Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-тренировочные занятия 2 страница




Самоконтроль помогает физкультурнику лучше познать себя, приуча­ет его следить за собственным здоровьем, стимулирует к выработке устой­чивых навыков личной и общественной гигиены и тщательного соблюдения санитарных правил и норм.

Самоконтроль позволяет занимающемуся физической культурой и спор­том вовремя заметить опасность переутомления, помогает регулировать процесс тренировки и предупредить состояние перетренировки.

Самоконтроль прививает студенту грамотное и осмысленное отноше­ние к своему здоровью и к занятиям физической культурой и спортом, име­ет большое воспитательное значение.


Тема 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или

системы физических упражнений

Понятие спорт

При попытках отдифференцировать понятие «спорт» от смежных понятий его так или иначе, связывают с соревновательной деятельностью как особой формой реализации человеческих возможностей, позволяющей максимально выявить, наглядно сравнить и справедливо оценить те или иные деятельные силы, качества, способности в специально созданных для этого условиях. Такого рода деятельность исторически формировалась преимущественно в сфере физической культуры в виде состязаний, направленных на демонстрацию достижений в самой этой деятельности. Ее атрибутами и обязательными условиями стали унификация состава действий, посредством которых допустимо вести состязание, стандартизация правил и условий достижения соревновательной цели и противодействия сопернику, а также способов оценки достижений, строгая регламентация поведения соревнующихся. Все это закрепилось в соревновательном статусе спорта и характеризует его как собственно-соревновательную деятельность. Именно этим, прежде всего, он отличается от других видов деятельности, в том числе и тех, где соревновательный момент является лишь одним из моментов, а не специфической основой деятельности (к примеру, конкурсы в театральном искусстве).

Вместе с тем ясно, что суть спорта в целом никогда не сводится лишь к достижению чисто соревновательных целей. Как деятельность, разносторонне воздействующая на организм, и как сфера многообразных межчеловеческих контактов, связанных с общесоциальными отношениями, спорт имеет более глубокий смысл.

В широком истолковании понятие «спорт» может быть с определенным основанием распределено на собственно-соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также на специфические отношения, нормы и достижения, возникающие на основе этой деятельности, взятые в единстве.

В своем жизненном воплощении «спорт» – это и неуклонное стремление человека раздвинуть видимые границы своих возможностей, и целый мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами на этом пути, и одно из наиболее действенных средств воспитания и самовоспитания личности, и сложный комплекс межчеловеческих отношений, и популярнейшее зрелище, и одно из самых видных международных движений.

 

Массовый спорт и спорт высших достижений

Специфические функции спорта неодинаково выражены в различных направлениях спортивного движения, получивших название «спорт высших достижений» (большой спорт) и базовый «спорт» (массовый спорт).

Спорт высших достижений ориентирован непосредственно на абсолютные параметры спортивных результатов, включая достижения международного, всечеловеческого масштаба. Именно в этом направлении спортивного движения в полной мере выражена роль спорта как деятельности, преодолевающей кажущиеся пределы человеческих возможностей. При фактическом воплощении такой установки спортивная деятельность становится во многом подобной предельно напряженному творческому труду. Она занимает в определенный период жизни спортсмена одно из доминирующих положений в общем режиме его жизнедеятельности и требует особой его организации в соответствии с закономерностями достижения высших спортивных результатов.

Базовый спорт обеспечивает достижения массового уровня. В качестве одной из составных частей базовой физической культуры он широко используется для повышения и сохранения общей физической подготовленности. Затраты времени и сил на спорт лимитируются тем жестче, чем больше их требует основная деятельность. Тем самым лимитируется и уровень спортивных достижений, хотя индивидуально он может быть довольно высоким.

 

Спортивная классификация

Спортивная классификация является составной частью всей структуры и содержания физического воспитания, отражает в себе ее цель, задачи, принципы и основные черты. Она тесно связана с передовой практикой учебно-спортивной работы, системой спортивных соревнований, достижениями спортсменов и строится на их основе. Спортивная классификация объединяет все культивируемые в стране виды спорта, содействует их массовому развитию и единой направленности в применении основных средств физического воспитания. Основным ее назначением является установление единых в стране разрядных норм и требований по видам спорта, порядка и условий их выполнения и присвоения спортсменам спортивных званий и разрядов в зависимости от пола, возраста и уровня спортивной квалификации.

Главной социальной функцией спортивной классификации является содействие достижению молодым поколением физического совершенства, подготовки к труду и защите Родины.

К основным понятиям спортивной классификации относится спортивный разряд, спортивное звание, разрядные нормы и требования. Спортивный разряд - критерий специальной подготовленности спортсмена, уровня его мастерства. Установлены следующие спортивные разряды: юношеские (I, II, III); взрослые I; II; III; кандидат в мастера спорта; мастер спорта; мастер спорта международного класса; заслуженный мастер спорта.

Спортивное звание – почетный пожизненный титул, присваиваемый спортсмену за выполнение высших по уровню трудности разрядных норм и требований, которые определены для мастеров спорта, МСМК и ЗМС. Разрядные нормы – показатели, выраженные в мерах времени, расстояния, веса или в очках и баллах и других количественных величинах. Разрядные требования – показатели, определяющие место, которое должно быть занято на соревнованиях установленного масштаба, участие в составе команд, занявших на соревнованиях какое-либо место, достижение победы над спортсменом того или иного разряда.

Спортивная классификация помогает решению основных задач в развитии спорта: достижение массовости, всесторонней физической подготовленности, воспитание спортсменов, повышение их мастерства.

Система разрядных норм и требований строится исходя из перспективной цели и ближайших задач в деятельности спортсменов; состава культивируемых видов спорта и упражнений; системы спортивных соревнований (календаря, положений, правил и др.); возраста и уровня подготовленности; уровня массовых и высших достижений; годичных и 4-х годичных циклов подготовки и участия в соревнованиях.

 

Организационные основы занятий студентов различными оздоровительными системами физических упражнений в свободное время

Спортивную и физкультурно-оздоровительную работу в вузе организует непосредственно спортивный клуб, объединяющий студентов, аспирантов, преподавателей и других сотрудников вуза как первичная организация ДСО. Совместно с кафедрой физического воспитания, профсоюзной организацией спортклуб создает спортивные секции и секции общей физической подготовки, организационно обеспечивает их работу, проводит физкультурно-массовые мероприятия. К числу основных функций институтского спортклуба относится внедрение физической культуры в быт студенчества, организация работы зимних и летних оздоровительных спортивных лагерей, активное участие в подготовке сборных команд вуза по различным видам спорта, подготовка общественных физкультурных кадров.

Первостепенное значение в активизации спортивной жизни вуза имеет система внутривузовских соревнований, организуемых спортивным клубом с помощью кафедры физического воспитания. Центральное место среди них занимает спартакиада, которая включает комплекс состязаний по различным видам спорта, проводимых в течение всего учебного года с участием команд факультетов и курсов. Занятия в спортивных секциях, секциях общей физической подготовки и группах здоровья в вузе тесным образом связаны с обязательными и факультативными занятиями.

Важной является физкультурно-оздоровительная работа в студенческих общежитиях. В режим студенческого быта включается утренняя зарядка, физкультурно-спортивные развлечения, самостоятельные занятия бегом и другими упражнениями. Популярны различные формы физкультурно-восстановительной релаксации – спортивный туризм, выезды за город и т.п. Расширению форм физкультурно-оздоровительной работы во многом способствуют строительство спортивных залов, бассейнов и плоскостных спортивных сооружений.

 

Особенности организации учебных занятий по видам спорта в основном и спортивном отделениях

В основное отделение зачисляются практически здоровые студенты, не прошедшие до института специальной спортивной подготовки. Основное содержание практических занятий в отделении составляет широкая общая и профессионально-прикладная физическая подготовка. В каждом академическом семестре система занятий по физической подготовке может строиться как относительно законченный тренировочный макроцикл, а внутри него в виде средних циклов, часть из которых совпадает с прохождением отдельных разделов программы. Также циклы целесообразно завершать контрольными занятиями или сдачей контрольных нормативов. В системе циклов при переходе от одних разделов программы к другим важно соблюдать преемственность в воспитании основных физических качеств с тем, чтобы обеспечивалась непрерывность процесса поступательного развития общей физической работоспособности. Необходимо также учитывать закономерности переноса двигательных навыков.

В отделение спортивного совершенствования зачисляются студенты, получившие до поступления в вуз спортивную квалификацию или достаточно хорошо физически подготовленные для начала спортивной специализации.

Система занятий строится в соответствии с основными закономерностями процесса спортивной тренировки. При этом конкретные черты структуры и содержания подготовки спортсменов-студентов отражают особенности периодики учебного процесса (деление учебного года на семестры, сессионные и каникулярные периоды). Целесообразно строить тренировочный процесс в форме полугодичных циклов или сдвоенных, приурочивая их к учебным семестрам так, чтобы этапы тренировки с повышенными нагрузками и этапы основных соревнований не совпадали с периодами сессий, а предшествовали им или приходились на каникулярное время.

Как и все другие студенты, занимающиеся в группе спортивного совершенствования должны выполнить программные нормы и требования по общей и профессионально-прикладной физической подготовке. Студенты, занимающиеся в отделении спортивного совершенствования, как правило, быстрее и успешнее других справляются с общими задачами вузовского курса физического воспитания, приобретают более глубокие специальные знания (техники, тактики, методики тренировки).

 

Разновидности занятий, их организационная основа, особенностиорганизации учебных занятий, специальные зачетные требования и нормативы

Основные формы – это обязательные занятия, факультативные и дополнительные. Содержание обязательных занятий регламентируется государственной программой, для них отводится по 4 часа в неделю на I - II курсах и 2 часа на III - IV курсе. Факультативные занятия планируются на всех курсах кроме выпускного из расчета 4-8 часов в неделю в зависимости от уровня спортивного мастерства занимающихся. Численный состав группы, с которой работает один преподаватель, зависит от особенностей контингента занимающихся. Группы основного отделения состоят из 12-15 человек, а группы отделения спортивного совершенствования из 8-12 человек.

Как правило, занятия по обязательному курсу начинаются 1 сентября и продолжаются до 1 июня в течение 35 учебных недель с перерывами на экзаменационные сессии, каникулы и производственную практику. Со студентами – спортсменами высокой квалификации тренировочные занятия проводятся на протяжении всего учебного года. При организации занятий принимаются в расчет сезонно-климатические условия, материально-техническая база вуза, общий режим учебной работы и другие обстоятельства.

Результаты физического воспитания студентов оцениваются по показателям текущих контрольных упражнений, зачетных соревнований и данных врачебного контроля. В числе зачетных норм и требований программы, обязательных для всего основного контингента студентов, предусматривают следующие:

- знание основ теории и методики физического воспитания (в объеме теоретического раздела программы);

- выполнение требований для получения звания общественного инструктора, тренера или судьи по виду спорта;

- выполнение учебно-контрольных упражнений, нормативов, норм и требований;

- выполнение требований по профессионально-прикладной физической подготовке.

Зачетные нормы и требования для каждого отделения имеют свои особенности, отражающие специфику физического воспитания данного контингента студентов.

Кроме обязательных и факультативных занятий, проводимых в рамках общего учебного расписания, в вузе организуются дополнительные занятия, подчиненные выполнению программы физического воспитания. Это могут быть самостоятельные занятия, проводимые преподавателем с отстающими или слабо подготовленными студентами.

Мотивационные варианты и обоснование индивидуального выбора студентом отдельных видов спорта или систем физических упражнений для регулярных занятий в учебное и свободное время

Содержательную сторону мотивации определяют функциональные возможности психических процессов, возможности сознания человека. Активные занятия физическими упражнениями могут вначале выходить далеко за пределы имеющихся потребностей и интересов, что ведет к изменению и самой мотивации. Особенностью формирования мотивации в студенческом возрасте является выход на высший, сознательно-волевой уровень мотивационной регуляции деятельности. Это позволяет использовать принципиально новые возможности для направленной воспитательной работы в связи с образованием механизма самовоспитания, способность к осмыслению и самоформированию целей, принципов, норм, идеалов. В механизме мотивационного побуждения важнейшее место занимает знание как первичное побуждение. Реализация мотивов личности в значительной степени связана с установкой. Установка – состояние человека, которое в виде готовности к определенному действию, предваряет всякую психическую деятельность и возникает на базе единства потребностей и сферы. Осуществленная на основе установки деятельность становится целесообразной благодаря тому, что в ней учтены как потребности индивида, его внутренние мотивы, так и особенности среды, в которой становится возможным удовлетворение этих потребностей.

Сущность мотивации при физкультурно-спортивной деятельности в условиях вуза включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, установки, знания. Основными мотивами занятий физической культурой и спортом, указанными студентами, является забота о здоровье. Занятия физическими упражнениями рассматриваются ими как полезная деятельность и средство активного отдыха.

Студентам было предложено провести ранжирование 13 видов спорта, культивируемых в вузе. Студенты ставят на высокие ранговые места такие виды как волейбол, футбол, баскетбол, легкая атлетика, лыжи. Анкетный опрос показал, что для 73% студентов основной причиной, лимитирующей занятия физическими упражнениями, является недостаток времени; 15% отвечают, что у них нет желания заниматься; 10% студентов утверждают, что в институте нет условий для занятий избранным видом спорта; 1,2% не занимаются по состоянию здоровья.

Мотивация поведения обусловлена потребностями человека, их особенностями. Потребность представляет собой состояние организма, вызванного его нуждой в тех или иных веществах, действиях, требующихся для поддержания его существования, которое выражается повышенной раздражительностью к тем или иным воздействиям и побуждает его к действиям. Потребности динамичны, они находятся как в сфере нужд физической сущности человека, так и в духовных запросах, превратившихся для него в потребность. Соотношение потребностей раскрывает облик личности, ее направленность, определяет мотивирующие начала поведения. Удовлетворение потребностей, их изменение возникает у занимающихся по мере включения субъекта в спортивную деятельность. Успешность деятельности, изменение потребностей зависят от расширения новых знаний, умений, навыков. Потребности становятся мотивами действия, когда они осознаются как интересы. По мере появления интереса к виду спортивной деятельности у студентов возникает необходимость получения более глубоких и всесторонних знаний. Потребности индивида в значительной степени зависят от а) физического состояния индивида; б) социальной зависимости поведения; в) ситуации в социальной среде; г) знаний индивида.

Анкетный опрос показал, например, что выбор студентами такого вида спорта как легкая атлетика определяет забота об укреплении здоровья, повышении физической подготовленности, повышении функциональных возможностей организма. Занятия атлетической гимнастикой выбирают с целью коррекции отдельных недостатков физического развития и телосложения. С целью достижения наивысших спортивных результатов студенты выбирают те виды спорта, по которым прошли начальную подготовку в секциях общеобразовательной школы или ДЮСШ.


Тема 8. Особенности занятий избранным видом спорта или

системой физических упражнений

Как многогранное общественное явление, спорт представляет собой действенный фактор физического воспитания, одну из основных форм подготовки человека к трудовой и другим общественно необходимым ви­дам деятельности, а наряду с этим и одно из важных средств этичес­кого и эстетического воспитания, удовлетворения духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей. Его со­циальная значимость продолжает стремительно возрастать. В ходе раз­вития спорта совершенствовались и дифференцировались отдельные его виды, каждый из которых характеризуется своим предметом состязания, особым составом действий и способов ведения спортивной борьбы, ее правилами. Виды спорта, получившие международное признание, можно подразделить на пять групп.

I группа – виды спорта, для которых характерна активная двига­тельная деятельность с предельными проявлениями физических и волевых качеств, индивидуального их проявления (бокс, борьба, гимнастика, легкая ат­летика, тяжелая атлетика, плавание, фехтование, с/игры и т.д.).

II группа – виды спорта, где операционную основу составляет уровень овладения техническими средствами перед­вижения (авто, – мотоспорт, авиационный спорт). Результат в них зависит от внешних движущих сил и умения рационально использовать их.

III группа – виды спорта, двигательная активность в которых жестко лимитирована условиями поражения цели.

IV группа – виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно-конструктивной деятельности спортсмена.

V группа – виды спорта, где содержание состязаний обуслов­лено характером абстрактно-логического обыгрывания соперника.

Таким образом, исторически в сферу спорта вошли достаточно раз­нообразные виды деятельности, что предоставляет возможность выбора в соответствии с задатками индивидуума.

Лишь первая и часть второй групп служат основополагающими средствами физического воспитания и направленного развития физических способностей.

Спортивные достижения – многофакторное явление, зависящие от

- индивидуальной одаренности и степени подготовленности к занятию;

- эффективности систем спортивной подготовки, ее содержания, организации и материального обеспечения;

- уровня спортивного движения, социальных условий его разви­тия.

Спортивной деятельности, направленной к высоким достижениям, присущ поисковый характер – это стремление найти новые пути мобилиза­ции и увеличения возможностей человека. Спорт справедливо называют школой воли и эмоций. Спортивная тренировка – основной способ подготовки спортсмена, построенный с помощью методов и упражнений педагогически органи­зованного процесса.

Представить в деталях весь процесс многолетних занятий спортом более чем трудно. Он включает необозримое количество переменных, вместе с тем в нем можно выделить 3 главных этапа:

этап базовой подготовки;

этап реализации максимальных результатов;

этап спортивного долголетия.

Ряд специалистов полагает, что необходимо внести и 4 этап, который устанавливает постепенный выход из сферы больших нагрузок на уровень рекреационных нагрузок.

Этапы и стадии многолетней тренировки не имеют строго фиксирован­ных сроков; они индивидуальны и зависят от многих факторов (одареннос­ти, спортивного стажа, базовой подготовки структуры тренировочного процесса, вида спорта и т.д.).

В научных представлениях об особенностях тренировки в видах спорта, системы отбора много пробелов, неизученных проблем и их познание лишь только предстоит.

Этап базовой подготовки с учетом различий занимающихся продолжается 4-6 лет и служит для создания всесторонней физической подготовки, необходимой для будущей специализации, а также определения вида спорта, где мог бы проявиться талант. Не следует спешить с выбором узкой специа­лизации, занятия должны строиться по типу ОФП с возможно более широ­ким использованием средств всестороннего спортивного образования. Самые ранние сроки начала спортивных занятий установлены для видов спорта, требующих преимущественно коордиционных способностей.

На этом этапе не следует спешить с узкой ориентацией спортив­ных интересов. Более разумный путь – предоставить начинающему спортсмену возможность попробовать свои силы в различных спортивных упраж­нениях и лишь потом сделать окончательный выбор. На этапе началь­ной специализации важно не упустить время, использовать наиболее благоприятные периоды возрастного развития, вместе с тем исключить форсирование специализации.

Проблемам своевременного выбора и начала спортивной специализации уделяется большое внимание. Важно, с одной стороны, не упустить время, необходимое для достижения высоких спортивных результатов и исполь­зовать лучшие возрастные особенности организма, когда наиболее эффективны тренировочные воздействия, с другой стороны, – избегать форсированных тренировочных нагрузок, которые могут быть весьма эффективными для прироста спортивных результатов, но в итоге малоперс­пективны (Н.Г.Озолин).

Система специальных тестов для определения перспективных спортс­менов для того или иного вида спорта только еще складывается. При этом важны не только наследственные особенности; выдающиеся результаты – это всегда достижение целостной личности, а не отдельных функций организма. Только общее и спортивное воспитание дают конечный резуль­тат. Спортивный талант – это талант спортивного трудолюбия.

В значительной степени риск может быть меньше и поиск вероятнее, если способности к совершенствованию в том или ином виде спорта выявляются по достаточно широкому комплексу показателей и поэтапно. При этом важен не только наличный уровень результатов, но и сдвиги в их росте за определенный период, а также соотношение нагрузок с рос­том результатов. Основное место в спортивной специализации на ранней стадии должна, по-прежнему, занимать широкая всесторонняя подготовка. Она должна носить «многоборный» характер. Например, легкоатлет совершенствуется вначале в нескольких видах легкой атлетики. Это позволяет достигнуть поставленной цели базовой подготовки и исклю­чает возможность ошибок в выборе предмета узкой специализации.

Исследования в области моделирования спортивной деятельности в том или ином виде спорта позволяют определить модельные характе­ристики спортсменов высшего класса. Под моделью спортсмена пони­мается совокупность представлений и организационных схем, куда входит структурная схема спортивной деятельности; система функций спортсмена в процессе спортивной и тренировочной деятельности; концепция спортивной профессионализации личности. Модель – это мост между настоящим и будущим. Она является опосредованным звеном между системой подготовки и реальной спортивной деятельностью в конкретных условиях тренировки и состязаний. Модель на основе результатов изучения практики спортивной деятельности позволит вносить изменения в улучшение системы подготовки спортсмена. Наконец, модель знаменует собой связь исходных общих данных, зак­люченных в модели, и конкретных научно-организационных мер, програм­мы квалифиционной характеристики спортсмена.

Динамика спортивных результатов на первых этапах характеризуется высокими темпами их увеличения, которые не находятся в прямой зависимости от тренировочных нагрузок, а связаны с повышенной реактив­ностью организма в начальные периоды его естественного развития и широким диапазоном переноса тренированности.

Тенденцией динамики нагрузок за годы начальной специализации должно быть увеличение объема без форсирования общей интенсивности тренировок. Она должна, разумеется, возрастать, но ее увеличение должно быть в более узких пределах чем прирост общего объема.

Это важно особенно в период интенсивного роста и созревания организма, когда резко активизируются естественные пластические, энергетические и регуляторные процессы, что само по себе является для организма нагрузкой.

Исходя из этого особую важность приобретает планирование учебно-тренировочного процесса.

Планирование тренировки относится к области предвидения и включает планирование

1) многолетней тренировки, охватывающей всю спортивную биографию;

2) летних циклов (олимпийских, спартакиадных и т.п.);

3) годичных циклов (традиционных – обычных, сдвоенных и строенных соответственно с тремя, пятью и семью периодами тренировки; и нетрадиционных – при чередующихся этапах на­копления и реализации);

4) предсоревновательной тренировки (традиционных и по принципу «маятника»);

5) микроциклов традиционных (подводящих, объемных, интен­сивных, предсоревновательных, соревновательных, послесоревновательных) и нетрадиционных (основных или специализированных и регулировочных или восстановительно-контрастных);

6) одного тренировочного дня, состоящего из двух и более занятий;

7) одного тренировочного занятия.

Наибольшие знания накоплены сейчас в области построения одного тренировочного занятия и наименьшие – в области многолетней тренировки.

В многолетней тренировке выделяют две стороны: ее структуру и динамику направленности занятий, которые учитываются при планировании.

При построении четырехлетних циклов различают две стороны: организационную и методическую.

Организационные аспекты построения, например, спартакиадных циклов сводятся к реализации конкретных ежегодных задач.

Главным методическим вопросом планирования четырехлетнего цикла является выбор его оптимальной структуры, которая, в свою очередь, определяет динамику направленности 4-летней подготовки.

В практике спортивной тренировки в нашей стране утверди­лась структура, при которой в первом году олимпийского цикла планируются три периода (подготовительный, соревнова­тельный и переходный), а в последующие годы применяются сдвоенные или строенные циклы годичной тренировки (для сдвоенного цикла периоды чередуются так: подготовительный, соревновательный, подготовительный, соревновательный и пере­ходный, а для строенных циклов чередование подготовительного и соревновательного периодов повторяется не два, а три раза и заканчивается цикл также переходным периодом).

При таком планировании четырехлетия в первом году создается возможность (за счет более длительного подготовительного пе­риода) значительно нарастить фундамент общей подготовленности спортсменов, что в последующие годы четырехлетнего цикла позволит достичь рекордных результатов.

При построении годичных циклов тренировки применяются два варианта планирования: традиционный и нетрадиционный.

Традиционный план тренировочного года может быть обычным (с тремя периодами), сдвоенным (с пятью периодами), строенным (с семью периодами) и со сложной структурой соревно­вательного периода, отражающей проведение нескольких соревнова­ний.

На выбор вариантов годичного плана тренировки влияют вид спорта, возраст, квалификация спортсменов, этап многолетней трени­ровки.

Применение системы планирования годичной тренировки обязывает преподавателя и занимающихся выполнить следующую работу: определить цели подготовки спортсменов к главным соревнованиям года; разработать целевые задания назанятие, микро­цикл, этап; упорядочить тренировочные задания, т.е. классифициро­вать их с учетом направленного воздействия на различные стороны подготовки спортсмена (физическую, технико-тактическую, психичес­кую, мобилизационную готовность); ранжировать каждую группу заданий с учетом степени их близости к специфике соревнователь­ной деятельности (т.е. определить их ранги); распределить тре­нировочные задания во времени (т.е. спланировать тренировку, составить текстовые и графические планы, наметить этапы, микроциклы и т.д.)

Построение предсоревновательной подготовки подчинено глав­ной цели – показать на предстоящих спортивных соревнованиях наивысший результат.

Сейчас выделяют два способа проведения предсоревновательной подготовки спортсменов: традиционный и нетрадиционный. Тради­ционный способ планируется понедельно с постепенным возрастанием специализированных тренировочных нагрузок. Непосредственно перед соревнованиями проводится банный день и дается 1-2 дня отдыха с обязательным опробованием за день до соревнования места, инвентаря и других условий предстоящего состязания. Нетрадиционный способ построения соревновательных сборов ос­нован на принципе «маятника».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 820; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.