Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Распределение в учебные отделения проводится в начале учебного года с учетом пола, состояния здоровья, физического развития физи­ческой и спортивной подготовленности




Физическое образование – обучение чело­века двигательным умениям и навыкам, управлению движением своего те­ла во времени и пространстве, а также вооружение теоретическими знаниями по использованию двигательных умений и навыков в различ­ных условиях жизни и деятельности.

Физическое совершенство – социально обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей, соответствующий требованиям человеческой деятельности в определен­ных условиях производства, военного дела и в других сферах обществен­ной жизни, обеспечивающий на долгие годы высокую степень работоспо­собности человека.

Физическая подготовленность – резуль­тат физической подготовки, достигнутой в овладении двигательными навыками и в повышении уровня работоспособности организма, необходи­мых для освоения или выполнения человеком определенного вида деятель­ности. Оптимальная физическая подготовленность для выполнения какого-либо вида деятельности называется физической готовностью.

Физическая подготовка – специализирован­ный процесс физического воспитания, направленный на подготовку человека к труду и защите Родины. Например, можно выделить физичес­кую подготовку летчика, космонавта, спортсмена и др.

Физическое развитие – это процесс изменения и становления естественных морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его индивидуальной и общественной жиз­ни.

Отличительной чертой спорта является наличие соревновательной де­ятельности как способа сопоставления и совершенствования опреде­ленных способностей человека, что содействует более полному разви­тию и проявлению физических сил, высокой нравственности и волевых качеств.

Спорт – специфическая форма культуры, одна из сторон культурной деятельности общества.

Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы гуманисти­ческого воспитания студентов. Как учебная дисциплина, обязатель­ная для всех специальностей, она обеспечивает профилированную физическую готовность, является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, фактором укрепления здоровья, оптимизации физического и психофизического состояния здо­ровья студентов в процессе профессиональной подготовки. Базисная учебная программа по физическому воспитанию – организационно-программный документ, определяющий для всех высших учебных заведений основное содержание физического образования и воспитания, направленный на формирование физической культуры личности студента. Физическая культура личности является качественной, динамической характеристикой уровня развития и реализации способностей студентов, обеспечивающей биологический потенциал его жизнедеятельности, необходимый для гармонического развития, проявления социальной активности, творческого труда. Свои развивающие и формирующие функции физическая культура наибо­лее полно реализует в системе физического воспитания как целенап­равленного педагогического процесса.

На основе базисной учебной программы региональные и ведомст­венные организации, а также кафедры физического воспитания ву­зов могут вносить научно-обоснованные изменения и дополнения в формы, организацию, содержание, методы, и зачетные требования с учетом климатических и национальных условий, особенностей профес­сиональной подготовки специалистов, наличия педагогического состава и материально-технического обеспечения работы по физическому восïитанию.

Базисная учебная программа обеспечивает преемственность и взаимосвязь с программой для учащихся общеобразовательной школы, профессионально-технических училищ и средних специальных учебных заведений. Целью физического образования является формирование физической культуры студента и способности реализовать ее в социально-профес­сиональной, физкультурно-спортивной деятельности и в семье.

Процесс занятий физической культурой (ФК) предусматривает решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздорови­тельных задач:

- понимание роли ФК в развитии личности, подготовке ее к про­фессиональной деятельности;

- знание научно-практических основ ФК и здорового образа жизни;

- формирование мотивационно-ценностного отношения к ФК, установ­ки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и само­воспитание, потребность в регулярных занятиях ФКиС;

- овладение системой практических умений и навыков, обеспечиваю­щих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, раз­витие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в ФК;

- обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;

- приобретение опыта творческого использования физкультурно-спор­тивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Формы процесса физического воспитания.

Практические и теоретические учебные занятия являются основной фирмой физического воспитания студента, предусматриваются в учебных планах по всем специальностям в объеме не менее 4-х часов в неделю. и включаются в сетку часов учебного расписания вуза в течение всего периода обучения студентов, кроме выпускного курса, сверх установленного недельного объема учебной нагрузки.

При составлении учебного расписания двухразовые учебные занятия по 2 академических часа планируются равномерно в течение недели.

Распределение студентов по учебным отделениям.

Для проведения практических занятий студенты распределяются в учебные отделения – основное, специальное и спортивное.

В основное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные к основной и подготовительной медицинским группам, которые рас­пределяются в учебные группы общей физической подготовки (ОФП), профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) и другим группам по видам спорта.

Студентов подготовительной медицинской группы рекомендуется объеди­нять в отдельные группы ОФП и ППФП.

В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу. Учебные группы комплектуются с учетом уровня функциональных возмож­ностей студентов. Студенты, освобожденные по состоянию здоровья от практических занятий на длительный срок, зачисляются в специальное учебное отделение для выполнения доступных им разделов учебной прог­раммы.

В спортивное учебное отделение зачисляются студенты основной медицинской группы, выполнившие требования спортивной классификации, обладающие хорошим физическим развитием и подготовленностью, имеющие желание углубленно заниматься одним из видов спорта, культивируемых в вузе. Количество и профиль учебных групп определяется кафедрой физического воспитания с учетом материальных и штатных возможностей.

В основном и спортивных отделениях студентам представляется право свободного выбора вида спорта и учебной группы с учетом их интересов.

Студенты спортивного отделения могут быть переведены на инди­видуальный график занятий избранным видом спорта с выполнением за­четных требований в установленные сроки.

Из одного учебного отделения (группы) в другое студенты могут переводиться после окончания учебного года или семестра. Перевод студентов в специальное учебное отделение в связи с заболеванием может проводиться в любое время учебного года.

Численный состав групп в учебных отделениях определяется в соответствии с действующей инструкцией по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений.

 

ТЕОРИЯ. Содержание теоретического раздела программы предполагает усвое­ние студентами упорядоченной системы социальных, естественно-научных, психолого-педагогических и специальных знаний по физической культу­ре и спорту; формирование профессионального мышления будущих спе­циалистов, направленного на активное и широкое использование средств физического воспитания во всех сферах жизнедеятельности. В программе определены следующие темы.

Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.

Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры.

Тема 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая куль­тура в обеспечении здоровья.

Тема 4. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуаль­ной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности.

Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физи­ческого воспитания.

Тема 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упраж­нениями.

Тема 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем фи­зических упражнений.

Тема 8. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений.

Тема 9. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом.

Тема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов.

Тема 11. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста.

Теоретический раздел программы может излагаться студентам в форме лекций или групповых занятий в объеме 26-28 часов за весь пе­риод обучения в той последовательности, в которой он представлен в настоящей программе.

ПРАКТИЧЕКИЙ РАЗДЕЛ. Учебный материал направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение в ней личного опыта, обеспечивающего возможность самостоятельно, целенаправленно и творчески использовать средства физической культуры и спорта. Практический раздел программы реализуется на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях в учебных группах (12-15 чел).

Методико-практические занятия предусматривают освоение, самос­тоятельное расширенное и творческое воспроизведение студентами ос­новных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта.

Деятельность студентов на этих занятиях направлена на овладение методами, обеспечивающими достижение практических результатов. В ка­честве форм методико-практической подготовки могут использоваться ро­левые, имитационные, психотехнические игры, социально-психологический тренинг, проблемные ситуации, тематические задания для самостоятель­ного выполнения, в процессе которых выявляется степень готовности студентов к практическому овладению методикой. Каждое методико-практическое занятие согласуется с соответствующей теоретической темой.

При проведении методико-практических занятий рекомендуется придерживаться следующей примерной схемы:

в соответствии с планируемой темой занятия преподаватель заблаговременно выдает студентам задание по ознакомлению с рекомендуемой литературой и необходимые указания к ее освоению;

преподаватель кратко объясняет методы обучения и при необходи­мости показывает соответствующие приемы, способы выполнения физи­ческих упражнений, двигательных действий для достижения необходи­мых результатов по изучаемой методике;

студенты практически при взаимоконтроле воспроизводят тема­тические задания под наблюдением преподавателя;

под руководством преподавателя обсуждаются и анализируются итоги выполнения задания, студентам выдаются индивидуальные реко­мендации по практическому самосовершенствованию тематических действий, приемов, способов.

Дальнейшее закрепление и совершенствование методических при­емов происходит в процессе их многократного воспроизведения в из­меняющихся условиях учебных занятий, во внеучебной физкультурно-спортивной деятельности, в быту, на отдыхе.

На современном этапе развития общества профессиональная подго­товленность людей, их умение видеть и творчески решать назревшие проблемы становятся важнейшим фактором социально-экономического раз­вития.

Среди всего комплекса проблем совершенствования высшей школы первостепенное значение в современных условиях имеют всемерное повы­шение качества подготовки и воспитания специалистов, укрепление здоровья студентов, формирование у них активной жизненной позиции. Воспитать у студента высокую требовательность к себе, жизненную пот­ребность трудиться, умение вести здоровый образ жизни и заботиться о своем здоровье - одна из главных задач высшей школы.

Студенческие годы дают многим возможность для завершения форми­рования навыков и привычек здорового образа жизни, с тем, чтобы сох­ранить здоровье до преклонного возраста.

Здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье студента, тем продуктивнее обучение. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качест­венные и количественные сдвиги в становлении студента. Сближение обучения и воспитания с гигиеной и профилактикой способствует рабо­тоспособности и укреплению здоровья студентов.

Большая роль в комплексной системе учебно-воспитательного про­цесса принадлежит физическому воспитанию.

Целью физического воспитания в вузах является содействие подго­товке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов, сох­ранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному фор­мированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения.


Тема 2. Социально-биологические основы физической

культуры

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 865; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.