Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды убеждения, применяемого в административной деятельности милиции




В механизме управленческого воздействия убеждение стоит на первом месте как наиболее демократичный и гуманный метод.

Метод убеждения состоит в активном моральном, психологическом, материальном воздействии на сознание и поведение людей в целях воспитания у них осознанного исполнения требований правовых и других социальных норм.

Как метод административной деятельности милиции убеждение - это такое воздействие, которое обеспечивает добровольное соблюдение гражданами и организациями норм права и требований сотрудников милиции.

Убеждение в административной деятельности милиции служит достижению следующих целей:

а) воспитания у граждан стойкой привычки правомерного поведения;

б) предупреждения противоправных проступков;

в) воздействия на правонарушителей.

Метод убеждения в своей основе является средством воспитания.

Сущность убеждения состоит в том, что оно является методом воздействия на общественные отношения, а его содержание включает комплекс различных воспитательных и организационных мер воздействия на сознание людей, а через сознание - на их поведение.

Меры убеждения, применяемые в административной деятельности милиции, объединяются в несколько групп, которые называют видами (формами) убеждения.

Среди мер убеждения воспитательного характера наиболее часто применяются разъяснение, обоснование, обсуждение, критика, поощрение, показ положительных примеров и многое другое, описываемое и реализуемое в понятиях и процедурах социальной психологии и педагогики. Выбор и использование перечисленных элементов всегда носит активный и творческий характер.

Меры воспитательного характера можно объединить в три группы:

1. Меры, обеспечивающие нравственное и правовое воспитание. К ним относятся: а) воспитательная работа среди населения; б) проведение бесед с гражданами, склонными к совершению правонарушений (профилактическая работа с лицами ранее судимыми); в) критика антиобщественных проступков; г) разъяснение действующего законодательства (правовая пропаганда).

2. Меры поощрения (морального и материального стимулирования). Применяются в отношении граждан и внештатных сотрудников милиции, активно участвующих в охране общественного порядка, и в отношении сотрудников органов внутренних дел (милиции), образцово исполняющих свои служебные обязанности.

Система мер поощрения многообразна. Она включает государственные награды (ордена, медали, почетные звания), ведомственные медали и знаки, другие виды поощрений.

Так, за образцовое исполнение обязанностей и достигнутые высокие результаты в службе для сотрудников органов внутренних дел Положением о службе в ОВД предусматриваются следующие виды поощрений:

- объявление благодарности;

- выдача денежной премии;

- награждение ценным подарком;

- занесение в Книгу почета, на Доску почета;

- награждение Почетной грамотой;

- награждение нагрудным знаком;

- награждение личной фотографией сотрудника, снятого у развернутого Знамени органа внутренних дел;

- награждение именным оружием;

- досрочное присвоение очередного специального звания;

- присвоение специального звания на одну ступень выше звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности.

В качестве поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

В учебных заведениях Министерства внутренних дел Российской Федерации кроме перечисленных видов поощрений применяются также повышение размера стипендии и предоставление внеочередного увольнения из расположения учебного заведения.

За образцовое выполнение служебного долга сотрудники, прослужившие в органах внутренних дел не менее 10 лет, могут быть награждены почетным знаком «Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации».

За мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебного долга, другие особые заслуги сотрудники органов внутренних дел могут быть представлены к награждению государственными наградами Российской Федерации, установленными Указом Президента РФ от 6 января 1999 г. № 19 «О внесении изменений в Указ Президента РФ от 2 марта 1994 г. № 442 «О государственных наградах Российской Федерации»[93].

В соответствии с данным Указом государственными наградами Российской Федерации могут быть награждены также и граждане, в частности:

- за самоотверженность, мужество и отвагу, проявленные при спасении людей, охране общественного порядка, в борьбе с преступностью, во время стихийных бедствий, пожаров, катастроф и других чрезвычайных обстоятельств, а также за смелые и решительные действия, совершенные при исполнении воинского, гражданского или служебного долга в условиях, сопряженных с риском для жизни, - орденом Мужества;

- за спасение людей во время стихийных бедствий, на воде, под землей, при тушении пожаров и при других обстоятельствах - медалью «За спасение погибавших»;

- за содействие органам внутренних дел Российской Федерации в их работе по охране общественного порядка - медалью «За отличие в охране общественного порядка».

В целях награждения сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России за особые заслуги и добросовестную службу, а также граждан, оказавших помощь в выполнении возложенных на МВД России задач, приказом МВД России от 24 января 2001 г. № 50 «Об учреждении медалей МВД России» учреждены ведомственные медали «За доблесть в службе», «За воинскую доблесть», «За отвагу на пожаре», «За боевое содружество».

В целях поощрения сотрудников органов внутренних дел за высокое профессиональное мастерство и многолетнюю безупречную службу, а также граждан за оказание активной помощи органам МВД приказом МВД России от 14 июня 2000 г. № 633 «Об учреждении знаков МВД России» учреждены следующие знаки: «Лучший сотрудник криминальной милиции», «Лучший участковый инспектор милиции», «Лучший следователь», «Лучший инспектор по делам несовершеннолетних», «Лучший сотрудник специальных подразделений милиции», «За верность долгу», «Отличник милиции», «За содействие МВД России».

3. Меры общественного воздействия - это товарищеское влияние трудового коллектива, общественной организации на нарушителя.

В рамках осуществления внутриорганизационной деятельности в органах внутренних дел в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел (ст. 42) предусмотрено создание судов чести сотрудников соответственно рядового и младшего начальствующего состава, среднего начальствующего состава, старшего и высшего начальствующего состава.

Порядок создания и деятельности судов чести сотрудников органов внутренних дел, как указано в ч. 5 ст. 42 Положения, определяется Президиумом Верховного Совета Российской Федерации. Однако, к сожалению, до настоящего времени так и не принят нормативный документ на уровне Федерального Собрания или Президента Российской Федерации, регламентирующий создание и деятельность судов чести.

К числу мер воздействия организационного характера следует отнести обучение, пропаганду, агитацию, обмен опытом. Большое влияние на граждан оказывают инструктажи, митинги, собрания, реклама, своевременное реагирование на обращения, небюрократическое решение дел. Убеждает организационная практика органов внутренних дел, пресс-конференции, выступления руководителей ОВД (подразделений милиции) в средствах массовой информации, встречи руководителей с населением, информирование о достигнутых успехах и т. д.

Меры организационного характера можно объединить в две группы:

1. Меры, обеспечивающие гласность в деятельности милиции:

а) агитационно-пропагандистская работа (в частности, направленная на то, чтобы убедить население воздержаться от участия в митинге, либо - по линии ГИБДД - соблюдать правила дорожного движения);

б) выступление сотрудников милиции с докладами на правовые темы (организация вечеров вопросов и ответов, круглых столов);

в) встречи (брифинги, пресс-конференции) руководителей с представителями средств массовой информации для информирования об оперативной обстановке, результатах работы;

г) выступления в средствах массовой информации по вопросам борьбы с преступностью и административными правонарушениями;

д) опубликование статистики о состоянии преступности и общественного порядка;

е) отчеты отдельных категорий сотрудников милиции (например, участковых уполномоченных милиции) перед трудовыми коллективами о состоянии общественного порядка и другие.

2. Меры по организационно-массовой работе среди населения:

а) оказание организационной и методической помощи общественным формированиям, участвующим в охране общественного порядка;

б) координация деятельности общественных объединений, участвующих в охране общественного порядка;

в) обобщение практики и передового опыта конкретных коллективов;

г) подготовка информационных обзоров, рекомендаций и их распространение.

Применение органами внутренних дел отдельных видов убеждения нашло правовое закрепление в действующем законодательстве, в ведомственных актах, регламентирующих деятельность милиции.

Эффективность метода убеждения никогда не теряла своего значения. Соответствуя природе демократического правового государства, этот метод должен совершенствоваться и получать свое дальнейшее развитие.

§ 3. Понятие и классификация мер административного принуждения, применяемых милицией

Принуждение в административной деятельности милиции является таким воздействием, которое обеспечивает исполнение конкретными лицами установленных правил поведения независимо от того, желают они следовать этим правилам или нет. Оно направлено на то, чтобы заставить лицо совершить какие-либо действия либо отказаться от совершения каких-либо действий вопреки его желанию.

Административное принуждение как отраслевой вид государственного принуждения - это метод государственного управления, состоящий в применении субъектами функциональной власти установленных нормами административного и административно-процессуального права принудительных мер воздействия, направленных на обеспечение неукоснительного выполнения юридических обязанностей лицами, в связи с совершением ими противоправных действий или при возникновении обстоятельств, угрожающих безопасности личности или общественной безопасности.

Основными признаками, характеризующими административное принуждение, в том числе применяемое милицией, являются следующие:

- административное принуждение применяется как реакция соответствующих органов и должностных лиц милиции на правонарушения либо общественно-опасные действия и явления. Поэтому основаниями применения данного вида государственного принуждения в административной деятельности милиции являются:

а) возникновение обстоятельств, угрожающих безопасности личности или общественной безопасности;

б) совершение лицом административного правонарушения;

в) совершение лицом уголовно наказуемого деяния;

- содержание административного принуждения состоит в применении установленных законом мер административного принуждения для оказания психологического, материального и физического воздействии на сознание и поведение людей. Меры административного принуждения представляют собой правовые ограничения, лишения (к примеру, лишение специального права), обременения (например, явка для регистрации в ОВД), ответные действия (применение физической силы, огнестрельного оружия), применение которых влечет наступление правового урона (уплата штрафа), причинение вреда (огнестрельного ранения) конкретному лицу. Их применение влечет наступление неблагоприятных последствий личного, физического, имущественного или организационного характера;

- административное принуждение имеет государственно-властный характер, только государство в лице органов законодательной власти может устанавливать меры административного принуждения;

- административное принуждение имеет исключительно правовой характер, то есть меры административного принуждения применяются только на основе и в рамках закона уполномоченными на то должностными лицами, в том числе должностными лицами органов внутренних дел (милиции). Основания и порядок применения мер административного принуждения установлены административным и административно-процессуальным законодательством;

- административно-принудительному воздействию подвергаются не только отдельные лица, но и коллективные субъекты (организации). Используя терминологию КоАП РФ, можно сказать, что объектом административного принуждения могут быть как физические, так и юридические лица;

- административное принуждение применяется в большинстве случаев быстро и оперативно. Поэтому его реализация возможна без предварительной судебной оценки, устанавливающей законность применения той или иной меры административного принуждения. Порядок применения мер административного принуждения отличается относительной процессуальной простотой. К примеру, порядок назначения административных наказаний по сравнению с процессуальным регламентом уголовного и гражданского судопроизводства значительно проще и лишен относительно громоздкой процедуры;

- основной объем административного принуждения, применяемого милицией, реализуется сотрудниками подразделений милиции общественной безопасности при осуществлении административной деятельности. Определенный объем административного принуждения реализуется сотрудниками подразделений криминальной милиции, как правило, для пресечения преступлений и задержания лиц, их совершивших;

- административное принуждение применяется уполномоченными должностными лицами милиции в рамках внеслужебной подчиненности. Субъект административной власти (сотрудник милиции) и нарушитель непосредственно по службе друг другу не подчинены. Должностное лицо милиции является субъектом функциональной власти по отношению к нарушителю или обязанному лицу;

- с точки зрения содержания административного принуждения, применяемого милицией, отличительной его особенностью является наличие в арсенале милиции таких мер принуждения, как применение физической силы, специальных средств, применение и использование огнестрельного оружия. Их наличие и применение в установленных случаях позволяет органам внутренних дел (милиции) успешно решать поставленные перед ними задачи.

На основании этих признаков можно дать следующее определение административному принуждению, применяемому милицией, - это метод воздействия на сознание и поведение людей (граждан и должностных лиц), выражающийся в применении сотрудниками милиции установленных нормами административного и административно-процессуального права принудительных мер психологического, физического, материального и организационного характера, направленных на неукоснительное выполнение физическими и юридическими лицами правовых обязанностей при возникновении обстоятельств, угрожающих общественной безопасности или безопасности личности или в связи с совершением административно или уголовно наказуемых деяний в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности общества, предупреждения и пресечения правонарушений, привлечения виновных к административной или уголовной ответственности.

Административное принуждение, применяемое милицией, единое по своей сущности, не исключает определенной дифференциации его на отдельные виды. Разнородность общественных отношений, регулируемых правом, многообразие посягательств на эти отношения обусловливает необходимость применения в целях их охраны различных видов государственного принуждения, отличающихся по своему содержанию, основаниям и порядку реализации.

Исходя из целей применения, способов обеспечения правопорядка и общественной безопасности, специфики возникающих при этом правоотношений и особенностей применяемых мер административного принуждения, последние подразделяются на четыре группы:

- меры административного предупреждения;

- меры административного пресечения;

- меры административно-процессуального обеспечения;

- меры административной ответственности (административные наказания более подробно будут рассмотрены в других главах учебника).

Отдельные меры, применяемые милицией, одинаковые по названию, но имеющие различное целевое назначение и основания их применения (например, проверка документов, личный досмотр, досмотр вещей и товаров, изъятие предметов, средств и веществ и др.), могут входить в состав разных групп. Например, досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, проводимые в ходе проведения операции правоохранительных органов «Вихрь-Антитеррор» при проходе (проезде) в зону проведения контртеррористической операции и при выходе (выезде) из указанной зоны[94], либо личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств, применяемые в условиях чрезвычайного положения[95], относятся к числу принудительных мер административного предупреждения, а досмотр автотранспортного средства, проводимый в связи с совершением дорожно-транспортного происшествия, является мерой административно-процессуального обеспечения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.