­тановленный в соглашении. Необходимо рассчитать сумму налога на добычу полезных ископаемых, подлежащую уплате за налоговый пе­риод.

Решение

Согласно п. 3 ст. 34637 НК РФ налоговая база при добыче нефти определяется как количество добытых полезных ископаемых в нату­ральном выражении. Соответственно, налоговую базу будут состав­лять 10 т нефти. Согласно п. 5 ст. 34637 НК РФ налоговая ставка составляет 340 руб. за тонну. Эта ставка применяется с коэффициенте Кц, который равняется (50,94 - 15) х 28,5045: 261 = 4,8571. В данном случае налоговая ставка применяется с коэффициентом 0,5 до дости­жения предельного уровня коммерческой добычи нефти, который ус­тановлен соглашением.

Сумма налога: 340 х 10 х 4,8571 х 0,5 = 8257,07 руб. за июнь, так как налоговый период по НДПИ равняется одному месяцу.

 

 

За пользование недрами инвестор уплачивает государству разо­вые, ежегодные и регулярные платежи.

Разовые платежи (бонусы) уплачиваются при заключении СРП и (или) по достижении определенного результата.

Ежегодные платежи (рентам) уплачиваются за проведение по­исковых и разведочных работ, за единицу площади использованно­го участка недр в зависимости от экономико-географических усло­вий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продол­жительности указанных работ, степени геологической изученности участка недр и степени риска.

Регулярные платежи (роялти) рассчитываются в процентном отношении от объема добычи минерального сырья или стоимости произведенной продукции и уплачиваются инвестором в денежной форме или в виде части добытого минерального сырья.

По налогам, которые уплачивают налогоплательщики при вы­полнении СРП, в налоговые органы по месту нахождения участков недр, предоставленных в пользование, необходимо представлять налоговые декларации по каждому налогу и по каждому соглаше­нию отдельно от другой деятельности. В том случае, если участки недр находятся на континентальном шельфе или в исключитель­ной экономической зоне РФ, налоговые декларации представля­ются по месту нахождения налогоплательщиков.

Формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утвер­ждаются Министерством финансов РФ.

Кроме налоговых деклараций, налогоплательщики должны представить в указанные налоговые органы не позднее 31 декабря года, предшествующего планируемому, утвержденные в порядке, установленном соглашением, программу работ и смету расходов по соглашению на следующий год. В случае внесения изменений и (или) дополнений в программу работ и смету расходов, налогопла­тельщик обязан представить указанные изменения и (или) допол­нения в срок не позднее 10 дней с даты их утверждения в установ­ленном соглашением порядке. Такое особенное требование к нало­гоплательщикам связано с необходимостью тщательного контроля за экономической оправданностью расходов в целях исключения их завышения для увеличения доли компенсационной продукции, что соответственно снижает долю прибыльной продукции, которая делится между инвестором и российской стороной, — такое поло­жение в настоящее время имеет место практически по всем заклю ченным соглашениям и является причиной серьезных междуна­родных конфликтов.

Налогоплательщики подлежат постановке на учет по месту нахождения участков недр, предоставленных им в пользование, за исключением случаев, когда эти участки недр находятся на конти­нентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ (тогда налогоплательщики встают на учет по месту своего нахождения). В случае если в качестве инвестора по СРП выступает объединение организаций, не имеющее статуса юридического лица, то постановке на учет подлежат все организации, входящие в состав объединения.

Форма свидетельства о постановке на учет в налоговом органе ин­вестора по соглашению в качестве налогоплательщика, осуществляю­щего деятельность по СРП, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (региональные налоговые инспекции).

Особенности налогообложения инвесторов СРП вызвали необ­ходимость выработки особых способов контроля за их деятель­ностью и полнотой выполнения обязательств перед российской стороной.

Выездной налоговой проверкой может быть охвачен любой пе­риод времени в течение срока действия СРП начиная с года вступ­ления соглашения в силу. Инвестор обязан хранить первичные до­кументы, связанные с исчислением налоговой базы и уплатой на­логов в течение всего срока действия соглашения. Выездная налоговая проверка может длиться шесть месяцев, но не превы­шать этот срок, кроме случаев, когда организация имеет филиалы или представительства, — тогда налоговая проверка может быть продлена на один месяц для проверки каждого филиала или пред­ставительства.

Выводы

Поступления налога, непосредственно связанного с разделом продук­ции, пока крайне незначительны: от этих соглашений в основном поступают роялти и бонусы. Главным недостатком действующей системы раз­дела продукции оказался сам принцип раздела, когда делится только при­быльная продукция, т.е. инвестор имеет право на компенсацию своих затрат. Как показала практика, в стремлении увеличить указанные затра­ты все инвесторы подписанных соглашений оказались единодушны. В ре­зультате роста затрат инвестора прибыльной продукции в нормативные сроки не оказалось.

Контрольные вопросы

1. Кто признается инвестором по СРП?

2. Как определяется понятие «продукция» при определении налоговой базы по налогам, уплачиваемым инвесторами СРП?

3. Чем отличается понятие «продукция» от понятия «произведенная про­дукция» в налоговом законодательстве по выполнению СРП?

4. Что такое раздел продукции?

5. Как делится прибыльная продукция между инвестором и государст­вом, представляющим в пользование участки недр?

6. В чем особенность понятия «компенсационная продукция», чем оно отличается от понятия «расходы налогоплательщика»?

7. Какие налоги уплачивают инвесторы СРП?

8. Какие особенности имеет расчет налоговой базы по налогу на прибыль в условиях выполнения СРП?

9. Как уплачивается НДС при выполнении СРП?

10.Каковы особенности уплаты НДПИ в условиях СРП?

11.Каков порядок регистрации налогоплательщиков — инвесторов СРП?

12. Каковы сроки проведения выездных налоговых проверок по СРП?

 

9.3 Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) взимается в соответствии с гл. 26.3 НК Ф и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения (г. Москва и г. Санкт-Петербург) и применяется наряду с общей системой налогообложения.

Вмененный доход — это потенциально возможный доход налого­плательщика ЕНВД, рассчитываемый с учетом совокупности факто­ров, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета ЕНВД по установленной ставке.

Необходимо отметить, что если организация или индивидуальный предприниматель занимаются деятельностью, которая переведена на ЕНВД, то они обязаны его уплачивать и не вправе отказаться от такой обязанности. Практика показывает, что ЕНВД уплачивает значитель­ная часть малых предприятий.

Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся теми видами деятельности, которые указаны в п. 2 ст. 34626 НК РФ, в том числе:

1) оказание бытовых услуг в соответствии с Общероссийским клас­сификатором услуг населению, в том числе:

—ремонт обуви и изделий из меха;

—ремонт металлоизделий;

—ремонт одежды;

—ремонт часов и ювелирных изделий;

—ремонт и обслуживание бытовой техники, компьютеров, оргтех­ники;

—услуги прачечных, химчисток, фотоателье;

—услуги по чистке обуви;

—парикмахерские услуги и др.;

2)оказание ветеринарных услуг;

3)оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мой­ке автотранспортных средств;

4)оказание услуг по предоставлению во временное владение (поль­зование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хра­нению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключе­нием штрафных автостоянок);

5) оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными пред­принимателями. При этом ЕНВД уплачивают только те предприятия и индивидуальные предприниматели, которые используют для перевозок не более 20 транспортных средств для оказания указанных услуг;

6) розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;

7)оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслу живания не более 150 квадратных метров по каждому объекту органи­зации общественного питания;

8) распространение наружной рекламы с использованием реклам­ных конструкций; размещение рекламы на транспортных средствах и ряд других видов деятельности.

При переходе на ЕНВД организаций предусматривается их осво­бождение от уплаты таких налогов, как:

1)налог на прибыль организаций (в отношении прибыли, полу­ченной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);

2)налог на имущество организаций (в отношении имущества, ис­пользуемого для ведения предпринимательской деятельности, обла­гаемой единым налогом);

3)НДС (в отношении операций, признаваемых объектами нало­гообложения, осуществляемых в рамках предпринимательской дея­тельности, облагаемой единым налогом), за исключением НДС, под­лежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

При переходе на ЕНВД индивидуальных предпринимателей пред­усматривается их освобождение от уплаты:

1)налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);

2)налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельно­сти, облагаемой единым налогом);

3) НДС (аналогично п. 3 в отношении организаций).
Исчисление и уплата иных налогов и сборов осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.

В случае осуществления налогоплательщиками наряду с предпринимательской деятельностью, облагаемой ЕНВД, иных видов предпринимательской деятельности, налоги и сборы в отношении последней исчисляются и уплачиваются налогоплательщиками в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными НК РФ.

В течение пяти дней с начала осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, организации и индивидуальные предприниматели обязаны подать в налоговый орган заявление о постановке на учет в качестве налогоплательщика единого налога.

В течение пяти дней с момента получения вышеуказанного заяв­ления налоговый орган, осуществивший постановку на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика ЕНВД, выдает последним уведомление о постановке на учет в качестве налогоплательщика единого налога.

При прекращении организацией (индивидуальным предпринима­телем) предпринимательской деятельности, подлежащей обложению единым налогом, налогоплательщики подают в налоговый орган по месту учета соответствующее заявление в течение пяти дней со дня прекращения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом. Налоговый орган в течение пяти дней со дня получения от налогоплательщика указанного заявления направляет ему уведомление о снятии с учета в качестве налогоплательщика ЕНВД.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 978; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.123 сек.