Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-тренировочные занятия 1 страница




 

Как правило учебно-тренировочные занятия проводятся в школах, вузах, в спортивных секциях. Урочным формам присущи постоянство занимающихся и их возрастная однородность в группах.

При проведении занятий следует выполнять ряд общих требований.

Во-первых, обучение и воспитание занимающихся должны осуществляться на всем протяжении занятий – с первой минуты до последней.

Во-вторых, при проведении уроков следует всячески избегать методических шаблонов. Необходимость разнообразить содержание и методику уроков обусловлена постоянным усложнением задач, динамикой сдвигов, происходящих в организме и технике занимающихся, изменчивостью внешних условий.

В-третьих, нужно постоянно вовлекать занимающихся в учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей.

В-четвертых, учебную деятельность на каждом занятии нужно вести в строгом соответствии с общеметодическими принципами и общими принципами системы физического воспитания. Воздействие урока должно быть всесторонним – оздоровительным, образовательным и воспитательным.

В-пятых, перед уроком следует ставить конкретные задачи, которые можно решить именно на данном этапе занятия.

Решение общих задач учебно-воспитательного процесса (развитие силы, быстроты, ловкости, выносливости, гармоническое развитие форм тела и т.д.)

 

Структура и направленность учебно-тренировочных занятий

Учебно-тренировочное занятие подразделяют на три части: подготовительную, основную и заключительную.

В подготовительную часть входит, прежде всего, начальная организация занимающихся. Построение в шеренгу, сдача рапорта. Специальные упражнения на внимание, сообщение задач урока.

В этой части решаются различные задачи: обучение учащихся строю, формирование правильной осанки, приучение к четкости выполнения команд и т.п. Центральное место занимает функциональная подготовка к предстоящей основной деятельности. Это достигается упражнениями: ходьба, подскоки, общие физические упражнения. Подготовительная часть должна быть связана с последующими частями. В целом на нее выделяется 10-20% общего времени.

Решение наиболее сложных задач осуществляется в основной его части. При этом учитывают этапы обучения и придерживаются следующей последовательности: ознакомление, разучивание, совершенствование. Воспитание физических качеств обычно планируется в следующем порядке: упражнения на быстроту, на силу, выносливость.

В основной части урока имеют место подготовительные, основные и другие виды упражнений.

Для повышения эмоционального состояния занимающихся и проявления физических качеств на занятиях широко используются соревновательный и игровой методы.

Конкретная продолжительность основной части урока зависит от интенсивности упражнений, возраста и пола занимающихся, количества времени. В школьном уроке, например, на основную часть выделяют до 35 минут, а в учебно-тренировочном занятии – от 60 до 90 минут.

Завершение занятия связано со снижением работоспособности. Типичными для заключительной части занятия будут следующие задачи: обучить умению произвольно выполнять движения с различной степенью напряжения, постепенно снижать силу, темп, скорость упражнений; обучить умению анализировать проделанную работу; обучить умению переключать внимание на учение, труд, отдых. Для решения этих задач подбираются легко дозируемые упражнения: ходьба, легкий бег, элементарные движения, танцевальные элементы и др.

Особое внимание необходимо уделять домашним заданиям. Занятие – лишь часть процесса физического воспитания, которая дополняется самостоятельными упражнениями, участием в соревнованиях, играх и т.д.

Недооценка домашних заданий нарушает связь между урочными и неурочными формами занятий.

 

Общая и моторная плотность занятий

В каждом конкретном случае преподаватель стремится обеспечить выполнение возможно большего объема нагрузки в структуре занятия.

Увеличение объема нагрузки достигается наиболее рациональным построением занятия. Общая плотность занятия есть отношение времени, использованного и педагогически оправданного, ко всей продолжительности занятия. Необходимо всячески ограничивать простои и вспомогательные действия. Время затраченное на выполнение упражнений, определяет моторную плотность занятия, т.е. отношением этого времени ко всей продолжительности урока. Моторная плотность – наиболее специфичный показатель продуктивности занятий физическими упражнениями. Умение лучшим образом распределить время на объяснение и показ упражнения – одно из главных условий методически грамотного ведения урока.

Так в основной части урока гимнастики оптимальным нередко считается моторная плотность, равная 10-15%.

Умелые преподаватели делают пояснения непосредственно во время выполнения движений учащимися. Однако при этом следует учитывать сложность упражнений, подготовленность занимающихся и требования, предъявляемые к этим формам занятий.


Тема 6. Основы методики самостоятельных занятий

физическими упражнениями

 

Методика самостоятельных занятий физическими упражнениями насчитывает 3 формы занятий: домашнее задание, утренняя специализированная гимнастика, самотренировка.

Домашнее задания выполняется эпизодически, чаще всего оно направлено на ликвидацию отставания в том или ином изучаемом упражнении. Это достигается путем направленного увеличения силы отдельных групп мышц, воспитания гибкости, ловкости или других физических качеств, необходимых в конкретном случае. Средствами для выполнения домашнего задания могут быть всевозможные гимнас­тические упражнения без предметов и с предметами (гантелями, малыми мячами, палкой, скакалкой и др.).

Утренняя специализированная гимнастика занимающегося в спор­тивной секции проводится ежедневно с увеличением времени занятий до 40-60 минут. В утренней специализированной гимнастике довольно четко просматриваются три части – вводная, основная и заключительная. Первая из них – по сути, гигиеническая часть – решает задачи обыч­ной гимнастики, нагрузка небольшая, постепенно возрастающая, акцен­тируется ритмичное и глубокое дыхание. В основной части применяют более сложные упражнения - специальные и с предметами. За счет уве­личения повторения и ускорения темпа нагрузка увеличивается. Например, прыжки со скакалкой выполняются в быстром темпе.

В заключительной части в легком темпе повторяются упражнения из основной части, а также упражнения на расслабление мышц, восста­новление дыхания. На этом обычно завершают утреннюю гимнастику.

Самотренировка предполагает систематические самостоятельные за­нятия специальными физическими упражнениями для воспитания необхо­димых физических качеств, для общего физического развития. Лучше, если самотренировка будет проводиться в спортивном зале или на спе­циально оборудованной площадке вне зала (гимнастический городок). Содержание самотренировки не должно повторять занятий с тренером (преподавателем). Обратить особое внимание на соблюдение правил предупреждения травматизма. Средствами самотренировки являются уп­ражнения на растягивание и гибкость, на воспитание силы отдельных мышечных групп. Подбираются комплексы общеразвивающих и специаль­ных упражнений с предметами и без предметов. План каждого занятия – самотренировки должен согласовываться с тренером (преподавателем). Протяженность занятий 1-2 часа. При самотренировке просматривается также трехфазная структура занятий: вводная часть, основная, зак­лючительная. Предпочтительнее занятия не в одиночку, а маленькими группами, вдвоем-троем.

Содержание и формы самостоятельных занятий физическими упраж­нениями определяются их целью и задачами. В содержание самостоятель­ных занятий рекомендуется включать все виды ОРУ, некогда ранее вхо­дившие в комплекс ГТО.

Управление самостоятельными тренировочными занятиями заключает­ся в определении состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся на каждом отрезке времени занятий и в соответствии с результатами этого определения – в корректировке различных сторон занятий с целью достижения их наибольшей эффективности.

Для осуществления управления процессом самостоятельных занятий необходимо проведение ряда мероприятий:

- определение индивидуальных особенностей занимающихся;

- разработкаи корректировка планов;

- определение и изменение содержания, организации методики и условий занятий, применяемых средств тренировки;

- цель предварительного учета;

- текущий учет;

- итоговый учет.

Целью самостоятельных занятий может быть укрепление здоровья, за­каливание организма и улучшение общего самочувствия, повышение уровня физической подготовленности, повышение уровня спортивного мастерства в избранном виде спорта.

Необходимо определение индивидуальных особенностей занимающихся – состоя­ния их здоровья, физической и спортивной подготовленности, спортив­ных интересов, условий питания, учебы и быта, волевых и психических качеств. В зависимости от индивидуальных особенностей определяется реально достижимая цель занятий. Например, у студента, относящегося к специальной группе, целью занятий будет укрепление здоровья и закаливание организма. Практически для здоровых студентов, не занимавшиеся ранее спортом, целью самостоятельных занятий будет повышение уровня физической подготов­ленности с дальнейшим переходом к занятиям избранным видом спорта. Студенты, ранее занимавшиеся в каких-либо секциях, ставят целью дос­тижение высоких спортивных результатов. Разрабатываются и корректируются планы: перспективные, годичные, на этап, период и микроцикл тренировочных занятий с учетом индивидуальных особенностей занимающихся и динамики показателей состояния здоровья физической и спортивной подготовленности, полученных в процессе занятий.

Определение и изменение содержания планов необходимо для достижения наибольшей эффективности занятий в зависимости от результатов само­контроля и учета самостоятельных занятий. Учет проделанной трениро­вочной работы позволяет анализировать ход тренировочного процесса, вносит коррективы в планы тренировок. Обычно проводят предварительный, текущий и итоговый учеты с записью данных в личный дневник самоконтро­ля.

Цель предварительного учета – зафиксировать данные исходного уровня подготовленности и тренированности студента.

Текущий учет позволяет анализировать показатели тренировочных занятий. В ходе тренировочных занятий анализируется количество про­веденных тренировок в неделю, месяц, год; выполненный объем и интен­сивность тренировочной работы; результаты тестирования и участия в соревнованиях. Анализ показателей текущего учета позволяет проверять правильность хода тренировочного процесса и вносить необходимые поп­равки в планы тренировочных занятий.

Итоговый учет проводят в конце годичного цикла или завершенного периода занятий. Этот учет предполагает сопоставление данных состояния здоровья и тренированности, а также данных объема тренировочной работы, выраженной во времени, затраченном на выполнение упражнений, и в ко­личестве километров легкоатлетического бега, бега на лыжах и плавания различной интенсивности с результатами, показанными на спортивных со­ревнованиях. На основании этого сопоставления и анализа корректируются планы тренировочных занятий на следующий цикл.

Результаты многих видов самоконтроля и учета при проведении са­мостоятельных тренировочных занятий могут быть представлены в виде количественных показателей: ЧСС, вес тела, тренировочные нагрузки, результаты выполнения тестов, спортивные результаты и др. Информация о количественных показателях позволит занимающемуся в любой отрезок времени ставить определенную количественную задачу, осуществлять ее в процессе тренировки и оценивать точность ее выполнения. Количест­венные данные самоконтроля и учета полезно представлять в виде гра­фика, показывающего динамику физического состояния, уровня спортивной подготовленности занимающихся, что облегчит повседневное управ­ление процессом самостоятельной тренировки. В основу самостоятельных занятий для женщин заложена анатомо-физиологическая особенность их организма. В отличие от мужского орга­низма женский характеризуется менее прочным строением кос­тей, меньшим общим развитием мускулатуры тела, более широким тазо­вым поясом и более мощной мускулатурой тазового дна, значительно меньше развиты мышцы-сгибатели кисти, предплечья и плечевого пояса. Для здоровья женщин большое значение имеет развитие мышц брюшного пресса, спины и тазового дна. От их развития зависит нормальное по­ложение внутренних органов. Особое значение имеет развитие мышц та­зового дна. Одной из причин недостаточного развития этих мышц являет­ся малоподвижный образ жизни. При сидячем положении мышцы тазового дна не противодействуют внутрибрюшному давлению и растягиваются от тяжести лежащих над ними органов (свойственно студентам, большую часть дня проводящих в сидячем положении на занятиях). В связи с этим мыш­цы теряют свою эластичность и прочность, что может привести к неже­лательным изменениям положения внутренних органов и к ухудшению их функциональной деятельности. Укреплению мышц тазового дна и брюшного пресса помогают упражнения в положении сидя и лежа на спине с подни­манием, отведением, приведением, круговыми движениями ног, с подни­манием ног и таза до положения «березка», различного рода приседания. Нарушение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других сис­тем выражается в более частом пульсе и аритмичном дыхании менее выраженном по­вышении кровяного давления, более продолжительном периоде восстанов­ления организма после физической нагрузки.

Также необходимо учитывать физиологические процессы, происходящие в их организме в результате изменений деятельности половых желез в течение месячного цикла. Эти процессы повторяются через каж­дые 21-28 дней и длятся от 2 до 7 дней.

В предменструальный и менструальный периоды у женщин наблюдается повышение возбудимости центральной нервной системы, учащается пульс, несколько увеличивается артериальное давление. Нередко ухудшается общее самочувствие., возникают головные боли, иногда появляется тош­нота. У большинства женщин в дни менструального периода снижается общая физическая работоспособность. Наибольшее снижение скоростно-си­ловых показателей происходит в первые дни цикла и на 13-14 день. Наибольшая точность движений отмечается на 6-12 и 15-25 дни месяч­ного цикла. Это средние показатели.

Спортивное совершенствование юношей и девушек должно осуществляться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей растущего ор­ганизма. У занимающихся этого возраста усиление энергетического обес­печения мышечной деятельности, развитие двигательных и вегетативных функций в ходе тренировки происходит на фоне. незакончившихся про­цессов роста и развития организма. В работе со студентами очень важ­но соблюдать принцип соразмерности величин тренировочных и соревнова­тельных нагрузок с уровнем их функциональной подготовленности. Небольшие нагрузки не обеспечат развития приспособительных (адаптивных) реакций, необходимых для роста тренированности организма. Чрезмерные нагрузки могут привести к истощению резервных возможностей организма. Отрицательное влияние может оказать также форсированная ускоренная тренировка с использованием небольшого, узкого круга специальных фи­зических упражнений. Поэтому важно использовать нагрузки, которые обеспечивают разностороннюю подготовку.

В процессе совершенствования физического развития студентов необходимо учитывать возрастные особенности повышения работоспособности. Организму этого возраста присущ непродолжительный период врабатывания. Однако разница должна быть достаточной, чтобы обеспечить высокую работоспособность и исключить травмы. У студентов при утомлении работоспособность и скорость движений падают в большей мере, чем у взрослых людей. Студенты прекращают работу вследствие утомления при меньших изменениях внутренней среды организма, в условиях значи­тельно меньшей кислородной задолжности. При работе умеренной мощ­ности в период развивающегося утомления возникает более выраженное, чем у взрослых людей, нарушение функций дыхания и кровообращения. Утомление нередко вы­ражается в более значительных нарушениях координации движений и взаимодействия двигательных и вегетативных функций.

Интенсивность нагрузок, предлагаемых студентам, определяют пу­тем подсчета артериального пульса или по числу толчков сердца в грудную клетку (в 5-ом межреберье слева). Мышечная работа вызывает учащение сердцебиений. Изменение сердечного ритма в этих условиях зависит от пола и возраста. При выполнении одинаковой работы частота сердцебиений у женщин больше, чем у мужчин, у детей и подростков, больше чем у взрослых. Учащение сердцебиений при стандартной работе зави­сит от ее мощности. В большинстве случаев при физических упражне­ниях сердечный ритм повышается до 160-180 ударов в минуту, но иногда может быть и больше (до 220 ударов). При чрезмерно высокой частоте сердечных сокращений необходимо иметь в виду так называемую критичес­кую частоту пульса, при которой из-за значительного укорочения дли­тельности диастолы (расслабление сердца), кровообращение затрудняется, так что в результате начинает страдать наполнение сердца кровью. Критическая частота пульса у спортсменов более высокая (210-220 уд./мин.), чем у нетренированных людей (180 уд./мин.). Максимально возможная частота сердечных сокращений у человека (во время приступа пароксизмальной тахикардии) может достигать 360 уд./мин. В восстановительный период после физической нагрузки частота сердеч­ных сокращений временно становится меньше исходной (т.е. уровня по­коя), это явление получило название «отрицательной фазы», свойственной вполне здоровым людям, систематически занимающимся физ­культурой и спортом. В большинстве случаев работоспособность челове­ка во время «отрицательной фазы» пульса оказывается выше исходной. Каждому значению частоты сердечных сокращений соответствует домини­рующее значение определенных систем энергетического обеспечения.

ЧСС 100 уд./мин. – этот пульс имеет мало эффективное трениро­вочное значение.

ЧСС 130 уд./мин. – пульс разминочный. Потребление кислорода 50-60%.

ЧСС 150 уд./мин. – для тренированных спортсменов. Основное тре­нировочное средство. Потребление кислорода 60-90%.

ЧСС 170 уд./мин. – эффективное тренировочное средство для совершенствования систем кислородного обеспечения. МПК – 80%.

ЧСС 180 уд./мин. – сопряжено с максимальным МПК.

Зоны нагрузок по времени.

IV зона – свыше 180 уд./мин. – 6,1% студентов;

III зона – 160-170 уд./мин. – 37% студентов;

III - IV – зоны интенсивных нагрузок.

II зона – 140 уд./мин. – 32,8% занимающихся;

I зона – 100-120 уд./мин. – 24,1% студентов;

I - II – зоны малоинтенсивных и умеренных нагрузок.


Пример ведения таблицы дневника самоконтроля.

1 августа 2 августа 3 августа 4 августа
утро до трен. после трен.   утро до трен. после трен.  
Самочувствие хор. хор. хор. уд. хор. хор. хор. отл.
Сон 8 час. крепкий     9 часов беспокойный 7 часов беспокойный     спокойный 8 часов
Аппетит Хор. Хор. Уд. уд. уд. хор. хор. хор.
ЧСС лежа стоя разность                
Масса 68,3 67,0
ЖЕЛ    
Ощущения (усталость, боль в мышцах, потливость и т.д.)   б/о   б/о Сильно устал, боли в мышцах Вялость, скованность, боли в мышцах Вялость Нет желания тренироваться Сильная потливость, приятная усталость Бодр, боли прошли
Содержание тренировки Тренировался с упором на упражнения с отягощением Не тренировался Тренировка в лесу, бег с ускорениями, общие упражнения Не тренировался
Самоанализ   Замечания тренера Превысил нагрузку в упражнениях с отягощением Снизить нагрузку, больше упражнений общеразвивающих   –   Тренировка в лесу приятна, появилось желание тренироваться.     –
Советы врача     Самомассаж утром и в процессе занятий  

Занятия физическими упражнениями и спортом оказывают на орга­низм человека необычно сильные сложные и многообразные воздействия. Только правильно организованные занятия с соблюдением принципов спор­тивной тренировки под наблюдением врача и преподавателя укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготов­ленность и работоспособность организма человека, способствуют росту спортивного мастерства. В то же время неправильная организация заня­тий, пренебрежение методическими принципами, планирование объема и интенсивности тренировочной нагрузки без учета состояния здоровья и индивидуальных особенностей занимающихся, отсутствие регулярных меди­цинских наблюдений не дадут желаемых результатов и могут нанести непоправимый вред здоровью.

Исключить все условия, при которых может иметь место такое отри­цательное воздействие, призваны мероприятия врачебного контроля над занимающимися физическими упражнениями и спортом и самоконтроля самих занимающихся путем самонаблюдения за происходящими в организме изменениями в процессе занятий.

Врачебный контроль направлен на изучение состояния здоровья, фи­зического развития, физической (функциональной) подготовленности за­нимающихся и влияния на них занятий физическими упражнениями и спортом.

Врачебный контроль и врачебно-педагогические наблюдения не да­дут желаемого результата, если они не будут дополнены самоконтролем.

Самоконтроль – самостоятельные регулярные наблюдения занимающих­ся с помощью простых доступных приемов за состоянием своего здоровья, физического развития, влиянием на организм занятий физическими упраж­нениями, спортом.

Студентам рекомендуется вырабатывать у себя привычки и навыки, способствующие повышению их умственной и физической работоспособности. Студенты должны хорошо представлять себе степень энергетических затрат и нервно-психического и мышечного напряжений, необходимых для выполнения учебной деятельности в сочетании со спортивной тренировкой, в частности, степень усталости от умственной работы на учебных заняти­ях и регулирование в этой связи физических нагрузок на спортивных тре­нировках и наоборот.

Студенты должны знать, сколько времени требуется для отдыха и восстановления умственных и физических сил и какими средствами и ме­тодами достигается в этом наибольшая эффективность.

Объективные и субъективные данные являются основными показателя­ми самоконтроля. При занятиях физической культурой по учебной программе, а также в группах здоровья, в группах ОФП, а также при самостоятельных заня­тиях можно ограничиться такими показателями как самочувствие, сон, аппетит, болевые ощущения, пульс, вес, тренировочные нагрузки, нару­шение режима, спортивные результаты.

Квалифицированным спортсменам, кроме этого, рекомендуется учиты­вать настроение, желание тренироваться, силу кистей рук, работоспособность.

Самочувствие является субъективной оценкой состояния организма, оно является важным показателем влияния физических упражнений и спор­тивных тренировок. Самочувствие бывает хорошее, удовлетворитель­ное или плохое. При плохом самочувствии фиксируется характер необыч­ных ощущений.

Сон. Отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.).

Аппетит. Оценивается как хороший, удовлетворительный, пониженный, пло­хой. Различные отклонения в состоянии здоровья, как правило, являются результатом переутомления или заболевания.

Пульс – важный показатель состояния организма. Обычно на учебных занятиях по физической культуре частота сердечных сокращений при средней нагрузке достигает 130-150 ударов в минуту. А при спортивных тренировках, в ходе значительных физичес­ких усилий частота сердечных сокращений достигает 180-200 и даже больше ударов в минуту. После большой физической нагрузки пульс при­ходит к исходным величинам через 20-30 иногда 40-50 минут.

Если в указанное время после учебно-тренировочных занятий пульс не возвращается к исходным величинам, то это свидетельствует о наступ­лении большого утомления в связи с недостаточной физической подготов­ленностью или о наличии каких-то отклонений в состоянии организма.

Для оценки деятельности сердца применяют различные варианты ак­тивных и пассивных ортостатических проб, которые производятся следующим обра­зом: 5 минут следует отдохнуть лежа на спине, затем подсчитать пульс в положении лежа за 1 минуту, далее надо встать и отдохнуть стоя 1 минуту и подсчитать пульс в положении стоя за 1 минуту. По разнице между частотой пульса лежа и стоя судят о реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку при изменении положения тела. Это позволяет оценивать функциональное состояние регулярных механизмов и дает некоторое представление о тренированности организма.

Разница от 0 до 12 ударов свидетельствует о хорошем состоянии физической тренированности. У здорового нетренированного человека разница составляет 13-16 ударов. Разница 16-25 ударов – показатель отсутствия физической тренированности. Разница более 25 ударов свиде­тельствует о переутомлении или заболевании, в таких случаях следует обратиться к врачу. Ортостатическую пробу лучше проводить утром до еды в одни и те же часы суток.

Кроме того, пульс подсчитывается в течение одной минуты до тре­нировки и после ее окончания. Одним из показателей правильности тре­нировочных нагрузок является уменьшение разницы между частотой сер­дечных сокращений в положении стоя, а также общая тенденция к пони­жению частоты или к ее стабилизации до тренировки и после при одина­ковой физической нагрузке.

Резкое учащение или замедление пульса сравнительно с предыдущи­ми показателями может являться следствием переутомления или заболе­вания и требует консультации с преподавателем и врачом.

Студентам рекомендуется также следить за правильностью ритма и степенью наполнения пульса. Вес тела рекомендуется определять ежедневно утром натощак (если есть такая возможность) на одних и тех же весах, в одном и том же костюме. Если невозможно взвешиваться каждый день, можно ограничиться определением веса один раз в неделя в одно и то же время дня.

В 1 периоде тренировки вес обычно снижается, затем стабилизирует­ся и за счет прироста мышечной массы несколько увеличивается. При рез­ком снижении веса следует обратиться к врачу.

Тренировочные нагрузки основной части тренировочного занятия и нарушение режима вместе с другими показателями дают возможность объяс­нить различные отклонения в состоянии организма.

Болевые ощущения (боли в мышцах, головные боли, боли в правом или левом боку и в области сердца) могут наступать при нарушении режима дня, при общем утомлении организма, при форсировании тренировочных нагрузок и т.п. Боли в мышцах у начинающих спортсменов – явление закономерное на 1 этапе тренировочных занятий. Во всех случаях при продолжительных болевых ощущениях следует обратиться к врачу. Наблюдение за спортивными результатами является важным пунктом самоконтроля и показывает правильность применения средств и методов занятий и тренировок, может выявить дополнительные резервы для роста физической подготовленности.

Особое значение самоконтроль имеет для студентов, имеющих ослаб­ленное здоровье и занимающихся в специальном учебном отделении. Эти студенты обязаны периодически показывать своему преподавателю физичес­кого воспитания и врачу результаты своих наблюдений, советоваться по различным вопросам двигательного режима, режима питания, дня и т.д., что в значительной мере помогает их рациональному физическому воспита­нию, способствует эффективному использованию средств физической куль­туры, естественных факторов природы для закаливания, укрепления их здоровья и повышения физической и общей работоспособности.

Результаты самоконтроля должны постоянно анализироваться самими занимающимися и периодически – совместно с преподавателем и врачом. При сравнении показателей определяется влияние занятий физическими упражнениями и спортом на занимающихся, планируются тренировочные нагрузки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1106; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.